ВЛИЯНИЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО НА ЭКОНОМИКУ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЛИЯНИЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО НА ЭКОНОМИКУ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На протяжении уже более столетия правительства большинства стран мирового хозяйства осуществляют поддержку своих сельскохозяйственных производителей. Мировой опыт доказал специфику сельскохозяйственного производства, заключающуюся в отсутствии гарантии стабильного дохода производителей, вызванном рисками перепроизводства или недопроизводства из-за изменчивости климатических условий. Тем не менее, дискуссии зарубежных исследователей по вопросам о размерах государственной поддержки и эффективности применяемых инструментов поддержки только усиливаются.

Задача государственного регулирования сельского хозяйства состоит в том, чтобы при нарушении равновесия на рынке помогать отрасли его восстанавливать. Меры господдержки позволяют одновременно решать несколько системных задач, то есть инвестирование бюджетных средств в сельское хозяйство должно обеспечить мультипликативный эффект во всем народохозяйственном комплексе.

Для России актуальность темы подтверждается фактом присоединения к ВТО в августе 2012 года и, следовательно, необходимостью формировать уровень и инструменты государственной поддержки сельского хозяйства в соответствии с требованиями ВТО в условиях высокого уровня импортной зависимости российского продовольственного рынка. В последние семь лет развитие сельского хозяйства является одним из приоритетных направлений государственной политики РФ, а проблематика конкурентоспособности российских производителей продовольствия активно использовалась как аргумент против вступления в ВТО.

Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны. Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.Важнейшими функциями ВТО являются: контроль над выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое.

Таким образом, ВТО является важнейшей экономико-политической организации мирового сообщества, основной целью которой является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции. Каждая страна стремится вступить в ВТО для получения определенных экономических выгод и повышения конкурентоспособности свои товаров.

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

  • получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО;
  • устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
  • возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО всех её участников

Прошло‏ ᅟболее ᅟдвух ᅟлет ᅟс ᅟтого‏ ᅟмомента ᅟкак ᅟРФ ᅟофициально‏ ᅟстала ᅟ156-й ᅟстрано‏й-члено‏м ᅟВТО‏ ᅟ(Президент ᅟРФ ᅟВладимир ᅟПутин ᅟподписала ᅟФедеральный закон отᅟᅟ21 ᅟиюля ᅟ2012 ᅟг. ᅟ№126-ФЗ ᅟ«О‏ ᅟратификации Протокола ᅟᅟо‏ присоединении Российской ᅟᅟФедерации ᅟк Марракешскому соглашению об ᅟᅟучреждении Всемирной Торговой Организации отᅟᅟ15 ᅟапреля ᅟ1994г.).ᅟК ᅟᅟвступлению ᅟᅟв ᅟᅟВТО‏ ᅟᅟРоссияᅟᅟшла ᅟᅟ18 ᅟᅟлет. ᅟᅟЭто‏ ᅟᅟзаняло‏ гораздо большеᅟᅟᅟвремени ᅟᅟчем, ᅟᅟнапример, ᅟᅟу ᅟᅟближайшего‏ ᅟᅟсоседаᅟᅟ- ᅟᅟУкраины.

Вступление  России  во  Всемирную  торговую  организацию  -  это  сложный  и  противоречивый  процесс,  оказывающий  неоднозначное  влияние  на  экономику  государства.  Наличие  положительных  и  отрицательных  последствий  вступления  Российской  Федерации  в  ВТО  требует  дальнейшего,  глубокого  и  детального  изучения.  После  присоединения  к  ВТО  не  следует  ожидать  ни  немедленных  позитивных,  ни  немедленных  негативных  результатов.  Эффекты  от  присоединения  обычно  начинают  ощущаться  не  менее,  чем  через  пять  лет.  При  том  условии,  что  последствия  тех  или  иных  действий  достаточно  сложно  оценить,  следует  четко  осознавать  риски  социального  и  экономического  характера,  с  которыми  связано  выполнение  Россией  перечня  требований,  обусловленных  вступлением  в  ВТО.  Эти  риски  отягощаются  сложностями  институционального  характера,  которые  существуют  в  национальной  экономической  системе,  что  сильно  ограничивает  возможности  государства  их  минимизировать.

Не  подвергается  сомнению  тот  факт,  что  со  вступлением  во  Всемирную  торговую  организацию,  в  распоряжении  России  оказался  современный  механизм,  позволяющий  обеспечивать  национальные  торгово-экономические  интересы  на  международных  рынках.  Однако  эффективность  использования  данного  механизма  и  его  инструментов  находится  пока  еще  на  крайне  низком  уровне.  Очевидно,  чтобы  полностью  приспособиться  к  новым  условиям  необходимо  продолжительное  время,  трудоемкая  и  кропотливая  работа,  которая  должна  стать  предметом  целостного  и  глубокого  анализа  на  государственном  уровне.

 В настоящее время вопрос о влиянии вступления России в ВТО на сельское хозяйство становится все более актуальным. Сельское хозяйство - это социально значимая отрасль, которая определяет продовольственную безопасность страны. Систему государственной поддержки аграрного сектора нужно выстраивать с учетом международных требований. Поскольку сельское хозяйство функционирует в сложных экономических условиях, она должна иметь определенную направленность: усиление инвестиционной активности в технико-технологическое переоснащение хозяйств, увеличение доли средств в бюджетах всех уровней, выделяемых на реализацию комплексных проектов по модернизации производства.

