АВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИСПЕТЧЕРА УЧЕБНОГО ОТДЕЛА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИСПЕТЧЕРА УЧЕБНОГО ОТДЕЛА

Пахаренко Н.В. 1, Кулеш В.В. 2
1Филиал ТюмГНГУ в г. Тобольске
2ТюмГНГУ Институт геологии и нефтегазодобычи
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы в системе образования уделяется много внимания построению информационных систем управления с использованием компьютерных технологий.

Эффективное управление учебным процессом является одной из важнейших управленческих задач в вузе, которая охватывает большое количество лиц, вовлеченных в этот процесс - студентов, преподавателей, учебно-вспомогательного и административно-управленческого персонала, и прямо влияет на условия их работы и учебы. Эффективность учебного процесса в вузе во многом зависит от качества его планирования. Одна из составляющих этого процесса – расписание занятий –документ, регламентирующий трудовой ритм студентов, преподавателей, всего учебного заведения, распределяющий содержание учебного плана и рабочих программ по календарным дням учебного года и обеспечивающий их реализацию.

Одной из важнейших проблем качественной организации учебного процесса в высшем учебном заведении является задача создания автоматизированного учебного расписания. Правильно и точно составленное расписание обеспечивает равномерную загрузку студенческих групп и профессорско-преподавательского состава.

Очевидно, что опытный диспетчер сможет составить расписание так, что оно будет отвечать интересам учебного процесса и общественной жизни образовательного учреждения, однако ручное решение задачи составления расписания занятий требует больших затрат времени, квалифицированных специалистов, в то же время результат такого решения часто получается далеко не оптимальным. После ввода исходной информации требуется её согласование, в то время как невозможность получения требуемого расписания может быть определена ещё на этапе анализа. Во время составления расписания возможно возникновение тупиковых ситуаций. Всё это требует изменения исходных данных и ослабления ограничений, и здесь без человека не обойтись. Без внесения данных изменений расписание не будет иметь практической ценности. Также следует учесть тот момент, что расписание может меняться и во время его использования, т.е. после составления, и здесь весьма важен человеческий фактор. В этом плане важна поддержка данного процесса автоматизированными методами и процедурами. Основное преимущество состоит в том, что автоматизированное составление устраняет массу рутинной работы, такой как:

  • поиск возможных вариантов внесения очередных элементов в расписание;

  • проверку выполнения требований;

  • поиск случайных ошибок в готовом расписании;

  • оформление расписания на бумаге в виде таблиц различного представления (для преподавателей, групп, занятость аудиторий),

оставляя тем самым диспетчеру больше времени на более интеллектуальные действия. Компьютер в данном случае также является инструментом, существенно усиливающим способности человека, т.к. диспетчер не в состоянии перебрать и проанализировать такое же количество вариантов расписаний, как компьютер.

С целью автоматизации планирования было принято решение построения гибкой и легко адаптируемой системы на основе новых принципов, с использованием современных веб-технологий. Системы, упрощающей процесс создания электронного расписания на основе анализа имеющихся учебных планов специальностей, позволяющий анализировать структуру нагрузки профессорско-преподавательского состава.

Общие требования, предъявляемые к автоматизированной системе, следующие:

  • использование норм времени для расчета объемов учебной нагрузки;

  • использование информации из учебных планов специальностей;

  • быстрота обработки информации за счет автоматизации возможных операций пользователя системы;

  • формирование отчетных форм различного содержания;

  • расширяемость системы (возможность её доработки в случае повышения требований к автоматизированной системе);

  • удобный пользовательский интерфейс.

А так же система составления расписания в вузе обязательно должна реализовывать ряд основных функций:

  • Более эффективное управление аудиторным фондом;

  • Учет пожеланий преподавателей;

  • Размещение занятий по четным/нечетным неделям в семестре;

  • Работа по редактированию/вводу расписания занятий всего вуза в реальном времени;

  • Учет фактически выполненной нагрузки;

  • Отчетность, позволяющая получить в бумажной форме расписания вуза, курса, факультета, преподавателя, группы, дисциплины и т.д.;

  • Оптимальное формирование расписания контрольных мероприятий на аттестационных неделях;

  • Оптимальное формирование расписания для обучающихся всех форм обучения.

Средствами разработки были выбраны: PHP, HTML5, CSS3 и jQuery, инструментарий для разработки и администрирования веб-проектом – система управления сайтом CMS/CMF Drupal 7.

