ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА В ПРЕДВЫБОРНЫХ КАМПАНИЯХ В США В КОНЦЕ XX – В XXI ВЕКЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА В ПРЕДВЫБОРНЫХ КАМПАНИЯХ В США В КОНЦЕ XX – В XXI ВЕКЕ

Деркач Н.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Амурский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В XX веке президент У. Маккинли первым начал использовать для общения с населением газету;президент Ф.Д. Рузвельт, сидя у камина, вел регулярные радиобеседы; президент Дж. Кеннедиактивно обращался к гражданам посредством телевидения. Обама первым из политиков и на очень высоком уровне построил многостороннее общение с электоратом через Всемирную паутину. Современная информационная среда заметно изменилась. В частности, следует говорить о проникновении в политику, а также в повседневную жизнь и культуру общества Интернета. Этот феномен определяет актуальность исследования.

Цель данной статьи - оценить использование Интернета в предвыборных кампаниях в США в конце XX-XXI веках.

Можно отметить, что Интернет представляет собой самую демократичную и быстрорастущую систему доступа к электорату, а использование интернета, как инструмента в предвыборных кампаниях представляется весьма перспективным.Использование Интернета в избирательных кампаниях началось  с эксперимента, поставленного в США в ходе президентской избирательной кампании 1992 года, когда сотрудники лаборатории искусственного интеллекта Массачусетского технологического института(МТИ) предложили политическим партиям использовать коммуникационную систему на базе электронной почты.  В ходе президентской кампании 1992 г. демократы использовали эту систему для публикации информационных материалов и проведения первых автоматизированных опросов в интернете. Опросы регистрировали реакцию избирателей и обеспечивали сбор мнений по наиболее важным проблемам. Ученые МТИ, получившие возможность проведения практических исследований, смогли получить первые данные об использовании Интернета как инструмента политической коммуникации.

Начиная с 1994 года, средства и интернет-службыначинают  непосредственно  применяться в предвыборных кампаниях в США. Сенатор Диана Фейнштейн создала первый предвыборный сайт в 1994 году, тем самым изменив представление всех кандидатов и избирателей  о том, как можно общаться со своим электоратом и жертвовать деньги на предвыборную кампанию. В 1996 году интернет впервые был применен для проведения президентской кампании. Кандидат Боб Доул от республиканской партии на дебатах на национальном уровне на телевидении  объявил адрес своего агитационного сайта. В 1998 г. Д. Вентура, кандидат на пост губернатора штата Миннесота, организовал свою предвыборную кампанию исключительно посредством интернета и имел огромный успех среди избирателей. Основным преимуществом Вентуры стало парадоксальное сочетание эффективности кампании и ее ничтожно малого даже по тем временам бюджета. Оказалось, что основную массу агитационных работ кандидат вел именно в сети преимущественно при помощи рассылки электронных сообщений в свою поддержку.

В 2000 году кандидат от республиканской партии Джон Маккейн доказал, что на предвыборную кампанию можно собрать большие средства при помощи интернета; и что можно использовать сеть как банк новостей и информации о политике[1].

Показательным опытом инноваций и экспериментирования в области широкого применения новых медиатехнологий стала президентская кампания в США в 2004 г., при которой произошел скачок популярности интернета как банка политической информации. 58% населения США посчитали «Интернет более удобным источником политической информации и заявили, что из Интернета можно почерпнуть информацию, которую не найдешь в других видах СМИ»[2]. Это важно именно для предвыборного периода, когда многие кандидаты начинают осознавать, что Интернет может стать инструментом политической борьбы и может дать возможность собрать денежные средства на предвыборную гонку.

Важно добавить, что в ходе предвыборных соревнований в 2004 году  в Интернете появились блоги практически всех кандидатов в президенты. Любой избиратель мог зайти в блог того или иного кандидата, ознакомиться с его программой, оставить собственный комментарий или задать вопрос политику и посредством блогов получить на него ответ. Наиболее успешным оказался блог кандидата на пост президента от демократической партии Г. Дина. Благодаря своей интернет-деятельности кандидату удалось создать масштабный денежный фонд, аккумулировавшийся на основе небольших, но многочисленных электронных пожертвований и составивший значительную часть бюджета предвыборной кампании Г. Дина.Более того, блоги вела вся администрация кандидата, регулярно организовывавшая электронное общение с избирателями посредством крупнейших блоговых порталов, типа twitter.com[3]и др.

