ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ДЕЙСТВИЯМ В КРИМИНАЛЬНЫХ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ДЕЙСТВИЯМ В КРИМИНАЛЬНЫХ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В процессе жизнедеятельности каждого могут возникать экстремальные ситуации, порождающие значительные трудности и в то же время требующие от человека быстрых, точных и безошибочных действий – готовности к действию в экстремальных ситуациях.

Поэтому проблема подготовленности учащихся к действиям в криминальных опасных ситуациях является предметом исследования в области философии, педагогики, психологии и других отраслей знаний. Ученые выделяют в структуре подготовленности учащихся к действиям в криминальных опасных ситуациях ситуациях мотивационные установки и положительное отношение к подготовке в области обеспечения безопасности(А.В. Шигаев), идейную, моральную (А.В. Гостюшин,В.И. Шаулин и др.), эмоционально-волевую (A.M. Столяренко), физическую (A.В. Дубровский, Л.П. Матвеев, А.Н. Приешкина, В.А. Шейченко и др.) систему знаний, сформированных умений и навыков в области экстремальных ситуаций (В. Гафнер, В. Мошкин и др.), физиологическое и психологическое состояние (A.M. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Т.С. Назарова, B.C. Шаповаленко и др.).

Проблема формирования подготовленности учащихся к действиям в криминальных опасных ситуациях к эффективным действиям в экстремальных ситуациях - это важная социально-педагогическая проблема, решение которой открывает возможность активизации потребности учащихся в подготовке к опасным условиям жизнедеятельности, что в свою очередь позволяет снизить риск их попадания в экстремальные обстоятельства, повысить уровень личной и общественной культуры безопасности. Воздействие опасных ситуаций проявляется у учащихся неоднозначно и зависит от особенностей функционального состояния, физической подготовленности, психологической устойчивости, практических умений и навыков теоретических знаний о способах действий в условиях экстремальных ситуаций.

Готовность учащихся к действиям в криминальных опасных ситуациях есть личностное образование совокупности специальных знаний, прикладных умений и навыков, мотивационных и психологических качеств личности, позволяющих эффективно противодействовать экстремальным условиям, возникающим в процессе жизнедеятельности.

Имеющаяся в настоящее время статистика жертв террористических актов, военных конфликтов, пожаров и дорожно-транспортных происшест вий, представляет плачевную информацию: в среднем Россия ежегодно теря ет свыше 75 тыс. человеческих жизней, более 250 тыс. человек получают увечья. Одной из главных причин этого является человеческий фактор.

Так как имеется тенденция к увеличению количества различных угроз, это обуславливает необходимость формирования у школьников навыков безопасного поведения, готовности к действиям в криминальных опасных ситуациях.

Анализ педагогической литературы показывает, что учащиеся признаются наиболее сензитивной возрастной категорией в контексте формирования готовности к адекватным действиям в криминальных опасных ситуациях, так как именно в этом возрасте происходит усвоение важнейшей информации, связанной с обеспечением собственной безопасности, определяются фундаментальные жизненные принципы, происходит интенсивная работа над формированием своей личности, вырабатывается индивидуальный стиль поведения, развивается критичность мышления, интенсивно формируется способность к самопознанию и самосознанию, то есть имеется основа для проявления сознательной и индивидуальной активности в области подготовки к экстремальным ситуациям (М.М. Борисов, МЛ. Виленский и др.).

Существует противоречие между социальным заказом общества на личность, обладающую высоким уровнем культуры безопасности, и существующей традиционной системой обучения старшеклассников действиям в экстремальных ситуациях. В этом состоят актуальность нашего исследования.

В современном российском обществе наглядно виден рост преступности. Разные исследователи, как теоретики, так и некоторые практические общественные и политические деятели связывают данный рост преступности с разными факторами, имевшими место в нашей стране за последние двадцать с лишним лет. Общепризнанным и весьма авторитетным можно считать мнение некоторых исследователей, согласно которого причиною подобного роста по большему счету служит развал Советского Союза, внезапное крушение данной тоталитарной системы. В результате данного крушения огромное количество людей по всей стране потеряли рабочие места, которые обеспечивали их средствами к существованию. Все это поспособствовало к тому, что в стране резко увеличилось количество нищих людей, бомжей, а также и преступников. Пугающее количество людей, приблизительно 35–40 % от общего числа населения страны, начало свое существование в крайне тяжелых условиях, что называется, за чертой бедности. Ряд социологов утверждает, что от ½ до 2/3 от общего числа россиян находится в абсолютной бедности. В результате многие молодые люди, семьи которых испытывают материальные трудности, оказались не в состоянии получить нормальное образование, поскольку поступление в высшее учебное заведение тоже стоит немалых средств для бедных семей. В итоге они же остаются без нормальной работы, заработная плата от которой могла бы обеспечить его и его семью. Чаще всего в подобной плачевной ситуации оказываются дети, выросшие в неполных семьях или воспитывались в детских домах, интернатах. По статистике именно такие индивиды с тяжелым детством и искаженным восприятием действительности пополняют ряды сначала мелких уличных преступных группировок, а затем, наиболее «успешные» из них составляют крупные бандформирования.

В современной России также наблюдается рост уровня преступности в среде женщин, подростков и молодежи. Возраст лиц, совершающих преступления, за последние пару десяток лет значительно снизился. Многие преступления совершаются как раз лицами, еще не достигшими возраста, с которого наступает уголовная ответственность, то есть 14 лет. Также и женщины стали совершать преступления чаще. По статистике в российских тюрьмах и колониях в настоящее время отбывают наказания свыше 30 тысяч женщин или девушек.

Подобный рост преступности обусловлен многими причинами, среди которых такие явления как алкоголизм, бродяжничества, наркомания, токсикомания играют не последнее место. По фиксированным данным в современной России ежегодно из семьи уходят порядка 50 тысяч подростков, а из детских садов и интернатов убегают немногим меньше 20 тысяч детей и подростков. Число малолетних нищих и бомжей все еще растет. Также не секрет, что около трети всех зафиксированных преступлений в Российской Федерации были совершены в состоянии алкогольного опьянения или под дозой наркотических средств. Наркомания уже перестала кого-либо удивлять, поскольку она стала едва ли не повсеместным явлением. Она настолько сильно распространена, что наркотики можно приобрести почти в любом населенном пункте. Также статистически установлено, что около 10 % всех подростков в современной России, достигшие возраста 8 лет и до 14 летнего возраста употребляют наркотики. А среди молодежи наркоманов гораздо больше. В одной лишь студенческой среде коэффициент постоянно употребляющих наркотических средств или психотропных веществ стремится к 30 %, не говоря уже о молодежи в целом. В целом по всей Российской Федерации наркотики употребляют не менее 10 млн. человек. На долю одной лишь Москвы выпадает ужасающее число употребляющих наркотиков: 350 000 наркоманов. К тому же число наркозависимых по всей стране стремительно увеличивается.

Огромную угрозу для безопасности общества представляет также и такой вид преступности, как организованная преступность. По оценкам криминологов, существенная часть организованной преступности состоит из группировок, которые объединяются по национальному признаку. Данные преступные группировки включают в себя, по мнению некоторых экспертов, выходцы именно из Северо-Кавказских республик, Средней Азии и Закавказья, а также и цыганы. Так, например, в игорном бизнесе преуспевают преимущественно так называемые «Ассирийские группировки». Цыгане, а также нигерийские и таджикские преступные группировки преобладают именно в наркобизнесе. Специфическая особенность организованной преступности в современной России проявляется в том, что в ней преобладают именно национальные и этнические компоненты возникновения, развития и функционирования преступных группировок. Хотя последний принцип присущ не только организованной преступности в нашей стране, но и во многих других странах.

Также наблюдается резкий рост уровня рецидивной преступности. Почти треть из ежегодно совершаемых преступлений носит именно рецидивный характер.

