ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-ЕВРОПЕЙСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-ЕВРОПЕЙСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Вершинина В.Ю. 1
1Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время экологическая политика становится все более значимым фактором в международных отношениях. Осознание важности экологических проблем привело к тому, что страны начали активнее сотрудничать в данной сфере. Для России, страны не с самой лучшей экологией, взаимодействие по природоохранным вопросам с другими странами является необходимым. И наиболее активно в последние два десятилетия оно осуществляется с европейскими странами, которые являются своеобразным локомотивом в общемировом зеленом движении.

Прежде чем говорить непосредственно о перспективах российско-европейского сотрудничества, необходимо выявить те тенденции, которые имели место на протяжении последних лет.

Начать стоит с того, что экологическое сотрудничество между Европейским союзом и Россией регулируется «Положением о формировании диалога по окружающей среде между Министерством природных ресурсов РФ и Генеральным директоратом по окружающей среде комиссии европейских сообществ», которое было подписано в Хельсинки в 2006 г. В Положении указываются его основные цели, например «содействие разработке общих подходов в области экологической политики и управления», «укрепление сотрудничества по трансграничным экологическим вопросам», «содействие развитию и выполнению программ, проектов, исследований, представляющих общий интерес в области защиты окружающей среды» [1].

Однако сотрудничество развивалось и раньше. Еще в далеком 1991 г. Евросоюзом была разработана программа TACIS (Technical Assistance to the Commonwealth of Independent States), направленная на ускорение процесса экономических реформ в странах Восточной Европы, Центральной Азии и Кавказа. Программа включает в себя большое количество проектов, многие из которых касаются непосредственно России. Среди них есть и экологические. Например, проект «Экология и ядерные проблемы».

Особую озабоченность вызывает загрязнение Черного, Балтийского и Баренцева морей. В частности, прибалтийские страны обеспокоены строительством в г. Приморск нового нефтеналивного порта, который рассчитан на перевалку 45 млн т нефти и нефтепродуктов в год [2]. Программа TACIS предусматривает выделение средств для проведения экологического мониторинга в этом районе. Причем, подобные мероприятия планируется проводить и в районах России, не граничащих с ЕС. Например, в г. Дзержинск на заводе «Капролактам» раньше изготавливались боевые отравляющие вещества (люизит и иприт), из-за чего старые корпуса завода и почва вокруг пропитана ими. На средства, выделенные программой TACIS, закупается оборудование для переработки этих веществ и мониторинга состояния местности [2]. В целом, к 2008 г. сумма средств, выделенных данной программой на природоохранную деятельность в России составила около 70 млн евро. Более того, было выделено еще около 144 млн евро на региональные программы, в которых также принимает участие Россия [3].

С 1992 г. Россия вместе со странами Евросоюза участвует в Глобальной системе экологического мониторинга и Международной геосферно-биосферной программе. Реализовано более 300 проектов, направленных на изучение климата, оценку опасности загрязняющих веществ, анализ состояния пресноводных систем и др. [4]

Для укрепления сотрудничества России и ЕС в сфере экологии в 2000 г. был учрежден Российский региональный экологический центр. Его главная цель – продвижение и внедрение передовых идей и стандартов для устойчивого развития России и ее экологического благополучия.

В деле охраны природы серьезным является вопрос о захоронении ядерных отходов. В период с 2003 по 2011 гг. реализовывался ряд программ благодаря средствам Европейского банка реконструкции и развития. Наиболее успешными стали такие программы, как Стратегический мастер-план по выводу объектов из эксплуатации, строительство хранилища для отработанного ядерного топлива (ОЯТ), система транспортировки ОЯТ в губе Андреева, совершенствование системы контроля над уровнем радиации и чрезвычайного реагирования в Мурманской и Архангельской областях, утилизация плавучей технической базы «Лепсе» [5].

Очень важным является то, что ЕС содействует экологическим инвестициям в России. Для этого осуществляется сотрудничество с международными финансовыми учреждениями. Например, в 2001 г. на саммите в Стокгольме лидеры Евросоюза решили предоставить гарантию Европейскому инвестиционному банку на выдачу кредитов до 110 млн евро на проекты по уменьшению загрязнения воздушной и водной среды в бассейнах Баренцева и Балтийского морей. Еврокомиссия выделила 50 млн евро. Финляндия, Дания, Швеция, Норвегия, Нидерланды и Россия, в свою очередь, выделили по 10 млн евро. Кроме того, Евросоюз выделил еще 50 млн евро в экологический фонд Северного измерения. В 2007 г. начал реализовываться план финансового содействия для оздоровления экологии всего севера Европы, в рамках которого на удаление ядерных отходов из Балтийского региона было выделено 40 млн евро. Еще 10 млн евро ушло на другие экологические проекты [6].

