Провозглашение в Конституции РФ свободы творчества, как части правового статуса личности, позволяет определить как одно из приоритетных направлений государственной политики, создание условий, способствующих реализации интеллектуального потенциала каждого. Результаты творческой деятельности нуждаются в правовой охране, которая стала возможна благодаря такому правовому явлению как интеллектуальная собственность - достаточно новому явлению современности.
Направления государственной деятельности в области охраны интеллектуальной собственности обозначены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая определяет комплекс государственных мер, направленных на решение задачи создания конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий[1, ст. 5489]. Становится очевидным, что сфера интеллектуальной собственности не может являться сферой исключительно частного интереса. Закрепление в Конституции свободы творчества свидетельствует об общественной значимости интеллектуального труда. К тому же, Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике утверждена Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года [2].
Невозможно достигнуть эффективности функционирования сферы интеллектуального производства без государственного воздействия. Значительная роль отводится именно административно-правовой охране интеллектуальных прав, как осуществления мер государственного управления в рассматриваемой сфере. Специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за правонарушения в сфере интеллектуальной деятельности. Закрепление в части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации норм, регулирующих вертикальные субординационные отношения с участием федерального органа исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности, по поводу государственной регистрацией патентов, товарных знаков и иных объектов; определение порядка административно-правовой защиты прав субъектов интеллектуальных правоотношений является веским показателем того, что данная сфера не может быть урегулирована исключительно в частноправовом порядке, а требует мер государственного воздействия.
Однако же, высокий уровень правонарушений, совершаемых в данной сфере (например, производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции в России и т.д.), свидетельствует о несовершенстве системы государственного управления, имеющихся пробелах в административно-правовых нормах, направленных на охрану интеллектуальной прав.
Необходимость правового опосредования активной роли государства в обеспечении интеллектуального творчества объективно требует использования метода административного права для регулирования правоотношений, опосредующих осуществление государственных функций в данной сфере. Административное право как отрасль, непосредственно предназначенная для обеспечения публичных интересов, полностью гармонизирует с публичной составляющей института интеллектуальной собственности. Отсюда, охрана интеллектуальных прав может быть обозначена как система реализуемых посредством регулятивных и охранительных правоотношений административно-правовых средств, обеспечивающих реализацию публичных интересов в сфере научно-технического и духовного творчества посредством обеспечения условий свободного творчества, предотвращения и пресечения нарушения прав на результаты интеллектуальной деятельности. Управление в сфере охраны интеллектуальной собственности, представляет собой измеряемую систему, которая будет иметь эффективный механизм управления только в том случае, если будет соответствовать критериям масштабности, достаточной степени информационности, иметь общую и основную цель, будет использован метод стратегического планирования. Административная ответственность за нарушения прав интеллектуальной собственности представляет собой административную ответственность за отдельный вид правонарушений, правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, и в связи с этим ей присущи все признаки и принципы целостного института административной ответственности. Изучение правоприменительной практики позволяет сделать вывод о том, что значительное число административных правонарушений в сфере интеллектуальной собственности совершается индивидуальными предпринимателями. Применение к таким правонарушителям видов наказаний, предусмотренных указанными статьями для должностных лиц, к которым приравнены индивидуальные предприниматели, не позволяет эффективно реализовать функции административной ответственности применительно к данным субъектам. Поскольку индивидуальные предприниматели наряду с юридическими лицами выступают самостоятельными субъектами предпринимательской деятельности, постольку применительно к составам административных правонарушений в сфере интеллектуальной собственности индивидуальный предприниматель должен быть определен в качестве самостоятельного субъекта ответственности. При этом виды и пределы административных наказаний для индивидуальных предпринимателей должны быть установлены на уровне санкций, предусмотренных для юридических лиц.
Библиографические ссылки:
1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2010 года № 1662-р О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 // Собрание законодательства РФ от 24 ноября 2012, № 47.
2. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1).