Разное видение ситуации правительством России и ее зарубежными партнерами способствует эскалации конфликта. В частности, президент США Б. Обама заявил о готовности поставлять оружие Украине в случае, если «дипломатия не даст результатов» [1]. Такие радикальные действия должны получить поддержку населения, т.е. важную роль при столкновении национальных интересов Соединенных Штатов, членов ЕС и России играет соответствующая подготовка общественного мнения.
Масштабы информационной войны измеряются не только объемом государственного финансирования СМИ [2], уровнем цензуры и общим тоном выступлений официальных лиц, но также идеологическим наполнением. Незадолго до начала Евромайдана на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» В.В. Путин назвал себя «самым большим националистом в стране» [3] и подчеркнул необходимость духовного самоопределения россиян ради «успеха в условиях глобальной конкуренции» [4], возрождения национальной идентичности и патриотизма. Почти сразу после выступления президента началась работа над проектом Основ государственной культурной политики – документ принят 24 декабря 2014 г. В нем вновь прослеживается тема «обострения глобальной идейно-информационной конкуренции» [5], а конечной целью провозглашается утверждение общенациональной идеологии, способствующей консолидации общества и достижению гражданского единства.
Подобная риторика встретила резкую критику в Европе и США: обвинения в националистическом империализме и демагогии. В этом отношении интересна статья Марка Галеотти – профессора Центра глобальных проблем в Нью-Йоркском университете [6]. В ней делается вывод о популярности в России концепта уникальности российской цивилизации и русской нации, оказавшейся, если отталкиваться от текстов выступлений В.В. Путина, одной из самых больших этнических групп, разделенных государственными границами [7]. Последнее утверждение, в свою очередь, является основанием для расширения внешнеполитических сфер влияния и одновременно причиной возникновения в зарубежных публикациях аналогий с нацистской Германией [8]. С этой точки зрения присоединение Крыма рассматривается как начало поглощения русскоязычных анклавов при пассивном осуждении мирового сообщества, сравнимом с политикой умиротворения во время Судетского кризиса 1938 г.
Сопоставление современной России с Третьим рейхом – опасное проявление информационной войны. Намеренное искажение действительности подрывает основы влияния России на международной арене, поскольку направлено на изменение отношения к стране, обладающей после Второй мировой войны статусом великой державы, победившей нацизм. Конечно, такая трансформация в общественном сознании не может быть мгновенной, поэтому она происходит примерно по следующей схеме: сначала на официальном уровне начинается манипуляция исторической памятью европейских народов. Наглядный пример – мягкий отказ Б. Обамы принять участие в праздновании юбилея Великой Победы в Москве (без объяснения причины) [9] или высказывание министра иностранных дел Польши в преддверии 70-летия освобождения «Аушвиц-Биркенау» в Освенциме. На вопрос журналистов, почему В.В. Путин не был приглашен на мемориальные мероприятия, он ответил, что ворота лагеря открыли солдаты Первого украинского фронта, т.е. украинцы [10]. Следующий этап – обвинение в агрессии и нарушении норм международного права. Заключительная стадия – самый мощный удар по имиджу государства – причисление к «странам-изгоям».
В 1993 г. в статье Энтони Лейка, советника президента США по национальной безопасности, была сформулирована концепция, которая провозгласила невозможность сотрудничества с рядом недемократических режимов, придерживающихся радикальной идеологии и в нарушение всех норм международного права использующих серьезный инструмент давления на мировое сообщество – планы по созданию ОМУ [11]. Редакция статьи, произведенная администрацией Дж. Буша-младшего, стала важной идеологической составляющей глобальной войны против терроризма и обозначила в мировом политическом пространстве «координаты» «оси зла»: Ирак, Иран, КНДР; Сирия, Куба и Ливия.
В июле 2014 г. в связи с катастрофой малазийского Boeing-777 в Донецкой области вышло несколько публикаций ведущих международных информационных агентств, в которых Россия обвинялась во вмешательстве во внутренние дела суверенного государства и поставках оружия украинским сепаратистам (в частности, ракетной системы с радарным управлением SA-11 – ЗРК «Бук»). Тогда министр иностранных дел Великобритании Филип Хаммонд заявил, что «Россия рискует превратиться в государство-изгой» [12].
На чем основывается столь громкое заявление, судить сложно: нет открытого доступа к данным, касающимся вовлеченности России в украинский кризис. Однако еще задолго до трагедии, в марте 2014 г., вышла статья Амира Тахери – «Когда великая держава становится изгоем» [13]. Сам автор является сопредседателем института Гейтстоун (Нью-Йорк) вместе с известным американским политиком, заместителем госсекретаря США по контролю над вооружениями в период с 2001 по 2005 гг., Джоном Болтоном, придерживающимся жесткой линии при выстраивании отношений со странами «оси зла» и Россией. Получается, что события в Украине стали лишь информационным поводом для консервативно настроенных исследователей демонизировать действия Кремля.
