ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность проблемы. Экологические проблемы очень серьёзны и по значимости сравнимы с опасностью. От уровня экологического воспитания зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Экологическая культура – это развитие системы научных понятий, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление гражданской ответственности за состояние окружающей среды, отвечающих моделям общечеловеческой культуры [3].

Начальной ступенью формирования экологической культуры личности является экологическая грамотность. Грамотность предусматривает в основном осведомленность и инструментальную вооруженность природоохранной деятельности. Экологическая грамотность (познание и оценка экологической реальности, предвидение последствий хозяйственной деятельности человека для окружающей среды, овладение способами рационального управления природопользованием) – одна из сложных форм грамотности. Функциональная грамотность характеризуется степенью овладения средствами познания, включает в себя способность решать стандартные жизненные задачи на основе прикладных знаний в различных сферах жизнедеятельности [2,6].

ФГОС нового поколения требует использовать в образовательном процессе технологии деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования. Проектная деятельность учащихся являет одним из методов развивающего обучения, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, соединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам [1,4,5].

Актуальность проекта«Жизнь пластиковой бутылки». Одной из актуальных экологических проблем, стоящих перед современной цивилизацией, является утилизация вторичного полиэтилентерефталата (ПЭТ), который не разлагается естественным путем.

Вместе с повышением объема производства ПЭТ бутылок, возрастает и количество отходов. Вследствие этого возникает актуальная проблема утилизации пластиковых отходов, ведь известно, что они не разлагаются на обычных полигонах для мусора. Возникшая проблема утилизации ПЭТ на данное время не обладает эффективным решением ни в одной стране мира.

Вид проекта: практико-ориентированный. Руководители проекта: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель биологии, химии, географии, физкультуры. Участники проекта: учащиеся 8 класса; учителя-предметники, родители учащихся 8 класса. География проекта: Муниципальное образовательное учреждение Сроки проекта: учебный год.

Цель проекта: формирование экологической грамотности учащихся при анализе проблемы использования пластиковых веществ и их утилизации.

Методы: словесные; наглядно-демонстрационные; практические. Виды деятельности: учебно-игровая; исследовательская; коммуникативно-диалоговая; практико-ориентированная.

Предполагаемый результат проекта: повышение уровня экологической грамотности учащихся при выполнении проекта «Жизнь пластиковой бутылки».

Форма работы: Экскурсии, экологические игры, исследовательская и расчетная работа, составление презентаций, подготовка сообщений, оформление стенда, творческая работа.

Предприятия-партнеры: «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия, ООО, производственно-торговая компания», «Самарский комбинат ООО Родник», ОАО ПКК «Весна»

Методическое сопровождение проекта «Жизнь пластиковой бутылки»:

1. План мероприятий проекта.

2. Задания для проведения экскурсий на предприятиях «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия, ООО, производственно-торговая компания» и «Самарский комбинат ООО Родник».

3. Расчетные задачи для проведения игры Поле Чудес «Пластик в быту», разработке плана по организации раздельного сбора мусора в городе.

4. Разработка Спортивно-экологической игры «Природа без мусора».

5. Дополнительная литература и источники информаций по работе с маркировками бутылок.

Содержание методического сопровождения проекта «Жизнь пластиковой бутылки»:

1. План мероприятий проекта «Жизнь пластиковой бутылки» (фрагмент):

Ход проекта.

План мероприятий по реализации экологического проекта «Жизнь пластиковой бутылки»

 

Сроки выполнения

Ресурсы

Примечание

1 этап – подготовительный

1.

Беседа с учащимися о экологической проблеме утилизации ПЭТ-тары.

сентябрь

Изучение материала по данной теме проекта

Общее осуждение мероприятий по выполнению проекта

2.

Составление плана работы над проектом.

3.

Сбор информации, необходимого для реализации цели проекта.

4.

Разработка мероприятий, экскурсий, заданий по задачам проекта

2 этап – основной

5.

Экскурсия по теме «Технология производства пластиковой бутылки»

10 октябрь

Рассказ экскурсовода.

Учащиеся заполняют карточки, подготовленные учителем.

6.

Экскурсия по теме «Использование пластиковой бутылки в производстве»

20 октябрь

Рассказ экскурсовода.

Учащиеся заполняют карточки, подготовленные учителем.

       

17.

Ярмарка творческих работ «Вторая жизнь пластикой бутылке».

28 апрель

 

Активизация творческих способностей учащихся.

3 этап – заключительный

     

18.

