ПРОБЛЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ УЧЁТА ВЫПОЛНЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГУЗ “ЖИРНОВСКАЯ ЦРБ” - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ УЧЁТА ВЫПОЛНЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГУЗ “ЖИРНОВСКАЯ ЦРБ”

Павловский С.А. 1
1Волгоградский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для начала дадим определение автоматизации учёта. Что такое автоматизация учета? Автоматизация учёта — это программное обеспечение, а также процесс его внедрения в деятельность, какой либо организации. Теперь зная определение автоматизации учета, давайте разберём такой вопрос как актуальность автоматизации учета медицинских услуг в государственном учреждении здравоохранения.

Актуальность автоматизации учёта выполненных медицинских услуг легко доказать. Достаточно задать всего один вопрос. Что используется в поликлинике или больнице в процессе учёта выполненных медицинских услуг? И ответ прост. Бланки, формы, журналы регистрации и прочие документы. Другими словами в данном процессе в основном используются бумажные документы, которые влекут за собой проблемы, к примеру, такие как:

  • большие объёмы макулатуры, которой банально занято много места;

  • значительное время поиска документов и, как следствие, вынужденный простой исполнителей, а возможно и всего отделения;

  • частая потеря бумажных документов, что влечёт за собой потерю информации о пациенте и пр.

Следовательно, автоматизация учета медицинских услуг позволит полностью или почти полностью отказаться от бумажных документов в данном процессе и соответственно все проблемы с бумажной волокитой будут решены.

Но использование в процессе автоматизации учёта выполненных медицинских услуг бумажных документов не единственная проблема. Ещё одной важной проблемой является отправка отчётов и счетов в страховые компании и в Областное министерство здравоохранения. На данный момент отправка документов в Областное министерство здравоохранения и различные страховые компании производится, как правило, с помощью курьеров, что занимает довольно много времени. Автоматизация процесса учёта услуг мало того, что позволит использовать документы в электронном виде, но и позволит значительно облегчить данную отправку документов. Документы можно будет высылать непосредственно на почту министерства и страховых компаний в электронном виде, с использованием традиционных форматов данных – xls, xml и mdb. При этом в разы уменьшится время доставки информации и можно будет отказаться от услуг курьеров в данной области.

Конечно, описанные выше проблемы являются не единственными в учёте медицинских услуг, есть ещё много различных нюансов, которые возникают в процессе, но наша задача сейчас определить основные пути автоматизации медицинских услуг.

Для моделирования сложных систем существуют определенные методологии и стандарты. К таким стандартам относятся методологии семейства IDEF. С их помощью можно эффективно отображать и анализировать модели деятельности широкого спектра сложных систем в различных разрезах. При этом широта и глубина обследования процессов в системе определяется самим разработчиком, что позволяет не перегружать создаваемую модель излишними данными.

Модель IDEF0 всегда начинается с представления системы как единого целого – одного функционального блока с интерфейсными дугами, простирающимися за пределы рассматриваемой области. Такая диаграмма с одним функциональным блоком называется контекстной диаграммой, и обозначается идентификатором “А-0”. В процессе декомпозиции, функциональный блок, который в контекстной диаграмме отображает систему как единое целое, подвергается детализации на другой диаграмме. Получившаяся диаграмма второго уровня содержит функциональные блоки, отображающие главные подфункции функционального блока контекстной диаграммы и называется дочерней по отношению к нему (каждый из функциональных блоков, принадлежащих дочерней диаграмме соответственно называется дочерним блоком). В свою очередь, функциональный блок - предок называется родительским блоком по отношению к дочерней диаграмме, а диаграмма, к которой он принадлежит – родительской диаграммой.

