ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАНАДЫ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ АРКТИЧЕСКОГО СОВЕТА В 2013-2014 ГОДАХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАНАДЫ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ АРКТИЧЕСКОГО СОВЕТА В 2013-2014 ГОДАХ

Доценко С.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Амурский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня в СМИ мы все чаще слышим такие слова как «Арктика», «Арктический совет», и обширную информацию о том, какое отношение к ним имеет наша страна.

Потепление климата оказывает влияние на окружающую среду арктического региона, на его экологию, освобождая северные навигационные пути (Северный морской путь и Северо-Западный проход) ото льда. Это добавляет масло в огонь уже существующих проблем международного сотрудничества в Арктике – охрана природы, загрязнители, адаптации, социальное развитие приобретают всё большую актуальность.

На сегодняшний день ситуация такова, что ни одна арктическая страна не может справиться со своими проблемами в одиночку, поэтому в реализации национальных арктических стратегий приступают не только арктические, но уже и внерегиональные государства. Заявленные в них задачи можно решить как в одно и двухстороннем порядке (оборона и безопасность, освоение природных ресурсов и транспортных путей, инфраструктура), так и в рамках международной кооперации (мониторинг, загрязнители, адаптация к изменению климата, биоразнообразие, взаимодействие при ЧС). Лидирующие позиции в этом сотрудничестве всё отчётливее занимает Арктический совет (АС).

Целью данной статьи является анализ деятельности Канады как председателя Арктического Совета в 2013-2014 гг. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- определить основные направления арктической политики Канады;

- определить основные проблемы и методы их решения;

- оценить эффективность Канадской арктической политики.

Для решения поставленных задач и полноценного понимания проблемы в ходе работы над темой были проанализированы источники официального характера.

Исходя из Декларации об основании АС1, можно сделать вывод, что данный совет является форумом по проблемам охраны природы и устойчивого социального развития в Арктике, проходит на высоком международном уровне. Однако со времени учреждения в 1996 г. АС приобрёл ряд признаков международной организации, Л. Левит выделяет следующие признаки2:

- обширная нормативная база подробно регламентирует работу АС;

- определён статус и полномочия участников: арктических государств, ПУ, вспомогательных органов, страны-председателя, наблюдателей (крайне ограничены);

- секретариаты: АС, коренных народов Севера, рабочих групп;

Таким образом, совет постепенно трансформируется в международную организацию, но в среднесрочной перспективе изменения его статуса не следует ожидать.

Каждые два года в совете меняется председатель, с 2013 по настоящее время эту должность занимает Канада, в обязанности председателя входит корректировка деятельности совета. В 1996 году, именно Канада выдвинула инициативу по созданию АС, Канада представлена во всех рабочих группах Арктического совета, что отвечает положениям Северной стратегии данного государства.

Для того чтобы понять намерения Канады в Арктическом совете, следует вспомнить об уже сделанных шагах на пути к Арктической жемчужине. Это, прежде всего, выработанная «Арктическая стратегия». «Северная стратегия Канады: наш Север, наше наследие, наше будущее»3. Основные ее идеи заключаются в следующем:

- Защита суверенитета Канады в арктическом секторе. То есть государство планирует наращивание военного присутствия для усиления контроля над сухопутными территориями, морским и воздушным пространствами Арктики. Так же начиная с 2010 года, страна проводит активные военные учения в данном регионе, совместно с США.

- Обеспечение социально-экономического развития канадского Севера. Здесь речь идет о ежегодных дотациях северным территориям в размере 2,5 млрд. долл., средства выделяются на развитие системы здравоохранения, образования и социального обслуживания. Главными источниками благосостояния в ближайшей перспективе будут разработка нефтегазовых месторождений недалеко от устья реки Маккензи и добыча алмазов.

- Защита окружающей среды и адаптация к изменениям климата. Как известно, климатический фактор оказывает существенное влияние, прежде всего на Арктический регион. В данном пункте говорится о сбережение экосистем, создании национальных парков, переход на источники энергии, которые не сопровождаются выбросами углерода в атмосферу, участие в создании международных стандартов, регулирующих хозяйственную деятельность в Арктике.

- Развитие самоуправления, хозяйственной и политической активности северных территорий как части политики по освоению Севера. Помимо федеральных дотаций на эти цели направляются доходы от добычи полезных ископаемых путем передачи общинам коренных народностей в собственность части прибыльных объектов.

Так же Канада до сих пор не разрешила спор за некоторые свои северные территории с Россией, США, Данией, что так же может отразиться на ее политике как председателя АС.