Оформление проекта и презентации

май

 

Активная деятельность учащихся

2. Задания для проведения экскурсий на предприятиях «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия, ООО, производственно-торговая компания» и «Самарский комбинат ООО Родник».

Задание по экскурсии.

Карточка №1. Технология производства пластиковой бутылки

1. Какое сырье используется для изготовления пластиковой тары.

2. Дайте характеристику этапам производства пластиковой бутылки

Этапы

Описание

Однофазное

 

Двухфазное

 

3. Опишите особенности производства.

4. Изобразите новый дизайн пластиковой бутылки.

3. Примеры расчетных задач для проведения игры Поле Чудес «Пластик в быту».

Задача 1. В г.о. Самара используются 329 сетчатых контейнеров для сбора ПЭТ-тары. В течение месяца пронаблюдайте за одним контейнером, сколько раз в течение месяца будет заполняться, и вывозиться данный контейнер?

Задача 2. Если известно, что объем – 1,5 м3; габариты – 1х1х1,5 м; масса – 67 кг. Вычислить общий объем, вывозимый ПЭТ-тары за неделю, месяц в г.о. Самара?

4. Спортивно – экологическая игра «Природа без мусора»

Цель: формирование экологического сознания учащихся, повышение их экологической культуры с помощью физической культуры.

Задачи: развитие гармонично развитой личности школьника с помощью бережного отношения к своему здоровью и к окружающей среде; приобщение учащихся к физической культуре и спорту, систематическим занятиям физическими упражнениями.

Оборудование и инвентарь: скамейки, 2 веника, 2 ведра, баночки с мусором (бумажки и фантики), 2 веревки длиной 3,5 метра с нанизанной на нее пластиковой бутылкой, 2 обруча на стойках, 12 пластиковых бутылок, наполненных песком, коробки 6 шт, 2 бутылки 0,5 литра набитые песком, мусор с магнитами и удочка с магнитом, мусор (пустые пластиковые бутылки, стеклянные бутылки, деревянные щепки, алюминиевые банки).

Спортивно – экологическое соревнование проводится в спортивном зале

Соревнуются 2 команды. Каждая из команд должна иметь свое название, девиз и эмблему.

Ход мероприятия.

В спортзал входят команды и выстраиваются в 1 шеренгу.

Наблюдать за ходом соревнований и выставлять оценки будет жюри по двухбалльной системе: 2 балла –победа, 1 балл – ничья, 0 баллов – проигрыш, штраф минус 0,5 балла.

1. Конкурс «Приветствие» – частники объявляют название и девиз команды.

2. Конкурс «Собери мусор».

3. Конкурс «Челнок»

4. Конкурс «Берегите лес»

5. Конкурс «Чистое озеро»

6. Конкурс «Сортировка»

7. Конкурс «Мусорбол»

Проект «Жизнь пластиковой бутылки» направлен на усвоение учащимися ценностных ориентаций, связанных с проблемой использования пластиковых веществ и их утилизации; на формирование ответственного отношения к собственному здоровью, и здоровью окружающих, культурное поведение в природе. Применение заданий, включающих жизненные ситуации с выбором и принятием решений, высказыванием собственного мнения, способствуют развитию ценностно-смысловой деятельности и экологической грамотности учащихся

Литература:

1. Андреева Н.Д., Азизова И. Ю, Малиновская Н.В. Новые концептуальные основы обучения биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС: Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во «Свое издательство», 2014. 219 с.

2. Наливайко И.В., Трофимова М.В. Экологическое воспитание учащихся в летнем пришкольном лагере//Структурно-функциональная организация и динамика растительного покрова: материалы II всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 80-летию со дня рождения д.б.н., проф. В.И.Матвеева. Самара, 2015. С. 270-274.

3. Наливайко И.В., Чердымова Е.И., Чердымова З.И. Стратегия формирования экологической культуры в профессиональной подготовке студентов для устойчивого развития региона // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников в контексте стандартов нового поколения: материалы Всерос. науч.-практич. конф. с международ. участием. 27-28 января 2012 года, Самара / отв. ред. А.А. Семенов. Самара, ПГСГА, 2012. С. 13-19.

4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2005.

5. Суматохин С.В. Требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности // Биология в школе.2013. №5. 60 с.

6. Трофимова М.В., Наливайко И.В. Отношение к природе учащихся среднего школьного возраста//Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение: сборник статей IV Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию естественно-географического факультета ФГБОУ ВПО ПГСГА. Самара, 2014. С. 206-208.

Просмотров работы: 1188