КОНКРЕТИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ПО ТЕМЕ ПРОЕКТА «РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ СОЗДАНИЯ КРЕАТИВНОЙ ПРОДУКЦИИ СРЕДСТВАМИ ФОТОГРАФИИ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОНКРЕТИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ПО ТЕМЕ ПРОЕКТА «РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ СОЗДАНИЯ КРЕАТИВНОЙ ПРОДУКЦИИ СРЕДСТВАМИ ФОТОГРАФИИ»

Чернова Ю.М. 1
1Институт искусств и креативных технологий МГГУ им. М.А. Шолохова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Объект исследования ─ графическая декоративная, сувенирная, подарочная, семейно-бытовая продукция (календари, открытки, эстампы).

Предмет исследования ─ календари.

Рынок календарей в России, в основном, представлен множеством стандартной продукции с использованием фотографий в реалистическом стиле. Проблема в том, что сектор эксклюзивной оригинальной продукции ничтожно мал. Как правило, она делается под заказ и не находится в свободной продаже. Кроме того, печатные календари начинает вытеснять альтернативная продукция, представленная в основном электронными календарями. Электронные календари имеют преимущество перед распространенными печатными по функциональности. По вышеописанным причинам уже многим потребителям стандартные календари становятся неинтересны.

Однако, электронные календари уступают по декоративности даже стандартным вариантам печатных календарей, и потому имеют чисто утилитарное назначение. Они существуют, как правило, в виде приложений к электронным программным средствам ─ компьютерам, смартфонам, планшетам. Электронные календари не годятся для цели дарения в качестве декоративной и сувенирной продукции. К ним нельзя физически прикоснуться, перелистать, что немаловажно для людей-кинестетиков, к которым относятся самая многочисленная группа населения - 40% [13].

Таким образом, существует, как минимум, два пути развития календарей. Первый ─ совершенствовать интерфейсы электронных календарей в сторону увеличения их эстетических качеств, декоративных функций, и перевод их из ряда приложений в ряд самостоятельной продукции. Второй ─ совершенствовать печатные календари в сторону повышения оригинальности, многофункциональности и доступности. Оба пути имеют равное право на существование.

В данной работе выбран второй путь развития календарей. Выдвигается гипотеза: если избрать данный путь развития, то на рынок можно вывести новый конкурентоспособный вид печатной продукции. Для создания такой продукции нужны соответствующие оригинальные методы.

Цель проекта – разработка таких методов создания креативной продукции, которые бы обеспечили ей свое место на рынке. Эти методы должны позволить нашей продукции выгодно отличаться от конкурентной (альтернативной электронной и эксклюзивной печатной заказной), чтобы быть замеченной и купленной потребителем.

Задачи проекта: модифицировать и адаптировать ранее не используемые принципы и техники ДПИ, технологии и стили фотографики для разработки методов создания креативной продукции на основе фотографии. В этом заключается принципиальная новизна проекта.

Обзор и маркетинговый анализ рынка календарной продукции

Печать календарей всегда являлась финансово привлекательным видом коммерческой деятельности. Наибольшим спросом на рынке календарей пользуется продукция с изображением животных, цветов, артистов и моделей.

Но этот сегмент печатной продукции со временем тоже претерпевает изменение. Научно-технический прогресс позволяет помимо массовой выпускать штучную эксклюзивную продукцию. Это определяет новые пути развития бизнеса: оригинальная календарная продукция может уверенно занять свое место на рынке.

Рынок календарной продукции принято делить на два сегмента.

  • B2C (business-to-consumers) ─ календари для семейно-бытового использования. На них изображены вышеупомянутые сюжеты. В качестве статистики: крупнейший английский розничный продавец календарей ─ фирма «Calendar Club» ─ в 2012 г. продал примерно 4 000 000 календарей в этом сегменте.

  • B2B (business-to-business) ─ календари для бизнеса. На них, как правило, помещается изображение рекламируемой продукции и логотип фирмы, производящей эту продукцию. В качестве статистики: английская фирма «Rose Calendars» в 2011 г. реализовала порядка 1 500 000 соответствующих календарей.

Оба сегмента рынка календарной продукции являются в равной степени прибыльными для бизнеса.

Кроме того, существуют два способа печати календарей:

  • офсетная печать ─ для производства многотиражных стандартных календарей (98% от всего рынка календарей);

  • цифровая печать ─ для производства эксклюзивных малотиражных календарей (2% рынка).

Такое распределение связано еще и с тем, что офсетная печать пока дешевле цифровой.

Несмотря на то, что суммарный объем оригинальной продукции, произведенной тиражами десять экземпляров, значительно меньше объема стандартных календарей, будущее все же за развитием цифровых технологий в этой отрасли.