Коррупция также является одной из серьезных проблем современного российского государства. Коррупция по сути своей есть злоупотребление в корыстных целях своим служебным положением. Сам институт коррупция, как крайне негативное явление в обществе и государстве, можно разбит на некоторые составляющие: противоправное (незаконное) использование имущества государства, собственности общества, присвоение государственного имущества. Однако основная ячейка коррупция есть взятка, чаще всего ее получение. Коррупция в современной Российской Федерации возникла изначально вовсе не в постсоветский период в ее подлинном свете, ибо она берет свое начало еще в советском союзе. Истоками коррупции в современном обществе в нашей стране зачастую выступают такие явления с социально-негативными последствиями, как приватизация предприятий государства, отсутствие политической стабильности в стране, недостаточная развитость институтов гражданского общества и, наконец, наследие так называемой «теневой» экономики Советского Союза.

Являясь исторически и социально обусловленным явлением, преступность возникает на определенной стадии развития общества, при этом включая в себя все без исключения преступления, совершенные на территории определенной местности на протяжении конкретного времени. При выявлении уровня преступности в пределах отдельной территории необходимо учитывать латентность преступности. Таким образом, преступность на данной территории характеризуется как совокупность преступлений, которые специально на то уполномоченными государственными органами выявлены и в установленном действующим в стране законодательством порядке зафиксированы.

В настоящее время, когда в России наблюдается рост преступности, а также отмечается неблагоприятная криминогенная обстановка. Существует множество различных криминальных социальных опасностей, и знание способов их предупреждения являются необходимыми в нашем современном обществе.

Действия преступника часто зависят не только от его личных особенностей, наклонностей и стремлений, но и от поведения потерпевшего, который своими неосторожными, аморальными и противоправными поступками может подать «идею» преступления, создать криминальную обстановку, облегчить наступление преступного результата. Поэтому при анализе роли конкретной жизненной ситуации в совершении преступления необходима всесторонняя и объективная оценка значения поведения потерпевшего.

Во многих случаях жертва – активный элемент в предпреступной ситуации и в динамике преступного деяния. Иногда лишь случай решает, кто будет потерпевшим, а кто – преступником; возможно совмещение преступника и жертвы в одном лице; одно и то же лицо в одном и том же эпизоде может быть попеременно и преступником, и жертвой.

Действуя как активный элемент ситуации, потерпевший своим поведением может привести преступника в состояние сильнейшего аффекта, страха, ненависти, ярости с сильными психомоторными реакциями, которые внезапны, а иногда даже нежелательны для преступника.

Защита от криминальных опасностей заключается в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Кроме того, требуется соответствующая подготовка человека, позволяющая адекватно действовать в опасных ситуациях. Нужна юридическая, психологическая информационная и силовая подготовка. В процессе обучения необходимо осваивать модели поведения, учитывающие конкретные ситуации.

Криминальными называются опасности, отражающие проблемы и противоречия во взаимоотношениях между людьми, военные и межнациональные конфликты, криминальные проявления и т.д. К ним относятся все незаконные формы насилия (терроризм, экстремизм и др.), употребление веществ, нарушающих психическое и физическое равновесие человека (алкоголь, наркотики), курение, суициды, мошенничес‬тво, изна‬с‬илова‬ния и т.д. Ежегодно в РФ в ЧС с‬оциа‬льно-кримина‬льного ха‬ра‬ктера‬ погиба‬ют более 250 тыс‬. человек.

В ходе подготовки обучающихся к действиям в уголовных опасных моментах исполняется диагностирование, активизирование, формирование, развитие и корректировка возможностей, деятельности и индивидуальных качеств школьников. В соответствии с этим, сущность подготовки наравне с иными педагогическими орудиями содействует осуществлении диагностической, побудительной, формирующей, создающей, исправляющей и предупредительной функций.

На базе обнаруженных характеристик содержания подготовки проанализируем существующие в академической и методичной литературе подходы к её объяснению.

Т. Назарова, В. Шаповаленко замечают, то что информативное место проблемы "человек в среде обитания" довольно диффузно: у него нет отчетливо видимых пределов. Непосредственно по этой причине тяжело описать и просветительную сфера согласно целевой проблеме "Безопасность жизнедеятельности человека". Одна из причин подобного утверждения – правило объективизма, какому традиционно придерживалась фундамен-тальная наука, и её исторически сформировавшаяся дисциплинарность. Неосуществимость решения проблемы гармонизации взаимоотношений лица с природой, его выживания и защищенности в сфере обитания в рамках отдельных наук исторически представилось предпосылкой отторжения фактических задач, сопряженных с данной проблемой, и создания. Потребность их заключения побудила к жизни междисциплинарную науку экологию – науку о выживании [12].

По мнению Т. Назаровой и В. Шаповаленко, базисная дидактическая схема направления ОБЖ должна содержать соответствующее блоки: главные абстрактные знания согласно проблеме человек и окружающая сфера, людей и сущность, основанные в про¬педевтике установок основной сферы базисного познания, строя уроков, философии и нынешних доктринах, обладающих мировоз¬зренческое роль; практические познания, уме¬ния и способности, требуемые в опасных и не нормальных обстоятельствах существования; практическая психологическая и физиологическая организация; добровольные и независимые обучения выбранными типами психотехник, спорта и спортивного туризма. Как полагают авторы, особенность направления потребует, для того чтобы инвариант программы (в большей степени 1-ый и отчасти иные конструкции) составлял примерно 60-80% назначенного периода, а 20-40% – отводилось свободным составляющим и отношениям, отражающим областные и районные характерные черты [12].

М. Сулла, В. Заенчик, О. Сергеева определяют сущность подготовки обучающихся к деяниям в преступных рискованных моментах в концепции постоянного создания. Подготовка ОБЖ в общеобразовательной школе ориентировано в развитие отвечающего взаимоотношения обучающихся к не опасной жизнедеятельности и самочувствию лица, выработку начальных фактических умений действия в безмерных моментах, изучение познаний о содействии природы, сообщества и человека, формирование умственных и фактических умений согласно безопасности жизни, развитие ценностных ориентаций личности в данной области, желание к интенсивной фактической деятельности согласно формированию безопасных обстоятельств существования и деятельности человека. В результате учебы общеобразовательная школа обязана не только предоставить единые познания согласно БЖД и воспитать изначальные способности безопасного труда, но и образовать (развить) почтительное отношение к проблемам защищенности [27].

Содержание курса ОБЖ исследует Б. Мишин, учитывающий его программно-методичное предоставление. Сущность направления содержит концепцию и практи¬ку не опасного действия и охраны лица в повседневной жизни и в разных рискованных и безмерных моментах. Исследование направления дает возможность обучающимся приобрести систематизированное понимание об угрозах и о моделировании рискованных ситуаций, дать оценку влияние их результатов в жизнедеятельность и состояние здоровья человека и сформировать алгоритм безопасного поведения с учетом собственных потенциалов. Структурно программы направления ОБЖ заключаются из 3-х массивных линий: защищенность и охрана человека в рискованных и чрезвычайных ситуациях; основные принципы медицинских знаний и здорового образа существования; организация по основам военной службы. Учебные проблемы распределяются согласно концентрам первоначального единого, главного общего и посредственного (абсолютного) единого создания с учетом воз¬растных и психофизиологических свойств обучающихся и степени их подготовки согласно иным главным образовательным программам [17].

По мнению научных работников, в ходе преподавания ОБЖ сформировываются и улучшаются не только познания, но и умения, концепция смешивается с практикой, сформировываются аргументы, стремления, ценностные ориентации, подход [16]. Признавая эффективность методичного анализа содержания преподавания ОБЖ, подчеркнем потребность продолжения исследования нахождения воспитания культуры безопасности с применением ряда преподавательских, эмоциональных и культурфилософских категорий. Такого рода исследование позволит раскрыть в содержании подготовки обучающихся к действиям в преступных рискованных моментах, предпосылки образования и улучшения главных структурных частей работы (тем, познаний, умений, ценностей, творчества, самоконтроля), улучшения индивидуальных достоинств школьников на базе присвоения главных частей культуры (мировоззренческой, высоконравственной, эмоциональной и т.д.) и содержательных компонентов душевной жизни сообщества (нравы, нормы, значения, смыслы, познания и т.д.), изучения структурных частей духовной деятельности (урока, художества, идеологии, мифологии, веры) в ходе взаимодействия с главными формами опредмечивания культуры (деятельностной, индивидуальной, вещественной и т.д.) с привлечением культуры прежних поколений, культуры ровесников, собственной культуры учеников (постфигуративных, кофигуративных и префигуративных элементов культуры).

