МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Лепешкина Е.В. 1
1МОУ СОШ № 6 г. Новодвинск, Архангельская область
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Физическую культуру, как и другую деятельность школьников, можно рассматривать не только в аспекте выполнения различных физических движений и упражнений для развития двигательных навыков, а как коррекционно-компенсаторную и лечебно-оздоровительную форму воздействия на ребенка. Чтобы добиться значительного положительного эффекта в развитии двигательной функции детей необходимо активизировать их физическое развитие, надо кардинально пересмотреть весь комплекс физического воспитания. Постоянное развитие общественных потребностей и реформа образования побуждают педагогов искать новые пути для реализации системно-деятельностного подхода в образовании. При увеличении объема информации, наиболее актуальной становится задача овладения учащимися способами самостоятельного добывания и активного усвоения знания. Меняются и цели образования. На передний план выдвигается формирование и развитие у школьников навыков учебной деятельности, а также не столько предметных, сколько общеучебных интеллектуальных умений, которые обеспечивают самостоятельное добывание и усвоение знаний по любому предмету. Современная педагогическая наука ориентирует на формирование личности, обладающей индивидуальными чертами, имеющей собственные взгляды на события и процессы, умеющей критически мыслить и воспринимать различные точки зрения.[4]

Изучение музыки в школе направлено на развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей учащихся; воспитание художественно-эстетического вкуса; освоение знаний о стилях и направлениях в мировой музыкальной культуре, их характерных особенностях; на овладение учащимися умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Одним из важнейших условий успешного обучения и развития мыслительной активности учащихся является хорошо продуманная организация их самостоятельной работы. И здесь важная роль принадлежит дидактическим материалам, которые рассматриваются как независимый канал получения информации, дополняющий, обогащающий, индивидуализирующий и систематизирующий знания ученика. [1]

В связи с этим становится актуальным изучение возможности применения в самостоятельной учебной деятельности школьников рабочих тетрадей по музыке.

Как показывают научные исследования и опыт современного преподавания музыки, формирование личности будущего невозможно без изменения учебной деятельности школьников на уроках. Для того чтобы музыка стала насущной ученику, необходимо изменить не только отношение к преподаванию музыки, но и технологию работы на уроке. Варьировать эти технологии как раз и позволяют авторские рабочие тетради. Создавая свои собственные тетради, учитель выступает и как педагог (каждый класс - уникален), как методист (важен положительный результат), как художник и полиграфист.[2] Целью нашей работы по созданию рабочих тетрадей не научить, а в первую очередь заинтересовать музыкой, помочь ребенку, разобраться с огромным обилием информации. Сделать так, чтобы информация стала доступной, нужной, полезной.

Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков.

В процессе формирования познавательного интереса выделяю следующие этапы:

первый – любознательность;

второй – появление интереса, стимулирующего творческий поиск;

третий - устойчивый интерес к предмету на теоретическом уровне.

Несомненно, создание рабочих тетрадей - это процесс очень трудоемкий, но он позволяет максимально активизировать деятельность учащихся, как на уроке, так и во время домашней подготовки.

Достоинства авторских рабочих тетрадей и в том, что:

  • Учитель учитывает состав класса, уровень его подготовки, психолого-педагогические особенности;

  • При составлении рабочих тетрадей есть возможность включать задания разного уровня и вида;

  • Рабочие листы позволяют комбинировать работу с источниками и иллюстрациями, заполнение таблиц и схем с дидактическими играми в рамках одного урока;

  • Учитель может использовать материал на уроках повторения;

  • Материалы рабочих тетрадей легко преобразуются в материалы презентаций в формате PowerPoint;

  • Рабочие тетради позволяют экономить время на разных организационных вопросах.[2]

  • В результате анализа литературы мы выделяем следующие дидактические функции рабочих тетрадей по музыке:

  • · Компенсаторная – то есть облегчение процесса обучения;

  • · Информативная – передача необходимой для обучения информации;

  • · Интегративная – рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;

  • · Познавательная - развитие познавательного интереса, умения наблюдать, мыслить, эстетического вкуса;

  • · Формирующая - формирование видов познавательной деятельности, приемов познания и

  • Организуя работу на уроке с рабочей тетрадью, учитель решает несколько педагогических задач:

  • психологической поддержки;

  • организации учебного процесса;

  • контроля;

  • организации дистанционного обучения.[3]

Авторские рабочие тетради по музыке представляют собой:

составленные в соответствии с календарно-тематическим планированием рабочие листы, которые собираются в общую тетрадь.

Рабочая тетрадь

Что это

Для кого

Как

Зачем

Решает педагогические задачи

Система текстов, статистической, графической живописной информации, вопросов и заданий

Задания, обращены к ученику

В процессе выполнения предложенных заданий, ученик, работая самостоятельно качественно и количественно преобразовывает информацию

В результате этого обретает новые знаний, умения и навыки

У обучающихся начинает вырабатываться способность к целенаправленной мыслительной деятельности.

Различают три типа рабочих тетрадей по содержательному наполнению: 1) информационная тетрадь; 2) тетрадь для контроля; 3) смешанный тип тетради.

На наш взгляд, целесообразнее применять в учебном процессе тетради смешанного типа. Они включают в себя информационные и контролирующиезадания. В информационный блок включены следующие виды заданий:

В контролирующем блоке размещаются задания и тесты для контроля знаний и умений, а также задания для самостоятельной работы и проектной деятельности:

Тетради составлены с учетом психологической комфортности: учащиеся имеют возможность работать с тетрадью в индивидуальном темпе и проводить самоконтроль, в тетради отводиться достаточно места для выполнения записей и рисунков. Использование рабочих тетрадей при обучении музыке является одним из современных способов ведения учебного процесса в школе. Оно позволяет проводить проверку усвоения материала, контроль мыслительной деятельности учащихся и проверку полученных знаний, что повышает интерес к изучаемому предмету. А главное, тетрадь предоставляет возможность учителю исправлять ошибки учащихся в тот момент, когда они их делают.

Итак, цель применения печатной рабочей тетради в обучении состоит в том, чтобы обеспечить формирование понятий и способствовать активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках. Обеспечить развитие мыслительной активности школьников.

Список литературы

1. Белоруссова Е. В. Рабочая тетрадь по дисциплине — средство развития познавательной активности и организации самостоятельной работы студентов / Е. В. Белоруссова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V международной научной конференции — Челябинск: Два комсомольца, 2014.

2. Дидактические условия конструирования рабочей тетради для младших школьников [Электронный ресурс] – http:// www/mirrabot.com

3. Преображенская Н.Г. Новое поколение рабочих тетрадей / Н.Г. Преображенская // Педагогика – 1996 - №1.

4. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.

Просмотров работы: 928