ЕС отводит особое место экологическому сотрудничеству с Россией в Калининградской области. Первым шагом достигнутых договоренностей стало создание Международного фонда финансовой поддержки природоохранного партнерства в размере 100 млн евро. Под гарантии фонда банки многих стран выделили крупные долгосрочные кредиты для реализации десятков экологических проектов в Санкт-Петербурге, на территории Калининградской, Мурманской, Архангельской, Новгородской областей, в Карелии и Республике Коми [7].

С 2007 по 2009 гг. существовал проект «Сотрудничество в области защиты экологии Черного моря», в рамках которого разрабатывалась региональная стратегия комплексного управления прибрежной зоной. В 2008-2011 гг. реализовывался проект Евросоюза «Правоприменение и управление в лесном секторе (Forest Law Enforcement and Governance)», в котором Россия принимала участие наряду с другими странами СНГ. В рамках проекта происходила разработка национальных рабочих планов, осуществлялась помощь в укреплении регионального и субрегионального сотрудничества, поддерживалась реализация новых методов управления лесным хозяйством [8].

На протяжении двух с половиной лет, до 31 декабря 2009 г., выполнялся проект сотрудничества ЕС и России по Гармонизации экологических стандартов (ГЭС II). Он обошелся в 2,5 млн евро и был направлен на содействие российским государственным органам в совершенствовании законодательства для внедрения в промышленность системы комплексных экологических разрешений на основе наилучших доступных технологий (НДТ). Результатом этого проекта стало то, что идеология НДТ была внедрена в России и стала укрепляться в законодательстве [9].

Проект «Гражданская оборона», выполнявшийся с 2010 по 2013 гг., был направлен на развитие подготовленности и реагирования на стихийные и антропогенные катастрофы, а также защиту окружающей среды и населения за счет повышения устойчивости стран к воздействию внешних факторов.

Очень важным для стран ЕС является вопрос изменения климата. Поэтому с 2008 по 2011 гг. проводился проект «Поддержка реализации решений Киотского протокола», целью которого являлось оказание помощи странам-участницам в борьбе с изменением климата [10].

Перечисленные программы и проекты являются только частью обширного российско-европейского экологического сотрудничества. Исходя из приведенной информации, можно сделать вывод о том, что экологическое сотрудничество между Россией и странами Европы в последнее десятилетие осуществляется довольно активно и плодотворно. Но будут ли сохраняться такие положительные тенденции в дальнейшем?

Для того чтобы оценить перспективы экологического сотрудничества, нужно иметь представление о сегодняшней ситуации. Для этого мною был проведен ивент-анализ. Были отобраны новости, касающиеся экологического сотрудничества России и стран Европы, представленные на официальном сайте Минприроды РФ в период с июля 2013 г. по октябрь 2014 г. В общей сложности за данный период было выделено 27 событий, касающихся экологического сотрудничества России и европейских стран. На основе проведенного анализа и результатов можно сделать некоторые выводы.

  1. Общая тенденция экологического сотрудничества положительная. За приведенный период было совершено несколько конкретных практических действий (например, соглашение о создании сети из 17 заповедников на границе с Россией), позитивно влияющих на экологическое сотрудничество. Регулярно проводятся переговоры и заседания, на которых обсуждаются как общие вопросы охраны окружающей среды, так и частные.

  2. Сотрудничество с отдельными странами и по отдельным вопросам осуществляется более активно, нежели сотрудничество на более высоком и общем уровне (т.е. непосредственно диалог Россия-ЕС).

  3. Препятствием для экологического сотрудничества могут быть сугубо политические причины. Это можно наблюдать на примере протеста Нидерландов в связи с делом об «Арктик Санрайз», а также на примере сокращения шведских расходов на экологическое сотрудничество с РФ в связи с увеличением в данной стране расходов военных. Поскольку это событие произошло в апреле 2014 г., его можно связать с общей политической напряженностью между РФ и Европой в связи с ситуацией в Украине.

  4. Наиболее высокая активность наблюдается в отношениях с Германией, которая является одним из основных партнеров России в области охраны природы, устойчивого развития и энергосберегающих технологий.

  5. Активно сотрудничает Россия с Финляндией. Во многом это связано с тем, что это страны-соседи, и многие экологические проблемы носят трансграничный характер.