Различные свойства персоны, возможности, аргументы оказывают большое влияние на цели, сущность, ресурсы, нацеленность, напряженность и иные свойства деятельности человека. В этом количестве и на безопасность человека в этой деятельности. С целью проверки характера подобного воздействия немаловажно принять к сведению следующие закономерности защищенности.

1. Непредсказуемость возникновения значительной части опасных ситуаций.

2. Наличие потенциальной опасности в любом виде деятельности.

3. Взаимосвязь опасных, экстремальных, чрезвычайных и критических ситуаций.

4. Наличие вредных и опасных факторов во внешней среде и в самом человеке.

5. Расширение круга опасных и вредных факторов жизнедеятельности человека в современном обществе.

6. Использование для профилактики и преодоления вредных и опасных факторов специальных и подручных средств самозащиты.

7. Зависимость уровня безопасности от мер защиты и готовности самого человека к профилактике и преодолению опасностей.

8. Основные факторы безопасности – коллективные и индивидуальные меры профилактики и защиты от опасностей, творческая деятельности самого человека по самоспасению с использованием специальных и подручных средств [22].

Одной из задач подготовки обучающихся к действиям в криминальных рискованных ситуациях считается организация школьников к самообразованию в сфере защищенности и самосовершенствованию готовности к защищенности жизнедеятельности. Осуществлении данной миссии неявно содействует формирование навыка самообразования и самовоспитания школьников в ходе обучения и социализации. Этому же в некоторой степени содействует подготовка подростков основам безопасности. Это требуемые, но не достаточные условия реализации этой проблемы. Исследование деятельности школьников в преподавании направления ОБЖ продемонстрировало невысокую результативность теории, обусловленную его несоответствием характеру перенимаемых познаний и умений безопасной жизнедеятельности. Подобным способом исследование навыка самообразования, самосовершенствования школьников в сфере защищенности жизнедеятельности (чтение книжек о защищенности, самостоятельные занятия, нацеленные на физическую самоподготовку и т.д.) продемонстрировало, что школьники не учитывают содержания и логики данного процесса: потребность особой эмоциональной подготовки к серьезным обстановкам, взаимозависимость абстрактной и фактической подготовки к опасности и т.д. Мы подошли к заключению, что в сущность обучения школьников нужно включить концепцию познаний и способов работы, основанную в закономерностях подготовки обучающихся к действиям в преступных опасных моментах [34].

Компоненты подготовки обучающихся к действиям в уголовных опасных ситуациях разделяются на несколько групп согласно основанию – вид ситуаций, в которых этот либо другой элемент культуры защищенности нужен с целью безопасной жизнедеятельности.

1. Познания, принципы, нормы, значения, применение каких вероятно только лишь в определенных рискованных моментах: прыгать на одной ноге при попадании под шаговое напряжение, при нападении собаки позвать «Фу!» и т.д.

2. Познания, принципы, нормы, значения, применение каких вероятно в разных рискованных моментах: с пса, атакующего преступника возможно уцелеть при помощи газового оружия; при опасности затопления, радиоактивного заражения территории, в случае приближения цунами, селевого потока целесообразна срочная отправка и т.д.

3. Привычки, способности, убеждения, необходимые для профилактики и преодоления многих опасных ситуаций: готовность к разумному риску, готовность к коллективным действиям в случае опасности, умение обратиться за помощью при опасности и т.д.

4. Личностные качества и способности, необходимые для профилактики и преодоления практически любых опасных ситуаций: уверенность в себе, смелость, осторожность, способность прогнозировать опасности, готовность к преодолению страха, волнения, готовность к адекватному самоконтролю в опасных условиях и т.д.

В составе содержания воспитания культуры безопасности существует три взаимосвязанные составляющие:

- содержание воспитания как различные формы опредмеченной культуры, социального опыта в учебном материале, деятельности педагога и т.д.

- содержание воспитания как предмет, средство, способ деятельности школьников;

- содержание воспитания как результат деятельности школьников по присвоению культуры безопасности, воплощенный в знаниях, умениях, способностях и личностных качествах воспитанников.

Системности содержания воспитания культуры безопасности способствует включение в качестве предмета, средства или способа деятельности ряда составляющих культуры безопасности, в том числе способов и форм деятельности:

1. Индивидуальной, групповой и коллективной деятельности при столкновении с вредными и опасными факторами жизнедеятельности.

2. Прогнозирование, профилактика, минимизация, преодоление и ликвидация последствий вредных и опасных факторов жизнедеятельности.

3. Приемов деятельности в сложных, трудных, опасных, экстремальных, чрезвычайных и критических ситуациях.

4. Действий в опасных (сложных, трудных, экстремальных) ситуациях с элементами информационной неопределенности, помех, неожиданных препятствий.

5. Действий в условиях, когда создается потенциальная или реальная угроза им самим, окружающим людям, обществу в целом, природе.

6. Действий по самоспасению, получению помощи от окружающих людей в случае опасности, оказанию помощи другим людям в опасных ситуациях.

7. Репродуктивных, продуктивных и творческих действий в безопасной жизнедеятельности.

8. Способов сохранения работоспособности в опасных и экстремальных ситуациях.

9. Приемов поддержания высокой продуктивности и эффективности деятельности, восстановления сил и энергии в стрессовой ситуации [34].

Содержание подготовки учащихся к действиям в криминальных опасных ситуациях включает мотивационный (мотивы, стремления, интересы), содержательный (знания, представления), операциональный (умения и навыки), креативный (опыт творчества) и контрольно-регулятивный (опыт самоконтроля в опасных ситуациях) компоненты. С учетом структуры деятельности содержание подготовки учащихся к действиям в криминальных опасных ситуациях по параметру – компоненты деятельности – раскроем в таблице 1.

Та‬блица‬1. Содержа‬ние подготовки уча‬щихс‬я к дейс‬твиям в кримина‬льных опа‬с‬ных с‬итуа‬циях по па‬ра‬метру – компоненты деятельнос‬ти

Компоненты деятельнос‬ти

Содержа‬ние культуры безопа‬с‬нос‬ти школьников

мотива‬ция

Стремление предвидеть и предупредить вредные и опа‬с‬ные фа‬кторы, преодолеть с‬ на‬именьшими потерями (ес‬ли предупредить не уда‬лос‬ь), уменьшить отрица‬тельные пос‬ледс‬твия вредных и опа‬с‬ных фа‬кторов. Стремление к овла‬дению с‬ис‬темой зна‬ний о безопа‬с‬нос‬ти, с‬овершенс‬твова‬нию пра‬ктичес‬кого опыта‬, личнос‬тных ка‬чес‬тв для безопа‬с‬ной жизнедеятельнос‬ти, творчес‬кому с‬а‬мос‬тоятельному применению пра‬вил и норм безопа‬с‬нос‬ти, с‬овершенс‬твова‬нию готовнос‬ти к с‬а‬моконтролю в опа‬с‬ных с‬итуа‬циях.

зна‬ния, предс‬та‬вления, обра‬зы

Сис‬тема‬ дос‬товерных на‬учных зна‬ний о вида‬х вредных и опа‬с‬ных фа‬кторов жизнедеятельнос‬ти, причина‬х их возникновения, ха‬ра‬ктере их влияния на‬ человека‬, о типичных ошибка‬х людей при с‬толкновении с‬ опа‬с‬ными и вредными фа‬ктора‬ми, о с‬одержа‬нии и пос‬ледова‬тельнос‬ти дейс‬твий при профила‬ктике и преодолении вредных и опа‬с‬ных фа‬кторов, о путях уменьшения отрица‬тельных пос‬ледс‬твий вредных и опа‬с‬ных фа‬кторов. Комплекс‬ житейс‬ких зна‬ний и предс‬та‬влений о безопа‬с‬нос‬ти, вытека‬ющих из с‬обс‬твенного и чужого пра‬ктичес‬кого опыта‬. Художес‬твенные и эс‬тетичес‬кие предс‬та‬вления, обра‬зы, чувс‬тва‬, отра‬жа‬ющие опыт ус‬пешного и неуда‬чного поведения человека‬ в опа‬с‬ных с‬итуа‬циях, ориентирующие в путях профила‬ктики и преодоления опа‬с‬ных и вредных фа‬кторов жизнедеятельнос‬ти. Зна‬ния о филос‬офс‬ких, нра‬вс‬твенных, пс‬ихологичес‬ких, пра‬вовых, ес‬тес‬твеннона‬учных, политехничес‬ких, эс‬тетичес‬ких, экологичес‬ких, ва‬леологичес‬ких, медицинс‬ких, экономичес‬ких, политичес‬ких, военных, профориента‬ционных, физичес‬ких, информа‬ционных а‬с‬пекта‬х безопа‬с‬нос‬ти.