Более того, в рамках той же президентской кампании 2004 года противниками Д. Буша было запущено в интернете несколько альтернативных мультимедийных проектов, ориентированных на активных избирателей. Осенью 2003 г. интерактивный портал Moveon.org[4], о котором уже было упомянуто в работе, запустил видео-инициативу под названием «Буш за 30 секунд». Посетителям портала предлагалось записать с помощью портативных компьютерных видеокамер короткие рекламные ролики, доказывающие, что Буш не должен быть переизбран на второй срок. Проект стал неким политическим аналогом аналогичного продюсерского конкурса «ProjectGreenlight», запущенного в Сети голливудскими актерами М. Дэймоном и Б. Аффлеком и ориентированного на молодых кинорежиссеров, которым предоставлялась возможность продвигать посредством интернета независимое кино.В случае с проектом Moveon.org организаторы программы отобрали лучшие видео и растиражировали их в интернете и на кабельных телеканалах. «CBS» отказались транслировать эти видео, посчитав их слишком противоречивыми. Данное обстоятельство само по себе вызвало заметный резонанс в национальной прессе, что обеспечило огромное проекту со стороны общественности, чего собственно и добивались организаторы.

Другим важным моментом является то, что с 2006 года началась новая эпоха использования Интернета в политических целях. Появилось большее количество политических сайтов, как представляющих кандидатов, так и группы интересов. Было собрано большее количество средств и произошло заметное увеличение онлайн активности. Граждане обменивались большим количеством электронных сообщений на тему политики и писали в своих блогах на тему политики. В 2006 году также были осуществлены инновационные проекты. Вне рамок сети интернет был запущен проект «агитация по телефону» (при помощи специального робота осуществлялись звонки на домашние телефоны избирателей с текстом агитации).  В 2006 году «31%  всех американцев (46% интернет-пользователей в США) заявили, что они следили за политическими событиями, происходящими в стране, обращаясь к информации, выложенный  в Интернете, и обменивались своими взглядами при помощи электронной почты. По оценкам специалистов, число таких пользователей составляло более 60 миллионов человек»[5].

В течение 2008 года значительная часть американцев не просто обращалась к Интернету за информацией о ходе избирательной кампании, но активно участвовали в дискуссиях о политике и в других сетевых акциях, имевших отношение к выборам. Основанием данного утверждения является то, что в 2008 году 74% пользователей интернета, или свыше половины (55%) населения, достигшего избирательного возраста, впервые использовали cеть, чтобы быть вовлеченными в политические процессы, связанные с выборами. Сеть превратилась в один из ведущих каналов получения сведений об избирательной кампании.

Избирательная кампания 2008 года произвела сильное впечатление на тех, кто обычно не был вовлечен в политику. Так считает и исследователь проблемы Алан Абрамович[6]. В 2008 году молодые в возрасте 18 - 29 лет составили 18% всего электората; причем две трети из них (66%) голосовали за Обаму и одна треть (32%) - за Маккейна. В целом же из 132 млн. избирателей почти 24 млн. - это люди, которым на момент голосования было меньше 30 лет[7]. Всего молодежь принесла демократическому кандидату более чем на 8 млн. голосов больше, чем республиканскому. В этом отношении преимущество Обамы оказалось наибольшим, по крайней мере, за период с 1964 года, поэтому можно считать, что он является, прежде всего, «президентом молодежи».

Если объяснять такую грандиозную популярность Обамы среди молодежи и других возрастных групп, то это можно интерпретировать так: «Главные слагаемые успеха Обамы - это его соответствие требованиям времени, харизматичность и Интернет»[8]. В своей президентской кампании Обама нашел путь к электорату через интернет, а после избрания ввел новый тип общения с населением - электронное «городское собрание», тем самым соединив первичную форму американской демократии - городское собрание Новой Англии,  родившуюся во второй половине XVII века, с возможностями интернета. С этой целью на сервере Белого Дома в конце марта 2009 года был создан сайт «Открыт для вопросов», на котором президент в виде видео-формата излагает свою точку зрения по тематике высылаемых ему вопросов. Никогда ранее ничего подобного не было, хотя, если иметь в виду технические достижения, все это могло существовать и в годы президентства Буша-мл.

По мнению специалистов, уже к концу апреля 2008 года сторонники Обамы дали ему много больше, чем пожертвования в фонд избирательной кампании: на соответствующих сайтах они предоставили ему личную информацию, сделавшую его, вне зависимости от исхода борьбы за Белый Дом, обладателем мощнейшего политического инструмента.

 Почти два миллиона людей оставили на сайте Обамы mybarackobama.com[9] и на активно посещаемых сайтах типа  Facebook,  MySpace[10] электронные и домашние адреса, телефоны, высказали свое понимание многих проблем развития страны и указали имена  друзей. Стоимость этой информационной базы уже тогда оценивалась почти в 2 млн. долларов. Она позволяла мгновенно обратиться к людям, живущим во всех частях страны, мотивировать их на ту или иную деятельность в интересах демократов.

Специалисты в сфере рекламы называют выдающимся видео«Да, мы можем» (Yeswecan)[11], задействующее большое количество популярных американских певцов, которые говорят о том, что Обама принесет успех Штатам. Это был большой успех так называемой вирусной рекламы, учитывающей тот факт, что люди делятся с окружающими интересной для них информацией.

