ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ В РОССИИ

Васильев Д.И. 1
1филиал ФГБОУ ВПО КубГУ в г. Тихорецке
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Провозглашение в Конституции РФ свободы творчества, как части правового статуса личности, позволяет определить как одно из приоритетных направлений государственной политики, создание условий, способствующих реализации интеллектуального потенциала каждого. Результаты творческой деятельности нуждаются в правовой охране, которая стала возможна благодаря такому правовому явлению как интеллектуальная собственность - достаточно новому явлению современности.

Направления государственной деятельности в области охраны интеллек­туальной собственности  обозначены в Кон­цепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Феде­рации на период до 2020 года, которая  определяет комплекс государственных мер, на­правленных на решение задачи создания конкурентоспособной экономики зна­ний и высоких технологий[1, ст. 5489].  Становится очевидным, что сфера интеллекту­альной собственности не может являться сферой исключительно частного интереса. Закрепление в Конституции свободы творчества свидетельствует об общественной значимости интеллектуального труда. К тому же,  Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике утверждена Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года [2].

Невозможно достигнуть эффективности функционирования сферы интеллектуального произ­водства без государственного воздействия. Значительная роль отводится именно административно-правовой охране интеллектуальных прав, как осуществления мер государственного управления в рассматриваемой сфере.  Специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности является Федеральная служба по интеллектуальной соб­ственности, патентам и товарным знакам. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях уста­новлена административная ответственность за правонарушения в сфере интел­лектуальной деятельности. Закрепление в части четвертой Граж­данского кодекса Российской Федерации норм, регулирующих верти­кальные субординационные отношения с участием федерального органа испол­нительной власти в сфере интеллектуальной собственности, по поводу государственной регистрацией патентов, товарных знаков и иных объ­ектов; определение порядка административно-правовой защиты прав субъектов интеллектуальных правоотношений является веским показателем того, что данная сфера не может быть урегулирована исключительно в частноправовом порядке, а требует мер государственного воздействия.

Однако же, высокий уровень правонарушений, совершаемых в данной сфере (например, производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции в России и т.д.),  свидетельствует о несовершенстве системы государственного управления, имеющихся пробелах в административно-правовых нормах, направленных на охрану интеллектуальной прав.

Необходимость правового опосредования активной роли государства в обеспечении интеллектуального творчества объективно требует использования метода административного права для регулирования правоотношений, опосре­дующих осуществление государственных функций в данной сфере. Админист­ративное право как отрасль, непосредственно предназначенная для обеспечения публичных интересов, полностью гармонизирует с публичной составляющей института интеллектуальной собственности. Отсюда, охрана интеллектуальных прав может быть обозначена как система реализуемых посредством регулятивных и охранительных правоотношений административ­но-правовых средств, обеспечивающих реализацию публичных интересов в сфере научно-технического и духовного творчества посредством обеспечения условий свободного творчества, предотвращения и пресечения нарушения прав на результаты интеллектуальной деятельности.  Управление в сфере охраны интеллектуальной собст­венности, представляет собой измеряемую систему, которая будет иметь эффективный механизм управления только в том случае, если будет соответствовать критериям масштабности, достаточной степени информационности, иметь общую и основную цель, будет использован метод стратегического планирования. Административная ответственность за нарушения прав интеллектуальной собственности представляет собой административную ответ­ственность за отдельный вид правонарушений, правонарушений в сфере интел­лектуальной собственности, и в связи с этим ей присущи все признаки и прин­ципы целостного института административной ответственности. Изучение правоприменительной практики позволяет сделать вывод о том, что значительное число административных правонарушений в сфере ин­теллектуальной собственности совершается индивидуальными предпринимате­лями. Применение к таким правонарушителям видов наказаний, предусмотрен­ных указанными статьями для должностных лиц, к которым приравнены инди­видуальные предприниматели, не позволяет эффективно реализовать функции административной ответственности применительно к данным субъектам. Поскольку индивидуальные предприниматели наряду с юридическими лицами выступают самостоятельными субъектами предпринимательской деятельности, постольку применительно к составам административных правона­рушений в сфере интеллектуальной собственности индивидуальный предпри­ниматель должен быть определен в качестве самостоятельного субъекта ответ­ственности. При этом виды и пределы административных наказаний для инди­видуальных предпринимателей должны быть установлены на уровне санкций, предусмотренных для юридических лиц.

 

Библиографические ссылки:

1.                Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2010 года № 1662-р О кон­цепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Феде­рации на период до 2020  // Собрание законодательства РФ от 24 ноября  2012, № 47.

2.                 Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1).

 

 

Просмотров работы: 969