Ардашелия Лолита Ревазовна
Студентка Факультета экономики и финансов
РГЭУ (РИНХ)
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ
Социальные расходы государства – это затраты бюджетной системы в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты населения, а также культуры, средств массовой информации, физической культуры и спорта. Совокупность затрат в этих областях нередко обозначают как «расходы на социально-культурные мероприятия» [1].
Они осуществляются со всех уровней бюджетной системы, целостность которой отражает консолидированный бюджет Российской Федерации: из федерального бюджета, из бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, а также из государственных (федеральных) и территориальных государственных (региональных) внебюджетных фондов. Значительная часть средств, предназначенных для финансирования социальных обязательств, перераспределяется между элементами бюджетной системы с помощью межбюджетных трансфертов: дотаций, субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов [6]. Многоуровневую и многоканальную структуру финансирования социальной сферы наглядно отражает схема финансовых потоков в системе социальной защиты населения (Рисунок 1)[1].
Система здравоохранения является неотъемлемой частью социально-экономической политики государства. В докладе специальной комиссии Счётной палаты РФ (подготовлен весной 2015 года) стартовавшая в январе 2015 года реформа здравоохранения в России была признана провальной: она не только не улучшила качество оказываемых населению медицинских услуг, но сделала их для населения менее доступными.
В настоящее время в России сложилась непростая ситуация в системе здравоохранения. Одна из наиболее важных отраслей страны переживает период реформирования ряда положений законодательства, касающихся предоставления платных и бесплатных медицинских услуг населению. Согласно ст. 41 Конституции РФ медицинская помощь является бесплатной для населения. В этой связи становится актуальной проблема определения источников и размеров финансирования расходов системы здравоохранения. Их должно быть достаточно не только для поддержания текущего функционирования сферы здравоохранения, но и ее развития. Дефицит средств бюджетов публично-правовых образований, системы обязательного медицинского страхования приводит к росту частных расходов на здравоохранение, а в неблагоприятных экономических условиях стимулирует рост теневой экономики в этом секторе [8].
Все системы здравоохранения в зависимости от преобладающего источника финансирования можно разделить следующим образом:
социально-страховые (Германия, Франция, Япония, Россия);
государственные (Великобритания);
рыночные (США) [2].
Источниками финансирования системы здравоохранения (наиболее полно они были прописаны в ранее действующем Законе «О медицинском страховании граждан в РФ», статья 10) в РФ являются: бюджетные средства, средства государственных и общественных организаций, предприятий и других хозяйственных субъектов; личные средства граждан; безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования; доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов; иные законные источники [3].
Из этих источников формируются финансовые ресурсы государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также государственной системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования функционируют Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, являющиеся самостоятельными некоммерческими организациями. Они предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. Эти средства находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.
В России в структуре расходов на здравоохранение существенное значение имеет бюджет ФОМС. В ближайшие годы его доходы будут расти. Увеличение доходов фонда произошло за счет пересмотра тарифа страхового взноса c 3,1 % до 5,1 % [4].
В структуре расходов федерального бюджета на 2014 г. и прогнозные 2015–2016 гг. доля затрат (в среднем 3,1 %) приходится на сферу здравоохранения. Таким образом, величина расходов на здравоохранение в ВВП, соответственно, снизится. Это объясняется сложной экономической ситуацией в стране, сложившейся в результате входа в состав России новых территорий Крыма, а также изменением в распределении расходных обязательств между уровнями власти [4].
Не менее серьезным проблемой российской системы здравоохранения является неэффективность механизма распределения средств бюджетов публично-правовых образований и государственных внебюджетных фондов. Средства используются не по целевому назначению, либо не доходят до своих получателей. Система здравоохранения, наряду со сферой образования, по мнению экономических аналитиков, являются самыми коррумпированными [5].
Таблица 1 - Динамика размера заработной платы работников бюджетной сферы на период 2014—2016 гг.
