Следует отметить, что проблема речевого развития детей устойчиво сохраняет свою актуальность. На протяжении последних десятилетий ею занимались многие представители отечественной психологической науки, среди которых можно назвать Л.С. Выготского [1], Е.И. Тихееву [4], О.С. Ушакову [5], С.Н. Цейтлин [6] и многих других, акцентировавших внимание на том, что важной особенностью старшего дошкольного возраста является то, что один из его итогов – это не только уверенное использование ребенком речи, но и осознание её строения, что во многом определяет успешность последующего овладения им грамотой. Правда, возможно это только при определенных социальных, психолого-педагогических условиях, прямо или косвенно способствующих развитию речи детей. Поэтому так важно, чтобы воспитатели обладали всеми необходимыми компетенциями, в том числе, направленными на диагностику речевого развитии воспитанников [2], и соблюдали «все необходимые организационно‐методические требования к её проведению» [7, c.188].
Приступая к диагностике речевого развития воспитанников, воспитатель может ориентироваться на следующие основные задачи:
Своевременно обнаружить отклонения или нарушения в развитии речи детей.
Определить причины и особенности этих отклонений/нарушений.
Разработать индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребёнка, направленный на преодоление выявленных отклонений/нарушений.
Однако на решении только этих задач деятельность воспитателя останавливаться не должна. Поскольку речь – одна из высших психических функций – является ярким показателем всего психологического развития человека, перечень задач следует дополнить, но решать их уже совместно с психологом:
Исследовать индивидуальные психологические особенности личности детей с отклонениями/нарушениями речевого развития.
Разработать образовательную программу, направленную на коррекцию выявленных трудностей.
Воспитатель может использовать самые разнообразные формы организации и проведения диагностики речевого развития: индивидуальные, групповые, фронтальные. Так же можно назвать наиболее распространённые методы: наблюдение, беседа, обследование детей.
Необходимым следствием проведения психолого-педагогической диагностики речевого развития является коррекция выявленных отклонений/нарушений, основная цель которой – содействие в достижении полноценного психического и личностного развития ребёнка. Её достижению способствуют следующие задачи, а именно:
постоянно закреплять у дошкольников любые речевые навыки, поощряя активизацию словарного запаса в игровой деятельности и общении;
постоянно контролировать звуковую и грамматическую правильность речи детей;
развивать все познавательные психические процессы с их непосредственным речевым сопровождением;
активизировать развитие словесно-логического мышления;
развивать мелкую моторику.
Известно, что вне деятельности и общения невозможно полноценное развитие речи человека. Поэтому важное место занимает совместная деятельность ребёнка со взрослыми и сверстниками. Естественно, что игровой форме должно отдаваться предпочтение. При этом чем деятельность сложнее и многообразнее, тем более ребенок заинтересован в использовании речи, вследствие чего его словарный запас будет активно пополняться, а грамматические, фонетические и другие её стороны – совершенствоваться.
Значимым психолого-педагогическим аспектом успешной работы воспитателя по развитию речи старших дошкольников является организация развивающей предметно – пространственной среды, которая, согласно ФГОС ДО, должна отвечать следующим требованиям: быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной [3].
И, наконец, важнейшим аспектом качества диагностико-коррекционной работы является непосредственная личностная заинтересованность педагога в результатах своего труда. Только в этом случае ребёнок откликнется на все педагогические воздействия и примет помощь воспитателя.
Список использованной литературы
Выготский Л.С. Психология развития человека: сб. трудов. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014. № 1351. Доступ из справ. -прав. системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013. № 1155. Доступ из справ. -прав. системы «КонсультантПлюс».
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение, 1981. 111 с.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно‐метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Владос, 2004. 288 с.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. М.: Владос, 2000. 240 с.
Черная Е.В., Долгова О.А. Психолого-педагогические аспекты организации и проведения воспитателем детей дошкольного возраста диагностики особенностей речевого развития старших дошкольников // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 17 июля 2015 г.). Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. С.184-188. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/143/Action143-10729.pdf (дата обращения: 29.12.2015).