Амир Тахери, утверждая, что Россия приобретает черты «государства-изгоя», использует для доказательства своей позиции тезис о многократном нарушении ею норм международного права, среди которых: Заключительный акт Хельсинского совещания 1975 г., закрепивший принцип нерушимости границ в Европе; Будапештский меморандум 1994 г., гарантировавший безопасность Украины после ее присоединения к ДНЯО; а также двусторонние соглашения 1997 г. и 2010 г., регламентирующие условия пребывания в Крыму российского Черноморского флота и запрещающие увеличивать численность его личного состава, вводить новые виды вооружения. Действия России, по мнению политолога, подорвали основы ее сотрудничества с другими членами G8 и ОБСЕ, а также с НАТО.
В тексте статьи часто встречаются выражения «Путин аннексировал» (про Крым, Южную Осетию и Абхазию), «Путин мечтает» (возродить евразийскую империю), «поведение Путина». Олицетворение внешнеполитического курса РФ исключительно с волей президента и его личными амбициями – отличительная черта многих зарубежных публикаций. В них прослеживается следующая логика: изначально глава государства выступал в роли арбитра между различными группами интересов внутри страны и был готов к конструктивному диалогу на мировой арене, затем, по мере укрепления авторитета и концентрации власти в своих руках, он стал превращаться в «лидера-изгоя» [14]. Отсюда следует вывод: изменить ситуацию может его отстранение от занимаемой должности [15]: введение санкций приведет к истощению российской экономики, ослаблению правительства и, в долгосрочной перспективе, падению режима под воздействием общественного недовольства, для возникновения которого необходим соответствующий информационный фон [16].
Еще одним косвенным признаком того, что Россия теряет контакт и взаимопонимание с остальными «добропорядочными» акторами международных отношений является, по мнению ряда зарубежных экспертов, ее сближение со странами, которые в соответствии с концепцией Белого дома относятся к группе «изгоев».
В статье исследователя Александра Гольца, размещенной на сайте The Moscow Times [17], анализируется визит Сергея Шойгу в Тегеран в январе 2015 г. с целью подписания соглашения о военно-техническом сотрудничестве и возобновления переговоров о поставке в Иран зенитных ракетных комплексов С-300 [18]. Соответствующий контракт от 2007 г. был приостановлен Д.А. Медведевым в 2010 г. в связи с резолюцией ООН, запретившей поставлять ИРИ наступательное вооружение [19]. За этим решением последовало снятие американских санкций с четырех российских компаний ОПК [20], в том числе «Рособоронэкспорта». По всей видимости, напряженная ситуация вокруг Украины, подписание президентом США в декабре 2014 г. закона о возможном введении новых санкций, ограничивающих действия России в военной и энергетической отраслях, заставили Кремль принять превентивные меры.
Январская встреча в Тегеране – это не только защита национальных экономических интересов, но и определенный вызов мировому сообществу, с которым не удается согласовать видение многих международных проблем. Подтверждением являются слова министра обороны Ирана Хосейна Дехкана: «Акцент был сделан на необходимости сотрудничества между Россией и Ираном в совместной борьбе против вмешательства нерегиональных сил в региональные дела». На этом основании Александр Гольц утверждает, что Россия окончательно отошла от сотрудничества с «цивилизованными» странами, поскольку впервые ее союзником становится «изгой».
Следующий критерий причисления к «изгоям» согласно рассматриваемой концепции – поддержка терроризма. Если в зарубежных СМИ одна из сторон вооруженного конфликта на юго-востоке Украины в большинстве случаев определяется как «повстанцы», то в Киеве сделали оригинальный дипломатический ход, чрезвычайно осложнивший международные переговоры в формате «нормандской четверки». Верховная Рада проголосовала за признание Донецкой и Луганской народных республик террористическими организациями, поставив тем самым крест на перспективе мирного урегулирования кризиса. В заявлении, принятом в ходе внеочередного парламентского заседания, Россия была названа агрессором, на основании чего украинские депутаты высказались за ее исключение из ООН и призвали к прямым поставкам оружия для борьбы с «террористами» [21].
Таким образом, по мнению ряда западных экспертов и политиков, поведение Российской Федерации соответствует образу «государства-изгоя». Во-первых, она вмешивается во внутренние конфликты суверенных стран с целью территориальных приобретений. Во-вторых, поддерживает «террористов», нанося ущерб внутренней безопасности других акторов мировой политики. В-третьих, сотрудничает с режимами, осуждаемыми на уровне ООН. В-четвертых, нарушает нормы международного права исключительно в интересах В.В. Путина, которые преподносятся кремлевской пропагандой как национальные. Поскольку военный потенциал РФ несопоставим с возможностями других «изгоев» (обладает ядерной триадой), то и последствия ее «девиантного поведения» гораздо серьезнее: по мнению канцлера Германии Ангелы Меркель, действия России «нарушили мир, порядок и принципы существования в Европе» [22].
