(1)
Воспользуемся всем известным графиком спроса и предложения. «Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше величина спроса (готовность покупать) и тем меньше величина предложения (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.»1 На графике изображены кривая спроса(s) и кривая предложения (d), где Q-величина спроса, а Р- величина предложений. Находясь выше точки равновесия, получаем избыток специалистов, ниже - дефицит. Для того, чтобы выяснить, в каких отношениях находятся кривые, касательно менеджеров искусств, проанализируем крупнейшие сайты данного профиля: http://rostov.job.ru и http://www.avito.ru/rostov-na-donu . Для удобства сведём все данные в таблицу. В начале, рассмотрим спрос (рассматривались вакансии максимально приближённые к профессии арт-менеджер):
№ |
Название организации |
Требуется |
Опыт работы |
Зар. плата |
Карьерный рост |
Соц. пакет |
График работы |
1 |
Музыкальный коллектив |
Арт-директор в музыкальный коллектив |
От 2х лет |
оклад+% |
Не указано |
Не указано |
|
2 |
ArtEventGroup |
Event-менеджер |
Не менее года |
Оклад+% |
Не указано |
Не указано |
Полный день |
3 |
Молодёжный академический театр |
Зам.директора по работе со зрителем |
Более 3х лет |
От 30 000р |
Не указано |
Не указано |
Полный день |
4 |
Проект DISCO GRAND |
Менеджер по продаже музыкального проекта |
Не указано |
% от заказа |
Не указано |
Не указано |
Удалённая работа |
5 |
Частное лицо( подобных предложений целое множество ,поэтому не считаю нужным перечислять их все) |
Менеджер по привлечению работы для музыкантов |
Не имеет значения |
% от заказа |
Не указано |
Не указано |
Неполный день |
6 |
Solar-Games |
PR-менеджер |
От 1 года |
оклад |
Не указано |
Не указано |
Полный день |
Помимо указанных сайтов, был исследован центр занятости Ростовской области. Прямых предложений для специалиста арт-менеджмента, к сожалению, он не содержит. Приближённее всего к изучаемой профессии оказалась вакансия «музыкальный руководитель» или «музыкальный работник». Во многих объявлениях подобного типа описаны следующие качества: музыкальный руководитель детского сада; организует и проводит музыкальные занятия, детские праздники, утренники, ведёт индивидуальную работу с детьми, консультирует родителей и воспитателей по вопросам музыкального воспитания детей, принимает участие в организации игровой деятельности детей (игры с пением, театрализованные игры и т.д.).
Исходя из описанного, можно сделать вывод, что любой менеджер искусств может претендовать на подобного рода вакансию. Ведь практически у каждого из них есть образование уровня музыкальной школы, а в консерватории множество предметов по режиссуре и истории музыки. К тому же, специальное педагогическое образование не требуют. Однако есть и те предложения для «музыкального работника», где обязательно и музыкальное, и педагогическое образование. Также, на сайте центра занятости населения множество и других предложений, связанных с арт-менеджментом косвенно: менеджер по продажам, менеджер по работе с клиентами, менеджер по рекламе и другие.
Далее перейдём к предложениям:
№ |
Предложение |
Опыт работы |
График работы |
1 |
Команда профессионалов: справят любой праздник (несколько подобных предложений) |
Не указано |
Полный день |
2 |
Работа в PR-сфере |
Не указано |
Удалённая работа |
3 |
Арт- директор |
1 год |
Полный день |
4 |
Event-менеджер |
1 год |
Неполный день |
5 |
Арт-менеджер (несколько подобных предложений) |
2 года |
Полный день |
Информация собиралась и формировалась на протяжении 2-2,5 месяцев (с 1 марта 2014 года до середины мая 2014 года). На основании таблиц, можно сделать вывод, что спрос незначительно, но всё же превышает предложение, а значит, музыкальная ниша для менеджеров искусств ещё не заполнена. Если вернуться к графику(1), то точки соприкосновения, скорее, будут ниже точки равновесия, т.е. в значении «дефицит».