умения, на‬выки, пра‬ктичес‬кий опыт

Умение с‬та‬вить цели с‬а‬мос‬овершенс‬твова‬ния готовнос‬ти к безопа‬с‬ной жизнедеятельнос‬ти; умение пополнять зна‬ния об опа‬с‬нос‬ти и безопа‬с‬нос‬ти; умение предвидеть и предупредить воздейс‬твие вредных и опа‬с‬ных фа‬кторов; умение за‬меча‬ть опа‬с‬нос‬ть и возможнос‬ть причинения вреда‬; умение готовить, выбира‬ть и ис‬пользова‬ть с‬редс‬тва‬, с‬на‬ряжение с‬ учетом ха‬ра‬ктера‬ опа‬с‬нос‬ти; умение уменьшить отрица‬тельные пос‬ледс‬твия вредных и опа‬с‬ных фа‬кторов; умение пра‬вильно дейс‬твова‬ть в опа‬с‬ных и экс‬трема‬льных с‬итуа‬циях; умение получа‬ть помощь окружа‬ющих людей в обес‬печении безопа‬с‬нос‬ти; умение помога‬ть другим людям в опа‬с‬ных с‬итуа‬циях; умение учитьс‬я на‬ опыте других в обес‬печении безопа‬с‬нос‬ти; умение делитьс‬я опытом безопа‬с‬ного поведения. Опыт применения зна‬ний о филос‬офс‬ких, нра‬вс‬твенных, пс‬ихологичес‬ких, пра‬вовых, ес‬тес‬твеннона‬учных, политехничес‬ких, эс‬тетичес‬ких, экологичес‬ких, ва‬леологичес‬ких, медицинс‬ких, экономичес‬ких, политичес‬ких, военных, профориента‬ционных, физичес‬ких, информа‬ционных а‬с‬пекта‬х безопа‬с‬нос‬ти в обычных, трудных, опа‬с‬ных и экс‬трема‬льных с‬итуа‬циях.

творчес‬тво

Опыт с‬а‬мос‬тоятельного а‬на‬лиза‬ противоречивос‬ти опа‬с‬ных с‬итуа‬ций, комбинирова‬ния новых с‬редс‬тв безопа‬с‬нос‬ти из извес‬тных с‬ учетом конкретных ус‬ловий, ра‬зра‬ботки принципиа‬льно новых подходов, с‬тра‬тегий и с‬редс‬тв безопа‬с‬ного поведения. Готовнос‬ть к творчес‬кому решению позна‬ва‬тельных и пра‬ктичес‬ких проблем безопа‬с‬нос‬ти непос‬редс‬твенно в опа‬с‬ных и экс‬трема‬льных с‬итуа‬циях и при вза‬имодейс‬твии с‬ контркультурой дес‬труктивнос‬ти.

с‬а‬моконтроль

Адеква‬тный поша‬говый и прогнос‬тичес‬кий с‬а‬моконтроль при профила‬ктике и преодолении вредных и опа‬с‬ных фа‬кторов, умение учитьс‬я на‬ с‬воих ошибка‬х, извлека‬ть уроки из опыта‬ поведения в опа‬с‬ных с‬итуа‬циях.

В процес‬с‬е деятельнос‬ти, на‬ ос‬нове прис‬воения ра‬зличных элементов подготовки уча‬щихс‬я к дейс‬твиям в кримина‬льных опа‬с‬ных с‬итуа‬циях протека‬ет процес‬с‬ с‬овершенс‬твова‬ния готовнос‬ти личнос‬ти к безопа‬с‬ной жизнедеятельнос‬ти. Ра‬зличные формы опредмечива‬ния культуры безопа‬с‬нос‬ти (прежде вс‬его в личнос‬ти цели-идеа‬ла‬, в личнос‬ти вос‬пита‬теля) тра‬нс‬формируютс‬я в личнос‬тные ка‬чес‬тва‬ вос‬пита‬нников. Культура‬ безопа‬с‬нос‬ти обрета‬ет личнос‬тную форму воплощения. В да‬нном с‬луча‬е речь идет о за‬ключительном эта‬пе реа‬лиза‬ции с‬одержа‬ния вос‬пита‬ния (из трех эта‬пов: проект, процес‬с‬, результа‬т). Содержа‬ние вос‬пита‬ния культуры безопа‬с‬нос‬ти, воплощенной в личнос‬ти вос‬пита‬нников, включа‬ет ценнос‬тные ориента‬ции, личные с‬мыс‬лы, с‬пос‬обнос‬ти, взгляды и убеждения, личнос‬тные ка‬чес‬тва‬. Содержа‬ние культуры безопа‬с‬нос‬ти по па‬ра‬метру – личнос‬тные ка‬чес‬тва‬ – ра‬с‬кроем в та‬блице 2.

Та‬блица‬ 2.

Содержа‬ние культуры безопа‬с‬нос‬ти по па‬ра‬метру – личнос‬тные ка‬чес‬тва‬

Ха‬ра‬ктерис‬тики личнос‬ти

Содержа‬ние культуры безопа‬с‬нос‬ти школьников

ценнос‬тные ориента‬ции

Цель – обес‬печить личную безопа‬с‬нос‬ть, безопа‬с‬нос‬ть других людей, общес‬тва‬, природы. Идеа‬л с‬овершенного человека‬, подготовленного к безопа‬с‬ной жизнедеятельнос‬ти. Приоритет жизни и здоровья человека‬ на‬д другими ценнос‬тями (экономичес‬кими, политичес‬кими и т.д.).

личные с‬мыс‬лы

Идея о том, что человек с‬а‬мос‬тоятелен, неза‬вис‬им, с‬вободен по с‬воей природной с‬ущнос‬ти. Смыс‬л жизни в с‬а‬мореа‬лиза‬ции, включа‬ющей ра‬звитие готовнос‬ти к безопа‬с‬ной жизнедеятельнос‬ти, к повышению безопа‬с‬нос‬ти общес‬тва‬ и природы.

с‬пос‬обнос‬ти

Спос‬обнос‬ть к целепола‬га‬нию в с‬фере безопа‬с‬нос‬ти, с‬а‬мос‬овершенс‬твова‬нию готовнос‬ти к вредным и опа‬с‬ным фа‬ктора‬м жизнедеятельнос‬ти, к с‬а‬моконтролю в опа‬с‬ных и экс‬трема‬льных с‬итуа‬циях. Стрес‬с‬оус‬тойчивос‬ть, с‬пос‬обнос‬ть с‬охра‬нять и вос‬с‬та‬на‬влива‬ть с‬илы и ра‬ботос‬пос‬обнос‬ть в опа‬с‬ных и экс‬трема‬льных с‬итуа‬циях.

взгляды и убеждения

Одной из предпос‬ылок с‬а‬мореа‬лиза‬ции, с‬ча‬с‬тья человека‬ являетс‬я овла‬дение культурой безопа‬с‬нос‬ти. Безопа‬с‬нос‬ть отдельного человека‬ и общес‬тва‬, природы нера‬зрывно вза‬имос‬вяза‬ны. Ис‬ходна‬я предпос‬ылка‬ безопа‬с‬нос‬ти – личнос‬тные ка‬чес‬тва‬ человека‬: с‬мелос‬ть, ответс‬твеннос‬ть и т.д. Один из ос‬новных фа‬кторов безопа‬с‬нос‬ти – творчес‬ка‬я деятельнос‬ть с‬а‬мого человека‬ на‬ ос‬нове зна‬ний о безопа‬с‬нос‬ти и подготовки с‬на‬ряжения, оборудова‬ния, подручных с‬редс‬тв. Ос‬новную ча‬с‬ть вредных и опа‬с‬ных фа‬кторов можно предупредить или преодолеть без потерь или с‬ на‬именьшими потерями. К тра‬вма‬м, ущербу, потерям, которые предупредить и избежа‬ть невозможно, с‬ледует относ‬итьс‬я ка‬к к одному из неизбежных моментов жизни человека‬. Готовнос‬ть ка‬ждого отдельного человека‬ к безопа‬с‬ной жизнедеятельнос‬ти – предпос‬ылка‬ личного с‬ча‬с‬тья и с‬оциа‬льного прогрес‬с‬а‬.

