ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-ГО КЛАССА (В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-ГО КЛАССА (В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня школа стремительно меняется, главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании — это ускорение темпов развития. В условиях реализации ФГОС ООО появляются новые требования к уроку, в первую очередь изменяется подход к образовательному процессу. Школьный урок теперь не связан с получением оторванных от жизни знаний, а направлен на подготовку учащихся к жизни, на поиск полезной информации и формирование навыков ее применения в реальных условиях. Важнейшей задачей каждого учителя при реализации ФГОС ООО является освоение новой технологии проектирования учебного занятия с учетом системно-деятельностного подхода [1].

Одной из таких технологий является разработка технологических карт урока, которые помогают учителю организовать самостоятельную работу учащихся по освоению нового знания, развивать логическое, критическое и творческое мышление ребят. Применение таких карт наиболее эффективно в малых группах или при работе в парах. Реализация технологического подхода освобождает школьников от заучивания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузке памяти, к потере интереса к обучению. Такой подход позволяет сформировать умения выделять главные мысли в учебном материале каждого урока, учит их сравнивать, обобщать, рассуждать. Преимущества технологической карты заключаются, прежде всего, в чётко прописанных требованиям к знаниям и умениям учащихся. Она представляет собой модернизированный план урока, в которой структурирован учебный материал, выделено главное и даются варианты познавательных заданий. В картах спланирована не только деятельность учителя, но и работа учащегося, направленная на достижение прочных знаний. Отличительные признаки технологических карт заключаются в том, что здесь сочетаются планирование педагогического результата, использование некоторого социального опыта учащихся, выделение возможной личностной значимости изучаемого для школьников. На занятиях больше внимания уделяется самостоятельной работе с текстом и рисунками учебника, решению познавательных творческих задач, заданий на основе внутрипредметных и межпредметных связей, т.е. ведущей является самостоятельная работа учащихся на разных этапах урока. Широко используется работа в группах, где можно обсудить проблему, уточнить непонятное, задать вопросы. В технологических картах плотно спланирована деятельность учителя и учащихся на уроке, а учитель может отбирать по своему усмотрению задания, соответствующие уровню подготовленности и работоспособности классного коллектива, часть материала предложить для самостоятельного изучения.

Нами разработана технологическая карта урока биологии для учащихся 6 классов на тему «Семейства класса Однодольные». Карта спроектирована на основе УМК по биологии для 6 класса под редакцией И.Н. Пономаревой [2].

Технологическая карта урока биологии 6 класс

Тема урока: «Семейства класса Однодольные».

Цель урока: изучить характерные особенности основных семейств класса Однодольные, их многообразие.

Задачи урока:

  • образовательные: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейств луковые, лилейные, злаковые; сформировать представление о многообразии цветковых растений;

  • развивающие: развивать умения логически мыслить, анализировать, делать выводы; развивать познавательный интерес к предмету; развивать способность к рефлексии способов и условий действия, к контролю и оценке процесса и результатов своей деятельности;

  • воспитательные: воспитыватьумение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.

Тип урока:урок открытия нового знания.

Планируемые результаты:

предметные:

  • формирование представления о многообразии цветковых растений;

  • формирование умения определять семейства класса Однодольные;

  • объяснение роли семейств класса Однодольные в природе и жизни человека.

метапредметные:

  • познавательные: сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • коммуникативные: умение работать фронтально, индивидуально и в группе; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников;

  • регулятивные: оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив;

личностные:

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического отношения к живым объектам.

Основные понятия: Семейства класса Однодольные: луковые, лилейные, злаковые.

Методы обучения и методические приемы: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация слайдов презентации).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ресурсы:УМК по биологии для 6 класса под редакцией И.Н. Пономаревой; мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Технологии: организации самостоятельной работы учащихся, технология развития критического мышления.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые

результаты

Предметные

УУД

1. Организационный момент (1 мин.)

1.1. Организует класс, проверяет готовность учащихся к уроку, приветствует их

1.1. Готовятся к уроку, успокаиваются, настраиваются на работу, приветствуют учителя

 

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2 мин.)

2.1. Актуализирует требования к учащимся. Мотивирует их. Устанавливает тематические рамки урока

2.1. Самоопределяются, ставят цель и задачи урока, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

 

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (8 мин.)

