ДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ В ПРАВОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ В ПРАВОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изучение любой отрасли права невозможно без рассмотрения вопроса о его источниках, поскольку именно источники права как понятие характеризуют связь права с государством, в них опосредуется государственная воля в отношении тех или иных общественных отношений. Под источниками таможенного права России следует понимать совокупность нормативно-правовых актов различных государственных органов, в которых содержатся норма таможенного права.

Законодательство в таможенной сфере представляет собой исключительно акты федерального уровня, так как таможенное регулирование Конституцией РФ отнесено к ведению федеральных органов государственной власти. В составе таможенного законодательства не существует правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления, поэтому источниками таможенного права могут быть только нормативные акты федерального уровня. Основными источниками таможенного права являются следующие федеральные нормативно-правовые акты:

1.         Конституция РФ. Ряд статей Конституции РФ прямо устанавливает основные начала и принципы таможенной деятельности РФ, например п. «ж» ст. 71 Конституции РФ говорится, что таможенное регулирование относится к ведению РФ. Часть 1 ст. 74 Конституции РФ запрещает устанавливать на территории страны таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2.         Международные договоры РФ в области таможенного дела. Большое значение для таможенного права имеет положение Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы и если международном договором РФ установлены иные правило, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Часть  4 ст. 15 Конституции  РФ. Исходя из этого, можно определить, что международные договоры и соглашения с участием РФ, касающиеся таможенных вопросов, являются одним из главных источников таможенного права России. В настоящее время Россия учувствует в большинстве международных договоров и соглашений, касающихся таможенных вопросов, среди них особое место занимают таможенные конвенции. 

3.         Таможенный кодекс ТС. ТКТС - одна из составляющих частей формируемой в настоящее время нормативной правовой базы, на основании которой функционирует таможенный союз России, Беларуси и Казахстана в рамках Евразийского экономического сообщества. ТК ТС разработан с учетом стандартов Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур.

4.         Федеральные законы РФ. Помимо ТК РФ, источниками таможенного права являются иные федеральные законы. Среди них особое место занимает Закон РФ «О таможенном тарифе». Этот закон по объему и сложности уступает ТК ТС.

5.         Уголовный кодекс РФ. Комплексный характер таможенного права предполагает использование отдельных норм, которые содержатся в актах других отраслей права. Так, ответственность за совершение преступлений в таможенной сфере предусмотрена УК РФ.

6.         Уголовный кодекс РФ устанавливает следующие составы  таможенных преступлений:

  • Контрабанда, ст.188
  • Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, ст.189
  • Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, ст.190
  • Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, ст194.

7.         Указы Президента РФ. Кроме федеральных законов РФ, в том числе и кодексов, отношения в таможенной сфере регулируют и подзаконные акты, среди которых необходимо в первую очередь назвать нормативные указы Президента РФ.

Таможенное право регулирует отношения, связанные с международной торговлей, т.е. сферу общественных отношений, имеющую иностранный элемент. Поэтому огромную роль в таможенном правовом регулировании имеют международные договоры.

            Исключительно важное значение для таможенного права имеет положение Конституции о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, участником которых является Россия, являются составной частью законодательства  нашей страны, и если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены национальным законодательством, то применяются нормы международного права. Впрочем, системы законодательства нашей страны имеет специальный механизм, не позволяющий таким противоречиям возникнуть.

В настоящее время Россия учувствует в подавляющем большинстве значимых международных договоров и соглашений, касающихся таможенного права. Среди них следует выделить:

  • Таможенные конвенции;
  • Международные соглашения с иностранными государствами в области таможенного дела.

В соответствии со статьей 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ становятся составной частью прямого действия и применения норм международного права органами власти, в том числе органами правосудия. Заинтересованные лица могут при разрешении споров ссылаться непосредственно на нормы международного права.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ установлен Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации». Этот законодательный акт применяется в отношении международных договоров РФ независимо от их вида и наименования.

