ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Момот С.В. 1
1Сахалинский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема организации досуговой деятельности детей и подростков во все времена имела важное социокультурное значение, поскольку самым непосредственным образом определяет направленность их социализации. Учитывая это, «Концепция дополнительного образования» детей в качестве приоритета определяет «превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа» [3]. Реализация поставленной задачи возможна посредством методически грамотной организации культурно-досуговых мероприятий.

Заметим, что под культурно-досуговым мероприятием понимается массовое мероприятие, которое направленно на удовлетворение духовных, эстетических, интеллектуальных и других потребностей населения в сфере культуры и досуга, способствующее приобщению человека к культурным ценностям.

Исследованиями проблем организации различных аспектов культурно-досуговой деятельности занимались Г.А. Аванесова [1], Л.Н. Буйлова [2], И.Б. Шубина [6], О.А. Кретова, Е.В. Черная [4] и многие другие.

Культурно-досуговое мероприятие играет важную роль жизни детей и подростков. Помимо удовлетворения потребностей самого досуга оно помогает приобщить их к общеобразовательным предметам, потому что при воссоздании какого-либо мероприятия используется определенная тема, которая связана с одним или несколькими предметами. Так же культурно-досуговое мероприятие знакомит детей и подростков с общественной жизнью и позволяет использовать различные формы подачи материала, что способствует снятию психологического барьера и избавления от различных комплексов.

Для методически грамотной организации культурно-досуговых мероприятий следует разбираться в разнообразии программ. Это могут быть:

  • разовая игровая программа, в ходе которой дети включаются в процесс непосредственно во время его реализации;

  • конкурсно-игровая программа по заданной тематике, например, КВН, интеллектуальные игры, конкурсы, турниры и др.

  • игра-спектакль, в ходе которого сюжет продумывается так, что его участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, требуемые по сценарию;

  • театрализованная игра, для которой нужна длительная подготовка, погружение артистов и зрителей в определенную атмосферу;

  • праздник, предполагающий большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей;

  • длительная досуговая программа в кружке, клубе, классе, лагерной смене, которая имеет относительно постоянный состав участников [6].

Методы осуществления культурно-досуговой деятельности также достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания задуманной программы можно использовать:

  • игровые методы;

  • упражнения;

  • обсуждения;

  • создание, проигрывание и анализ ситуаций;

  • творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т. д.);

  • театрализацию [5].

Особо следует акцентировать внимание на том, что, благодаря компьютерным технологиям, у современных детей и подростков появились новые возможности для проявления и воплощения фантазии и инициативы во время проведения культурно-досуговых мероприятий. Важно учитывать ещё один неоспоримый факт: «главной особенностью формирования культуры общения современной личности является то, что оно происходит, опираясь на киберпространство и виртуализацию» [4]. Это ещё более расширяет возможности организации культурно-досуговых мероприятий, позволяя задействовать виртуальное пространство.

Педагог дополнительного образования работает с детьми и подростками в таких тематических направлениях, как:

  1. художественное,

  2. социально-педагогическое,

  3. техническое,

  4. физкультура и спорт,

  5. естественно-научное,

  6. туристско-краеведческое.

С помощью них дети и подростки приобретают множество очень важных личностных качеств: любознательность, исследовательское поведение, самостоятельность мышления, ответственность и другие.

Заметим, что важно учесть и одну из распространённых ошибок, которую, случаются, допускают организаторы культурно-досуговых мероприятий: отсутствие точного логического следования идее и теме при композиционном формировании литературно-художественного материала. Поэтому важно предварительно методически грамотно продумать идею программы культурно-досуговой деятельности.

Таким образом, культурно-досуговые мероприятия достаточно многообразны, при их организации следует учитывать формы и методы, возрастные особенности, создавать благоприятные условия для проведения.

Список использованной литературы

  1. Аванесова Г.А. Культурно – досуговая деятельность. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2006. 236 с.

  2. Буйлова Л.Н. Методические рекомендации по разработке дополнительных образовательных программ // Бюллетень программно-методических материалов для УДОД. 2011. № 2. 38 c.

  3. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

  4. Кретова О.В., Черная Е.В. Особенности использования технологии моделирования в решении проблемы формирования культуры интернет-общения в юношеском возрасте // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам XXXIХ междунар. науч.-практ. конф. № 4 (39) Часть II. (Новосибирск, 24-29 апреля, 2014 г.). Новосибирск, 2014. С.62-71. URL: http://sibac.info/14371 (дата обращения: 24.12.2015).

  5. Особенности разработки культурно-досуговой программы в учреждении дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Pandia.org: [сайт]. [2009]. URL: http://pandia.org/text/77/498/13813.php (дата обращения: 16.12.2015).

  6. Шубина И.Б. Организация досуга и шоу-программ. Творческая лаборатория сценариста. 2- е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 352 с.

Просмотров работы: 3395