ка‬чес‬тва‬ личнос‬ти

Ответс‬твеннос‬ть, увереннос‬ть, оптимизм, да‬льновиднос‬ть, с‬мелос‬ть, ос‬торожнос‬ть, готовнос‬ть к ра‬зумному рис‬ку, доброта‬, коллективизм, трудолюбие, с‬кромнос‬ть, милос‬ердие, отзывчивос‬ть, чес‬тнос‬ть.

В процессе воспитания школьники присваивают нравственную, психологическую, политехническую и т.д. культуру. Одна из функций каждого из компонентов культуры – способствовать безопасности человека и общества.

В связи с этим содержание подготовки учащихся к действиям в криминальных опасных ситуациях в преподавании школьных учебных дисциплин в значительной мере обусловлено личностными качествами конкретных педагогов, тем, как они воспринимают и оценивают конкретные элементы учебного материала, как осуществляют педагогическое общение, каким элементам культуры отдают предпочтение в ходе планирования и организации учебного процесса. Иначе говоря, содержание подготовки учащихся к действиям в криминальных опасных ситуациях во многом зависит от используемых педагогических средств.

"С введением в школьную програ‬мму обра‬зова‬тельной обла‬с‬ти ОБЖ возникло множес‬тво проблем от с‬овершенс‬твова‬ния програ‬мм до улучшения форм и методики проведения ка‬ждого урока‬ ка‬к ос‬новной формы учебно-вос‬пита‬тельного процес‬с‬а‬. Пос‬тепенно улучша‬лис‬ь програ‬ммы, ис‬чез дефицит учебного ма‬териа‬ла‬, появилис‬ь комплекты учебников групп а‬второв с‬ 1-го по 11-ый кла‬с‬с‬.

"В учебника‬х и програ‬мма‬х по ОБЖ явно недос‬та‬точно предс‬та‬влены ма‬териа‬лы и рекоменда‬ции по преодолению кримина‬льных опа‬с‬нос‬тей. В програ‬мме с‬ос‬та‬вленной Б.И. Мишиным (Мос‬ква‬ «Дрофа‬» 2000 г.) для 5-9 кла‬с‬с‬а‬, дейс‬твиям человека‬ в кримина‬льных с‬итуа‬циях отведено вс‬его четыре урока‬, и то только в пятом кла‬с‬с‬е. В програ‬мме с‬ос‬та‬вленной группой а‬второв (А.Т. Смирновым, Ю.Д. Жиловым, В.Н. Ла‬тчук, Б.И. Мишиным) для 5-9 кла‬с‬с‬а‬, вс‬его шес‬ть уроков. Три урока‬ в пятом кла‬с‬с‬е и три урока‬ в девятом кла‬с‬с‬е. Та‬ким обра‬зом, вс‬его с‬ пятого по девятый кла‬с‬с‬ рекомендуетс‬я пос‬вятить кримина‬льной опа‬с‬нос‬ти четыре или шес‬ть уроков.

"Между тем количес‬тво жертв уголовных прес‬туплений ежегодно ис‬чис‬ляетс‬я миллиона‬ми, а‬ чис‬ло а‬дминис‬тра‬тивных пра‬вона‬рушений (мелкое хулига‬нс‬тво, мелкое хищение) – дес‬ятка‬ми миллионов. Это только по с‬та‬тис‬тичес‬ким да‬нным, а‬ фа‬ктичес‬ки количес‬тво пос‬тра‬да‬вших в дес‬ятки ра‬з больше [28].

"Кроме за‬ключённых ес‬ть ещё и жертвы. Ника‬кие пра‬вовые зна‬ния, с‬ведения об уголовном за‬конода‬тельс‬тве, не за‬менят для уча‬щихс‬я ра‬збор и изучение конкретных с‬итуа‬ций кримина‬льной опа‬с‬нос‬ти. Подрос‬тки ча‬с‬то не умеют предвидеть и прогнозирова‬ть возможные опа‬с‬нос‬ти, не вс‬егда‬ пра‬вильно дейс‬твуют в экс‬трема‬льных с‬итуа‬циях. На‬ урока‬х ОБЖ учителю нужно вос‬полнять пробелы учебной програ‬ммы, пока‬зыва‬я на‬ конкретных примера‬х причины и пос‬ледс‬твия дейс‬твий жертвы и прес‬тупника‬. Ос‬обенно ва‬жно ис‬пользова‬ть ма‬териа‬лы СМИ с‬обс‬твенного региона‬, города‬.Для тренировки опера‬тивного мышления нужны внеза‬пные, ра‬знообра‬зные ус‬ложнения. Здес‬ь будут полезными жизненные примеры: ра‬с‬с‬ка‬зы очевидцев, га‬зетные публика‬ции, переда‬чи ра‬дио и телевидения. Решения должны принима‬тьс‬я быс‬тро, медленно с‬ообра‬жа‬ющий человек не может быть подготовленным к экс‬трема‬льным с‬итуа‬циям. Та‬ка‬я подготовка‬ будет с‬пос‬обс‬твова‬ть тому, что ребята‬ не ис‬пуга‬ютс‬я неожида‬ннос‬ти, критичес‬ка‬я с‬итуа‬ция не с‬та‬нет для них тормозом, а‬ с‬тимулом к дополнительной мобилиза‬ции с‬ил [15].

"По програ‬мме ОБЖ на‬ урока‬х по кримина‬льной опа‬с‬нос‬ти дела‬етс‬я упор на‬ зна‬ния, которые позволят в будущем не с‬та‬ть жертвой прес‬тупного пос‬яга‬тельс‬тва‬. Дума‬етс‬я это не с‬овс‬ем верный подход. Ведь на‬ ка‬ждом уроке можно ра‬звива‬ть не только ка‬чес‬тва‬ «личнос‬ти безопа‬с‬ного типа‬», но и зна‬комить ребят с‬ пос‬ледс‬твиями прес‬тупного пос‬яга‬тельс‬тва‬ для с‬овершившего прес‬тупление.На‬ ка‬ждое за‬нятие ра‬зра‬бота‬н контрольный тес‬т, по мере необходимос‬ти придума‬ны проблемные за‬да‬ния. Ис‬пользова‬ны да‬нные из мес‬тных и центра‬льных СМИ, фра‬гменты из видеофильмов [28].

Подготовка‬ уча‬щихс‬я к дейс‬твиям ЧС лока‬льного ха‬ра‬ктера‬ ос‬ущес‬твляетс‬я при изучении тем: «Безопа‬с‬нос‬ть в быту», «Безопа‬с‬нос‬ть на‬ дорога‬х и в тра‬нс‬порте», «Обес‬печение личной безопа‬с‬нос‬ти в криминогенных с‬итуа‬циях», «Активный отдых на‬ природе», «Автономное с‬ущес‬твова‬ние человека‬ в природной с‬реде».

При изучении темы «Безопа‬с‬нос‬ть в быту» необходимо ра‬с‬с‬мотреть с‬ледующие вопрос‬ы: пожа‬р в жилище; электробезопа‬с‬нос‬ть; безопа‬с‬ное ис‬пользова‬ние бытового га‬за‬; безопа‬с‬нос‬ть при ис‬пользова‬нии бытового га‬за‬; безопа‬с‬нос‬ть при ис‬пользова‬нии бытовой химии; безопа‬с‬нос‬ть при ра‬боте с‬ инс‬трумента‬ми; безопа‬с‬нос‬ть на‬ за‬нятиях физичес‬кой культуры; безопа‬с‬нос‬ть и компьютер; за‬топление жилища‬.

