ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА

Алиева Ф.Ф. 1
1Сахалинский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования проблемы детской жестокости определяется тем, что в последнее десятилетие наблюдается рост насилия в детских коллективах, что вызывает серьезную озабоченность у психологов, педагогов, врачей. Cтатистика явления, хоть и весьма ограниченная, показывает, что страх стать жертвой школьного насилия у 14-15-летних российских подростков стоит на третьем месте в ряду социальных опасений: «очень» боятся подвергнуться насилию 7, 7 % и «изрядно» – 14, 6 % школьников [2].

При этом в ФЗ «Об образовании в РФ» акцентируется внимание на гуманистическом характере образования [5]. В этой связи проблема изучения феномена школьного насилия является достаточно важной.

Следует отметить, что феномен школьного насилия («буллинг» в пер. с англ. – «травля», «третирование», «запугивание») известен уже более ста лет [6]. Данной проблемой занимались А. Адлер, А. Миллер, Л. Моз, К. Бассиюне, Е. Роланд, А. Гугтенбюль [4], а среди отечественных исследователей можно отметить работы И.С. Кона [1; 2], О. Маланцева [3], О.А. Мальцевой [4], Г.С. Семенова [8].

Заметим, что причинами буллинга могут стать абсолютно любые обстоятельства. К примеру, неприязнь, нейтрализация соперника, подчинение лидеру. Успеваемость также сильно влияет на репутацию ученика: чем ниже успеваемость у ученика, тем хуже относятся к нему его сверстники.

Ряд ситуативных причин также может спровоцировать агрессивные проявления, а именно: оценка ребенка другими людьми, враждебность, желание возмездия [10, с.135]. Иначе говоря, мотивы буллинга – это всегда зависть, месть, самоутверждение, а также удовлетворение садистских потребностей.

Последствия школьного буллинга ужасны для его жертвы: ребенок, подвергнувшийся жестокости от своих же сверстников, становится изгоем, у него появляется социофобия (боязнь общества), падает самоуважение, возможен суицид.

Социально-психолого-педагогическая профилактика буллинга состоит в деятельности по его предотвращению или удержанию на социально приемлемом уровне через ликвидацию или нейтрализацию причин, его порождающих. Мерами профилактики должны быть:

  • педагогические (беседы, кризисная интервенция),

  • психологические (тренинги, индивидуальные консультации);

  • социальные (общественное осуждение явления).

Чтобы предотвратить буллинг в школе, важно не только владеть методами педагогического наблюдения, вовремя замечая опасные поведенческие проявления учащихся, потенциально склонных к агрессии по отношению к сверстникам, но и принимать действенное участие в предотвращении любых проявлений школьного буллинга. Устранить зарождающиеся конфликты и уменьшить шансы возникновения насилия помогает совместно организованная досуговая, профилактическая, коррекционная, консультационная деятельность педагога дополнительного образования с подростками [7].

Вся эта работа очень важна, поэтому со студенческой скамьи необходимо приобретать глубокие знания по проблеме девиантного поведения подростков, учиться анализировать разнообразные ситуации, своевременно приобретая необходимые общие и профессиональные компетенции [9, с.44-54]. Впоследствии, несомненно, это поможет демонстрировать подросткам конструктивные формы взаимоотношений, проявляя чуткость, внимание к их проблемам. В конечном итоге это будет способствовать искоренению такого уродливого явления, как школьный буллинг.

Список использованной литературы

  1. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. 2006. №11. С. 15–18

  2. Кон И.С. Школьное насилие: буллинг и хейзинг // Мальчик – отец мужчины / Bookap.info: [сайт]. [2015]. URL: http://bookap.info/vozrast/kon_malchik_otets_muzhchiny/gl52.shtm (дата обращения: 20.12.2015).

  3. Маланцева О. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? // Социальная педагогика. 2007. № 4. С. 90–92.

  4. Мальцева О.А. Буллинг: психолого-педагогические причины и следствия // Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления [Электронный ресурс] // Refdb.ru: [сайт]. [2004]. URL: http://refdb.ru/look/2946783.html (дата обращения: 18.12.15).

  5. Об образовании РФ [Электронный ресурс]: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

  6. Профилактика буллинга в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Zvonoknaurok.ru: [портал]. [2013]. URL: http://zvonoknaurok.ru/publ/shkolnyj_psikholog/rabota_psikhologa_s_uchenikami/profilaktika_bullinga_v_podrostkovom_vozraste/25-1-0-4048 (дата обращения: 18.12.15).

  7. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления [Электронный ресурс] // Gigabaza.ru: [сайт]. [2004]. URL: http://gigabaza.ru/doc/77798-p4.html (дата обращения: 18.12.15).

  8. Семенов Г.С. Новенький в классе // Воспитание школьников. 2010. №7. С. 35-36.

  9. Черная Е.В. Практикум по коррекционной и специальной педагогике: учеб. пособие для студентов средне-профессиональных учебных заведений. СПб.: Реноме, 2014. 160 с.

  10. Черная Е.В., Кабанина А.В. Роль педагога дополнительного образования в профилактике агрессивного поведения подростков // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам L-LI междунар. науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, 13 апреля 2015 г.). С.132-138. URL: http://sibac.info/18469 (дата обращения: 28.12.2015).

Просмотров работы: 1877