ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Чуканова Т.В. 1, Черная Е.В. 1
1Сахалинский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность исследования проблемы формирования учебно-познавательной мотивации в младшем школьном возрасте обусловлена тем, что федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) устанавливает в качестве основных требований сформированность у учащихся мотивации к обучению и познанию [7]. В этой связи важное значение имеет образовательная среда, окружающая ученика. Поэтому педагогу важно продумать условия её организации.

Заметим, что исследованием мотивационных аспектов учебной деятельности занимались А.К. Маркова [4], Н.В. Афанасьева [1], М.В. Матюхина [5], Л.П. Кичатинов [3] и многие др.

Различные аспекты создания и функционирования образовательной среды рассматривали В.И. Слободчиков [6], В.А. Ясвин [8], И.А. Баева [2] и др.

Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении [8]. То есть непосредственно образовательной среда становится только в том случае, если речь идет о личности, направленной на образование. Только тогда предметно-пространственное и социальное окружение наполняется образовательным содержанием. Это наглядно описывает четырехкомпонентная модель В.А. Ясвина, включающая пространственно-предметный, социальный, психодидактический компоненты, а также субъектов образовательного процесса [8].

Рассматривая пространственно-предметную составляющую образовательной среды в начальной школе, следует отметить, что её можно разделить на несколько уровней. Охарактеризуем их подробнее.

Первый уровень – классная обстановка:

  • дидактические игры;

  • информационные стенды, содержащие интересную познавательную информацию для младших школьников. Учащиеся сами могут систематически обновлять стенд с материалами, содействующими развитию познавательной активности учащихся;

  • уголок природы, в котором размещаются цветы и материал, который будет способствовать формированию у школьников представлений о формировании жизни на земле, о приспособлении живых организмов к среде обитания, о росте, развитии и размножении живых существ, о природных сообществах (экосистемы);

Второй уровень – внеклассная обстановка:

  • школьные коридоры, рекреации, панели, которые должны быть соответствующим образом оборудованы, чтобы нацеливать школьников на обучение;

  • библиотека, которая должна привлекать детей как внешней обстановкой, так и культурой обслуживания сотрудников;

  • пришкольный участок, включающий стадион, спортивные сооружения, направленные на развитие физических качеств учащихся;

Третий уровень – технический:

  • информационные средства, включающие персональные компьютеры, мультимедиапроекторы, экран, интерактивную доску, интернет, и др., позволяющие активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, привлечь разный дидактический материал, воздействовать на несколько репрезентативных систем, и, соответственно, обеспечить качественно новый уровень дифференциации и индивидуализации обучения.

Итак, создание развивающей во всех ее компонентах образовательной среды является одним из важнейших путей формирования познавательных способностей и познавательной активности. Насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней способствуют обогащению чувственно-практического опыта ребенка.

Организуя совместную деятельность с учащимися посредством воспитания активного, неравнодушного, пристрастного отношения к способам их добывания, учитель показывает школьникам перспективы развития их мотивационной сферы [6, c.278].

Список использованной литературы

  1. Афанасьева Н.В. Структура мотивации достижения (на выборке детей 9-11 лет). Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999. 24 с.

  2. Баева И.А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка [Электронный ресурс] // Psibook.com: [сайт]. [2012]. URL: http://psibook.com/articles/psihologicheskaya-harakteristika-obrazovatelnoy-sredy-diagnostika-i-otsenka.html (дата обращения: 11.01.2016).

  3. Кичатинов Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников. Иркутск: ИГГШ, 1989. 190 с.

  4. Маркова А.К. Формирования мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Академия, 1990. 192с.

  5. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 144с.

  6. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. Вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12–14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС, 2000.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 29.12.2014). Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

  8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

Просмотров работы: 1519