Изучение музыки в школе направлено на развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей учащихся; воспитание художественно-эстетического вкуса; освоение знаний о стилях и направлениях в мировой музыкальной культуре, их характерных особенностях; на овладение учащимися умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Одним из важнейших условий успешного обучения и развития мыслительной активности учащихся является хорошо продуманная организация их самостоятельной работы. И здесь важная роль принадлежит дидактическим материалам, которые рассматриваются как независимый канал получения информации, дополняющий, обогащающий, индивидуализирующий и систематизирующий знания ученика. [1]
В связи с этим становится актуальным изучение возможности применения в самостоятельной учебной деятельности школьников рабочих тетрадей по музыке.
Как показывают научные исследования и опыт современного преподавания музыки, формирование личности будущего невозможно без изменения учебной деятельности школьников на уроках. Для того чтобы музыка стала насущной ученику, необходимо изменить не только отношение к преподаванию музыки, но и технологию работы на уроке. Варьировать эти технологии как раз и позволяют авторские рабочие тетради. Создавая свои собственные тетради, учитель выступает и как педагог (каждый класс - уникален), как методист (важен положительный результат), как художник и полиграфист.[2] Целью нашей работы по созданию рабочих тетрадей не научить, а в первую очередь заинтересовать музыкой, помочь ребенку, разобраться с огромным обилием информации. Сделать так, чтобы информация стала доступной, нужной, полезной.
Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков.
В процессе формирования познавательного интереса выделяю следующие этапы:
первый – любознательность;
второй – появление интереса, стимулирующего творческий поиск;
третий - устойчивый интерес к предмету на теоретическом уровне.
Несомненно, создание рабочих тетрадей - это процесс очень трудоемкий, но он позволяет максимально активизировать деятельность учащихся, как на уроке, так и во время домашней подготовки.
Достоинства авторских рабочих тетрадей и в том, что:
Учитель учитывает состав класса, уровень его подготовки, психолого-педагогические особенности;
При составлении рабочих тетрадей есть возможность включать задания разного уровня и вида;
Рабочие листы позволяют комбинировать работу с источниками и иллюстрациями, заполнение таблиц и схем с дидактическими играми в рамках одного урока;
Учитель может использовать материал на уроках повторения;
Материалы рабочих тетрадей легко преобразуются в материалы презентаций в формате PowerPoint;
Рабочие тетради позволяют экономить время на разных организационных вопросах.[2]
В результате анализа литературы мы выделяем следующие дидактические функции рабочих тетрадей по музыке:
· Компенсаторная – то есть облегчение процесса обучения;
· Информативная – передача необходимой для обучения информации;
· Интегративная – рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;
· Познавательная - развитие познавательного интереса, умения наблюдать, мыслить, эстетического вкуса;
· Формирующая - формирование видов познавательной деятельности, приемов познания и
Организуя работу на уроке с рабочей тетрадью, учитель решает несколько педагогических задач:
психологической поддержки;
организации учебного процесса;
контроля;
организации дистанционного обучения.[3]
Авторские рабочие тетради по музыке представляют собой:
составленные в соответствии с календарно-тематическим планированием рабочие листы, которые собираются в общую тетрадь.
Рабочая тетрадь |
||||
Что это |
Для кого |
Как |
Зачем |
Решает педагогические задачи |
Система текстов, статистической, графической живописной информации, вопросов и заданий |
Задания, обращены к ученику |
В процессе выполнения предложенных заданий, ученик, работая самостоятельно качественно и количественно преобразовывает информацию |
В результате этого обретает новые знаний, умения и навыки |
У обучающихся начинает вырабатываться способность к целенаправленной мыслительной деятельности. |
Различают три типа рабочих тетрадей по содержательному наполнению: 1) информационная тетрадь; 2) тетрадь для контроля; 3) смешанный тип тетради.
На наш взгляд, целесообразнее применять в учебном процессе тетради смешанного типа. Они включают в себя информационные и контролирующиезадания. В информационный блок включены следующие виды заданий:
В контролирующем блоке размещаются задания и тесты для контроля знаний и умений, а также задания для самостоятельной работы и проектной деятельности:
Тетради составлены с учетом психологической комфортности: учащиеся имеют возможность работать с тетрадью в индивидуальном темпе и проводить самоконтроль, в тетради отводиться достаточно места для выполнения записей и рисунков. Использование рабочих тетрадей при обучении музыке является одним из современных способов ведения учебного процесса в школе. Оно позволяет проводить проверку усвоения материала, контроль мыслительной деятельности учащихся и проверку полученных знаний, что повышает интерес к изучаемому предмету. А главное, тетрадь предоставляет возможность учителю исправлять ошибки учащихся в тот момент, когда они их делают.
Итак, цель применения печатной рабочей тетради в обучении состоит в том, чтобы обеспечить формирование понятий и способствовать активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках. Обеспечить развитие мыслительной активности школьников.
Список литературы
1. Белоруссова Е. В. Рабочая тетрадь по дисциплине — средство развития познавательной активности и организации самостоятельной работы студентов / Е. В. Белоруссова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V международной научной конференции — Челябинск: Два комсомольца, 2014.
2. Дидактические условия конструирования рабочей тетради для младших школьников [Электронный ресурс] – http:// www/mirrabot.com
3. Преображенская Н.Г. Новое поколение рабочих тетрадей / Н.Г. Преображенская // Педагогика – 1996 - №1.
4. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.