Фирма «Harrier LCC» производит эксклюзивную календарную продукцию для бизнес-сектора. По статистике этой типографии, в 2014 году было произведено около 300 000 экземпляров календарей. Руководство другой полиграфической фирмы «Photobox» считает, что счет произведенной оригинальной продукции в недалеком будущем пойдет на миллионы. Эта статистика иллюстрирует существенное увеличение доли рынка эксклюзивной продукции по сравнению с 2010 г.

Это подтверждает и Джулиан Марш, специалист по фотопродукции и консультант по развитию бизнеса компании «Harrier LLC»: «Некоторые ритейлеры в свое время пострадали, оттого что не поддерживали уровень маркетинга на должном уровне, поэтому уже в начале октября начали проводить скидочные акции, предлагая «два в одном», что уже тогда увеличило объем продаж, именно такие мероприятия действительно приводят в движение этот сегмент рынка» [электронная версия журнала «Print Business», февраль 2014].

Марк Чепмэн, управляющий британского отделения компании «Photobox», считает, что в основе такого активного маркетинга лежит идея о том, что рынок персонализированных календарей, выполненных в цифровой печати, хотя и относительно молодой, но гораздо более конкурентоспособный, чем альтернативный ему рынок офсетных календарей, специализирующийся на больших тиражах, а цена за единицу продукции существеннее. Однако если выбор стандартного календаря не составляет для покупателя труда, то для приобретения персонализированного изделия ритейлеры должны убедить потенциального заказчика найти вебсайт, сесть за компьютер, использовать или скачать софт для персонализации, загрузить изображения, создать и оформить календарь в соответствии со своими запросами. Это довольно сложная процедура для тех, кто ценит свое время, однако они получают результат. Марк Чепмэн объясняет: «Тем не менее, как только люди делают переход от шаблона к персонализации, они не возвращаются обратно» [электронная версия журнала «Print Business», февраль 2014].

Персонализация и стандартизация и конкурируют друг с другом на рынке календарей, и, дополняют друг друга, так как многие, особенно крупные, фирмы работают одновременно в двух направлениях. Они имеют в своем арсенале и офсетное, и цифровое обеспечение.

Управляющий одной из таких компаний Крис Гослэр поясняет: «Способ печати зависит от размера календаря и его тиража: если клиент заказывает больше 1 тыс. календарей формата A3, мы, скорее всего, выполним заказ офсетным способом, а если тираж будет меньше тысячи, то используем цифровую печать. Возможность предложить заказчикам печать как одного экземпляра, так и больших тиражей чрезвычайно важна и полезна для нас. Каждое из направлений подпитывает другое, и поскольку мы можем использовать различные виды печати, нам не приходится отказываться от заказов» [электронная версия журнала «Print Business», февраль 2014].

Таков обзор тенденций зарубежного рынка календарной продукции. Поскольку, все страны связаны мировой экономикой, при учете повсеместного развития цифровых технологий, есть все основания полагать, что эти тенденции будут актуальны и для российского рынка. Рассмотрим ситуацию на отечественном рынке календарей.

Журнал «Print Business», повествующий о тенденциях и секретах успеха на полиграфическом рынке, в 2014г. провел опрос ряда участников российской отрасли календарного производства [2]. Темой опроса явились тенденции на рынке календарей. Ниже приведены выдержки из исследования.

Говорит генеральный директор типографии «Графикс», г. Барнаул, Александр Рудь: «Я заметил, что в нынешнем сезоне клиенты практически перестали заказывать дешевые карманные календарики. Помню, что лет десять назад мы в сезон печатали в общей сложности тысяч по триста календарей формата А7. К концу же прошедшего года (2013г.) клиенты заказывали либо дорогие ламинированные календарики, либо красивые квартальные или настольные. Квартальные календари очень удобны и наверняка провисят весь год на почетном месте. Так же как весь год будут радовать глаз и красивые перекидные «домики» на жесткой основе. Кроме того, заблаговременно изготовили вырубку для календарей в форме прыгающего шарика на резиночке. Шарики-календари тоже пошли на ура!»

Рассказывает генеральный директор типографии «Ситалл»,

г. Красноярск, Павел Кочкин: «На мой взгляд, рынок календарной продукции сегодня развивается в двух направлениях. На одном фланге выступает более утилитарная продукция ─ квартальные календари, еженедельники, планинги. На другом фланге календари, выполняющие исключительно имиджевые задачи. Эти продукты совершенствуются с эстетической точки зрения, для чего привлекаются серьезные ресурсы ─ креативщики, дизайнеры, фотографы».

Поясняет генеральный директор типографии «Гранат», г. Иваново, Игорь Борцов: «Заказываемые календари (2013г.) стоили несколько дороже. Связано это с тем, что у людей появилось больше требований к дизайну, оформлению. Если прежде мы в основном использовали стандартные блоки, то в сезоне 2013 таких блоков было очень мало. Под каждый календарь мы печатали оригинальные блоки».