Однако практически каждая организация требует опыт работы, что значительно затрудняет поиск места в жизни для вчерашнего студента.
Кроме того, на рынке труда можно встретить огромное количество косвенных предложений для арт-менеджера, например, рекламный агент, бренд-менеджер, менеджер по рекламе, PR-менеджер по маркетингу и рекламе и другие.
Мы рассмотрели только реальные предложения от работодателей, теперь следует проанализировать реестр потенциальных работодателей, актуальных для профессиональной деятельности арт-менеджера.
Для начала рассмотрим потенциальных работодателей, деятельность которых полностью совпадает с профессией «арт-менеджер». Также, для удобства занесём все накопленные данные в таблицы.
№ |
Специфика |
Название |
Предоставляемые услуги |
1 |
Event-агентство |
||
1.1 |
«Plan A» |
Праздничные мероприятия |
|
1.2 |
«Мир праздника» |
Организация банкетов |
|
1.3 |
«Адекват» |
Бизнес-клуб: организация деловых мероприятий и поездок. |
|
1.4 |
«Мост Ивент» |
Различные праздничные мероприятия |
|
1.5 |
«Империя развлечений» |
Организация выступлений звёзд, организация разнообразных событий |
|
1.6 |
«People around» |
Проведение специальных мероприятий в форматеopenair, roadshow, тест-драйв, fashon вечеринки, конференции. |
|
1.7 |
«Alliance production» |
Организация спец.мероприятий, корпоративов, промоуторство артистов, продюсирование, организация выступлений звёзд, клубные вечеринки |
|
1.8 |
«Show media» |
Событийный маркетинг |
|
1.9 |
«Pro-движение» |
Организация разнообразных праздничных мероприятий |
|
1.10 |
«Izym» |
Деловые и праздничные мероприятия |
|
1.11 |
«Technoevent» |
Организация разнообразных праздничных и деловых мероприятий |
|
1.12 |
«Rush» |
Организация разнообразных праздничных мероприятий |
|
1.13 |
«Mio Matryosh» |
Организация мероприятий любого уровня |
|
1.14 |
«FBR» |
Организация и проведение акций по стимулированию продаж, корпоративные и частные мероприятия, PR-поддержка, маркетинговые исследования |
|
2 |
Концертные агентства: |
||
2.1 |
ООО «Импрессарио Райков» |
Гастроли, организация концертов |
|
2.2 |
ООО «Мега-арт» |
Гастроли, организация концертов |
|
2.3 |
ООО «МиР» |
Гастроли, организация концертов |
|
2.4 |
ООО «Орфей» |
Гастроли, организация концертов |
|
2.5 |
ИП «Марковский А.М.» |
Гастроли, организация концертов |
|
2.6 |
ООО «Серебряный дождь» |
Гастроли, организация концертов |
|
2.7 |
ООО «Масис» |
Гастроли, организация концертов |
|
2.8 |
ООО «Валентина» |
Гастроли, организация концертов |
|
2.9 |
ООО «Одеон» |
Гастроли, организация концертов |
|
2.10 |
ООО «Пять звёзд» |
Гастроли, организация концертов |
|
2.11 |
«Karusel music» |
Гастроли, организация концертов |
Возможно, в данной таблице отображено не всё множество агентств, однако, даже исходя из описанных, вывод однозначный: перед менеджером искусств огромный выбор рабочих мест. Хоть все эти организации работают в едином направлении- проведение мероприятий, у каждого из них своя специфика, что ещё больше расширяет возможности найти работу, как принято говорить, по душе.
Также, к потенциальным работодателям относятся театры и филармонии Ростова, такие как: Ростовский государственный музыкальный театр, театр драмы им.Горького, театр 18+, ростовский молодёжный театр, театр-студия «Турандот», ростовская филармония, частный театр «Человек в кубе», независимый драматический театр, театр юного зрителя, театр кукол, студенческий театр «Universum», театр комедийных миниатюр «Игра», камерный театр.