Ну и, наконец, в-пятых, экстремизм, характерный для «государств-изгоев», проявляется в систематических нарушениях прав человека и опоре на прочный идеологический фундамент, авторитарно цементирующий российское общество. Возникает вопрос, каким образом это влияет на место страны в сложившемся балансе сил?
Согласно теории Александра Вендта [23], существуют три основных типа международного взаимодействия, их сочетания создают палитру современных мировых политических отношений: война по Гоббсу, конкуренция по Локку и сотрудничество по Канту. Первый из них напрямую связан с культурой страха, присущей любому конфликту, вызывающей лишние эмоции и препятствующей рациональному мышлению. Последствием, с точки зрения Ричарда Н. Лебоу, становится экстремизм во внешней политике государства [24].
Существует ли культура страха в России? Если следовать логике зарубежных изданий, то да. Под прикрытием необходимости обеспечения национальной безопасности в условиях глобальной конкуренции и противостояния с другими мировыми центрами силы, происходит концентрация власти в едином центре, способном аккумулировать ресурсы для укрепления обороноспособности страны и расширения ее влияния, имеющего по К. Хаусхофферу естественные границы. Отсюда, проводя аналогии с РФ, следует рост популярности евразийской идеи или, выражаясь языком европейских и американских экспертов, расцвет националистического империализма.
Эстонский исследователь Хольгер Мёльдер считает, что подобные процессы наблюдаются во всех «государствах-изгоях», однако, в каждой из них культура страха приобретает индивидуальную форму господствующей идеологии: коммунизм (Куба), чучхе (Северная Корея), арабский национализм (Ливия, Сирия), исламизм (Судан), шиитский фундаментализм (Иран), национализм (Мьянма, Зимбабве) [25].
Данная статья – попытка понять и систематизировать аргументы сторонников изоляции России. Сама концепция «государств-изгоев» представляет собой не детально проработанный самостоятельный теоретический продукт, а созданное Белым домом и тщательно отшлифованное в течение нескольких десятилетий информационное оружие, обеспечивающее поддержку внешнеполитического курса США, в первую очередь, собственным населением, а затем партнерами по блоку НАТО.
Верная теория должна быть валидна. В книге Р. Литвака, посвященной этой проблеме [26], подробно разбираются случаи, когда в Вашингтоне закрывали глаза на проявления «девиантности» ряда стран (Ирак с 1982 по 1990 гг., Сирия, Судан, Индия, Пакистан) и, наоборот, на долгие годы отказывались от сотрудничества с Кубой, формально не соответствующей критериям, разработанным в русле концепции.
Культура страха проявляется в этом ракурсе совершенно иначе: основным мотивом становится идея сохранения мирового лидерства. Доказательством служит текст Стратегии национальной безопасности США от 2002 г., обозначающий в качестве одного из признаков «государства-изгоя» «ненависть к Соединенным Штатам и ко всему, что они поддерживают» [27]. Американское правительство принимало решение о прямом или косвенном участии во внутриполитических кризисах ряда стран, способствуя тем самым возникновению региональных очагов напряженности (Ирак, Афганистан, Ливия – наиболее яркие примеры); принципиально нарушало международное право; использовало идеалы либеральной демократии и прав человека для наращивания экспорта вооружения, обеспечивая заказами свой чрезмерно разросшийся ВПК (проект Сената по оказанию военной помощи Украине [28] или, как это прозвучало в эфире CNN, «вооружение проамериканских войск» [29] – проявление годами отработанной схемы).
Таким образом, США тоже обладают характеристиками «государства-изгоя», следовательно, концептуальные рамки настолько размыты, что вмещают в себя одновременно Россию и Соединенные Штаты. Встречаем противоречие: будучи полюсами системы международных отношений две великие державы не могут считаться ее «изгоями».
Вывод: подобная стигматизация не имеет под собой реальных теоретических оснований, не объективна, политизирована и осложняет международное сотрудничество.
