ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Процессы, происходящие в экономике современной России, характеризуются поиском оптимальных вариантов взаимодействия государства и бизнеса, создания благоприятного инвестиционного климата и условий для внедрения в экономику инноваций и современных достижений науки и техники. Представляется, что для решения этих достаточно важных стратегических задач наряду с теоретическими разработками ученых и практиков в сфере макро- и микроэкономики необходимо проведение системных теоретических правовых исследований.

Современное состояние теоретических исследований правового обеспечения экономических преобразований во многом характеризуется отсутствием системного подхода, имеющиеся разработки либо отличаются узкоотраслевой направленностью, либо посвящены ситуационным правовым аспектам регулирования отдельных сфер экономики.

Состояние правового регулирования стратегии экономического развития и экономическая политика государства, как правило, определяются не на законодательном уровне, а на уровне подзаконных актов. Проводимые в этом направлении мероприятия со стороны государства утверждены постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации [1] или приказами отраслевых министерств [2].

Степень правовой регламентации стратегии государства в сфере экономики, если следовать конституционным установкам и закрепленному в Конституции РФ [3] механизму разделения властей, должна определяться на законодательном уровне.

Исходя из положений статьи 1 Конституции, характеризующей Россию как правовое государство, основным регулятором общественных отношений должен быть закон, подзаконные акты должны иметь исполнительно-распорядительный характер. В этой связи едва ли можно признать соответствующим конституционным установкам сложившийся подзаконный уровень правового регулирования общественных отношений в экономике.

Примером подзаконного характера долгосрочных прогнозов и определения стратегических направлений развития экономики является распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Едва ли можно признать достаточным такой уровень нормативно-правового установления основных направлений экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу актом Правительства, положения Концепции должны были быть предметом рассмотрения и утверждения палат Федерального Собрания. Тем более что целью разработки Концепции является определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 гг.) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

Удивительным является тот факт, что стратегические направления экономического развития страны утверждены распоряжением, которое по своей правовой природе является актом, не обладающим нормативным характером. Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» [4] определены правовые формы реализации полномочий Правительства. Согласно статье 23 Закона, определяющей виды актов Правительства Российской Федерации, акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений, тогда как акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений. Следовательно, по форме утвержденная распоряжением Концепция не имеет нормативного характера.

В то же время в указанной Концепции сформулированы:

- основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;

- стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;

- формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;

- цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;

- цели и приоритеты внешнеэкономической политики;

- параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

Ее положения учитываются органами исполнительной власти и реализуются как требования нормативного характера, имеющие характерные для них свойства, одно из которых – общеобязательность.

Кроме того, согласно статье 14 Федерального конституционного закона «О Правительства Российской Федерации», закрепляющей его полномочия в сфере экономики, к его компетенции не отнесены выработка и утверждение концепций долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. В сфере экономики Правительство РФ: осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации; осуществляет управление федеральной собственностью; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества; осуществляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации.

Утвержденная Правительством Концепция едва ли может быть признана формой прогнозирования и программирования в силу значительной разницы в ее сущности с этими формами. Обращает на себя внимание также тот факт, что к полномочиям Правительства не отнесено утверждение основных направлений долгосрочного социально-экономического развития страны, и для придания Концепции легитимного характера она в порядке имеющегося у Правительства права законодательной инициативы должна быть внесена в Государственную Думу на рассмотрение и утверждение посредством федерального закона.

Существенным недостатком в правовом регулировании экономических отношений является пренебрежительное отношение органов исполнительной власти к законодательному регулированию экономических отношений, а также безынициативное отношение к ним со стороны депутатского корпуса. Последствия этого для государства и народа достаточно велики, они выливаются в миллиарды рублей убытков.

Достаточно сказать, что одним из стратегических направлений развития экономики России в современный период является использование нанотехнологий и инноваций. Эти термины у всех на слуху. Создана специальная Российская корпорация нанотехнологий. В Законе, устанавливающем статус Корпорации, определены ее цели, в числе которых: содействие государственной политике в сфере нанотехнологий, развитию инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии.

Едва ли можно согласиться с правовым характером такого определения экономической политики и приоритетов экономического развития страны и их финансирования за счет бюджетных средств. Возникают серьезные проблемы, обусловленные пробелами в правовом регулировании общественных отношений в сфере разработки и использования нанотехнологий. Суть их в том, что на законодательном уровне не определены понятие нанотехнологий и основные критерии отнесения технологических процессов и разработок к таковым. Не получили решения эти вопросы и в нормативно-правовых актах Правительства РФ.

Используемое определение нанотехнологий как представляющих собой производство и использование материалов в наиболее малом из возможных масштабе, составляющем от 1 до 100 нанометров, включающих в себя отображение, измерение, моделирование и управление материей в указанном масштабе длины, не является официальным. Оно имеет узкоспециальный характер и не раскрывает характер и сущность всех тех явлений и процессов, которые сейчас относят к нанотехнологичным.

В этой связи в юридической литературе обоснованно отмечается отсутствие правовых критериев для оценки характера данного нового в экономических и научных отношениях явления с точки зрения юридического признания прав, патентования, охраны интеллектуальной собственности в области нанотехнологий, а также обеспечения экологической безопасности использования таких научных разработок.

