ОБРАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОБРАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ

Балаховцева Д.Л. 1, Черная Е.В. 1
1Сахалинский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность исследования проблемы представления образа современного воспитателя детей дошкольного возраста в восприятии студентов обусловлена требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование (ФГОС СПО), который выдвигает задачу формирования у выпускников общих компетенций, одной из которых является понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса [5]. При поступлении в любое учебное заведение у будущего студента складывается образ человека, которым бы он хотел стать, получив профессию. Этот образ следует за ним на протяжении всего периода обучения, направляя его и помогая достичь поставленных целей и задач. Постепенно в процессе обучения студент понимает, соответствует ли его нынешнее состояние тому образу, на который он хотел бы быть похож. В этой связи исследование проблемы формирования образа воспитателя детей дошкольного возраста у студентов имеет важное значение.

Заметим, что исследованием проблемы образа в психологии занимались такие ученые, как А.Н. Леонтьев [4], С.Л. Рубинштейн [6], П.Я. Гальперин [3], Б.Г. Ананьев [1], Л.М. Веккер [2] и др. Согласно сложившимся в настоящее время научных традиций, под образом в психологии понимается формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Восприятие человека человеком, как и любое другое восприятие, характеризуется предметностью, которая заключается в том, что свойства облика человека отражаются в образе как принадлежащие человеку, т.е. как свойства этого человека. Естественно, что образ может быть разным. Рассмотрим основные его составляющие, а именно: личностные и физические качества.

Личностные качества – это врожденные или приобретенные особенности характера человека. Одни могут меняться в течение жизни, особенно под влиянием социума, другие остаются неизменными. Среди психологов распространено мнение, что многие личностные качества формируются в первые пять лет жизни, а впоследствии они только корректируются. Поэтому так важно, чтобы качества самого воспитателя были положительными. Личностные качества являются главной составляющей образа: благодаря им составляется мнение о человеке в целом.

Согласно мнению психологов, человек, который имеет неподходящий для той или иной работы характер, рискует не добиться в ней успеха. Бесспорно, каждая профессия предъявляет определенные требования к личностным качествам специалиста, что также важно учитывать. Например, воспитатель должен уметь сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях, требователен к участникам воспитательного процесса (детям, родителям, коллегам). Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Физические качества — это различные стороны двигательных возможностей человека, степень овладения определенными движениями. Но это только один из аспектов данного качества. Прежде всего, к физическим качествам относят внешний вид человека как форму самопрезентации личности и элемента невербального общения.

Естественно, важно знать, какой образ складывается именно у студентов, когда они слышат слово «воспитатель», как они его себе представляют. Возможно, одни представляют высокую, стройную молодую девушку, а другие – женщину в возрасте и небольшого роста, вариантов может быть множество. А характер? Одни студенты видят воспитателя добрым и внимательным, проявляющим исключительную заботу о каждом ребенке, которому можно простить небольшие недочеты. А другие наоборот, видят требовательного и строгого человека. Какому воспитателю дети отдадут предпочтение и к кому будут идти по утрам с удовольствием?

Чтобы разобраться в этом вопросе, было проведено экспресс-исследование на базе Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета (ЮСПК СахГУ), в котором приняли участие студенты I-III курсов. Всего приняли участие 30 человек. Участникам опроса было предложено 2 картинки, представляющие двух совершенно разных женщин: она из которых была одета в деловой костюм, а другая в удобную одежду, более подходящую для работы с детьми. Студентам предлагалось выбрать одну из них по своему желанию. Результаты показали, что 40 % опрошенных студентов выбрали вторую картинку – женщину, одетую в деловой костюм, остальные 60 % картинку под номером один – женщину, одетую в просто удобную обычную одежду.

Также студентам было предложено проранжировать по степени значимости личностные качества педагога. Среди качеств были представлены следующие:

  • доброта,

  • терпение,

  • способность к творчеству,

  • организаторские способности,

  • высокие нравственные качества,

  • трудолюбие,

  • позитивный настрой.

Результаты опроса показали, что большинство студентов отдали предпочтение доброте и терпению, а менее всего оценили способность к творчеству.

Таким образом, если обобщить данные исследования, то в восприятии большей части опрошенных студентов сложился примерно следующий образ воспитателя детей дошкольного возраста: добрая, терпеливая, позитивно настроенная женщина, имеющая развитые нравственные качества, трудолюбивая, но консервативная, несамостоятельная, исполнительная. Очевидно, что данные результаты дают основания для проведения более детального исследования, которое будет продолжено.

Список использованной литературы

  1. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность. М.: Просвещение, 1968.

  2. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.

  3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Директ-Медиа, 2008. 275 c.

  4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Просвещение, 1983. Т.2.

  5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014. № 1351 (ред. 25.03.2015). Доступ из справ.-прав. системы "КонсультантПлюс".

  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000. 712 с.

Просмотров работы: 620