Проектирование IDEF0-диаграммы проводилось в программе All Fusion Process Modeler. IDEF0-диаграмма AS-IS нулевого уровня учета медицинских услуг приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 – AS-IS IDEF0-диаграмма учета выполненных медицинских услуг

Декомпозиция диаграммы нулевого уровня приведена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Декомпозиция IDEF0-диаграммы нулевого уровня (AS-IS)

Диаграммы потоков данных (DFD) являются основным средством моделирования функциональных требований проектируемой системы. С их помощью эти требования разбиваются на функциональные компоненты (процессы) и представляются в виде сети, связанной потоками данных. Главная цель таких средств - продемонстрировать, как каждый процесс преобразует свои входные данные в выходные, а также выявить отношения между этими процессами.

Процесс учета медицинских услуг в ГУЗ “Жирновская ЦРБ” приведен на рисунке 3.

Рисунок 3 –AS-IS DFD-диаграмма учета медицинских услуг

Типы потоков (связей):

Поток данных

 

Словарь данных:

а) активные объекты:

  • врач;

  • медрегистратор;

  • статистик.

б) процессы:

  • оформление карточки;

  • оформление учётного листа оказанных мед. услуг;

  • оформление реестра оказанных мед. услуг;

  • оформление счёта оказанных мед. услуг;

  • оформление отчета.

в) пассивные объекты:

  • база карточек;

  • база учётных листов;

  • база реестров;

  • журнал счетов;

  • журнал отчетов.

В ходе работы был произведен реинжиниринг бизнес-процессов в предметной области. IDEF0-диаграмма TO-BE нулевого уровня учета медицинских услуг приведена на рисунке 4.

Рисунок 4 – IDEF0-диаграмма учета медицинских услуг (TO-BE)

Рисунок 5 – Декомпозиция IDEF0-диаграммы нулевого уровня (TO-BE)

Рисунок 3 –TO-BE DFD-диаграмма учета медицинских услуг

Далее для автоматизации медицинских услуг было предложено использовать программное обеспечение СУБД Microsoft Aceess, так как она обеспечивает разработчика необходимыми инструментами для реализации функциональных возможностей создаваемой БД и имеется у в ЦРБ в составе пакета MS Office. Также стоит отметить, что в СУБД Microsoft Access реализована надёжная система защиты от несанкционированного доступа к файлам. В результате чего каждому пользователю можно видеть и изменять только те данные, к которым у него есть доступ. Таким образом, на основе проведенного анализа программных средств в качестве инструментального средства разработки нашей БД выбираем СУБД Microsoft Access.

В результате выполнения проекта будет создана автоматизированная информационная система «Учёт выполненных медицинских услуг», которая позволит выполнять следующие функции:

  • ввод, редактирование и хранение данных о клиентах центра;

  • ввод, редактирование и хранение данных о сотрудниках центра;

  • ввод, редактирование и хранение данных об услугах центра;

  • формирование документов для страховой компании;

  • формирование документов по прямому договору с организацией;

  • формирование документов для внутренней бухгалтерии;

  • печать документов;

  • возможность изменения и доработки базы.

Внедрение АИС позволит одному пользователю выполнять рутинные операции, при обработке информации о лечении застрахованного пациента и выставление документов в страховую компанию. Это даст возможность уменьшить время на оформление документов и высвободит рабочее время статистика для выполнения других функций.

Итак, из всего вышеописанного можно сделать довольно очевидный вывод, что проведение автоматизации учёта выполненных медицинских услуг пойдёт на пользу ГУЗ “Жирновская ЦРБ”. Также предложенное решение по автоматизации учета медицинских услуг можно использовать в любом государственном учреждении здравоохранения.

Давайте ещё раз опишем плюсы, которые возникнут при автоматизации учёта:

  • произойдет отказ от бумажных документов;

  • все отчёты будут представлены в электронном виде, что облегчит процесс отправки документов в вышестоящие организации;

  • произойдет отказ от услуг курьеров, что повлечёт за собой несомненную экономическую выгоду;

  • будет использоваться простой и удобный в использовании интерфейс программы, который значительно ускорит работу сотрудников медицинского учреждения.

Всё вышеописанное наглядно показывает актуальность и практическую ценность разработки нового программного обеспечения для ГУЗ “Жирновская ЦРБ”.

Просмотров работы: 1334