  6. Положительная деятельность наблюдается и в отношениях с приарктическими странами на многосторонней основе. Это можно связать с работой Арктического совета.

  7. Инициатором сотрудничества часто выступает Россия.

  8. В целом диалог проходит по большей части в формате встреч, совещаний и конференций. Конкретные действия (т.е. подписание соглашений и т.п.) осуществляются значительно реже. Тем не менее, исходя из событий рассматриваемого периода, можно сделать вывод, что экологическое сотрудничество России и стран ЕС будет развиваться дальше, и в настоящий момент закладывается почва для будущих соглашений.

Конечно же, говоря о будущем российско-европейского экологического сотрудничества, нельзя не задуматься о влиянии на него политического кризиса, развернувшегося из-за событий в Украине. Казалось бы, общее охлаждение политических отношений должно непременно сказаться и на природоохранной сфере. Однако, на мой взгляд, если негативное влияние и будет, то не слишком сильным. Анализ новостей, опубликованных на сайте Минприроды РФ, позволяет сделать вывод, что намеченные события в области охраны природы проходили на протяжении всего 2014 г. и планируются дальше, несмотря на напряженную международную обстановку. Те международные проекты, в которые уже вложены деньги, нет смысла закрывать, т.к. они вполне эффективно работают. Более того, наиболее активное и плодотворное сотрудничество осуществляется с теми странами, с которыми Россия имеет трансграничные экологические проблемы. Следовательно, этим странам самим выгодно сотрудничать с нашей страной в природоохранной сфере (здесь необходимо отметить такую черту североевропейских стран, как высокая степень экологизации).

Безусловно, если международная обстановка будет продолжать ухудшаться и отношения России с Европой накалятся еще сильнее, странам будет не до экологического сотрудничества. В этом случае интенсивность взаимодействия значительно ослабнет. Но пока отношения в природоохранной сфере остаются более-менее стабильными.

Подводя итоги, стоит отметить, что российско-европейское экологическое сотрудничество на протяжении последних лет осуществляется довольно активно. Существует большое количество всевозможных совместных проектов и программ в разных направлениях, регулярно проводятся конференции, совещания, консультации, существуют различные исследования, происходит обмен опытом и технологиями, осуществляется двустороннее сотрудничество. Все это является значительным преимуществом для России, в которой существует большое количество экологических проблем и угроз и которая находится только в начале того «зеленого» пути, по которому уже давно идут европейские страны.

Литература

  1. EU-Russia Environmental Dialogue, Terms of Reference // EU Neighbourhood Library. – URL: http://www.enpi-info.eu/library/content/eu-russia-environmental-dialogue-terms-reference

  2. Якуб Е. Страны ЕС и российская экология // Наука и жизнь. – 2001. – № 11. – Режим доступа: http://www.nkj.ru/archive/articles/7332/

  3. Гусев А.А., Гусев А.А. Политические аспекты сотрудничества России и Европейского Союза в сфере экологической безопасности // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2008. – Режим доступа: http://jurnal.org/articles/2008/polit37.html#_ftn6

  4. Морозова В.Н. Мировая экологическая политика и международное экологическое сотрудничество: учеб. пособие. – Воронеж, 2007. – С. 49-51.

  5. Лебедь И.Г. Экологическое измерение международной безопасности на примере сотрудничества РФ и ЕС // СибАК. – Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/3641-2012-08-28-13-15-40

  6. Гусев А.А., Гусев А.А. Политические аспекты сотрудничества России и Европейского Союза в сфере экологической безопасности // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2008. – Режим доступа: http://jurnal.org/articles/2008/polit37.html#_ftn6

  7. Там же.

  8. Наши соседи: панорама региональных программ и проектов в странах Восточной Европы. – 2010. – С. 34. – Режим доступа: http://www.enpi-info.eu/files/publications/EUAID07A-0817%20Our%20Neighbours%20LR.RU.pdf

  9. Результаты проекта сотрудничества ЕС-Россия по Гармонизации Экологических Стандартов в России // ЭКО-бюллетень ИнЭкА. – 2009. – № 6. – Режим доступа: http://ineca.ru/?dr=bulletin/arhiv/0137/&pg=008

  10. Наши соседи: панорама региональных программ и проектов в странах Восточной Европы. – 2010. – С. 36. – Режим доступа: http://www.enpi-info.eu/files/publications/EUAID07A-0817%20Our%20Neighbours%20LR.RU.pdf

Просмотров работы: 2054