Нормы, регулирующие таможенные отношения, могут содержаться как специальных таможенных конвенциях, так и в различных договорах и соглашениях, предмет которых лишь косвенно касается таможенных вопросов.

Отдельные таможенные нормы могут содержаться не только в двухсторонних договорах, но и в многосторонних конвенциях.

Таможенная конвенция - многостороннее или двустороннее международное соглашение, регулирующее вопросы таможенного обложения и таможенные формальности во взаимной торговле стран-участниц. Ее цель - снижение таможенных пошлин на товары, импортируемые из стран участниц, и облегчение прохождения ими таможенных формальностей, как в стране-экспортере, так и в стране-импортере.

Участники таможенной конвенции берут на себя обязательства предоставлять друг другу таможенные льготы (по коммерческим и неторговым операциям, обмену туристами, кооперируемой продукцией и т.д.) и содействовать тому, чтобы таможенные правила не препятствовали развитию взаимной торговли и других видов внешнеэкономических связей, деловых контактов, туризма и т.д.

Международные договоры, направленные на завершение формирования договорно-правовой базы Таможенного союза.

Международные таможенные договоры не только выражают основные признанные общемировым сообществом таможенные нормы и принципы, но и отечественные основы таможенного правового регулирования. Международные таможенные договоры являются неотъемлемой и важнейшей составляющей системы таможенного права.

2.Характеристика международных правовых актов в области таможенного дела.

2.1.Таможенный Кодекс Таможенного Союза

Таможенный кодекс Таможенного союза был принят Договором «О Таможенном кодексе Таможенного союза» от 27 ноября 2009 года в городе Минске. Разработка данного нормативного правового акта являлась одним из важнейших этапов в становлении Таможенного союза в целом. ТК ТС вступил в силу с 1 июля 2010 года. 

На настоящий момент этот акт наднационального права имеет первостепенное значение для регулирования внутригосударственных таможенных отношений Российской Федерации. Многие статьи действующего Федерального закона «О таможенном регулировании» отсылают нас к его положениям. Национальное законодательство может отклоняться от норм ТК ТС только в тех пределах, которые прямо и непосредственно указаны в самом кодексе. Данное правило закреплено в части 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза, согласно которой «таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза» Таможенный кодекс Таможенного союза. 

Благодаря тому, что на настоящий момент в практике работы таможенных органов с неизбежностью будет существовать наднациональный элемент в виде ТК ТС, можно даже говорить о некотором «срастании» внутригосударственного и наднационального таможенного регулирования в этом отношении.

Наднациональные правовые источники имеют определенные особенности в части регулирования нормативных условий их применения. Так в силу части 2 статьи 4 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», «официально опубликованные международные договоры, составляющие договорно-правовую базу Таможенного союза, и решения органов Таможенного союза действуют в Российской Федерации непосредственно, если не содержат требований по изданию внутригосударственных актов для их применения» О таможенном регулировании в Российской Федерации. Таким образом, можно говорить о непосредственном действии указанных актов, что в большинстве случаев действительно имеет место быть. Однако здесь также имеются свои изъятия. Так, в частности Правительство Российской Федерации в случаях, указанных в ТК ТС может самостоятельно определять порядок применения актов таможенного законодательства Таможенного союза.

2.2. Международные конвенции в области таможенного дела.

Таможенная конвенция - многостороннее или двустороннее международное соглашение, регулирующее вопросы таможенного обложения и таможенные формальности во взаимной торговле стран-участниц.

Главными из них являются:

1.         Международная конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская Конвенция)» 1979 г. в редакции от 26 мая 1999 г. 

2.         Таможенная Конвенция «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП)» от 14 ноября 1975г. с поправками 1997г.

3.         Таможенная Конвенция «О корнете АТА для временного ввоза» 1961 г.

4.         Конвенция «О временном ввозе (Стамбульская Конвенция)» от 26 июня 1990г.

