ПРОБЛЕМА ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМА ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

Вараксина В.В. 1
1Уральский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В самом общем виде мотивация личности к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих её к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри личности и заставляют её осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями личности опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию, на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.

Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение личности зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека [3].

Актуальность проблемы профессиональной мотивации приобретает сегодня особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты воздействия личности и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение. Изучение структуры профессионально-ориентированной мотивации студентов психологического факультета, знание мотивов побуждающих к работе в образовательной сфере, позволит обоснованно решать задачи повышения эффективности образовательной деятельности.

По данным исследований, основными мотивами поступления в ВУЗ являются: желание находиться в кругу студенческой молодежи, большое общественное значение профессии и широкая сфера ее применения, соответствие профессии интересам и склонностям и ее творческие возможности. Имеются различия в значимости мотивов у девушек и юношей. Девушки чаще отмечают большую общественную значимость профессии, широкую сферу ее применения, возможность работать в крупных городах и научных центрах, желание участвовать в студенческой художественной самодеятельности, хорошую материальную обеспеченность профессии. Юноши же чаще отмечают, что выбираемая профессия отвечает интересам и склонностям. Ссылаются и на семейные традиции [1].

В течение первого курса каждый студент сталкивается с проблемой адаптации к обучению в вузе. Этот процесс многими авторами рассматривается как кризисный, стрессогенный период. В результате чего обостряются личностные и поведенческие особенности не редко сопровождающиеся нарушениями социализации. Таким образом, встает задача изучения взаимосвязи мотивационных предпосылок учебной деятельности и проблем в поведении – как прогностический показатель адаптации студентов и его будущей профессиональной успешностью.

Для реализации поставленной задачи было реализовано эмпирическое исследование, в котором учувствовало 30 студентов-первокурсников УрГПУ, Института психологии, использовались методики «Методика изучения мотивации обучения в ВУЗе» Т. И. Ильиной и «Опросник поведения в различных ситуациях». Ведущими учебными мотивами у студентов являются «овладение профессией» и «получение диплома», так как это первый курс менее значимы «научно-теоретические» мотивы (получение теоретических знаний).

По данным эмпирического исследования получились следующие результаты: при сравнении шкал овладение профессией и получение знаний по критерию Манна-Уитни выявилось, что значения находятся в незначимой зоне UЭмп = 179; шкалы получение знаний и получение диплома, также находятся в незначимой зоне UЭмп = 110; шкалы овладение профессией и получение диплома находятся в значимой зоне UЭмп = 265.5.

Исходя из полученных данных, мы можем утверждать, что для первокурсников на данном этапе обучения характерно овладение профессией и получение диплома. Научно-теоретические знания в малой степени значимы, так как интерес первокурсников в большую сторону направлен лишь на образ психолога в работе, то есть важно познать только, как работает профессиональный психолог, какими приемами и техниками пользуется, как проводит консультации, имеется ввиду что рекомендовать, а также естественно заработная плата.

Считается, что основы теоретического знания значимы в малой степени, нужно только изучать технику работы, а все остальное практически не значимо. Большинство первокурсников считает, что профессия психолога очень проста для овладения и также, что на эту специальность учиться легче всего, но это не так. Каждый год большая часть студентов, проучившись только первый семестр начинают отчисляться, так как обучение не соответствует их ожиданиям, следовательно, мотивация на обучение падает и студентов больше привлекает начать работать, чем продолжать обучение. Многие считают учебную программу скучной и не интересной, и тогда они решают пойти на работу или вообще перевестись на другое направление. В итоге остается лишь малая часть студентов, готовых изучать не только какие-то базовые аспекты профессии психолога, но и также познавать всю глубину этой профессии как практическую, так и теоретическую часть.

Список литературы:

1. Белова Д.Е. Смысловое будущее в контексте профессионального самоопределения студентов-психологов: Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. -Екатеринбург, 2004. - 26 с.

2. Иванова Е.С. Исследование взаимосвязи эмоционально-личностных особенностей и активного словаря эмоций. // Автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. психол. наук. – Екатеринбург, 2007. – 26 с.

3. Маслоу А. Мотивация и личность. – М., 1954

Научный руководитель: Иванова Е.С., к.пс.н., доцент, кафедра общей психологии Института психологии УрГПУ.

Просмотров работы: 1073