В России основные направления государственной политики в сельском хозяйстве определены Государственной программой  развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы. В ходе переговоров о вступление к ВТО Российская Федерация взяла множества обязательств, связанных с государственной поддержкой сельского хозяйства. Российской стороной, в протоколе, был согласован уровень государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в размере 9 млрд. долл. США с последующим уменьшением равными долями до 4,40 млрд. долл. США к 2018 году.

Согласно новой государственной программе уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций должен достичь не менее 25 %. В настоящее время этот показатель в отрасли равняется 8,3 %, а без государственной поддержки-5,4 %.Уровень заработной платы в сельском хозяйстве к 2020г. должен составлять не менее 85 % от среднего по экономике страны.

Общий объем финансирования госпрограммы составляет 2,5 трлн. руб. из средств федерального бюджета. Предполагается, что субъекты Российской Федерации направят еще 1,4 трлн. руб., а из внебюджетных источников будет привлечено более 500 млрд. руб.

Расходы федерального бюджета на реализацию Государственной программы имеют следующую структуру:

1.     Устойчивое развитие сельских территорий (Федеральная целевая программа-13 %);

2.     Федеральная целевая программа «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года»-10 %;

3.     Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства-23 %;

4.     Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства -28 %;

5.     Поддержка малых форм хозяйствования-5 %;

6.     Техническая и технологическая модернизация, инновационное решение-5 %;

7.     Научное обеспечение реализации мероприятий государственной программы -4 %;

8.     Обеспечение функций управления государственной программой-12 %.

Из анализа условий вступления России в ВТО можно сделать вывод, что они не соответствуют тем задачам, которые стоят перед страной в области вывода из кризиса рынка сельхозпродукции, а также рынка средств производства для села. Вместо усиления господдержки аграрного сектора, ведения льготных цен на материально-технические ресурсы и защитных таможенных тарифов по условиям ВТО требуется отказ от всех этих рычагов.

Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей практически во всех странах мира. Проблемы отрасли в России (размеры государственной поддержки, обременительное налогообложение, отсутствие инфраструктуры и необходимой технической базы) требуют незамедлительного решения, ведь они важны в вопросах продовольственной безопасности и независимости страны.

 

Список литературы

1.     Алексеев А.М. Россия движется к вступлению в ВТО [Текст] / А.М. Алексеев // Российская Газета. 2010. № 32. С. 45-50.

2.     Братцев В. Госрегулирование сельского хозяйства России [Текст] / В. Братцев // АПК-экономика, управление. - 2012. - № 6. - С. 45-52.

3.     Карпенко Г. Эффективность господдержки АПК через меры «зеленой корзины» [Текст]  / Г. Карпенко //АПК-экономика, управление. - 2011. - № 1.- С. 54-59.

4.     Кузнецова Н. Пути совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства [Текст] / Н. Кузнецова // АПК-экономика, управление. - 2013.- № 1.- С. 90-93.

5.     Соболева О.В. Реформирование поддержки сельского хозяйства Европейским Союзом и выводы для России [Текст] // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - № 22. - 2012, стр. 290-294.

6.     Ушачев И. Экономический механизм реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. [Текст] / И. Ушачёв // АПК-экономика, управление. - 2012.- № 11.- С. 3- 7.

7.     Подколзина И.М., Томилина И.А.  Государственное регулирование регионального рынка зерна // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2008. Т.4. №61. С.85-89.

8.     Агаркова Л. В. Перспективы развития плодоовощного подкомплекса Ставропольского края /  Л.В. Агаркова // Экономика  сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий . - 2007. - № 7 . - С. 19-23.

9.     Глотова И.И. Агрострахование - новые направления в развитии / И.И. Глотова, Е.П. Томилина. - Сборник научных трудов Sworld . 2013. Т. 31.  № 1 . С. 84-89.

10.                       Глотова И.И. Проблемы развития сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой // И.И. Глотова, Е.П. Томилина. - Сборник научных трудов Sworld . 2012. Т. 30.  № 4 . С. 40-45.

11.                       Глотова И.И. Формирование оптимальной структуры финансовых ресурсов сельскохозяйственных организаций в условиях развития и совершенствования системы риск-менеджмента / И.И. Глотова, Е.П. Томилина //  Международные научные исследования . 2013.  № 3 (16) . С. 91-96.

12.         Агаркова Л. В. Перспективы развития плодоовощного подкомплекса Ставропольского края /  Л.В. Агаркова // Экономика  сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий . - 2007. - № 7 . - С. 19-23.

13.         Агаркова Л.В., Чернышов П.Г. Государственное регулирование как основа формирования конкурентного зернового сегмента агропродовольственного рынка / Л.В. Агаркова, П.Г. Чернышов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2012. - № 4 (111). - С. 173-180.

14.         Гурнович Т.Г., Агаркова Л.В., Безлепко А.С. Обеспечение устойчивости воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве региона / Т.Г. Гурнович, Л.В. Агаркова, А.С. Безлепко. -  Ставрополь, 2013. - 176 с.

 

 

 

 

 

Просмотров работы: 4855