3.1. Ребята, давайте вспомним, с какой темой вы знакомились на прошлом уроке?

3.2. С целью проверки усвоения вами материала прошлого урока проведем: биологический диктант на тему «Семейства класса Двудольные».

  1. К семейству Крестоцветные относятся как травянистые растения, так и кустарники и деревья.

  2. Все растения семейства Крестоцветные имеют простые листья.

  3. Плоды у растений семейства Крестоцветные – стручки и стручочки.

  4. Все растения семейства Крестоцветные – двулетние растения.

  5. Листья растений семейства Крестоцветные имеют сетчатое жилкование.

  6. Растения семейства Розоцветные – ветроопыляемые растения.

  7. У некоторых видов семейства Розоцветные развиваются ползучие побеги.

  8. Растения семейства Пасленовые – преимущественно травянистые растения.

  9. Перец и баклажан – овощные растения из семейства Пасленовые.

  10. Корневая система у растений семейства Мотыльковых – стержневая.

  11. Цветки у растений семейства Сложноцветные собраны в соцветия корзинки.

  12. Растения семейства Сложноцветные имеют простые листья.

Инструкция:Если вы считаете, что утверждение верное, то поставьте +, а если неверное, то -.

На работу вам отводится 5 минут.

3.3. Учитель предлагает решить биологическую задачу:

Некоторые растения этого семейства выращивают на зеленое удобрение и закапывают. Они перегнивают, обогащая почву азотом. Почему это происходит? Назовите их. К какому семейству относятся эти растения?

3.4. Предлагает ответить на вопрос: Какой еще один класс Покрытосеменных растений вы знаете?

Об особенностях этого класса мы уже знаем. Сегодня же мы изучим три из более чем восьмидесяти семейств, входящих в состав класса Однодольные растения.

Корректирует тему урока.

3.1. Семейства класса Двудольные

3.2. Самостоятельно отвечают на вопросы на листочках

  1. +

  2. +

  3. +

  4. +

  5. +

  6. +

  7. +

  8. +

  9. +

3.3. Все органы бобовых богаты содержащими азот веществами, в частности белками. После отмирания растения почва обогащается азотом. К ним относят – клевер, люцерна, эспарцет, люпин и многие другие

3.4. -Класс Однодольные

Тему записывают в тетради.

Формирование представления о многообразии цветковых растений

 

4.Изучение нового материала (20 мин.)

4.1. Семейство Злаки (или Мятликовые).

Учитель предлагает классу познакомиться со слайдами презентации

Показ слайдов сопровождается объяснением учителя.

Изучаем на примере пшеницы.

В процессе объяснения учитель предлагает учащимся заполнить таблицу “Семейство Злаки”.

Основные признаки

Характеристика семейства Злаки

  • Общее количество видов;

  • Жизненные формы

  • Стебель

  • Листья

  • Цветки

  • Плод

  • Значение в жизни людей

 

4.2. Семейство Лилейные

Учитель предлагает классу познакомиться со слайдами презентации

Изучаем на примере тюльпана.

В процессе объяснения учитель предлагает учащимся заполнить таблицу “Семейство Лилейные”.

Основные признаки

Характеристика семейства Лилейные

  • Общее количество видов;

  • Жизненные формы

  • Цветки

  • Плод

  • Значение в жизни людей

 

4.3. Для изучениясемейства Луковые учитель организует самостоятельную работу учащихся в группах.

Инструктивная карточка:

  1. Изучите §26 учебника на стр. 139 «Семейство Луковые».

  2. Рассмотрите предложенные вам изображения лука порея, лука репчатого, лука медвежьего, шнитт-лука. Отметьте сходства и различия этих представителей семейства «Луковые»

  3. Пользуясь полученной информацией заполните таблицу

Основные признаки

Характеристика семейства Луковые

  • Общее количество видов;

  • Жизненные формы

  • Листья

  • Цветки

  • Плод

  • Значение в жизни людей

 

Результаты работы оформляются в рабочей тетради в виде таблицы “Семейство Луковые”.

Учитель оценивает качество работы в группе по заполнению таблицы у доски (вызывая любого ученика).