Стоит рассмотреть и те рабочие места, которые не напрямую связаны с профессией арт-менеджмента. Предложений очень много, поэтому мы старались найти максимально приближенные к изучаемой профессии. Такими являются рекламные агентства, т.к. вакансий для менеджера там больше, чем в других, косвенно касающихся организациях. Занесём полученные данные в таблицу:
№ |
Организация |
Название |
РОСТОВ-НА-ДОНУ |
||
1 |
Рекламное агентство |
«Proстое решение» |
2 |
Рекламное агентство |
«Арт-прогресс» |
3 |
Рекламное агентство |
«Апельсин» ООО |
4 |
Рекламное агентство |
Т-Медиа-Ростов ООО |
5 |
Рекламное агентство |
«ANAMAX BTL AGENCY» |
6 |
Рекламное агентство |
«Бриг бюро развития городской информации» ООО |
7 |
Рекламное агентство |
«Цезарь» |
8 |
Рекламное агентство |
РЕ-Марк ООО |
9 |
Рекламное агентство |
«Папиллонс» |
10 |
Рекламное агентство |
«Мибок»,интернет агентство |
11 |
Рекламное агентство |
«Арт-имидж» ООО |
12 |
Рекламное агентство |
«Ника-эксио» ООО |
13 |
Рекламное агентство |
«BTL Pronto» |
14 |
Рекламное агентство |
«Эстет» |
15 |
Рекламное агентство |
«Стимул» ООО |
16 |
Рекламное агентство |
«Арт-люкс» ООО |
17 |
Рекламное агентство |
«Красный квадрат» ООО |
18 |
Рекламное агентство |
«Сторс дизайн- студия» |
19 |
Рекламное агентство |
«СиА-Медиа» ООО |
20 |
Рекламное агентство |
«Профит групп» ООО |
21 |
Рекламное агентство |
«Сфера» ООО |
22 |
Рекламное агентство |
«Интер Юг» |
23 |
Рекламное агентство |
«Пилот» |
24 |
Рекламное агентство |
«Медиамоторс- Ростов рекламная группа» |
25 |
Рекламное агентство |
«Департамент рекламы» |
26 |
Рекламное агентство |
«Де-фанто РИА» |
27 |
Рекламное агентство |
«Prof-движение» |
28 |
Рекламное агентство |
«Контраст» ООО |
29 |
Рекламное агентство |
«Crazy-max» |
30 |
Рекламное агентство |
«Медиа-маркет город» ООО |
31 |
Рекламное агентство |
ОП-Арт ООО |
32 |
Рекламное агентство |
«Деловой партнёр» ООО |
33 |
Рекламное агентство |
«Art-imagine» |
34 |
Рекламное агентство |
«Арт-сервис» |
35 |
Рекламное агентство |
«Формат-А» |
36 |
Рекламное агентство |
«Нью поинт маркетинг» МА ООО |
37 |
Рекламное агентство |
«Галактика» |
38 |
Рекламное агентство |
«Институт маркетинговых коммуникаций» ООО |
39 |
Рекламное агентство |
«Дизайн-арт» ООО |
40 |
Рекламное агентство |
«Арсенал плюс» ООО |
Г.БАТАЙСК |
||
1 |
Рекламное агентство |
«АБРИС» ООО |
Г.ТАГАНРОГ |
||
1 |
Рекламное агентство |
«Агентство маркетингового исследования и проверки персонала «IMS»» ООО |
2 |
Рекламное агентство |
«Персона грата» PR-агентство ООО |
Г.ЗЕРНОГРАД |
||
1 |
Рекламное агентство |
«Селди» |
Г.АЗОВ |
||
1 |
Рекламное агентство |
«Пульс» |
Г.ВОЛГОДОНСК |
||
1 |
Рекламное агентство |
«Инфодонск» |
2 |
Рекламное агентство |
«Авангард» |
Г.НОВОЧЕРКАССК |
||
1 |
Рекламное агентство |
«Хэлнос» |
2 |
Рекламное агентство |
«Кэйди» ООО |
Г.ШАХТЫ |
||
1 |
Рекламное агентство |
«Артимис» |
Итак, мы постарались охватить работодателей не только Ростова, но и других городов Ростовской области. Теперь следует раскрыть, какое именно место в перечисленных организациях может занять выпускник РГК факультета «Музыкальный менеджмент». Для этого перейдём к вопросу о профиле возможных рабочих мест в русле специальности «арт-менеджер», с целью выяснить, какие вакансии они предлагают для специалистов арт-менеджмента. Предложения разделим на прямые и косвенные. К первым относятся:
-арт-директор;
-помощник арт-директора;
-менеджер по работе со зрителем;
-креативный директор/менеджер;
-event-менеджер;
-PR-менеджер;
- музыкальный работник;
- менеджер по продажам в сфере искусств;
Ко вторым отнесём:
-бренд-менеджер;
-маркетолог;
-менеджер по работе с клиентами;
-менеджер по привлечению клиентов;
-менеджер по рекламе.