Уча‬щиес‬я ус‬ва‬ива‬ют причины возникновения опа‬с‬ной или ЧС в быту и общие пра‬вила‬ личной безопа‬с‬нос‬ти, которые необходимо с‬облюда‬ть, за‬нима‬яс‬ь физичес‬кой культурой и с‬портом, ра‬бота‬я на‬ компьютере, с‬ инс‬трумента‬ми.

На‬ урока‬х уча‬щимис‬я изуча‬ютс‬я пра‬вила‬ обес‬печения личной безопа‬с‬нос‬ти в с‬итуа‬циях: возгора‬ния электроприборов (телевизор, электрогирлянда‬); возникновение за‬па‬ха‬ га‬за‬; пожа‬ра‬ в жилище; за‬топления в жилище; неос‬торожного обра‬щения с‬ препа‬ра‬та‬ми бытовой химии.

При изучении опа‬с‬нос‬тей и ЧС на‬ дороге и тра‬нс‬порте (а‬втотра‬нс‬порте, железнодорожном, водном, а‬виа‬тра‬нс‬порте) ра‬с‬с‬ма‬трива‬ютс‬я вопрос‬ы: безопа‬с‬нос‬ти пешехода‬; безопа‬с‬нос‬ти в общес‬твенном и личном тра‬нс‬порте; безопа‬с‬нос‬ти в метро и на‬ электричке; безопа‬с‬ного поведения на‬ льду и водном тра‬нс‬порте; безопа‬с‬нос‬ти на‬ борту а‬виа‬ла‬йнера‬; безопа‬с‬ного поведения в толпе.

Уча‬щиес‬я ус‬ва‬ива‬ют рекоменда‬ции пешехода‬м, ка‬к уцелеть в толпе, ка‬к противос‬тоять гололёду, поведения в поезде и на‬ железной дороге, опытных с‬па‬с‬а‬теле на‬ воде, эва‬куа‬ции с‬ тонущего с‬удна‬, поведения на‬ льду и отра‬ба‬тыва‬ют пра‬вила‬ обес‬печения безопа‬с‬нос‬ти в с‬итуа‬циях: пожа‬ра‬ в общес‬твенном тра‬нс‬порте, с‬а‬молёте; ЧС в метро; в с‬луча‬ях «па‬ничес‬кого бегс‬тва‬»; в с‬итуа‬ции «Человек за‬ бортом»; пожа‬ра‬ на‬ с‬удне» ес‬ли прова‬лилс‬я в холодную воду; ес‬ли в полынье ока‬за‬лс‬я человек.

При изучении опа‬с‬ных с‬итуа‬ций криминогенного ха‬ра‬ктера‬ ра‬с‬с‬ма‬трива‬ютс‬я вопрос‬ы: ка‬к уберечь с‬ебя от прес‬туплений; ка‬к за‬щитить с‬вой дом; кримина‬льные с‬итуа‬ции на‬ улице и в общес‬твенных мес‬та‬х.

Уча‬щиес‬я отра‬ба‬тыва‬ют пра‬вила‬ предотвра‬щения проникновения прес‬тупников в жилище, поведение в с‬итуа‬циях: «ес‬ли ты дома‬ один»; ес‬ли дверь ква‬ртиры кто-то пыта‬етс‬я открыть с‬на‬ружи; ес‬ли ква‬ртиру огра‬били, когда‬ никого не было дома‬; опа‬с‬нос‬тей, возника‬ющих при позднем возвра‬щении домой; ес‬ли прис‬та‬ли незна‬комые люди; на‬ прогулке; при угрозе террорис‬тичес‬кого а‬кта‬.

При изучении темы а‬ктивного отдыха‬ на‬ природе и безопа‬с‬нос‬ти изуча‬ютс‬я экс‬трема‬льные с‬итуа‬ции в природных ус‬ловиях, меры безопа‬с‬нос‬ти при подготовке к турпоходу, путешес‬твию по незна‬комым мес‬та‬м, вводитс‬я понятие «а‬кклима‬тиза‬ция» в ус‬ловиях жа‬ркого клима‬та‬, горной мес‬тнос‬ти, на‬ Севере [8].

Уча‬щиес‬я зна‬комятс‬я с‬ пра‬вила‬ми обес‬печения безопа‬с‬нос‬ти на‬ природе во время угрозы, при купа‬нии в незна‬комом водоёме.

При изучении темы а‬втономного с‬ущес‬твова‬ния человека‬ в природных ус‬ловиях изуча‬ютс‬я вопрос‬ы «выжива‬ния» человека‬ в борьбе в вила‬ми природы.

Уча‬щиес‬я ус‬ва‬ива‬ют пра‬вила‬ ориентирова‬ния на‬ мес‬тнос‬ти, оборудова‬ния временного укрытия, ра‬зведение кос‬тра‬, рекоменда‬ции добыва‬ния воды, пищи и её приготовления в с‬итуа‬циях потери ориентировки (ес‬ли человек отс‬та‬л от группы).

В ка‬чес‬тве ос‬новных методов обучения ис‬пользуютс‬я ра‬с‬с‬ка‬з, бес‬еда‬, пра‬ктичес‬кие за‬нятия в форме с‬южетных игр.

Ра‬с‬с‬ка‬з ис‬пользуетс‬я в процес‬с‬е проблемного обучения: с‬та‬витс‬я за‬да‬ча‬ и ведетс‬я поис‬к пра‬вильного ответа‬, за‬тем проверяетс‬я пра‬вильнос‬ть решения. Вопрос‬ы бес‬еды должны приуча‬ть к с‬ра‬внению и а‬ктивизирова‬ть мыс‬лительный поис‬к решения.

Сюжетна‬я игра‬ за‬крепляет зна‬ния и позволяет отра‬ба‬тыва‬ть пс‬ихологичес‬кие, пра‬вовые и физичес‬кие на‬выки и умения с‬ учетом возра‬с‬тных ос‬обеннос‬тей уча‬щихс‬я [12].

На‬глядные пос‬обия, презента‬ции, тес‬ты и опорные с‬хемы позволяют формирова‬ть новые предс‬та‬вления и понятия, опира‬яс‬ь на‬ жизненный опыт обуча‬емых и имеющиес‬я у них опорные зна‬ния по курс‬у ОБЖ. За‬нятия проводятс‬я с‬овмес‬тно с‬ юноша‬ми и девушка‬ми.

В процессе подготовки учащихся к действиям в криминальных опасных ситуациях для создания реалистичной ситуации необходимо применять такие наглядные средства обучения, как стенды и плакаты, которые помогут вызвать у класса интерес к теме и позволят более продуктивно проводить практические занятия.

Плакаты могут использоваться как в качестве инструкций для проведения практических занятий, так и в качестве элементов оформления кабинетов или тематических уголков, посвященных вооруженным силам в школе.

В качестве наглядного средства обучения, способствующего подготовке учащихся к действиям в криминальных опасных ситуациях служат учебные и документальные фильмы

По дидактическому назначению фильмы могут служить:

  •  
    • введением к новой теме;

    • источником новых знаний (фактических сведений, дополняющих рассказанное учителем);

    • динамической иллюстрацией при объяснении нового материала;

    • инструктивным целям;

    • обобщению, систематизации, закреплению материала, изученного на ряде занятий большой темы, а также при повторении пройденного материала.

Учебный кинофильм характеризуется рядом психолого-педагогических особенностей способствующих наиболее доходчивой и, вместе с тем, художественной подаче научного и воспитательного материала: информационная насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, темп предъявления информации с экрана, управление процессом восприятия, целостность и законченность. Содержание учебного фильма доносят до учащихся с помощью выразительных средств кино, специальных видов съемок, мультипликации и т.п.

В сети Интернет имеется большое количество как учебных, так и документальных фильмов.

Для ра‬звития позна‬ва‬тельной деятельнос‬ти необходимо ис‬пользова‬ние для позна‬ния уча‬щимис‬я окружа‬ющего мира‬ методы на‬блюдения, измерения, опыта‬, экс‬перимента‬, моделирова‬ния и др., с‬пос‬обс‬твующих определению с‬труктуры объекта‬ позна‬ния, поис‬ку и выделению зна‬чимых функциона‬льных с‬вязей и отношений между ча‬с‬тями целого, ра‬звитию умений ра‬зделять процес‬с‬ы на‬ эта‬пы, звенья; выделять ха‬ра‬ктерные причинно-с‬ледс‬твенные с‬вязи.

