КЛОД МОНЕ – ПЕРВЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ ИМПРЕССИОНИСТ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КЛОД МОНЕ – ПЕРВЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ ИМПРЕССИОНИСТ

Пахомова А.В. 1
1Южный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Клод Моне - один из первых и последних великих импрессионистов. С одной стороны, он – человек, чьи работы дали рождение термину "импрессионизм", с другой – человек, который пережил его. Он был создателем радикального в стиле искусства, призванного остановить время, запечатлить зрительное ощущение света и движения, «поймать», остановить его навсегда. Человек, который достиг в рисовании стогов сена и прудов с кувшинками того же, что и Рембрандт достиг в мастерстве автопортрета. Он создал чарующие проникновенные картины. Картины, которые разрушили общепринятые рамки, уносили и до сих пор уносят воображение публики далеко за пределы мира искусств.

Клод Моне родился в Париже в 1840 году. Когда ему было 5 лет, его родители переехали в нормандский город Гаврэ. Его отец был не очень успешным торговцем, его мать, талантливая непрофессиональная певица, умерла, когда мальчику только исполнилось 16. Детство Моне оставило в его душе глубокий отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Искусство стало той силой, которая поддерживала его в молодости. Его не считали гением, но он проявлял определенный талант в написании карикатур, которые он начал продавать в магазине.

Художественное образование Моне продолжает в Париже. Он знакомится с сенсацией французского искусства, легендарным, вызывавшим немало споров, полотном Эдуарда Мане "Завтрак на траве". Он начинает работу над своим первым шедевром.

Моне было 25, когда он начал интересоваться фотографией, хотя вместо фотокамеры Моне использовал альбом, мольберт и кисть, которые он брал с собой выезжая в Фонтенбло, недалеко от Парижа.

Картина "Терраса в Сент-Адресс", написанная летом 1867 года, считается одним из предвестников импрессионизма. На ней изображен курортный городок Сент-Адресс, близ Гавра. Именно здесь Моне и его друг Буден вместе рисовали на открытом воздухе. На картине изображена семья Моне: отец, тётя, кузина, вероятно дядя, которые сидят и отдыхают. Чувства, которые хочет передать художник, неоднозначны. С одной стороны атмосфера картины пропитана счастьем, мы видим семью на отдыхе. С другой стороны, ощущается грусть, можно заметить, что облака начинают сгущаться, а отношения между фигурами на картине довольно натянутые. Возможно, на настроение этой картины повлияли и чувства самого художника: именно в этот период Моне чувствовал некоторое отчуждение в отношениях с семьей.

Летом 1890 года Моне поселился недалеко от Парижа, на берегу одного из рукавов Сены. Позже это место станет известно как "колыбель" импрессионизма. Именно там, в паре со своим другом и соратником Ренуаром, Моне начинает вырабатывать стиль, который впоследствии бросит вызов устоявшимся правилам живописи. Вот пример, картина называется "Купание в лягушатнике". Лягушатник представлял собой замечательное кафе на воде, там можно было взять на прокат лодки, искупаться в Сене. На картине изображены парижане, отдыхающие у реки. Настроение картины спокойное, нам передаются ощущения света, гул людей и всплески воды. Смотря на эту картину сегодня погружаешься в атмосферу созерцания, утопая в лучах горящего полудня.

В июне 1870 года Моне со своей женой Камиллой и трёхлетним сыном Жаном отправляются на север в Нормандию, в город Трувиль. Моне продолжает много рисовать. Регулярно берет мольберт на пляж. Из под его кисти выходит картина, которая называется "Пляж в Трувиле". Нельзя сказать, что картина светится радостью, но она полна деталей, наблюдательных подробностей. Энергичными мазками художник запечатлил момент. На картине изображена жена Моне - Камилла, которая сидит рядом со своей спутницей. Женщин скрывает тень.

Пока семья отдыхала в Нормандии, стало известно, что Франция начала войну с Пруссией. Чтобы избежать воинской повинности, Моне с семьей перебирается через канал в Англию. Здесь у него завязался яркий роман с городом, в котором не каждый может найти вдохновение. Но Моне полюбил особенности его освещения, туманную Темзу, где он наблюдал и рисовал рабочих на фоне Биг Бена и Парламента.