5.         Конвенция «О гармонизированной системе классификации и кодирования товаров» 1983г.

6.         Международная Конвенция «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пересечении таможенных правонарушений» от 9 июня 1977 г.

7.         Таможенная Конвенция «О контейнерах» 1972 г.

Главными целями Конвенции являются:

  • Содействие облегчению международной перевозки грузов дорожными транспортными средствами;
  • Улучшение условий перевозок;
  • Упрощение и гармонизация административных, в частности, пограничных формальностей в области международных перевозок

Конвенция регулирует процесс перевозки грузов от таможни места отправления до таможни места назначения государств-участников. При этом обязательным требованием является то, чтобы какая-то часть перевозок осуществлялась автомобильным транспортом.

В промежуточных таможнях грузы, перевозимые с соблюдением одной процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных таможенных пошлин и, как правило, от таможенного досмотра. Наличие одного сопроводительного документа - книжки МДП - упрощает пограничные операции, что существенно снижает транспортные расходы, главным образом, за счет задержек в пути.

27 июня 1997г. были одобрены поправки о Конвенции МДП, суть которых сводится к тому, чтобы более надежно гарантировать процедуры МДП, упростить собственно таможенные процедуры и усилить контроль за правильностью использования книжки МДП.

Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза 1961г. имеет целью обеспечение ввоза товаров, которые разрешены к временному беспошлинному ввозу в государства-участники. Карнет  АТА представляет собой таможенный документ установленного образца для временного ввоза товаров. Конвенцией установлены права и обязанности управомоченных ассоциаций, которые выдают карнеты и вносят в национальные таможенные органы обеспечение, необходимое для временного беспошлинного ввоза товаров.

В Российской Федерации функции такой управомоченной ассоциации выполняет Торгово-промышленная палата РФ, которая оформляет и выдает карнеты. Ее гарантом перед Международным бюро торговых палат выступает Внешторгбанк России. Общий контроль за выполнением условий Конвенции осуществляет ФТС РФ.

Важность Конвенции состоит в том, что она позволяет использовать карнеты как универсальный таможенный документ вместо национальных таможенных документов и качестве обеспечения ввозных таможенных пошлин во всех случаях, когда товары ввозятся временно и беспошлинно или транспортируются транзитом в связи с их временным вывозом. Конвенция о временном вывозе товаров (стамбульская конвенция) 1990г.принята с целью обеспечения временного ввоза товаров, включая транспортные средства.

Временный ввоз разрешен при полном освобождении от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения ограничительных мер.

Международная Конвенция о гармонизированной системе классификации и кодировании товаров 1983г. состоит из преамбулы, 20 статей и приложения. Указанный международно-правовой документ предполагает создание единой гармонизированной (унифицированной) системы классификации товаров, их маркирования и обозначения для таможенных нужд.

При гармонизированной системой классификации и кодирования товаров (ГС) в Конвенции понимается номенклатура, включающая в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила интерпретации гармонизированной системы.

Этот документ обязывает всех его участников привести свою таможенно-статистическую номенклатуру в соответствии с ГС, упорядочить и унифицировать ее.

В Конвенции предусмотрен специальный механизм помощи развивающимся странам. Это техническое содействие в присоединении к указанной гармонизированной системе, возможно предоставление отсрочек в применении всех или некоторых субпозиций гармонизированной системы на необходимый период.

В соответствии с положениями Конвенции создан специальный Комитет по гармонизированной системе, который регулярно собирается на свои заседания. Комитет имеет право вносить текущие поправки в Конвенцию, составлять рекомендации, предоставлять различные сведения заинтересованным сторонам.

Международная Конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (конвенция Найроби) 1977г.