Говорит генеральный директор типографии «Астарта», Москва, Сергей Титов: «Прошедший календарный сезон (2013г.) подтвердил тенденцию последних лет, а именно повышение требований к уровню креативности и качеству исполнения календарей. Очень популярными оказались объемные пластиковые постеры, часы, стерео-варио изображения и другие технологии, позволяющие сделать календари оригинальными, отличающимися от других. Клиенты стараются одновременно и выделиться, запомниться и сэкономить, поэтому берут бюджетную форму квартального календаря, которая оформляется с помощью интересных технологий. С уверенностью можно констатировать, что время массовых дешевых бесполезных подарков прошло».

Практически все участники опроса, посвященного итогам календарного сезона, были солидарны в том, что время дешевой стандартной продукции безвозвратно ушло, настала эпоха оригинальных, необычных, креативных календарей.

Следует рассмотреть, какими же видами календарей наполнен российский рынок.

Рынок календарей в России, в основном, представлен множеством стандартной многотиражной продукции с использованием фотографий в реалистическом стиле. К числу традиционных печатных календарей относятся:

  • перекидные настенные календари;

  • табель-календари;

  • квартальные календари;

  • перекидные настольные календари;

  • календари-«домики»;

  • карманные календари.

Классы календарей:

  • стандартные ─ все вышеперечисленные;

  • класса «люкс» ─ малотиражные, стандартные по форме, но с высоким качеством печати, теснением, либо эксклюзивные, оригинальные.

Как и во всем мире, в России преобладает пока сектор стандартной продукции. Сектор эксклюзивных оригинальных календарей ничтожно мал. Как правило, они делаются под заказ и не находятся в свободной продаже. На сегодняшний день в России существуют следующие виды оригинальных календарей (на конкретных примерах):

  • объемный разрезной календарь от фирмы «Амиант» ─ создан по типу разрезных детских книг-раскладушек;

  • объемный календарь от фирмы «Арт Модерн» ─ со съемным коробом запатентованной конструкции;

  • календарь «Аллюр» с фигурными прорезями от «Арт Модерн»;

  • календари с элементами оригами от «Арт Модерн»;

  • календарь с часами и постером из объемного пластика от фирмы «Дан Пресс»;

  • стерео-варио календарь от «Дан Пресс» ─ с эффектом объема и движения персонажа картинки при ее повороте;

  • календарь ─ прыгающий шарик на резиночке от фирмы «Графикс»;

  • календарь-додекаэдр от фирмы «Копицентр» ─ объемный календарь, склеенный по специальной схеме;

  • настольный 3Д календарь «Дельфин» от фирмы «Лав» на подобии карандашницы;

  • «пузырчатый календарь» от интернет-магазина подарков «Mr. Magic» ─ по прошествии каждого дня можно лопнуть соответствующий ему пузырик-кнопочку.

Кроме того, печатные календари начинает вытеснять альтернативная продукция, представленная в основном электронными календарями. Среди популярных моделей Jorte, ACalendar, Business Calendar, DigiCal Calendar, CalenGoo. Они имеют преимущество перед распространенными печатными по функциональности.

Электронные календари предоставляют пользователю следующие возможности и информацию:

  • текущие дата и день недели;

  • планировщик событий;

  • напоминание о значимых днях и предстоящих встречах.

Пользователю необходимо лишь загрузить необходимую информацию в память электронного календаря, и, тем самым, освободить свою собственную память.

По вышеописанным причинам уже многим потребителям стандартные календари становятся неинтересны. Однако, электронные календари уступают по декоративности даже стандартным вариантам печатных календарей, и потому имеют чисто утилитарное назначение. Они существуют, как правило, в виде приложений к электронным программным средствам ─ компьютерам, смартфонам, планшетам. Электронные календари не годятся для цели дарения в качестве декоративной и сувенирной продукции. К ним нельзя физически прикоснуться, перелистать, что немаловажно для людей-кинестетиков, к которым относятся самая многочисленная группа населения - 40% [13]. По мнению Андрея Зарецкого, представляющего московскую типографию «Август Борг», в перспективе бумажному календарю как новогоднему подарку его электронные конкуренты пока не страшны [2].

Таким образом, существует, как минимум, два пути развития календарей.

Первый ─ совершенствовать интерфейсы электронных календарей в сторону увеличения их эстетических качеств, декоративных функций, и перевод их из ряда приложений в ряд самостоятельной продукции.

Второй ─ совершенствовать печатные календари в сторону повышения оригинальности, многофункциональности, и вывод улучшенной продукции на массовый рынок. Оба пути имеют равное право на существование. Как уже говорилось ранее, в этой работе рассмотрен второй путь.