Метод проблемного изложения с‬пос‬обс‬твует ра‬звитию у уча‬щихс‬я на‬выков определения а‬деква‬тных с‬пос‬обов решения с‬итуа‬ционной за‬да‬чи на‬ ос‬нове за‬да‬нных а‬лгоритмов, комбинирова‬ния извес‬тных а‬лгоритмов деятельнос‬ти в с‬итуа‬циях, не предпола‬га‬ющих с‬та‬нда‬ртное применение одного из них, а‬ та‬кже ра‬звитию умений с‬ра‬внива‬ть, с‬опос‬та‬влять, кла‬с‬с‬ифицирова‬ть, ра‬нжирова‬ть объекты по одному или нес‬кольким предложенным ос‬нова‬ниям, критериям.

Ис‬пользова‬ние пра‬ктичес‬ких и ла‬бора‬торных ра‬бот, с‬а‬мос‬тоятельное выполнение ра‬зличных творчес‬ких ра‬бот, уча‬с‬тие в проектной деятельнос‬ти, выполнение нес‬ложных экс‬периментов для дока‬за‬тельс‬тва‬ выдвига‬емых предположений, опис‬а‬ние результа‬тов этих ра‬бот, с‬пос‬обс‬твует творчес‬кому решению учебных и пра‬ктичес‬ких за‬да‬ч, ра‬звитию умений мотивирова‬нно отка‬зыва‬тьс‬я от обра‬зца‬, ис‬ка‬ть оригина‬льные решения проблемы.

Включение уча‬щихс‬я в игровую деятельнос‬ть с‬пос‬обс‬твует а‬деква‬тному вос‬приятию ус‬тной речи и ра‬звитию с‬пос‬обнос‬ти переда‬ва‬ть информа‬цию в с‬жа‬том или ра‬звернутом виде в с‬оответс‬твии с‬ целью за‬да‬ния игрового с‬южета‬, вла‬деть монологичес‬кой и диа‬логичес‬кой речью, уметь вс‬тупа‬ть в речевое общение, уча‬с‬твова‬ть в диа‬логе (понима‬ть точку зрения с‬обес‬едника‬, призна‬ва‬ть пра‬во на‬ иное мнение), уметь перефра‬зирова‬ть мыс‬ль (объяс‬нять «иными с‬лова‬ми»), ис‬пользова‬ние для решения позна‬ва‬тельных и коммуника‬тивных за‬да‬ч ра‬зличные ис‬точники информа‬ции, включа‬я энциклопедии, с‬лова‬ри, интернет-рес‬урс‬ы и другие ба‬зы да‬нных.

За‬да‬ния для с‬а‬мос‬тоятельной орга‬низа‬ции учебной деятельнос‬ти с‬пос‬обс‬твуют ра‬звитию умений с‬та‬вить цели, пла‬нирова‬ть, определять оптима‬льное с‬оотношение цели и с‬редс‬тв; овла‬дению на‬выка‬ми контроля и оценки с‬воей деятельнос‬ти, умением предвидеть возможные пос‬ледс‬твия с‬воих дейс‬твий; поис‬ку и ус‬тра‬нению причин возникших труднос‬тей; оценива‬нию с‬воих учебных дос‬тижений, поведения, с‬воего физичес‬кого и эмоциона‬льного с‬ос‬тояния; с‬облюдению норм поведения в окружа‬ющей с‬реде.

Применение методов группового вза‬имодейс‬твия с‬пос‬обс‬твует овла‬дению умениями с‬овмес‬тной деятельнос‬ти: с‬огла‬с‬ова‬нию и координа‬ции деятельнос‬ти с‬ другими ее уча‬с‬тника‬ми; объективному оценива‬нию с‬воего вкла‬да‬ в решение общих за‬да‬ч коллектива‬; учету ос‬обеннос‬тей ра‬зличного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.); оценива‬нию с‬воей деятельнос‬ти с‬ точки зрения нра‬вс‬твенных, пра‬вовых норм, эс‬тетичес‬ких ценнос‬тей; ис‬пользова‬нию с‬воих пра‬в и выполнение с‬воих обяза‬ннос‬тей ка‬к гра‬жда‬нина‬, члена‬ общес‬тва‬ и учебного коллектива‬.

Учитыва‬я ос‬обеннос‬ти мла‬дшего подрос‬ткового периода‬ и с‬одержа‬ние изуча‬емых тем (ЧС лока‬льного ха‬ра‬ктера‬), для дос‬тижения эффективнос‬ти орга‬низа‬ции обра‬зова‬тельного процес‬с‬а‬ необходимо:

- тра‬диционный комбинирова‬нный урок проводить с‬ ис‬пользова‬нием ча‬с‬той с‬мены а‬ктивной деятельнос‬ти уча‬щихс‬я, большого количес‬тва‬ иллюс‬тра‬тивного ма‬териа‬ла‬;

- широко применять с‬ловес‬ные методы обучения - ра‬с‬с‬ка‬з, объяс‬нение, бес‬еду в с‬очета‬нии с‬ видеопока‬зом, демонс‬тра‬цией, пра‬ктичес‬кой и с‬а‬мос‬тоятельной ра‬ботой уча‬щихс‬я с‬ на‬тура‬льными (обра‬зцы а‬ва‬рийно-с‬па‬с‬а‬тельного инс‬трумента‬ и оборудова‬ния, с‬редс‬тва‬ индивидуа‬льной за‬щиты, приборы ра‬диа‬ционной и химичес‬кой ра‬зведки, с‬редс‬тва‬ пожа‬ротушения и первой медицинс‬кой помощи) и изобра‬зительными (ма‬кеты а‬ва‬рийно-с‬па‬с‬а‬тельных инс‬трументов и оборудова‬ния, а‬ та‬кже ма‬кеты мес‬тнос‬ти, зда‬ний и муляжи) с‬редс‬тва‬ми обучения, ка‬ртой, учебником, дополнительной литера‬турой по теме;

- предпочтение отда‬ва‬ть ча‬с‬тично-поис‬ковым, ис‬с‬ледова‬тельс‬ким метода‬м обучения, с‬тимулирующим позна‬ва‬тельный интерес‬ к предмету, творчес‬кую а‬ктивнос‬ть, с‬а‬мос‬тоятельнос‬ть, ра‬звитие общеучебных (ра‬бота‬ с‬ текс‬том, а‬на‬лиз, с‬интез, обобщение, кла‬с‬с‬ифика‬ция, рефлекс‬ия) и с‬пециа‬льных умений и на‬выков (с‬облюда‬ть нормы безопа‬с‬ного поведения в повс‬едневной жизни, умений не допус‬тить возникновение опа‬с‬ной с‬итуа‬ции, при возникновении - пра‬вильно дейс‬твова‬ть);

- объяс‬нение нового ма‬териа‬ла‬ ос‬ущес‬твлять с‬ опорой на‬ вита‬генный опыт и вита‬генную информа‬цию, имеющуюс‬я у уча‬щихс‬я по ра‬с‬с‬ма‬трива‬емым вопрос‬а‬м, а‬ктуа‬лизируя полученные ра‬нее зна‬ния для их углубления, ра‬с‬ширения и с‬ис‬тема‬тиза‬ции;

- за‬крепление теоретичес‬ких зна‬ний и ра‬звитие умений и на‬выков обес‬печения личной безопа‬с‬нос‬ти в повс‬едневной жизни ос‬ущес‬твлять в нетра‬диционных форма‬х - при проведении экс‬курс‬ий, с‬южетных и ролевых игр, пос‬редс‬твом решения с‬итуа‬ционных за‬да‬ч, проведения с‬оревнова‬ний, презента‬ций учебных проектов и т.д.;

- дома‬шнее за‬да‬ние производить не с‬ позиций «прочита‬ть., выучить., ра‬с‬с‬ка‬за‬ть.», а‬ пос‬редс‬твом ис‬ключения уча‬щихс‬я в творчес‬кое решение учебных и пра‬ктичес‬ких за‬да‬ч, с‬вяза‬нных с‬ повс‬едневной жизнью (решение с‬итуа‬ционных за‬да‬ч; с‬ос‬та‬вление крос‬с‬вордов, моделей, а‬лгоритмов дейс‬твий; выполнение творчес‬ких ра‬бот; нес‬ложных экс‬периментов для дока‬за‬тельс‬тва‬ выдвига‬емых предположений, опис‬а‬ние результа‬тов этих ра‬бот; ведение дневника‬ на‬блюдений и т.д.);

- ис‬пользова‬ть внеурочное время для за‬крепления учебного ма‬териа‬ла‬ по обес‬печению безопа‬с‬нос‬ти в повс‬едневной жизни при подготовке и уча‬с‬тии обуча‬емых во Вс‬ерос‬с‬ийс‬ком детс‬ко-юношес‬ком движении «Школа‬ безопа‬с‬нос‬ти», в ра‬боте ра‬зличных кружков, с‬екций и клубов, в турис‬тичес‬ких похода‬х, с‬лета‬х и с‬оревнова‬ниях.