Признавая тот факт, что американцы мало  знали об Обаме, потому возникло множество слухов о его жизни, о его семье, об идеях, с которыми он выступал на многочисленных встречах с населением, руководство избирательной кампании в июне 2008 года создало сайт «Борись с клеветой» (FightTheSmears.com). Его целью было распространение информации, отвергающей ложные слухи и сообщения, которые вредили Обаме как кандидату в президенты и как человеку. В опровержение слухов о том, что Обама использовал незаконные приемы для сбора денег на проведение своей избирательной кампании, на сайте сообщалось, что  он был единственным из главных кандидатов, кто полностью отказался от помощи лоббистов со стороны Вашингтона и различных групп интересов, и что он действовал исключительно  в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Барак Обама впервые использовал в предвыборной гонке 2008 силы и средства Интернета второго поколения. Обама применил технологии web2.0, дабы привлечь как можно больше голосов, хотя с самого начала он считался аутсайдером на выборах 2008 года. Благодаря возможностям социальных сетей «он наладил связь и диалог с целевой аудиторией, потребителями информации или просто избирателями»[12]. У избирателей благодаря этому возникло чувство ответственности перед своим кандидатом; в итоге возникло крепкое чувство единства лагеря Обамы в процессе выборов. В своей предвыборной борьбе Барак Обама использовал набор сайтов, блогов и целый набор таких социальных сетей, как Facebook, Myspace,Twitter, Digg, YouTube, Linkedin.

Благодаря онлайн поддержки своих избирателей Бараку Обаме удалось собрать:

           -около 13 миллионов электронных сообщений;

-дополнительно 5миллионов избирателей на Facebook и MySpace;

-1 миллион американцев подписались на рассылку сообщений агитационного характера;

­-2 миллиона людей было зарегистрировано на официальном сайте Обамы (сайт дал избирателям доступ к онлайн сервисам, которые помогли на местном уровне организовать людей в группы поддержки кандидата).[13]

В заключение отметим, что, интернет как средство избирательных кампаний, хоть и появилось относительно недавно, но уже заняло прочное место среди самых эффективных. Президентская кампания 2008 года доказала, что при помощи высоких технологий, в частности - Интернета, с участием рядовых членов общества,возможно оказать максимум поддержки кандидату на выборах, а также наглядно показала, что процедура выборов  перестала быть привычной формой политического участия, поскольку на выборы потянулась молодежь и круги людей, которые были раньше далеки от политики. В целом, общий интерес после выборов 2008 года к интернету повысился, равно как и политическое участие среди молодежи. В 2008 году граждане США, благодаря интернету, как средству СМИ, использовали влияющее поведение для того, чтобы изменить политику государства и направить ее в соответствии со своими политическими интересами. Каждый человек имеет только один голос, и ни один отдельный голос не может обеспечить получение  какой-либо выгоды от государства посредством голосования, если только мнения большинства избирателей не совпадут. Что касается кандидатов на пост главы, они также могут создать себе наиболее положительный и привлекательный образ для граждан, при помощи такого средства массовой информации как Интернет.



[1]E-Government: No Walls, No Clocks, No Doors Federal By William Peters and Charlene Porter[Электронныйресурс]. - Режимдоступа: http://usinfo.state.gov/journals/itgic/1100/ijgr/gj02.htm.- 10.01.2015.

[2]Павлютенкова М. Интернет-диалог как новая форма политического участия граждан[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.viperson.ru/wind.php?ID=620082. - 10.01.2015.

[3]BarackObamaofficialpageonTwitter[Электронныйресурс].-Режимдоступа: https://twitter.com/barackobama.- 10.01.2015.

[4]http://www.moveon.org/. - 10.01.2015.

[5]Информация и общественное мнение: От репортажа в СМИ к реальным переменам реальным переменам Под ред. Румин Ислам; Пер. с англ. -  М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 293 с.

[6]CommentarybyAlanI. Abramowitz[Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.rasmussenreports.com/public_content/political_commentary/commentary_by_alan_i_abramowitz. - 10.01.2015.

[7]Информация и общественное мнение...

[8]Шелли Л. Барак Обама: уроки лидерства / Л. Шелли. - М.: Эксмо, 2012. - 56 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.litmir.me/br/?b=223839&p=39#section_14. - 10.01.2015.

 

[9]MyBarackOama[Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.mybarackobama.com. - 10.01.2015.

[10]Barack Obama official page on My Space[Электронныйресурс].- Режимдоступа:  https://myspace.com/barackobama.- 10.01.2015.

[11]Yes We Can. BarackObamaMusicVideo[Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.youtube.com/watch?v=jjXyqcx-mYY. - 10.01.2015.

[12] Шелли Л. Барак Обама...

[13]My Barack Oama...

Просмотров работы: 1177