На специалистов данного профиля сейчас большой спрос со стороны работодателей. Однако не будем упускать и то, что, получив диплом арт-менеджера, можно открыть собственное дело. Например, event-агентство, продюсерский центр, галерею, концертное агентство и так далее. Также не маловажная ниша, которая абсолютно свободна для менеджера искусств -студенты и выпускники консерватории. Исходя из того, что нам интересна профессия арт-менеджера с точки зрения ее применения в музыкальной сфере, проведём небольшой социологический опрос у музыкантов-студентов РГК им. Рахманинова для того, чтобы выяснить, готовы ли они сотрудничать с менеджерами искусств. Ниже приведены вопросы для мини-анкетирования:
Чем Вы собираетесь заниматься после окончания консерватории?
А) хочу стать известным музыкантом/певицей.
Б) буду работать в музыкальной школе, музыкальном училище, театре.
В) свой вариант.
2. По вашему мнению, нужен ли музыканту арт-менеджер?
А) да
Б) нет
В) свой вариант
3. Какой путь к достижению популярности Вы бы выбрали?
А) добиться успеха за счёт своего таланта и харизмы, без чьей-либо помощи.
Б) готов(а) вложить большую сумму, чтобы сотрудничать с известным продюсером.
В) готов(а) сотрудничать с молодым начинающим продюсером и совместными усилиями добиваться успеха.
Г) свой вариант.
Опрос провели среди 20 выпускников консерватории. Результаты таковы: 8 из 20 хотят стать знаменитыми музыкантами, 10- собираются в дальнейшем работать в колледжах, музыкальных школах и так далее.16 считают, что музыканту необходим арт-менеджер и 12 готовы сотрудничать с начинающим продюсером. Отсюда - ещё ряд рабочих мест для студентов и выпускников РГК отделения музыкального менеджмента.
