ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕНЫШЕЙ ПЕСЧАНКИ МОНГОЛЬСКОЙ В ТЕСТЕ «ОТКРЫТОЕ ПОЛЕ» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕНЫШЕЙ ПЕСЧАНКИ МОНГОЛЬСКОЙ В ТЕСТЕ «ОТКРЫТОЕ ПОЛЕ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Монгольские песчанки в основном небольшого размера, длина их тела, не считая хвоста, в среднем составляет 10-12 см. Средний вес песчанки –от 75 до 120 г. Мордочка треугольная, с аккуратным носом, небольшими ушами и глазами-бусинками. Передние лапы маленькие, с 5-ю пальцами и коготками, ими песчанки роют свои норы, а также пользуются ими как руками при кормлении или постройки гнезда. Задние лапы мощные и длинные, также имеют 5 пальцев. Благодаря им песчанки хорошо прыгают, до 1 м в длину и до 40 см в высоту. Хвост у них длинный, покрыт шерстью на всем протяжении, а на конце имеется красивая кисточка из более длинных волосков [2,3].

Многие процессы деятельности монгольской песчанки осуществляются при помощи рефлексов. Рефлекс – стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой, осуществляются посредством рефлекторной дуги [1].

Безусловные рефлексы – наследственно передаваемые (врождённые) реакции организма, присущие всему виду. Выполняют защитную функцию, а также функцию поддержания гомеостаза (постоянства внутренней среды организма) [1].

1. Статические рефлексы могут быть разделены на две большие группы: рефлексы, обусловливающие положение тела в покое, – так называемые рефлексы положения, и рефлексы, обусловливающие возвращение из различных положений в исходное, – так называемые рефлексы установки. Рефлексы положения изучаются на децеребрированных животных, так как децеребрация выключает рефлексы установки, центр которых расположен выше (средний мозг, красные ядра), и позволяет, таким образом, изучать рефлексы положения в изолированном виде. На общее положение тела влияет положение головы. Меняя положение головы, раздражают, во-первых, нервы шейных мышц (тонические шейные рефлексы, изучаемые после предварительного разрушения обоих лабиринтов), а во-вторых, лабиринты (лабиринтные рефлексы, для изучения которых необходима фиксация шеи повязкой, выключающая действие шейных рефлексов). Шейные рефлексы: поворот головы усиливает разгибательный тонус в тех конечностях, в сторону которых голова обращается подбородком, и сгибательный тонус в конечностях противоположной стороны; сгибание головы ведет к усилению сгибательного тонуса, разгибание головы – к усилению разгибательного тонуса. В противоположность шейным рефлексам лабиринтные рефлексы всегда изменяют тонус всех четырех конечностей в одном и том же направлении [5].

2. Статокинетические рефлексы – рефлексы, вызываемые активными или пассивными движениями. К ним относятся лабиринтные рефлексы, обусловленные вращением тела [5].

Проведение тестов по изучению скорости созревания сенсорно-двигательных рефлексов проводилось нами на основе Методические рекомендации по доклиническому изучению репродуктивной токсичности фармакологических средств [4]. Особенности проведения теста «Открытое поле» представлено в таблице 1.

Таблица 1

Дни проведения

Параметры теста «Открытое поле»

Монгольских песчанок помещают на площадку, размерами 30х30 см, на которой проведены линии, образующие 36 квадратов

8-9

Поднимание головы и передних лап

9-11

Ползание

13-15

Опору на задние конечности, подъем всего тела

17-20

Двигательную активность (число пересеченных квадратов), умывания различного рода, обнюхивания, стойки, карабканье на стенки, прыжки, время отсутствия активности, возможные аномалии походки.

Нами был проведен тест «Открытое поле»: детенышей монгольских песчанок соответствующего возраста помещают на площадку, размерами 30х30 см, на которой проведены линии, образующие 36 квадратов. В качестве площадки использовалась коробка с ботами 15 см высотой. Ежедневно замечалось и регистрировалось положение детеныша в пространстве этого поля (рис. 1). В течение 2 минут наблюдалось как ведут себя детеныши, а именно учитывалось количество: пересеченных квадратов, поворотов вправо, влево или вокруг себя. Создана общая таблица (табл. 2), где указывается двигательная реакция песчанок в тот или иной день от одной пары животных.