Таким образом, можно примерно представить образ и будущие действия председателя АС. Большое внимание будет уделено проблеме таяния льдов, экологическому и социальному фактору, но что бы не быть голословным давайте посмотрим на текущую обстановку в Арктическом Совете.

За истекший период председательства Канады уже было сделано не малое количество шагов по улучшению ситуации в регионе, к примеру, Арктические страны заключили такие соглашения как «Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике»4. Исходя из доклада целью соглашения «является укрепление сотрудничества, координации и взаимной помощи» в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью в Арктике в целях защиты морской среды от загрязнения нефтью. В соглашении определена территориальная сфера его действия: морские районы, в отношении которых соответствующее государство-участник осуществляет в соответствии с международным правом суверенитет, суверенные права или юрисдикцию, включая его внутренние воды, территориальное море, исключительную экономическую зону и континентальный шельф, к северу от южных границ, указанных в ст. 3-й соглашения5.

По словам Левита на этом направлении есть определенный задел. В частности, Рабочей группой Арктического совета по защите морской среды в ходе подготовки обзора арктического судоходства (2009 г.) и обзора Северного Ледовитого океана (2013 г.) проводился и проводится сравнительный анализ законодательства стран Арктического совета на ряде направлений6.

Так же одно из наиболее значительных достижений Канады заключается в том, что это ее второй председательский срок. Канада стремилась к самостоятельности Арктического совета и весьма преуспела в этом. Все восемь государств-членов Совета уже побывали на посту председателя, и Канада вышла на второй круг.

Однако то, что волнует нас на современном этапе, так это как повлияли события на Украине на состояние дел в АС. Решила ли коалиция США-Канада применить свои санкции и в данном регионе? Для этого проанализируем интервью, данное в апреле 2014 г. Р. Хьюбертом, заместителем директора Центра военных и стратегических исследований Университета Калгари, какие последствия будут иметь события в Крыму на взаимодействие стран в Арктике. По моему мнению ситуация обостряется, ведь как можно иначе объяснить тот факт, что Канада намерена бойкотировать заседание Арктического совета в Москве.

По мнению Хьюберта, отношения России и Канады в Арктическом регионе развиваются хорошо, о чем свидетельствуют совместные проекты (подготовка Арктического экономического совета) однако, цитирую «действия России в Украине по-прежнему будут вызывать реакцию в более широком геополитическом контексте. Так, мы были свидетелями того, как Большая восьмерка стала Большой семеркой, фактически изгнав Россию. Политическая оплеуха такого рода, на мой взгляд, приведет к той или иной ответной реакции России. Я не думаю, что это отразится на Арктическом совете, но и не стал бы исключать такой вариант развития событий» 7.

Таким образом, можно сделать вывод о серьезном внимании и значительной активности, которые характерны для деятельности Канады на посту председателя АС.

1 Declaration on the establishment of the Arctic Council. – Ottawa, Canada, 19.09.1996. Режим доступа: http://www.arctic-council.org/index.php/en/document-archive/category/5-declarations?download=13:ottawa-declaration – 07.09.2014.

2 Левит, Л. Арктический совет: движение стабильным курсом / Л. Левит // [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам : офиц. сайт. – 2006. – Режим доступа : http://russiancouncil.ru/blogs/digest/?id_4=1276 – 07.09.2014.

3 Canada’s Northern Strategy: Our North, Our Heritage, Our Future [Электронный ресурс] // МИД Канады: офиц. сайт. – 2012. – Режим доступа : http://www.northernstrategy.gc.ca/cns/cns-eng.asp.– 26.03.2014.

4 Международное сотрудничество в Арктике. Доклад 2013 // [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам : офиц. сайт. – 2006. – Режим доступа : http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2775#top– 06.09.2014; Канада как новый председатель Арктического совета. Блог экспертов РСМД // [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам : офиц. сайт. – 2006. – Режим доступа : http://russiancouncil.ru/blogs/arctic/?id_4=50 – 06.09.2014; Отчет Геологической службы США о предположительных запасах нефти и газа в Арктическом регионе [Электронный ресурс] // USGS : офиц. сайт. – 2001. – Режим доступа : http://energy.usgs.gov/RegionalStudies/Arctic.aspx. – дата обращения : 26.03.2014.

5Там же.

6 Левит, Л. Арктический совет: движение стабильным курсом…

7 Хьюберт Р. Перспективы сотрудничества в Арктическом регионе: точка зрения Канады (интервью) // [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам : офиц. сайт. – 2006. – Режим доступа : http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3549#top – 6.09.2014.

6

Просмотров работы: 1150