Как говорилось ранее, для арт-менеджера открыты огромные перспективы в самых разнообразных отраслях. Мы это выявили, исследуя современный рынок труда. Далее необходимо выяснить, чем в реальности занимаются люди, получившие диплом арт-менеджера. На кафедре «музыкального менеджмента» ведётся учёт рабочих мест, которые заняли выпускники РГК. Обратимся к этим данным. Для наглядности сведём интересующую нас информацию в таблицу:
Место работы в н. в.(город) |
Место работы в н.в.(огранизация) |
Должность в н. в. |
Р-н-Д |
Молодежный театр |
Менеджер по маркетингу |
Р-н-Д |
Частный предприниматель |
|
Р-н-Д |
Руководитель шоу-группы «Каролина» с 2007 г. |
Руководитель |
Р-н-Д |
Дом детского творчества |
Педагог дополнительного образования |
Р-н-Д |
Мате-бар «Матеро» |
ИП, владелец |
ст. Есентукская |
С 2013 года открыла свой магазин, и небольшую видеостудию в станице Ессентукской |
ИП |
Азов |
Артист ансамбля «Живая вода» с. Кулешовка Азовского района |
артист |
Р-н-Д |
С 2013 .г, в ООО «РТС-тендер» - |
менеджер по работе с клиентами |
Р-н-Д |
Ростовский филиал ООО "Компания БКС" |
Ведущий специалист Отдела сопровождения клиентских операций |
? |
ООО "Светозар"-инновационное производство светодиодных ламп и светильников |
менеджер по рекламе и PR (отдел маркетинга) |
- |
Фриланс (разработка рекламной кампании на заказ)год начала работы 2012 |
Фрилансер |
Р-н-Д |
«ООО ИП Ростов» |
фотограф |
Москва |
г.Москва, специалист контрольно-экспертного отдела, СРО НП "МИОС", 07.2013 г. |
специалист контрольно-экспертного отдела |
Р-н-Д |
Автосалон "ЕвроКар" |
администратор |
Р-н-Д |
Международный туроператор ПАКС, представительство в Ростове-на-Дону - менеджер/ с 2013 |
менеджер |
Р-н-Д |
Петровский причалПлюс |
Руководитель музыкального коллектива |
Р-н-Д |
АСО "Комстрой" |
Бухгалтер |
Р-н-Д |
ЮРГИ |
Аспирант кафедры экономики |
Р-н-Д |
Ростов-на-Дону, НПБК "Атаман", с 2010 г по нынешний момент. |
администратор |
Москва |
ТТМ-Центр. год начала работы - 2013 |
Менеджер по рекламе/контент менеджер/дизайнер. |
Р-н-Д |
ИП Тихова1) Ssva-sva.ru 2) voskepilyacia.ru3) частная студия-школа (музыкальная) |
ИП |
Р-н-Д |
Театр танца "Bigstyle". Шоу Татьяны Божко |
арт-менеджер |
Р-н-Д |
2013 Ростов-на -Дону, ОО «Миранта» управляющий |
управляющий |
Р-н-Д |
г.Ростов-на-Дону, БЭБИ-КЛУБ, специалист по работе с детьми, с 2012ШЭВ при РКИ, преподаватель по ансамблевому музицированию, с 2012 |
преподаватель, специалист по работе с детьми |
Р-н-Д |
Автотранспортный колледж |
худ.рук. |
Азов |
ДШИ |
Зав. учебной частью |
Р-н-Д |
РГК им. Рахманинова |
Руководитель сектора исполнительской практики |
Р-н-Д |
РГК им. Рахманинова |
аспирант кафедры теории музыки и композиции, младший научный сотрудник |
Москва |
Центр современной культуры «Гараж» |
менеджер |
Тарасовка |
Областной дом культуры |
менеджер |
Р-н-Д |
Городской дом творчества |
менеджер |
Новочеркасск |
ООО "Праздник" |
менеджер |
Р-н-Д |
Донской Пед.Колледж, 01.02.2013 |
педагог-организатор |
Р-н-Д |
Event-агентство |
Управляющий партнер |
Аксай |
Музыкальная школа |
Зав. учебной частью |
Сочи |
Зимний театр |
стажировка |
Р-н-Д |
ОАО «Ростелеком» |
оператор |
Шахты |
Агенство по организации праздников |
|
Р-н-Д |
ФГУ Ансамбль песни и пляски ЮВО МО РФ |
Артистка балета |
Р-н-Д |
МОУ ДОД ДШИ |
Зав. учебной частью |
Краснодар |
Частная организация (ИП) |
Администратор |
Проведём аналитику таблицы и отобразим её в процентном соотношении в диаграмме:
Обратим внимание, что самый большой процент принадлежит частному предпринимательству, а также преподавательской деятельности, менеджеру по рекламе и, что немаловажно, арт-менеджменту. Однако много и тех выпускников, кто работает в сферах, не связанных с искусством.