В 1871 Моне возвращается в Париж. В Аржантёе, на берегу Сены он находит себе дом с садом. Несмотря что в доме была оборудована студия, Моне не прекращает исследовать окрестности. На этой картине изображена прогулка вниз. Мы видим семейство, вероятно даже семейство самого Моне. Молочное светлое небо, игра красок зелени в цветах.

Когда мастерство Моне становится все более выразительным, а палитра все более раскрепощенной, Моне организует общество художников-живописцев, скульпторов и гравёров. В этом его поддерживают его друзья - О. Ренуар и П. Сезан. В январе 1874 года группа официально объявила о своем существовании.

Следующая картина, написанная в 1872 году под названием "Впечатление. Восход солнца". На картине изображен вид гаврского порта. Его доки, мачты и корабли едва проглядывающиеся сквозь сумрак. Солнце едва пробивается сквозь дымку, отбрасывая переливчатую, едва видимую тень на поверхность воды.

Во времена проживания в Аржантёе, Моне часто ездит в Париж, чтобы рисовать город. Он начал писать картины в динамике. Вот, например, картина "Вокзал Сен-Лазар", 1877 года представляет громадный локоматив, спешащих куда-то людей, облака над широким навесом.

Картина "Кувшинки" 1925 года стала последней работой мастера.

5 декабря 1926 года в возрасте 86 лет Клод Моне скончался от продолжительной болезни.

Моне называли "Рафаэлем воды" и "первооткрывателем цвета". С его именем связывают и эффект "запечатленного мгновения", ибо он приложил много усилий для воплощения в живописи мимолетных состояний природы. Позднее имя Моне неразрывно связывали с изучением изобразительных возможностей света. Кроме того, Моне можно считать предшественником неоимпрессионизма - движения, непосредственно следовавшего за импрессионизмом, - а также предтечей набидов, фовистов, кубистов, абстракционистов, ташистов и представителей так называемой каллиграфической живописи. У Моне мы находим первые признаки интереса к произведениям искусства и философским учениям Востока, столь популярным среди нынешних художников.

В произведениях Моне можно видеть уже отдельные аспекты современного отношения к пространству, а также некоторые композиционные принципы и даже технические приемы новейшего искусства. Моне был максималистом: он воплощал принцип мимолетного мгновения импрессионическую манеру письма последовательнее, чем все остальные приверженцы. В некоторых полотнах он зашел так далеко, что невозможно определить их сюжет.

В течение своей долгой рабочей жизни Моне был новатором, создателем нового радикального подхода в живописи, который позже станет известен как импрессионизм. Термин этот родился случайно. Поводом послужило название его пейзажа "Впечатление. Восход солнца" (от франц. impression-впечатление), появившегося на выставке импрессионистов в 1874 году. В середине жизни его твердая убежденность в верности этого подхода к живописи приведет его к бедности, а к концу жизни он станет богатым, знаменитым художником, чьи работы будут считаться настоящими шедеврами. Сегодня картины Моне стоят миллионы, подчеркивая его статус гениального художника и величайшего из импрессионистов.

Этюды импрессионистов были своеобразным протестом против салонной академической рутинной картины с ее дидактикой, с ее неживым и надуманным сюжетом. В них они утверждали непосредственность и чистоту живописного восприятия, не затрагивая никаких сложных проблем.

Но время изменилось. Границы нашего познания безмерно расширились, а искусство заняло иное место в нашей жизни, и мы рассматриваем его не только как форму познания, но и как определенную форму воздействия. И мы не можем удовлетвориться простой созерцательностью художника. Мы ищем искусства активного, проникающего в глубь природы, в глубь жизненных явлений, в глубь человеческих переживаний, затрагивающего большие и сложные вопросы. Для этого нужна соответствующая новая форма выражения, новый современный язык. Поэтому импрессионизм как избирательный метод уже давно не удовлетворяет нас. Но мы воздадим ему должное и оставим для себя его жизнерадостный, жизнеутверждающий дух и ту чистоту и непосредственность восприятия, без которого не существует истинного искусства.

Просмотров работы: 974