ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие малого бизнеса в России является одним из главных факторов для решения экономических и социальных проблем в стране на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, т.к. именно он формирует средний класс, создает рабочие места.

Вклад малого и среднего бизнеса (МСБ) в ВВП и занятость населения нашей страны составляет 20% и 25% соответственно. В то же время в странах Евросоюза доля МСБ в ВВП составляет 50% , примерно столько же составляет вклад в общую занятость. Удельный вес малых и средних предприятий в общем количестве в развитых странах – более 90%, в России – 34% (табл. 1).

Наибольшее влияние на развитие малого и среднего бизнеса оказывает налогообложение. В международной практике существует два основных подхода к налогообложению МСП:

  • общая национальная система налогообложения, которая предоставляет налоговые льготы по некоторым видам налогов (обычно НДС или налог на прибыль организаций)

  • специальные режимы налогообложения.

Согласно российскому законодательству, существует два вида налоговых режимов:

  1. Общий режим налогообложения малых предприятий;

  2. Специальные режимы:

  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);

  • упрощенная система налогообложения (УСНО);

  • упрощенная система, основанная на патенте;

  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД). [2]

Важным моментом для российских предпринимателей является то, что они имеют право выбора системы налогообложения малого бизнеса. Основным фактором, который определяет выбор того или иного режима, является налоговая нагрузка.

Таблица 1

Упрощенная система налогообложения наиболее выгодна для индивидуальных предпринимателей (физических лиц) и малых предприятий (юридических лиц) – поставщиков услуг и товаров конечному потребителю. Необходимо отметить, что в соответствии с Налоговым Кодексом РФ (ст.346 глава 26) право применения упрощенной системы налогообложения дается не всем. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, субъекты предпринимательской деятельности, занимающиеся игорным бизнесом, применяющие единый сельскохозяйственный налог и др. Это условие распространяется также на организации, чей доход превышает 60 млн. руб., количество сотрудников – 100 человек, остаточная стоимость основных фондов и нематериальных активов – более 100 млн. руб.

В настоящее время в налогообложении малого бизнеса существует целый ряд проблем. Одна из наиболее существенных проблем - частые изменения налогового законода­тельства в сторону увеличения налогового бремени. Так, в начале 2013 года ставка страхового взноса в Пенсионный фонд РФ для индивидуальных предпринимателей (ИП) была увеличена в 2 раза. Как следствие произошло массовое закрытие индивидуальных предприятий: по данным Росстата в течение октября- декабря 2012 прекратили деятельность 277 565 ИП, в течение 2013г. – 965089 ИП (из них 557 704 - до 1 мая 2013г.).

Другой пример. В 2016 году в России по предложению Минэкономразвития может резко — на 15,9% — вырасти единый налог на вмененный доход для малого бизнеса. В результате малые предприниматели заранее стали переходить на другие схемы налогообложения, или закрывать свой бизнес. В итоге поступления от этого налога за 8 месяцев 2015г. выросли всего на 1% при росте налогооблагаемой базы на 7,5%. По мнению экспертов, в дальнейшем это уведет часть малого бизнеса в тень. [6] .

К числу других проблем можно отнести сложный порядок учета и уплаты налогов, их сложную структуру, недостаточность четкости и ясности нормативных документов.

Социологические опросы предпринимателей так же выявляют эти проблемы. Отвечая на вопрос: «Какими должны быть приоритетные направления государственной поддержки на федеральном уровне?» 78,2% опрошенных представителей малого бизнеса ответили: «Льготное налогообложение». Второе место занял ответ «Упрощение и стабильность налогообложения», так ответили 49,8% опрашиваемых. 49,1% респондентов к числу наиболее острых проблем отнесли «высокие налоги». [6]

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» предусматривает дальнейшее стимулирование роста общего количества субъектов МПС за счет реализации комплекса мер. Их реализация приведет к достижению в 2020 году следующих показателей: доля малого бизнеса в занятости составит 30%; в ВВП - 30%; в общем количестве действующих предприятий – 80%. К числу приоритетных мер необходимо отнести совершенствование системы налогообложения малого бизнеса.

Литература
  1. Федеральный закон о 24 июля 2007 г. ФЗ-№209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)// система ГАРАНТ Информационно-правовой портал

  3. "Российская Бизнес-газета" №993 (14)

  4. Данные опросов, опубликованных автономной некоммерческой организацией «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства»

  5. Федеральная служба государственной статистики - Росстат (http://www.gks.ru/)

  6. Налоги на малый бизнес в России резко вырастут в 2016 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.mk.ru/economics/2015/11/05/

Просмотров работы: 2385