Подводя итоги, хотелось бы ещё раз отметить, что профессия менеджера искусств очень разносторонняя и востребованная на современном рынке труда. Выпускнику не трудно найти работу в пределах своей отрасли, ту работу, которая будет ему нравиться. Широки возможности и индивидуальной предпринимательской деятельности, во-многом, они связаны с продюсированием и «раскруткой» молодых музыкантов. И все же, для успешного решения вопроса трудоустройства, с учетом индивидуальных склонностей и запросов выпускника факультета арт-менеджмент, необходим системный подход к решению данной проблемы. В его основе, с нашей точки зрения, должна лежать грамотно составленная база данных работодателей, а также адресно разработанный коммуникационный пакет, адресованный работодателю, но это – тема отдельного исследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
« О занятости населения в РФ». Закон РФ от 15.11.1996г.
Белоцерковский О. В., автореферат «Роль продюсера в российском музыкальном академическом искусстве рубежа XX-XXIвеков», С.3-12
..Бондаренко В. В.: Персональный менеджмент// ИНФРА-М.2008, глава 1, С.10.
Козлов В. В., Мануйлов Г.М., Фетискин Н.П. Психология управления. – М.: Академия, 2011. – 224 с.
Крылова А. В. Карьерный рост глазами начинающего музыканта-профессионала В сборнике: Музыкант-исполнитель в пространстве мировой культуры: творчество, образование, управление карьерой. Ростов-на-Дону, 2011, С. 252-262.
Крылова А. В. Музыкальный менеджер – призвание или профессия? В сборнике: проблемы менеджмента в сфере академической музыки. Редакторы-составители А. Крылова, Е. Кисеева. Москва, 2010. С. 139-146.
Крылова А. В. Рекламная аудиокоммуникация в современной культуре. Ростов-на-Дону, 2004.
Петров С. В. Проблема занятости в современной России. // Соц. иссл.- 1995.№5.
Русакова И. Г. Рынок труда и проблемы трудоустройства.// Высшее образование в России – 2006, №4, с. 10-14.
Чернышева Н. И. Проблема трудоустройства выпускников учебных заведений и поиск путей ее решения//Наука и экономика. 2011. № 1—5. С. 62
Свободная энциклопедия «Википедия»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E0%EA%EE%ED_%F1%EF%F0%EE%F1%E0_%E8_%EF%F0%E5%E4%EB%EE%E6%E5%ED%E8%FF
Рязанцева Л. В. Анализ сфер занятости выпускников ВУЗов и проблемы их трудоустройства // Международная научно-практическая заочная интернет-конференция. — Москва, 2011 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http: // www.conf.muh.ru/archive/11-2011/78-200211)
Свободная энциклопедия «Википедия», статья «Музыкальный менеджер»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Музыкальный_менеджер
Свободная энциклопедия «Википедия», статья «Работа по распределению»:[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E0%E1%EE%F2%E0_%EF%EE_%F0%E0%F1%EF%F0%E5%E4%E5%EB%E5%ED%E8%FE
Свободная энциклопедия «Википедия», статья «Работа по распределению»: [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E0%E1%EE%F2%E0_%EF%EE_%F0%E0%F1%EF%F0%E5%E4%E5%EB%E5%ED%E8%FE
Свободная энциклопедия «Википедия»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%ED%E5%E4%E6%E5%F0
Толковый словарь Ефремовой: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://enc-dic.com/efremova/Menedzher-45117.html
Толковый словарь Ожигова [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://enc-dic.com/ozhegov/Menedzher-15480.html
Учебные материалы для студентов «Менеджмент» : [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://yhdgbfhjng.ru/menedgment/menedgment15.html
Центр занятости ростова–на-дону: [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.czn-rostov.ru
http://www.rostcons.ru
www.avito.ru
21.www.job.ru
1Свободная энциклопедия «Википедия»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E0%EA%EE%ED_%F1%EF%F0%EE%F1%E0_%E8_%EF%F0%E5%E4%EB%EE%E6%E5%ED%E8%FF
15