Категории работников учреждений социальной защиты населения | 2014 год | 2015 год | 2016 год | |||
Соотношение к средней заработной плате в целом по СК, % | Размер средней заработной платы, рублей | Соотношение к средней заработной плате в целом по СК, % | Размер средней заработной платы, рублей | Соотношение к средней заработной плате в целом по СК, % | Размер средней заработной платы, рублей | |
Социальные работники | 58,0 | 13585,0 | 68,5 | 17639,0 | 79,0 | 22385,0 |
Врачи | 130,7 | 30614,0 | 137,0 | 35278,0 | 159,6 | 45223,00 |
Средний медицинский персонал | 76,2 | 17848,0 | 79,3 | 20420,0 | 86,3 | 24453,0 |
Младший медицинский персонал | 51,0 | 11946,0 | 52,4 | 13493,0 | 70,5 | 19976,0 |
Из данных таблицы 1 мы видим рост абсолютных и относительных показателей заработной платы. В плановом периоде предполагается повысить средний уровень оплаты труда врачей на 14609 руб. (47,7 %), среднего медицинского персонала на 6065 руб. (37 %), младшего медицинского персонала на 8030 руб. (67,2 %) [5].
Стоит отметить, что в сравнении с другими государствами расходы на здравоохранение в РФ катастрофически малы. Россия тратит на финансирование данной сферы вдвое меньше стран «большой семерки»: США, Франция, Великобритания, Канада, Япония – 7,1–7,9 % ВВП. Она отстает даже от развивающихся стран: в Венгрии, Польше, Болгарии и Эстонии власти расходуют 4,2–4,9 % ВВП. Кроме того, России так и не удалось увеличить финансирование здравоохранения до минимальных стандартов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) – 5,5–6 % ВВП. По оценке ВОЗ, Россия сегодня по финансированию здравоохранения стоит на 70-м месте в мире, а по эффективности здравоохранения – на 130-м. Для выхода из этого положения нужен целый комплекс серьезных мер, включающий разработку концепции долгосрочного развития отечественного здравоохранения и полноценной правовой базы, в т.ч. Закона «О государственных гарантиях оказания медицинских услуг», создание единой системы стандартов оказания медицинских услуг и лекарственной помощи [5].
В перспективе на 2016 г. будет замечен рост абсолютных и относительных показателей заработной платы. В 2016 г. предполагается повысить средний уровень оплаты труда врачей на 14609 руб. (47,7 %), среднего медицинского персонала – на 6065 руб. (37 %), младшего медицинского персонала – на 8030 руб. (67,2 %) [2].
Можно отметить, что важной задачей развития современной системы здравоохранения России является достижение равного доступа к полному спектру медицинских услуг для каждого индивида.
В апреле 2015 года была утверждена новая редакция федеральной государственной программы «Развитие здравоохранения» до 2020 г. Финансирование планируется в объеме 26620,8 млрд. руб., причем 2451,2 млрд. руб. из ФБ, 11079,4 млрд. руб. – из региональных бюджетов и 13090,2 млрд. руб. – из средств ФОМС РФ. По результатам реализации программы планируют снижение смертности с 13 на 1000 человек до 11,4 в 2020 г., снижение потребления алкоголя на душу за год – с 12,5 л этанола до 10 л., число курильщиков – с 37,1 до 26,0 %, продолжительность жизни должна увеличиться с 71,4 года в 2014 г. до 74,3 года в 2020 г. В программе прописано, что к 2020 г. средняя зарплата врачей будет вдвое превышать среднюю по региону, а зарплата среднего и младшего медицинского персонала сравняется со средней. [7]
Основываясь на вышеприведенных аргументах, можно сделать вывод о том, что необходимо общее преобразование системы здравоохранения:
переориентация ее с процесса обеспечения функционирования на достижение важных, социально значимых результатов;
повышение качества медицинских услуг;
формирование механизма финансового обеспечения отрасли, адекватного современным требованиям ее развития.
Список литературы
Зубаревич Н.В., Горина Е.А.Социальные расходы в России: федеральный и региональные бюджеты.
Банан С.А. Здравоохранение: вопросы финансирования и пути решения // Экономика. 2012. № 3 (19).
Закон «О медицинском страховании граждан в РФ», Cтатья 10 (утратил силу)
Проект: расходы на здравоохранение в РФ снизятся до 3,3% ВВП к 2016 г.// РИА Новости http://ria.ru/economy.
http://sibac.info
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов"
Федеральная служба государственной статистики РФ. URL: http://www.gks.ru
Реформа здравоохранения 2015 — рост смертности в России, критика Счётной палаты, итоги года // Информационный портал «Новости регионов России» (14.04.2015).