Важнейшей целью международного сотрудничества в области таможенного дела является борьба с таможенными правонарушениями, координация усилий таможенных и правоохранительных органов разных стран в этом деле. Именно с этой целью и было подписана Международная Конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пересечении таможенных правоотношений. Конвенция вступила в силу 21 мая 1980г. В ней учувствовало около 40 государств.

В этот международный договор предоставляет возможность государствам-участникам сотрудничать на многосторонней и двусторонней основах в деле защиты национальной экономики, культурных и нравственных ценностей. В этих целях государства-участники поддерживают прямые контакты между таможенными службами. Конвенция состоит из основного текста (6 глав, 33 статьи) и приложений. Каждое приложение вместе с текстом является самостоятельным договором.

Приложения регулируют следующие вопросы:

  • Помощь в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ;
  • Сбор и взаимный обмен специальной информацией;
  • Обеспечение выполнения таможенными службами юридических действий;
  • Взаимодействие в борьбе с таможенными правонарушениями.

 Основные формы сотрудничества в соответствии с Конвеницей:

  • Обмен информацией (в рамках чего создается специальная картотека);
  • Помощь в проведении наблюдения;
  • Расследование, проводимое правоохранительными органами одного государства-участника по запросу-поручению другого;
  • Возможна деятельности правоохранительных органов одной страны-участницы на территории другой.

2.3.Двусторонние международные соглашения в таможенном деле.

На протяжении последнего десятилетия РФ заключила несколько десятков международных договоров по вопросам в сфере таможенного дела (договорные отношения по таможенным вопросам связывают РФ с Бразилией, Венгрией, Германией, Данией, Индией, Испанией, Израилем, Колумбией, Македонией, Румынией, Словакией, Чехией).

В системе таможенного права можно условно выделить две составные части:

1)         Внутреннее (национальное) таможенное законодательство

2)         Международно-правовые договоры и соглашения, касающиеся таможенных вопросов, одной из сторон в которых является Российская Федерация.

В соответствии со статьей 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ становятся составной частью прямого действия и применения норм международного права органами власти, в том числе органами правосудия. Заинтересованные лица могут при разрешении споров ссылаться непосредственно на нормы международного права.

В той же статье Конституции РФ закрепляется: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». 

 Соответствующая норма была воспроизведена и в таможенном законодательстве в статье 38 Закона РФ «О таможенном тарифе»

Вместе с тем не все вопросы, относящиеся к международным договорам, полностью урегулированы Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации», поэтому данный Закон должен применяться в единстве с двумя Венскими конвенциями о праве международных договоров (одна из них - Конвенция 1969 года - касается договоров с участием государств, другая - Конвенция 1986 года - касается договоров с участием государств и международных организаций) и нормами международного обычного права, которые регулируют вопросы, не нашедшие своего решения в положениях Венских конвенций.

Нормы, регулирующие таможенные отношения, могут содержаться как в специальных таможенных конвенциях, так и в различных договорах и соглашениях, предмет которых лишь косвенно касается таможенных вопросов. 

Отдельные таможенные нормы могут содержаться не только в двусторонних договорах, но и в многосторонних конвенциях.

Разнообразные соглашения по таможенному сотрудничеству заключается на двустороннем уровне.

 

Двусторонние таможенные договоры схожи как по содержанию, так и по структуре. Обычно они состоят из преамбулы и 10-13 статей и практически по содержанию повторяют друг друга. Основной целью таких соглашений является координация борьбы с таможенными правонарушениями, упрощение и унификация таможенного оформления и таможенного контроля. 

Двусторонние соглашения по таможенным вопросам признаны:

  • Облегчать и ускорять пассажирское и грузовое сообщение;
  • Унифицировать таможенное оформление и таможенный контроль;
  • Обеспечивать эффективное взаимодействие в рамках борьбы с контрабандой и иными нарушениями таможенных правил;
  • Способствовать совместному обучению сотрудников и проведению совместных исследований в области таможенного дела.