Рис. 1. Проведение теста «Открытое поле» (фото автора)

Таблица 2

Поведение детенышей песчанки монгольской в тесте «Открытое поле»

День

наблюдений

Номер детеныша

Описание поведения детенышей песчанки монгольской

9

1

В течение 20 сек. Детеныш находился в покое, после начал движение вправо. Затем обошел вокруг себя 2 раза, в 1,40 сек. вышел из центра и направился к нижнему борту коробки. За 2 минуты пересек 6 квадратов.

2

На 5 сек. начал движение. Сначала детеныш направился вправо, потом повернулся влево на 900. В течение 15 сек. детеныш находился в покое. После начал движение вокруг себя на 3600 (2 раза) в одну, потом в другую сторону. На 1,42 сек. вышел из центра и направился к верхней части правого борта коробки. Детеныш пересек 8 квадратов.

3

Начал движение вправо на 900, потом на 6 сек. перевернулся на спину и встал на 17 сек. Затем перевернулся вокруг себя на 3600, направился к правому краю борта коробки и на 1,20 сек. вышел из центра. В течение 30 сек. крутился вокруг себя (то вправо, то влево). На 1,55 снова оказался в центре. Пересек 7 квадратов.

4

Детеныш активно начал движение вправо на 900, потом влево. Обернулся вокруг себя на 3600. На 40 сек. вышел из центра и направился к нижнему борту коробки. На 1,30 сек. снова попал в центр и замер. В итоге на 1,53 минуте вышел из центра и направился к правому бортику. Пересек 7 квадратов.

5

Активно начал движение вокруг себя, перевернулся на 3600. На 33 сек. перевернулся на спину, были попытки перевернуться на 4 лапы, но не удалось. В итоге заснул.

14

1

На 10 сек. детеныш вышел из центра. Начал движение вокруг себя на 3600. Детеныш находился на месте и поворачивался то влево, то вправо на 900. Затем повернулся в направление правого борта коробки, направился к нему, уперся. Повернулся влево на 1800. Пошел в центр (1,34 сек). Замер. Перешел 7 квадратов.

2

Находился в центре около 7 сек. Затем на 9 сек. вышел из центра и пошел к правому борту коробки. Повернулся влево на 1800, пошел к верхней части левого борта коробки, замер. На 1,20 сек. пересек центр. Повернулся вокруг себя (3 раза). Замер. Пересек 8 квадратов.

3

Активно выбрался из центра. На 9 сек. направился к правому верхнему углу коробки, замер. Повернулся на 1800 и пошел в обратном направлении. На 45 сек. пересек центр и пошел к левому нижнему углу коробки. Уперся и повернулся на 3600 вокруг себя. Сначала вправо потом влево. Повернулся на 900. Пересек 12 квадратов.

4

Замер. Только на 35 сек. начал движение вокруг себя. На 47 сек. вышел из центра и пошел к нижнему правому бортику. Уперся остановился и на 1800 повернулся к правому краю коробки. Начал движение вдоль нижнего краю борта коробки. Покрутился вокруг себя на 3600. Пересек 11 квадратов.

5

Активно начал движение к правому борту коробки. Пересек центр на 14 сек. Повернулся влево на 1800. Пошел в сторону центра. Пересек его на 44 сек. остановился. Пошел к верхнему правому углу коробки. Замер, повернулся на 3600 и пошел к левому борту коробки. Пересек 14 квадратов.

18

1

На 7 сек. вышел из центра. Направился к нижнему борту коробки. Прокрутился вокруг себя на 3600 (2 раза). Направился к левому борту коробки. Повернулся на 900, замер. На 34 сек. пересек центр. Топтался на месте. Пошел к левому краю бортика. На 1,32 сек. повернулся на 1800, пошел к верхнему правому бортику. Пересек 15 квадратов.