В качестве системы управления базами данных в автоматизированной системе расписания занятий была выбрана наиболее популярная СУБД MySQL.

Структура программного продукта представлена на рисунке 1.

Рис. 1 Структура программного продукта

Основная программа представляет пользователям удобный интерфейс, позволяющий производить следующие действия:

  • создание/редактирование списка аудиторий;

  • создание/редактирование списка дисциплин;

  • создание/редактирование списка преподавателей с внесением личной информации и индивидуальных пожеланий каждого;

  • генерация сетки расписания с возможностями предварительного просмотра результатов;

  • редактирование (удаление/добавление) дисциплин, пар и т.п.

  • получение и распечатка расписаний для конкретных групп, преподавателей, расчеты почасовой нагрузки преподавателей и кафедр;

  • просмотр сетки расписания занятий по месяцам, неделям и дням;

  • получение отчетов фактической выполненной нагрузки и формирования расписания с учетом оставшейся нагрузки.

В автоматизированной системе предусмотрена возможность административных прав и ролей следующих групп пользователей:

  • Системный администратор:

    • Управление конфигурацией и настройками Интернет-проекта;

    • Без ограничений на создание, редактирование, удаление материалов.

  • Диспетчер учебного отдела:

    • Добавление учебных планов, групп соответствующей специальности;

    • Добавление, редактирование, удаление дисциплин учебного расписания;

    • Добавление информации об аудиториях;

    • Добавление информации о профессорско-преподавательском составе;

    • Заполнение справочной информации;

    • Формирование отчетов различного содержания.

  • Студент:

    • Просмотр учебного расписания.

Преимущества разработанной автоматизированной системы составления расписания:

  • Данная система имеет удобный пользовательский интерфейс, позволяющий легко освоить работу в программе, гибкость программного кода позволяет удовлетворить растущие требования к системе;

  • Расписание можно привязать к календарю;

  • Составление расписания производится циклами на семестр;

  • Возможность использовать чётных/нечётных недель;

  • Контроль коллизий производится в момент ввода занятий, конфликтующие занятия подсвечиваются;

  • Широкий спектр отслеживания коллизий: преподаватели, аудитории, время и виды занятий;

  • Возможность создания нескольких расписаний (плановое, фактическое);

  • Высокая скорость обработки информации, сокращение сроков формирования отчетов, экономия время работы пользователей.

  • Современный адаптивный дизайн с возможностью просмотра на персональных компьютерах и планшетах.

  • Безопасность и высокая надежность автоматизированной системы.

Таким образом, можем заключить, что разработанная система позволит повысить скорость обработки информации, сократит сроки формирования отчетов различного содержания, позволит составить оптимальное расписание с учетом предъявляемых требований, позволит исключить возникновение всевозможных коллизий.

Автоматизация процесса администрирования расписания занятий и гибкость разработанной автоматизированной системы дают большие преимущества при её использовании в системе образования, улучшая при этом деятельность сотрудников, а вместе с тем и повышая качество предоставляемого ВУЗом образования.

Разработанная система составления электронного расписания реализована средствами современных сетевых web-технологий с целью автоматизации организационных процессов и обеспечения возможности одновременного отдаленного доступа пользователей к информационным ресурсам в процессе формирования служебной документации.

Список литературы

  1. Атрощенко, В.А. К вопросу проектирования автоматизированной системы составления расписаний с учетом приоритетов заявок [Текст] / Атрощенко В.А., Семенюта И.С. // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития 2010 : Сборник международной научно-практической конференции. - Том 5. – Одесса: Черноморье, 2010. – С. 55-58.

  2. Ерунов, В.П. Формирование оптимального расписания учебных занятий в вузе [Электронный ресурс] / В.П. Ерунов, И.И. Морковин // Вестник ОГУ. - №3. – Оренбург, 2001. - Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2001_3/7.pdf.

  3. Галузин, К.С. Методика составления оптимального учебного расписания с учетом предпочтений [Текст] / К.С. Галузин, В.Ю. Столбов // Теоретические и прикладные аспекты информационных технологий: сборник научных трудов. / ГосНИИУМС. - Вып. 53. - Пермь, 2004. - С. 43-50.

  4. Семенюта, И.С. Методика анализа информационной структуры базы данных автоматизированной системы составления расписаний [Электронный ресурс] / И.С. Семенюта // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета : Научный журнал КубГАУ. – № 09 (73). - Краснодар: КубГАУ, 2011.- Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2011/09/pdf/06.pdf.

Просмотров работы: 2192