Кроме того, в любом соглашении по таможенным вопросам в обязательном порядке определяются формы взаимодействия, указываются уполномоченные подразделения, осуществляющие непосредственную связь и взаимодействие, формы запросов, контрольные сроки ответов на них, технические вопросы передачи и защиты информации.

Также в двусторонних соглашениях по таможенным вопросам обязательно отдельно оговариваются вопросы взаимодействия в рамках борьбы с контрабандой и иными нарушениями таможенных правил.

Россия участвует более чем в 80 двусторонних соглашениях по таможенным вопросам.

3.Конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур (киотская) как источник таможенного права.

Международная конвенция об упрощении и согласовании таможенных процедур (киотская конвенция). Этот документ иначе называют кодексом взаимоотношений государств в таможенной сфере. Она была изначально принята в 1974 и пересмотрена в 1999 году. Конвенция вступила в силу в 2006 году. Несмотря на то, что Россия не является участником этой Конвенции, этот договор играет значительную роль в таможенном праве нашей страны. 

Она включает в себя несколько основополагающих принципов:

1)         Прозрачность и предсказуемость операций по таможенному контролю;

2)         Стандартизацию и упрощение товарных деклараций и сопровождающих документов;

3)         Минимально необходимый таможенный контроль при соблюдении таможенных правил.

Конвенция также предусматривает действенные меры по упрощению процедур торговли и эффективному контролю, а также содержит новые обязательные требования по их внедрению. Целью Конвенции является упрощение и гармонизация таможенных процедур и правил. Конвенция, с одной стороны направлена на стимулирование внешнеторговой деятельности путем упрощения и ускорения процедур таможенного оформления и таможенного контроля, а с другой стороны - к тому, чтобы такое ускорение и упрощение не привели к нивелированию интересов государства и общества в части взыскания пошлин и налогов, защиты внутреннего рынка и иных интересов государства и общества.

Положения Конвенции сформулированы в виде принципов, которые, собственно, и являются базой для выработки на основе этого принципа конкретных правил регулирования тех или иных процедур, и того самого поиска компромисса между интересами бизнес сообщества и государства.

Структурно Конвенция состоит из Протокола об изменении Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999г., самого текста Конвенции и приложений к ней - Генерального приложения и Специальных приложений, которые и содержат представляющие интерес для обсуждения положения.

Генеральное приложение содержит базовые принципы и правила таможенного регулирования, его положения применяются ко всем институтам таможенного дела. Принятие Генерального приложения, также как и собственно текста Конвенции, является обязательным для присоединения к Конвенции. Что касается Специальных приложений, то при присоединении к Конвенции договаривающаяся сторона вправе принять любое из них, либо какую-либо главу специального приложения, либо вообще не принимать ничего из специальных приложений.

Существуют конкретные несовпадения нашего таможенного законодательства с Генеральным приложением и Киотской конвенции. Например, киотская конвенция не оперирует понятием «таможенный режим» - в конвенции употребляется термин «таможенная процедура».

Подавляющее большинство норм международного таможенного права - это нормы, сформулированные и согласованные между государствами в международных договорах. Так, например, нормы обязательности таможенных правил и льгот определяются государствами в международных договорах и соглашениях, которые являются юридически обязательными для сторон на "основании имеющих силу внутригосударственных предписаний или договоров, обязательных для договаривающихся сторон", или же "льготы преимуществ, вытекающих из таможенного союза или зоны свободной торговли".

Наряду с этим в сфере международных таможенных соглашений действует значительное количество договоров и соглашений, регулирующих таможенные связи государств одной социально-экономической системы. Так, например, многосторонние таможенные отношения между странами с плановой экономикой отражают специфику их связей в данной области. Эти соглашения являются открытыми для присоединения к ним других заинтересованных государств, что вытекает из основных принципов внешней политики и дипломатии, направленных на развитие дружественных отношений и сотрудничества со всеми странами независимо от их социального строя.

Просмотров работы: 5613