4.1. Просматривают слайды и заполняют таблицу

Основные признаки

Характеристика семейства Злаки

  • Общее количество видов;

  • Жизненные формы

  • Стебель

  • Листья

  • Цветки

  • Плод

  • Значение в жизни людей

  • 10000;

  • преобладают травы, но есть кустарники и деревья;

  • полый (соломина) с хорошо выраженными узлами;

  • простые, длинные, имеют влагалище, жилкование параллельное;

  • мелкие, невзрачные с двумя цветочными чешуями, имеют три тычинки и один пестик с двумя мохнатыми рыльцами; формула цветка ^ О(2)+2Т3П1;

  • метёлка, сложный колос, початок, султан;

  • сухой, зерновка.

  • используются в пищу (рожь, кукуруза, пшеница, рис, просо, сорго, ячмень); корм для животных (тимофеевка, ежа, мятлик, овёс, ячмень и др.); сорняки (пырей ползучий, овсюг).

4.2. Просматривают слайды и заполняют таблицу

Просматривают слайды и заполняют таблицу

Основные признаки

Характеристика семейства Лилейные

  • Общее количество видов;

  • Жизненные формы

  • Цветки

  • Плод

  • Значение в жизни людей

  • 4000;

  • преимущественно многолетние луковичные травы;

  • обычно яркие, крупные, ароматные; они обоеполые с простым венчиковидным околоцветником из шести частей, тычинок шесть, пестик один; формула цветка * О3+3Т3+3П1;

  • коробочка (тюльпан) или ягода (ландыш).

  • Овощные культуры (спаржа); Декоративные растения (лилии, тюльпаны, гиацинты); Лекарственные растения (ландыш майский, вороний глаз).

4.3. Самостоятельно изучают §26 учебника, работают с иллюстрациями и раздаточным материалом, заполняют таблицу

Формирование умения определять семейства класса Однодольные;

формирование представления о многообразии цветковых растений

Сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Умение работать фронтально, индивидуально; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля;

Оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив.

Сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Умение работать в группе; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников;

Оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив

5. Закрепление изученного материала (8 мин.)

5.1.Учитель говорит о том, что учащиеся на уроке познакомились с основными семействами класса Однодольные, и предлагает учащимся отгадать кроссворд

     

1

                   
       

2

                 
 

3

                       
     

4

                   
 

5

                       

6

                         
       

7

                 
 

8

                       

9

                         
     

10

                   
       

11

                 

  1. Соцветие у луковичных (зонтик)

  2. Одно из жилкований листа однодольных (дуговое)

  3. Представитель злаковых (пшеница)

  4. Корневая система однодольных (мочковатая)

  5. Плод у ландыша (ягода)

  6. Представитель луковичных (чеснок)

  7. Куча одежек,кто его раздевает,слезы проливает (лук)

  8. Представитель лилейных (тюльпан)

  9. Декоративный представитель лилейных (гиацинт)

  10. Орган цветка,которого у злаковых обычно три (тычинка)

11. Многолетний представитель злаковых трав (ежа)

       

з

о

н

т

и

к

       
         

д

у

г

о

в

о

е

   
   

п

ш

е

н

и

ц

а

         
       

м

о

ч

к

о

в

а

т

а

я

   

я

г

о

д

а

             
 

ч

е

с

н

о

к

             
         

л

у

к

           
   

т

ю

л

ь

п

а

н

         

г

и

а

ц

и

н

т

             
       

т

ы

ч

и

н

к

а

     
         

е

ж

а

           

Объяснение роли семейств класса Однодольные в природе и жизни человека

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников;

Оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив

6. Рефлексия (5мин.)

6.1. Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы: Что у меня сегодня лучше всего получилось?

Чего я достиг?

Что для меня было трудным?

И подвести итог занятия фразой: Сам себе я желаю…

6.1. Отвечает на вопросы

 

Проведение коррекции и оценки собственных действий

7. Домашнее задание (3 мин.)

7.1.Учитель предлагает подготовить доклады по семействам Однодольные

7.2. Благодарит за урок!

7.1. Записывают домашнее задание

7.2. Благодарят учителя за урок!

   

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Введение ФГОС ООО: проблемы и перспективы (из опыта работы гимназии) [Текст] – Самара: АНО «Издательство СНЦ РАН», 2013. – 180 с.

2. Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко – М.: Вентана-Граф, 2013- 192 с.

Просмотров работы: 5974