РОССИЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И ЮАР) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОССИЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И ЮАР)

Аветисян Э.Г. 1
1Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье рассматриваются отношения России и стран Африки в XXI столетии, анализируются некоторые изменения в их развитии в последние годы. Особое внимание уделяется отношениям РФ и ЮАР. Характеризуются тенденции и перспективы развития российско-африканского сотрудничества.

Ключевые слова: Россия, Африка, экономическое сотрудничество, политический диалог, ЮАР.

Российская Федерация получила в наследство от Советского Союза достаточно развитые отношения со странами Африканского континента. Однако на рубеже XX-XXI вв. африканский вектор играл крайне незначительную роль в российской внешней политике. Было распространено мнение о том, что «Африка не нужна России. Она провалилась в черную дыру непреодолимой отсталости, кризисов и конфликтов и не представляет для нас интереса как партнер» [1].

Начиная с 2006-2007 гг. Россия постепенно активизирует африканское направление своей внешней политики, в чем немалую роль играет охлаждение в отношениях с Западом. Можно даже сказать, что происходит своеобразный «ренессанс» российско-африканских отношений. Основными движущими факторами становятся успешные проекты российского бизнеса и подписанные торгово-экономические соглашения. Среди российских компаний, поддерживающих высокую активность в добывающем секторе африканских стран, выделяются «АЛРОСА», «РУСАЛ», «Лукойл», «Газпром», «Роснефть». Так, например, «ЮАР становится страной важнейших пилотных проектов российского бизнес-сообщества, нацеленного на укрепление своих позиций в Африке …» [2]

Среди важных событий следует особо выделить визит российского президента В.В. Путина в ЮАР и Марокко в сентябре 2006 г.; посещение премьер-министром М.Е. Фрадковым Анголы, Намибии и ЮАР в марте 2007 г.; создание российского Центра по научно-техническому, промышленному и информационному сотрудничеству со странами Азии и Африки (ЦСАА); бизнес-форум «Россия-Африка: горизонты сотрудничества», прошедший в Москве в июне 2010 г.; проведение в Екатеринбурге в июле 2013 г. экономического форума «Урал-Африка» и др.

Значимую роль играет налаживание взаимодействия России с африканскими странами в рамках ООН, поскольку им принадлежит четверть голосов в организации, а это немаловажный политический ресурс. Кроме того, и Россия, и африканские страны участвуют в выработке планов по реформированию ООН и Бреттон-Вудских институтов. Свой вариант реформ африканцы изложили еще в «Консенсусе Эзулвини», одобренном Африканским союзом в 2005 г. и предусматривающем предоставление им двух мест постоянных членов Совета безопасности с правом вето, а также двух дополнительных мест непостоянных членов. Этот документ создает основу для совместной российско-африканской дипломатии в данной области, а значит, дает дополнительные возможности для активизации африканского направления российской внешней политики.

Всё вышеперечисленное и многое другое доказывает факт признания Россией возрастающей роли Африки в современном мире. При этом особую значимость имеют отношения с лидером Африканского континента – Южно-Африканской Республикой, на долю которой приходится 28 % ВВП, 40 % промышленной и 30 % сельскохозяйственной продукции всей Африки [3].

Отношения между РФ и ЮАР были установлены 28 февраля 1992 г., именно тогда был подписан Договор о заключении дипломатических отношений. Это послужило импульсом к развитию разнопрофильных контактов. Вскоре после подписания Договора Россию с официальным визитом посетил президент ЮАР Фредерик де Клерк. Как уже отмечалось, В.В. Путин посетил Кейптаун в сентябре 2006 г., в ходе визита были заключены Договор о дружбе и партнерстве и несколько межправительственных соглашений. В марте 2013 г. состоялся рабочий визит В.В. Путина в ЮАР, приуроченный к саммиту БРИКС в Дурбане: подписаны Совместная декларация об установлении всеобъемлющего стратегического партнерства между Россией и ЮАР и ряд двусторонних документов о сотрудничестве в различных областях. Нынешний президент ЮАР Джейкоб Зума посещал Россию пять раз – с официальным визитом в августе 2010 г., с рабочими визитами в июле 2011 г., мае 2013 г. и августе 2014 г., а также для участия в Санкт-Петербургском саммите G20 в сентябре 2013 г. [4; 5].

ЮАР – наиболее развитая африканская страна. В ее недрах сосредоточены запасы практически всех известных минералов: 91 % мировых запасов марганца, 82 % – платиноидов, 58 % – хрома, 53 % – золота, 50 % – ванадия, до 20 % – алмазов, 5,5 % – угля. На южном шельфе страны открыты месторождения нефти и газа [6]. Российские компании в ЮАР ведут разведку и добычу марганцевой руды, участвуют в проекте создания солнечных энергетических парков, инвестируют в добычу и переработку медно-никелевых руд, производство металлов платиновой группы. Осуществляется сотрудничество в сфере атомной энергетики. В соответствии с межправительственным соглашением 2004 г. о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии стороны обсуждают, в том числе в рамках Совместного российско-южноафриканского координационного комитета, широкий круг вопросов – от разведки и разработки урановых месторождений до организации полного ядерно-топливного цикла. При содействии России на территории ЮАР планируется построить 8 энергоблоков АЭС [7].

Основная доля российского экспорта в ЮАР приходится на продовольственные товары и сельхозсырье (46,4 %), минеральные продукты (19,4 %) и продукцию химической промышленности (18,9 %). В структуре импорта из ЮАР преобладают продовольственные товары и сельхозсырье (40,9 %), машины, оборудование и транспортные средства (28,4 %), минеральные продукты (19,9 %) [8]. В настоящее время правительства двух стран обсуждают увеличение поставок фруктов из ЮАР, что актуально в связи с российским запретом на ввоз продовольственных товаров из стран, которые ввели санкции в отношении Москвы.

