ОБРАЗОВАННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ – ОСНОВА ЗДОРОВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБРАЗОВАННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ – ОСНОВА ЗДОРОВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для всестороннего и благополучного развития всего, что заложила природа в малыша при рождении, необходимо создание определенного комплекса условий, начиная с первых же дней жизни малютки. Это - питание, прогулки на воздухе, солнечные ванны, общение ребенка с водой, специальная гимнастика и массаж, и конечно эмоциональное общение с мамой и папой. Любая двигательная активность усиливает обменные процессы и способствует физическому развитию, которое в свою очередь является показателем функциональной зрелости организма малыша. Но многие родители даже представить себе не могут, что сами собственными руками задерживают подчас развитие своих малышей. Происходит это потому, что некоторые родители иногда боятся даже лишний раз взять свое чадо на руки. Это продиктовано безотчетным страхом, причинить своему ребенку боль и установкой на то, что он очень хрупок. Но, если ваш малыш выдержал роды с их сжатием и давлением, то гимнастика не станет для него непомерной нагрузкой. Напротив, физические упражнения только помогут новорожденному реабилитироваться после этого нелегкого испытания.

В чем польза гимнастики дли новорожденного? Находясь в утробе матери, малыш постоянно выравнивал положение своего тела относительно положения тела мамы. А в условиях гравитации управление своим телом для него - занятие непривычное, и на первый взгляд может показаться, что у малыша нарушена координация движений. Хотя даже космонавту после трех месяцев пребывания в космосе приходится заново учиться ходить по земле и попадать ложкой в рот. И это, притом, что мозг его уже давно сформировался. У новорожденного же мозг сформировался только 30%, и даже по достижении годовалого возраста эта цифра не достигает ста, составляя лишь 70%. Другими словами, период от зачатия до года, к окончанию которого маленький человек уже готов ходить и говорить, - самый интенсивный в процессе роста мозга. В это время у малыша активно развиваются те отделы мозга, которые отвечают за движение и восприятие. И лишь потом, после созревания этих так называемых древних отделов мозга, начинается развитие коры больших полушарий и, соответственно, интеллекта.

Именно поэтому в младенческом возрасте движение имеет первостепенное значение для развития ребенка. Недаром грудные африканские аборигены, до девяти месяцев свободно барахтающиеся в самодельном тканевом приспособлении для ношения ребенка, значительно опережают в развитии своих европейских сверстников, которые большую часть времени пассивно лежат в кроватках. Во время занятий гимнастикой малыш получает температурные и тактильные сигналы, необходимую мышечную нагрузку, развивается его вестибулярный аппарат, улучшаются координация движений, работа внутренних органов, укрепляются суставы. Движение является важнейшим условием полноценного развития организма. Во время игр и занятий с ребёнком активно работает скелетная мускулатура, а работающие мышцы потребляют питательных веществ в три, а кислорода - в семь раз больше, чем бездействующие. Мышечная ткань обильно снабжается кислородом и питательными веществами, благодаря этому мышцы становятся эластичными и лучше развиваются. При сокращении мышц в местах их прикрепления происходит раздражение надкостницы, что стимулирует рост костей, они становятся толще и шире. Во время движений активно работают системы дыхания, кровообращения, теплорегуляции, скелетная мускулатура. Всё это требует нервной регуляции, таким образом, в тренировку включается и нервная система, которая благодаря этому развивается гармонично и сбалансировано. Для детей движение является основным источником радости, а, как известно, положительные эмоции очень важны для развития сердечнососудистой и нервной системы. Таким образом, закладывается крепкий фундамент в здоровье взрослого человека.

Что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребёнку?

  • Не мешать и не запрещать ему двигаться. В свободных подвижных играх ребёнок совершает движения согласно собственной инициативе и усмотрению, чередует активную игру с отдыхом и менее энергозатратными движениями. По этой причине самостоятельная деятельность наименее утомительна для ребёнка и максимально интересна.
  • Направлять его энергию в нужное русло, формируя в определённые периоды роста необходимые навыки движения. Родители, занимаясь с ребенком, помогают ему сформировать правильный динамический стереотип определённых движений. Подобные навыки в свободных играх прививаются намного дольше, и ребёнок обычно проходит длиной дорогой «проб и ошибок». Совместные занятия с родителями являются более короткой дорогой для всестороннего развития ребёнка. Начинать заниматься с ребёнком физкультурой надо практически с самого рождения. Это обеспечит развитие двигательной активности у недостаточно подвижных детей, а у чрезмерно активных - обеспечит расходование энергии.

Самые первые гимнастические упражнения совсем не похожи на таковые. Существует особая форма физических упражнений, древнее искусство, традиционное для русской культуры - «пестовальная гимнастика». Эти упражнения, сочетающие в себе соразмерную возрасту физическую нагрузку, развитие тактильных ощущений и ритмики с интимностью и нежностью общения малыша и мамы, можно практиковать с первых дней жизни. С рождения и до месяца-полутора мама просто ласково поглаживает голенькое тельце малыша, как бы очерчивая его и уделяя особое внимание ладошкам и ступням, богатым нервными окончаниями. Исключительно важен прямой телесный контакт мамочки и младенца, он нужен обеим сторонам: ребенку для того, чтобы чувствовать близость и защищенность, маме - чтобы освоиться со своей новой ролью, привыкнуть быть рядом с новорожденным. Это особенно полезно для налаживания грудного вскармливания. «Настоящие» гимнастические упражнения начинаются не раньше, чем через 6-8 недель после рождения, в зависимости от темперамента ребенка. Если начать преждевременно, он может испугаться и потерять интерес. Занимаясь с ребенком необходимо соблюдать также и ряд других простых правил. А именно:

  • гимнастика не должна проводиться натощак, то есть непосредственно после ночного сна;
  • упражнения надо делать в хорошо проветренном помещении, но без сквозняков;
  • недопустимо заниматься с ребенком, если он плачет, гимнастика должна приносить ребёнку радость;
  • летом упражнения надо делать в более холодное время суток, чтобы не допустить перегрева организма.

В зависимости от возраста надо больше уделять внимание тем навыкам движения, которые характерны для этого периода развития ребёнка. В первом полугодии надо научить ребёнка правильно переворачиваться со спины на живот, если этого не делать, то возможна деформация позвоночника. После 6 месяцев надо научить ребёнка правильно ползать, чтобы в движении участвовали не только руки, но и ноги. После надо научить ребёнка ходить, в этом возрасте ходьба - лучшая физическая тренировка, так как способствует формированию правильной осанки и формы нижних конечностей.

Подытоживая все вышесказанное, мы заключаем, что любой родитель должен знать и понимать - гимнастика для детей с самого раннего возраста позволит вырастить Вам крепкого, полного сил и самое главное здорового ребенка.

Просмотров работы: 789