Литература
Обама: США обдумывают поставки вооружений // Русская служба BBC. – 09.02.2015. – Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2015/02/150209_obama_merkel_talks
Halliday J. BBC World Service Fears Loosing Information War as Russia Today Ramps up Pressure // The Guardian. – 21.09.2014. – URL: http://www.theguardian.com/media/2014/dec/21/bbc-world-service-information-war-russia-today
Путин назвал себя «самым большим националистом в России» // Интерфакс. – 24.10.2014. – Режим доступа: http://www.interfax.ru/russia/403768
Заседание международного дискуссионного клуба «Валдай» // Президент России. – 19.09.2013. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/19243
Основы государственной культурной политики // Президент России. – Режим доступа: http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdf
Galeotti M., Bowen A.S. Putin’s Empire of the Mind: How Russia’s President Morphed from Realist to Ideologue and What He’ll Do Next // Foreign Policy. – 21.04.2014. – URL: http://foreignpolicy.com/2014/04/21/putins-empire-of-the-mind/
Transcript: Putin Says Russia Will Protect the Rights of Russians Abroad // The Washington Post. – 18.03.2014. – URL: http://www.washingtonpost.com/world/transcript-putin-says-russia-will-protect-the-rights-of-russians-abroad/2014/03/18/432a1e60-ae99-11e3-a49e-76adc9210f19_story.html
Clemens Jr. W. What to Do About – Or With – Russia? // The Diplomat. – 09.01.2015. – Режим доступа: http://thediplomat.com/2015/01/what-to-do-about-or-with-russia/
Обама не планирует ехать в Москву на 70-летие Победы // ТАСС. – 10.02.2015. – Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1756130
Глава МИД Польши заявил, что Освенцим освобождали украинцы // РИА Новости – 21.01.2015. – Режим доступа: http://ria.ru/world/20150121/1043600343.html
Lake A. Confronting Backlash States // Foreign Affairs. – 1994. – Vol. 73, № 2 (Mar. – Apr.). – P. 45-55.
Паниев Ю. Россия рискует стать государством-изгоем // Независимая газета. – 22.07.2014. – Режим доступа: http://www.ng.ru/world/2014-07-22/1_state.html
Taheri A. Opinion: When a Big Power Goes Rogue // ASHARQ AL-AWSAT. – 21.03.2014. – URL: http://www.aawsat.net/2014/03/article55330266/opinion-when-a-big-power-goes-rogue
Galeotti M., Bowen A.S. Putin’s Empire of the Mind: How Russia’s President Morphed from Realist to Ideologue and What He’ll Do Next // Foreign Policy. – 21.04.2014. – URL: http://foreignpolicy.com/2014/04/21/putins-empire-of-the-mind/
Motyl Al. J. Putin Is Transforming Mother Russia into a Rogue State // Aljazeera. – 25.07.2014. – URL: http://america.aljazeera.com/opinions/2014/7/flight-mh17-vladimirputinukrainerussianonstateactors.html
Clemens Jr. W. What to Do About – Or With – Russia? // The Diplomat. – 09.01.2015. – URL: http://thediplomat.com/2015/01/what-to-do-about-or-with-russia/
Golts Al. Russia Is Turning into a Rogue State // The Moscow Times. – 26.01.2015. – URL: http://www.themoscowtimes.com/opinion/article/russia-is-turning-into-a-rogue-state/514899.html
Россия и Иран возобновляют переговоры о поставке комплексов С-300 // Lenta.ru. – 21.01.2015. – Режим доступа: http://lenta.ru/news/2015/01/21/s300/
UN Resolution 1929 (2010) Adopted by the Security Council at its 6335th Meeting on 9 June 2010 // United Nations. – URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N10/396/79/PDF/N1039679.pdf?OpenElement
Македонов Л. С России сняли Иран // Газета.ru – 22.05.2010. – Режим доступа: http://www.gazeta.ru/politics/2010/05/22_a_3371703.shtml
Верховная Рада записала ДНР и ЛНР в террористы // ТВЦ. – 27.01.2015. – Режим доступа: http://www.tvc.ru/news/show/id/60171/photo_id/144059/slider_photo/144059
Выступление Ангелы Меркель на Мюнхенской конференции по безопасности 07.02.2015 // YouTube. – 07.02.2015. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=DBr1xlCrTWg
Wendt A. Anarchy is what States Make of it: The Social Construction of Power Politics // International Organization. – 1992. – Vol. 46, № 2 (Spring). – P. 391-425.
Lebow R. N. A Cultural Theory of International Relations. – Cambridge University Press, 2008. – P. 90.
Mölder H. The Culture of Fear In International Politics – a Western-Dominated International System and Its Extremist Challenges // ENDC Proceedings. – 2011. – Vol. 14. – P. 241-263.
Litwak R.S. Outlier States: American Strategies to Change, Contain, or Engage Regimes. – Woodrow Wilson Center Press / Johns Hopkins University Press, 2012.
The National Security Strategy of the USA // U.S. Department of State. – September, 2002. – URL: http://www.state.gov/documents/organization/63562.pdf – P. 14.
Члены Конгресса предлагают израсходовать 1 млрд на оружие для Украины // Голос Америки. – 11.02.2015. – Режим доступа: http://www.golos-ameriki.ru/content/us-congress-ukraine/2638351.html
Рогозин об эфире CNN: с такими врагами и друзья не нужны // РИА Новости. – 10.02.2015. – Режим доступа: http://ria.ru/world/20150210/1046871948.html