Актуальность правовой регламентации широко применяемых терминов обусловлена необходимостью как контроля за целевым использованием бюджетных средств заказчиками и исполнителями научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и проектов в сфере нанотехнологий, их внедрением и производством продукции в сфере наноиндустрии, так и защиты авторских прав и прав на признание научных разработок нанотехнологиями. В настоящее время это имеет достаточно субъективный характер, отсутствуют правовые критерии для проведения экспертиз с целью решения вопросов ответственности распорядителей финансовых средств и осуществления судебной защиты авторов научных и технологических разработок.

К сожалению, аналогичная ситуация в правовой регламентации понятия «инновация», которое также не имеет своего законодательного определения, раскрывающего его сущность и содержание. Отсутствуют критерии их определения в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» [5] и в главе 72 части четвертой Гражданского кодекса РФ [6], регламентирующей государственную регистрацию прав на объекты интеллектуальной собственности, основания и порядок их патентования.

Безусловно, это лишь частные примеры, свидетельствующие об отсутствии системного подхода к правовому закреплению экономической политики государства, иначе говоря, об отсутствии единой правовой политики государства в сфере экономики.

В этой связи актуальной задачей современной правовой науки является обеспечение научной обоснованности правовой политики государства в экономической сфере и проводимых государством преобразований в экономике, обоснование оптимальной правовой модели взаимодействия государства и бизнеса, правовых основ ее реализации.

Развитие правовой составляющей в экономической политике государства возможно по нескольким направлениям. Прежде всего посредством принятия Федерального закона «О государственной политике в сфере экономики» и внесения изменений и дополнений в действующие законодательные акты необходимо правовое установление:

- стратегических направлений развития экономики России, целей, задач и направлений государственного влияния на экономические процессы;

- принципов, форм и методов государственного воздействия на экономику;

- критериев эффективности реализации государственных программ, использования государственных средств и собственности, установления механизмов государственного контроля в сфере экономики;

- направлений совершенствования организационно-правовых форм внедрения разработок политико-правовой науки в практику экономического строительства и инновационного развития экономики;

- экономических категорий и понятий, используемых в нормативно-правовом регулировании экономических отношений, их правовой легализации.

Представляется необходимым в сфере экономической политики государства выделить государственно-правовой и социально-экономический аспекты в трактовке экономической правовой политики. В государственно-правовом измерении правовая политика выступает в виде обусловленной общим экономическим курсом стратегии (тактики) деятельности государства в правовом регулировании экономических отношений, выражающей его официальную позицию по основным стратегическим направлениям современной экономики.

В социально-экономическом контексте государственная экономическая правовая политика предстает в виде совокупности общественных отношений, складывающихся между различными субъектами экономической системы (государством, хозяйствующими субъектами различных организационно-правовых форм, индивидуальными предпринимателями и другими субъектами экономических отношений) по поводу государственного признания и официального обеспечения тех или иных социальных и экономических интересов в качестве юридически значимых.

Такой подход позволяет более четко отразить значение и роль хозяйствующих субъектов, экономических союзов и организаций как институтов гражданского общества в формировании и реализации государственно-правовой стратегии в сфере экономики. Он определяет цели по разработке адекватных современным экономическим условиям механизмов взаимодействия государства и общества в экономической сфере, способствует уяснению социального назначения государственно-правовой экономической политики в системе обеспечения жизненно важных интересов общества и личности.

Смысл и назначение государственно-правовой экономической политики, рассматриваемой в таком контексте, состоит в том, чтобы на основе всестороннего учета интересов субъектов экономических отношений, современного состояния и тенденций развития экономики в России вырабатывать и проводить в жизнь такую экономическую государственно-правовую стратегию, которая могла бы служить источником интеграции интересов бизнеса и государства, создания правовых основ инновационной экономики, реализации социальной ответственности экономических структур и стать основой стабильности и поступательного правового развития экономики России.

Такой подход вытекает из понимания права как формы закрепления экономической политики государства как целостной системы. Любые изменения в экономической сфере могут иметь позитивный социальный эффект только в том случае, если будут увязаны с общими закономерностями, принципами и целями функционирования права (и не только права, но и правовой системы в целом) как целостного образования. Подобно тому как в одном государстве не могут одновременно действовать несколько конкурирующих систем права, точно так же не может быть в экономике нескольких правовых политик. Общая правовая экономическая политика у государства одна, но реализоваться она может с учетом отраслевой и иной специфики.

Проблема правового регулирования экономических отношений заключается в том, что при определении экономической политики государства в отдельных ее сферах не учитывается общетеоретическая концепция правовой политики. В настоящее время она не воспринимается в качестве теоретического и методологического фундамента при разработке правовых, организационных и иных вопросов регулирования разных направлений и сфер, так или иначе, включенных в экономику России.

Практическая сторона законодательно установленной правовой концепции экономического развития России позволит учитывать при правовом регулировании общественных отношений в сфере экономики социальное обеспечение благополучия ее граждан, реализовать социальную функцию права и государства, закрепленную в статье 7 Конституции РФ. Она также будет являться общей правовой платформой для отраслевых и межотраслевых нормативно-правовых основ регулирования экономической сферы.

Список использованной литературы:

1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.

2. Приказ Росрыболовства от 30 марта 2009 г. № 246 «Об утверждении Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс».3. Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)

4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О Правительстве Российской Федерации»

5. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013)

«О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014)

6. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 12.03.2014)

Просмотров работы: 1674