ОПЕРНЫЙ ТЕАТР В СИДНЕЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОПЕРНЫЙ ТЕАТР В СИДНЕЕ

Щеголь А.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Когда мы говорим «Австралия» или «Сидней», «то сразу представляем причудливое здание Сиднейской Оперы. Похожее на лебедя или сюрреалистический корабль, пытающийся развернуть паруса, или же на исполинские раковины. Здание Оперы – это главный символ Сиднея» [1].

«Оно находится недалеко от моста Харбор Бридж, в гавани на Беннелонг Пойнт. Это место получило такое название по имени австралийского аборигена, друга первого губернатора колонии. До здания оперы на этом месте располагался форт, а затем — обычное трамвайное депо. Здание Оперы занимает площадь в 2,2 Га. Образ белых раковин над водой — именно таков был творческий замысел молодого и дерзкого архитектора Йорна Уотзона. 29 января 1957 г. его проект был выбран из 233(!) предложений, представленных на международном конкурсе под эгидой правительства Нового Южного Уэльса. Строительство здания началось в 1959 г.

Внутри здания Сиднейской Оперы в платформу врезаны два амфитеатра, над ними — фойе и бары, а дальше — арки облицованных белой черепицей больших раковин, парящих на высоте. В действительности реализовать столь «воздушный» проект оказалось непросто. Проблемы были вызваны сложностью геометрии и повторяемостью форм раковин. Чуть позже Уотзон разрешил проблему конструкции Оперы: все сегменты раковины должны быть вырезаны из одной сферической поверхности! Говорят, на решение зодчего подтолкнул четырехлетний сын, который показывал, как умеет чистить апельсины. Шкурка цитрусового доказала, что из сферы можно получить примыкающие друг к другу криволинейные поверхности» [1].

В итоге все части раковин были собраны на месте, ребра были «прошиты» натяжными тросами, и своды Сиднейской Оперы развернулись веером, образовав соответствующую сторону раковины. «Чешуйки» с керамической черепицей перекрыли промежутки между ребрами, всего 1 млн. черепиц покрывают 4 тыс. «чешуек». В центре чешуйки расположены блестящие черепицы, а по краям — матовые, так образовывается переливчатая поверхность, о которой и мечтал Уотзон.

«Солнце, свет и облака сделают кровлю живой», — сказал когда-то он. — «Так что зрителям никогда не надоест смотреть». Проект здания Оперы предусматривал три стадии проектирования и строительства: сначала – форма, затем – крыши, и в заключение – наружная отделка и монтаж стеклянных стен. Фанерные стены ребра залов, отделка интерьеров также входили во вторую стадию. Архитектурные идеи каждой из трех стадий были просто и прямо изложены Уотзоном в двух книгах: Красной книге 1958 г. и Желтой книге 1962 г. В них он изложил заказчику свои замыслы и намерения, проиллюстрировав их рисунками и чертежами. Под его руководством были построены платформа и крыши. Осуществить третью стадию ему было не суждено [1].

Трагическая история отставки Уотзона такова. В 1964 г. в Новом Южном Уэльсе сменилось правительство, и новая власть повела атаку на Уотзона, подвергнув публичной критике, отказавшись выплачивать ему вознаграждение и оплачивать заказанные им работы. Уотзон написал новому министру: «Вы вынудили меня оставить работу!» 28 апреля 1966 г. Уотзон и его семья тайно покинули Австралию. Его заменила специально организованная фирма Hall, Nodd & Littlemore. С 1966 г. Питер Холл становится архитектором проекта. Это он закончил Концертный зал и Оперный театр, а также детально проработал окна и лестницы. Интерьер Концертного зала отделан фанерой белой березы, которой приданы граненые и изогнутые формы; сиденья на 2679 человек расходятся радиусом от трибуны для оркестра. За галереями для оркестра и хора находится орган, спроектированный и построенный сиднейским мастером Рональдом Шарпом. Он был закончен в 1979 г., уже после завершения строительства здания Оперы, и является самым большим механическим органом в мире.

20 октября 1973 г. здание было официально открыто королевой Елизаветой II. Во время торжественной церемонии она сказала: «Строительство Пирамид сопровождалось очень острыми разногласиями, но и сейчас, через 4 тыс. лет, они считаются одним из чудес света. Я верю, что так будет и со зданием Оперы в Сиднее». Так и получилось. Проект осуществляли, постоянно защищаясь от нападок и преодолевая бурный поток возмущения. Зато сейчас Оперный театр в Сиднеене только возвел на новую высоту музыку, но и стал символом всей страны. Лучше всего любоваться на это чудо архитектуры и дизайна с кормы корабля, тогда здание превращается в подобие воздушного замка или готового взлететь белокрылого лебедя.

Добраться до здания Оперы в Сиднееможно на всех видах транспорта, даже на водном такси. В здании Оперы работает изысканный ресторан, несколько баров, музыкальный магазин и сувенирная лавка. Общая экскурсия с посещением подмостков и сцены, кулис и иных помещений Оперы (проводится с 9 утра до 5 вечера) обойдется взрослому в 35$; ребенку – 12.5$.

«Сиднейское здание Оперы — один из самых прославленных архитектурных образов XX века. Его название сразу вызывает в памяти определенную форму и место. Оперный Дом стал частью переосмысления архитектуры в 1950-х гг., отталкивающегося от модернизма 1930-х и 1940-х.

Почему сиднейское здание Оперы является современным чудом света? Безусловно, оно обогатило музыкальную жизнь Сиднея и обыграло возможности места, а с его строительством связана большая человеческая драма. Но главное – здание Оперы с его трехмерной формой и парящими кровлями стало символом Сиднея. Оно было первым из ряда выдающихся современных зданий, которые не только украсили города их местопребывания, но и показали, как архитектура может преобразить город и придать ему новую энергию. После сиднейского здания Оперы подобных сооружений было построено немало, например, центр Помпиду в Париже, Гонконгско-Шанхайский банк в Гонконге, музей Гугенхейма в Бильбао. Здание Оперы Уотзона стало первым» [1].

В 2001 г. через 35 лет после окончания строительства, Иорн Уотзон согласился быть консультантом сиднейской архитектурной фирмы Johnson Pilfon Walker по реконструкции своего шедевра.

«Из всех достопримечательностей Австралии Сиднейская опера привлекает наибольшее количество туристов. Еще до Олимпиады она стала одним из самых знаменитых зданий в мире. Здание Сиднейской оперы, открытое в 1973 году, включено в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Эта работа датского архитектора Йорна Уотзона воплощает в себе лучшее в зодчестве XX века – новаторские конструкцию и облик, органичное решение ландшафтных задач, единство функциональности и художественности» [1].

Список литературы

  1. Здание Оперы в Сиднее [Электронный ресурс] / 70 чудес зодчества за 1500 лет новой эры/ – Электрон. дан. – [Б. м.], 2014. – URL: http://www.cleverhat.narod.ru/polina/sidney/statya1.htm

3

Просмотров работы: 837