Россия и ЮАР имеют схожие политические взгляды на многие международные проблемы. Так, например, В.В. Путин по итогам телефонного разговора с Дж. Зумой заявил, что ЮАР занимает «взвешенную позицию по различным аспектам ситуации на Украине и итогам крымского референдума» [9]. Кроме того, страны ведут политический диалог в рамках БРИКС и G20.

Следует признать, что пока существует явный дисбаланс политической и экономической составляющих в отношениях между Россией и ЮАР. Так, в 2013 г. внешнеторговый оборот, хотя и вырос на 11,1 % по сравнению с 2012 г., составил всего 1,07 млрд долларов США [10]. В то же время потенциал развития экономического взаимодействия достаточно высок.

Необходимо учитывать, что Россия рассматривает ЮАР в качестве важного партнера, но отнюдь не представителя всего Африканского континента. Для Москвы имеет ценность налаживание отношений и с другими африканскими государствами. Однако это крайне сложный и противоречивый процесс.

Существует ряд проблем, которые препятствуют установлению эффективных деловых отношений между Россией и африканскими странами. По мнению специалиста Института Африки РАН Е. Харитоновой, «первое препятствие – недостаточный учет произошедших в мире перемен. Второе – недостаточно четко сформулированная государственная стратегия России по отношению к Африке» [11]. Различия в социально-экономическом и политическом развитии стран Африки также осложняют проводимую Россией политику. Огромной проблемой является отсутствие военно-политической стабильности на континенте – гражданские войны, перевороты, конфликты происходят здесь регулярно.

И все же, несмотря на все проблемы и противоречия, позиции Африки на международной арене постепенно укрепляются, поэтому возрастает мотивация России к налаживанию двустороннего сотрудничества с отдельными африканскими государствами и региональными организациями. При этом необходимо учитывать, что Африка вновь становится полем серьезной геополитической борьбы. Сюда возвращаются бывшие метрополии, которые сохранили определенные позиции, сюда стремится Китай, который видит в Африканском континенте богатый ресурсный потенциал для развития собственной экономики и дальнейшего ее роста [12]. Сюда же прорывается международный терроризм, причем сильное влияние получают радикальные исламистские группировки (например, «Боко харам») [13].

Поэтому перед Россией, которая формирует новую парадигму внешней политики, стоит важная, масштабная и трудная задача по развитию африканского вектора. Как отметил министр иностранных дел РФ С.В. Лавров «для этого есть необходимые предпосылки, главная из которых – взаимная решимость наших государств последовательно и целеустремленно работать в интересах активного развития многопланового сотрудничества» [14].

Литература

  1. Васильев А., Корендясов Е. Российско-африканские отношения через десять лет: новый старт // Российский совет по международным делам. – 22.05.2013. – Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1858#top

  2. Высоцкая Н.И. Россия – Африка // Перспективы: сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. – 14.05.2009. – Режим доступа: http://www.perspektivy.info/rus/ekob/rossija__afrika_2009-05-14.htm

  3. О торгово-экономических связях России с Южно-Африканской Республикой // Официальный сайт Министерства экономического развития России. – 19.12.2003. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreignEconomicActivity/cooperation/doc1071827447594

  4. Российско-южноафриканские отношения (справка) // Официальный сайт МИД России. – 28.02.2014. – Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/ns-rafr.nsf/89414576079db559432569d8002421fc/9e2f1d440987db1043256c0c006d2d1e!OpenDocument

  5. Встреча с Президентом ЮАР Джейкобом Зумой // Официальный сайт Президента России. – 28.08.2014. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/46503

  6. О торгово-экономических связях России с Южно-Африканской Республикой // Официальный сайт Министерства экономического развития России. – 19.12.2003. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreignEconomicActivity/cooperation/doc1071827447594

  7. Россия готова построить в ЮАР до 8 энергоблоков АЭС // Интерфакс. – 25.11.2013. – Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/343112

  8. Российско-южноафриканские отношения (справка) // Официальный сайт МИД России. – 28.02.2014. – Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/ns-rafr.nsf/89414576079db559432569d8002421fc/9e2f1d440987db1043256c0c006d2d1e!OpenDocument

  9. Лидеры России и ЮАР обсуждают поставки фруктов и энергетику // Свежий ветер: российское информационное агентство. – 28.08.2014. – Режим доступа: http://www.riasv.ru/entry/93077/

  10. Российско-южноафриканские отношения (справка) // Официальный сайт МИД России. – 28.02.2014. – Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/ns-rafr.nsf/89414576079db559432569d8002421fc/9e2f1d440987db1043256c0c006d2d1e!OpenDocument

  11. 11-12 июля 2013 г. экономический форум «Урал-Африка» // Институт Африки РАН. – 18.07.2013. – Режим доступа: http://www.inafran.ru/node/551

  12. Foster V., Butterfield W., Chen C., Pushak N. Building Bridges. China’s Growing Role in Infrastructure Financier for Sub Saharan Africa / The World Bank. – Washington, 2008.

  13. Более подробно см.: Мезяев А. Африка – территория террора // Фонд стратегической культуры. – 06.06.2013. – Режим доступа: http://www.fondsk.ru/news/2013/06/06/afrika-territorija-terrora-20884.html

  14. Статья Министра иностранных дел России С.В. Лаврова «Россия и Африка к югу от Сахары: отношения, проверенные временем», опубликованная в журнале «Russian View» // Официальный сайт МИД России. – 21.05.2014. – Режим доступа: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/2796B0A54210B41C44257CDF004BB5D5

Просмотров работы: 7616