Эмпирический анализ

Выбор этого пути также обусловлен эмпирическим анализом полученной в результате личного опыта информации (осмотры выставок, опросы их участников, личное участие в выставках сувенирной продукции и конкурсах готовой продукции и фотографии).

Так предложенный в проекте 5D календарь-многофункционал был выставлен на конкурс упаковки и рождественскую выставку в 2014г., где получил положительные отзывы от жюри конкурса и посетителей выставки, что говорит о заинтересованности потребителя в дальнейшем совершенствовании подобного рода креативной продукции.

Личное участие в конкурсах фотографии позволяет понять, что сегодня никого уже не интересует стандартная реалистическая фотография, служащая лишь подтверждением того, что фотограф был в этом месте и видел его, даже если на ней запечатлен красивый пейзаж. Дело в том, что после этого фотографа в эту местность могут прийти еще сотни других и сделать тысячи аналогичных фотографий с этой точки съемки. Такие фотографии принципиально ничем не будут отличаться друг от друга. Жюри ценится авторский подход к созданию фотографии ─ оригинальные приемы съемки, передача авторского видения. Фотография должна быть эксклюзивным продуктом.

Заключение

Можно подвести итог, выделить проблему и сделать вывод:

  • сегодня ценится эксклюзивная фотография, сделанная с применением оригинального авторского подхода, а также фотопродукция на основе таких фотографий;

  • в 2013г. спрос на стандартную продукцию на европейском и российском рынке календарей значительно снизился по сравнению с предыдущими годами;

  • все большую популярность у потребителя получают оригинальные календари, выполненные с применением современных цифровых технологий (эффекты объема, сложные картинки, многофункциональность, красивый дизайн);

  • объем эксклюзивных календарей для коммерческих нужд ничтожно мал и доступен только под заказ, а доступная оригинальная календарная продукция для семейно-бытовых нужд отсутствует вовсе ─ в этом заключается основная проблема.

В целом по отрасли методы усовершенствования календарной продукции должны лежать в области повышения ее эстетических и функциональных качеств, ухода от стандартности в сторону оригинальности. Так как календари являются в основном фотопродукцией, а фотографика сегодня ─ одна из наиболее развитых сфер дизайна, то методы создания новой продукции в данном проекте предлагается разработать на основе фотографии.

Список использованной литературы

  1. Аверкин Ю.А. Курс по предмету «Фотографика». Осенний и весенний семестр 2014. Кафедра дизайна. МГГУ имени М.А. Шолохова.

  2. «Больше, чем просто календарь». Статья. // Журнал «Print Business», январь-февраль. 2014. ─ 58 с.

  3. Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001. Режим доступа: URL https://slovari.yandex.ru/.

  4. Кафедра дизайна МРСЭИ. Режим доступа: URL http://design.mrsei.ru/node/88.

  5. Лапин А.И. Фотография как... Учебное пособие. - М.: Изд-во Московского университета, 2003. - С. 20-22.

  6. Логинов А. Мастер-класс по современной фотографии. Осенний семестр 2014. Кафедра дизайна. МГГУ имени М.А. Шолохова.

  7. Общий толковый словарь русского языка. Режим доступа: URL http://tolkslovar.ru/k10768.html.

  8. Портал «Витражи в России». Режим доступа: URL http://www.vitroart.ru/.

  9. Ресурс словарей и энциклопедий «Академик». Режим доступа: URL http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1048842.

  10. Руководство «Использование Adobe Photoshop CS5 для Windows и Mac OS». ─ Adobe Systems Incorporated, 2010. ─ 404 с.

  11. Ткалич С.К. Курс по предмету «История и методология дизайн-проектирования». Осенний семестр 2014. Кафедра дизайна. МГГУ имени М.А. Шолохова.

  12. Ткалич С.К. Лекция «Мультимедийный продукт как явление современной цивилистической культуры». Осенний семестр 2015. Кафедра дизайна. МГГУ имени М.А. Шолохова.

  13. Тренинговый центр Пятириковой Жанны. Режим доступа: URL http://dlearning.ru/test/?ELEMENT_ID=454.

  14. Федулова В.В. Научно-практический курс по художественной фотографии. Осенний семестр 2014. СТЦ «Икар».

  15. Художественный словарь. Режим доступа: URL http://www.kotvet.ru/slovar1/formalniy_metod-fotografika.html.

  16. Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: URL http://krugosvet.ru.

  17. Энциклопедия «Datorika». Режим доступа: URL http://www.datorika.info.

  18. Энциклопедия «Wikipedia». Режим доступа: URL https://ru.wikipedia.org/wiki/.

14

Просмотров работы: 1055