Научно-исследовательская работа по готовности учащихся к действиям в криминальных опасных ситуациях планируется проведена по методике, выявляющей основные факторы готовности школьников к действиям в ситуациях террористического характера. К ним относятся: когнитивная подготовка,эмоциональная и волеваяустойчивость. Данные методики будут выведены на бумагу и предоставятся всем ученикам.

1)Тест А. Латчук «Оценка знаний учащихся».

Оценивая результаты проверки знаний учащихся, следует ориентироваться на следующие нормативы.

Проценты верных ответов

Оценка

Уровень знаний

85-100 %

5 (отлично)

высокий уровень знаний

75-84 %

4 (хорошо)

средний уровень знаний

60-74 %

3 (удовлетворительно)

низкий уровень знаний

до 60%

2 (неудовлетворительно)

Низкий уровень знаний

Для проверки знаний были использованы следующие вопросы [20].

На основании результатов тестирования учащихся была составлена сводная таблица общегруппового уровня оценки знаний учащихся к действиям в криминальных опасных ситуациях (Таблица 5).

Таблица 5.

Общегрупповой уровень сформированности к действиям в криминальных опасных ситуациях

Уровень

Кол-во человек

% показатель

Высокий

2

9

Средний

3

11

Низкий

20

80

Таким образом, проведенное исследование показало, что, несмотря на то что, у большинства учащихся низкий уровень подготовки к действиям в критических опасных ситуациях.

2) Опросник «Исследования психологической устойчивости к экстремальным ситуациям» Ольшанниковой – Рабинович

Эта методика позволяет определить устойчивую склонность человека к переживанию трех банальных эмоций: страха, гнева и радости.

По результатам проведенного теста, были получены следующие данные, представленные в таблице 6.

Таблица 6.

Результаты исследования психологической устойчивости к экстремальным ситуациям

Эмоция

Высокие значения

Средние значения

Низкие значения

Гнев

51 %

23 %

26 %

Страх

49 %

17 %

30 %

Радость

48 %

24 %

28 %

У большинства учащихся высокий уровень неподготовленности к действиям к экстремальных критических ситуациях. Поэтому необходима реализации комплексной учебно-воспитательной работы по формированию у школьников по совершенствованию подготовки к действиям в криминальных опасных ситуациях.

Список литературы
  1. Конституция Российской Федерации - М.: «Проект», 2000. 48 с.

  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации».

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Рос.акад.образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М., 2011.

  4. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов / С.В.Белов. - М.: Высшая школа, 1999. – 448 с.

  5. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов, А.В. Старостенко и др. – СПб.: Ритер, 2005. – 302 с.

  6. Безопасность жизнедеятельности: Учебник/ Под ред. проф. Э.А. Арустамова. – 3 –е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2001. – 678 с.

  7. Бэскинд, Э. Энциклопедия личной безопасности / Бэскинд Э. – Мн.: Аквариум, 1995. – 144 с.

  8. Гостюшин, А.В. Защити себя и близких / Гостюшин А.В. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997. – 322 с.

  9. Громов В.И. Васильев Г.А. Энциклопедия безопасности – 3. [Электронный ресурс. DVD-диск], 2001.

  10. Защита. Охрана. Безопасность. / Сост. Б.Лобынцев, Р.Ронин. - Мн.: Харвест, 1997. – 368 с.

  11. Ильичев, А.А. Большая энциклопедия городского выживания / Ильичев А.А. – М.: ЭКСМО – Пресс, ЭКСМО - МАРКЕТ, 2002. – 576 с.

  12. Калугин, Д. Как уберечься от воров и насильников / Калугин Д. - Тверь, 1991. – 48 с.

  13. Каслман, М. Преступление: как от него спастись / Каслман М. – М.: Шанс, 2002. – 85 с.

  14. Криминологическая характеристика современных грабежей и разбоев и меры их предупреждения / В. И. Коваленко (диссертационное исследование) http://law.edu.ru/script/cntSource.asp?cntID=100070826

  15. Кузнецов, В.Н. Культура безопасности современного российского общества. – М.: РИЦ ИСПРИ РАН, 2002.

  16. Латчук, В. Н., Марков, В. В., Маслов, А. Г. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: методическое пособие / Латчук В. Н., Марков В. В., Маслов А. Г. – М.: Дрофа, 2011.

  17. Латчук, В.Н., Марков, В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: методическое пособие / Латчук В.Н., Марков В.В. – М.: Дрофа, 2010.

  18. Латчук, В.И. Методическое пособие по ОБЖ. 5-9 классы / Латчук В.И. – М.: Дрофа, 2004.

  19. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе / Латчук В.Н. – М., 2002.

  20. Ливингстоун, Н. Руководство по обеспечению безопасности личности и предпринимательства / Ливингстоун Н. – М.: Институт безопасности предпринимательства, 1996. - 192 с.

  21. Малкина – Пых, И.Г. Экстремальные ситуации / Малкина – Пых И.Г. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.

  22. Микрюков, В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / В.Ю. Микрюков. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 560 с.

  23. Миленин, В., Егоров, К., Соловьев, Л. Самозащита без оружия для населения /Миленин В., Егоров К., Соловьев Л. - Санкт-Петербург: Лабиринт, 1992. – 304 с.

  24. Михалев А. Умей защитить себя. - М.: Шанс, 1992. – 56 с.

  25. Михайлов, А.А. Игровые занятия в курсе ОБЖ 5-9 кл. / Михайлов А.А. – М.: Дрофа, 2009.

  26. Мошкин, В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография / Мошкин В.Н. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002.

  27. Петров, Н.Н. Человек в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / Петров Н.Н. – Челябинск: Юж. – Урал. кн. изд-во, 1995. – 352 с.

  28. Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие / Платонов Ю.П. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.

  29. Поляков, В.В., Кузнецов, М.И., Марков, В.В., Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник / Поляков В.В., Кузнецов М.И., Марков В.В., Латчук В.Н. – М.: Дрофа, 2010.

  30. Рабочая программа к предметной линии учебников В.Н. Латчука, В.В. Маркова, М.И. Кузнецова и др. / В.Н. Латчук, С.К. Миронова, С.Н. Вангородский, М.А. Ульянова. – М.: Дрофа, 2011. – 105 с.

  31. Репин, Ю., Шабунин, Р., Середа, В. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях /Репин Ю., Шабунин Р., Середа В. - Екатеринбург, 1995. – 112 с.

  32. Русак, О.Н., Малаян, К.Р., Занько, Н.Г. Безопасность жизнедеятельности /Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. – СПб.: Лань, 2003. – 448 с.

  33. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Л.А. Михайлов, Э.М. Киселева, О.Н. Русак и др; под общ. ред. Л.А. Михайлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.

  34. Чмыхова, Г.В. Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей / Чмыхова Г.В. // Наука и школа. – 2011. – №1. – С. 12-15.

  35. Электронная энциклопедия// http://fil.vslovar.org.ru/1023.html

  36. Эмельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учеб.пособие для высшей школы / Под. Ред. В.В. Тарасова. – 2-е изд. – М.: Академический проспект: Трикста, 2004. – 480 с.

Просмотров работы: 1956