2

Находился в центре в течение 4 сек. крутился вокруг себя, поворачивался то вправо, то влево на 1800. На 46 сек. направился к верхнему правому углу. Повернулся влево на 900. Потом направился в центр (1,12 сек.). Замер, пошел вправо, влево (в течение 33 сек.). пересек 14 квадратов.

3

На 4 сек. вышел из центра. Направился в сторону нижнего левого борта коробки, потом перешел к правому краю коробки. Повернулся влево на 900, потом вправо, покрутился вокруг себя на 3600. Замер. Повернулся на 1800. Пошел к верхнему правому бортику. Пересек 15 квадратов.

4

На 6 сек. вышел из центра. Пошел к левому бортику. Перевернулся на 1800. Пошел к правому верхнему углу коробки. Затем крутился вокруг себя (2 раза). Пересек центр на 1,27 сек. Замер, повернулся к нижнему левому борту коробки. Пересек 21 квадрат.

23

1

Повернулся на 3 сек. вправо. На 10 сек. вышел из центра и направился к левому верхнему бортику. Повернулся на 3600. Поворачивался вокруг себя. Повернулся на 1800 вправо, потом влево. Пошел к правому верхнему борту коробки. На 1,34 сек пересек центр. Потом пошел к нижнему бортику. Пересек 31 квадрат.

2

Активно вышел из центра, направился к левому нижнему бортику. Замер, на 27 сек вышел из центра и затем быстро вернулся в центр. Пошел по диагонали, потом повернулся на 1800 и пошел к верхнему правому борту коробки. Развернулся вправо. Замер (4 сек). Пересек 27 квадратов.

3

Вышел из центра на 4 сек. направился к верхнему левому углу. Потом спустился к нижнему краю бортику. Пошел вправо, влево, вправо, потом пошел обратно. Повернулся на 1800 вправо, повернулся и пошел к нижнему правому бортику. Ходил по краям бортика пересек 28 квадратов.

4

Сразу вышел из центра, направился вверх, двигался вдоль верхнего борта коробки в прямом и обратном направлении. Повернулся вокруг себя на 3600 (2 раза). Замер. Направился к нижнему левому углу коробки, затем повернулся на 900. Направился к верхней левой части борта коробки. На 1,39 сек пересек центр. Пересек 29 квадратов.

Безусловные двигательные рефлексы способствуют обучению освоения детенышами пространства окружающей среды и имеют скорость созревания для каждого вида. В раннем онтогенезе ползанье у детенышей монгольской песчанки начинается со 2 дня, активное передвижение по всей площадке с 9 дня (в среднем 2,8 квадратов за 1 минуты) и достигает к 23 дню жизни в среднем 11,87 квадратов за 1 минуту.

Список литературы

1. Володин, И.А. Песчанки: содержание и демография популяций разных видов в неволе [Текст] / И.А. Володин, О.Г. Ильченко, С.В. Попов. – М.: 1996. – 228 с.

2. Громов, И. М. Млекопитающие фауны России и сопредельных территорий. Зайцеобразные, грызуны [Текст]: определитель по фауне России / И. М. Громов, М. А. Ербаева. – СПб.: Наука, 1995. – 522 с.

3. Константинов, В.М. Зоология позвоночных /В.М. Константинов, С.П. Наумов, С.П. Шаталова. – М.: Академия, 2000. – С. 376-380.

4. Методические рекомендации по доклиническому изучению репродуктивной токсичности фармакологических средств n 98/304 [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.alppp.ru/law/hozjajstvennaja-dejatelnost/promyshlennost/35/metodicheskie-rekomendacii-po-doklinicheskomu-izucheniyu-reproduktivnoj-toksichnosti-farma.html – Дата обращения: 10.09.2015.

5. Павлинов, И.Я. Песчанки мировой фауны / И.Я. Павлинов, Ю.А. Дубровский, О. Л. Россолимо [и др.]. – М.: Наука, 1990. – 368 с.

Просмотров работы: 729