Инновационные процессы оказывают большое влияние на темп и пути развития социально-экономических систем, которые представляют собой целостные совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов. Подвергается изменениям внутренняя структура социально-экономических систем.
К построению экономики инновационного типа ведет развитие социально-экономической системы, в которой особое внимание уделяется уровню образования и науки, то есть формируется инновационная среда, стимулирующая обращение новшеств и инноваций на рынках2.
Действенное управление инновационными процессами в социально-экономических системах – ведущая область управленческой деятельности. Этот вопрос изучается и требует совершенствования.
Управление экономикой инновационного типа носит системный характер, суть которого в реализации организационно-институционального подхода к проработке управленческих решений.
Согласно Стратегия инновационного развития Российской Федерации, управление инновационными процессами будет эффективным при условии3:
наличия секторов инновационной деятельности, создающих условия для реализации инновационных процессов;
наличия определенных критериев, с помощью которых можно измерить функционирование всех секторов инновационной деятельности;
наличия инновационной среды, которая сможет обеспечить взаимодействие рынков и секторов.
Регулируемые нормативно-правовыми и экономическими механизмами взаимоотношения субъектов инновационной деятельности формируют инновационную среду. Таким образом создаются условия для взаимодействия между субъектами секторов инновационной деятельности по продвижению инновационных процессов4.
Беря за основу теорию и современную практику управления инновационными процессами в России и за рубежом5, можно выделить следующие сектора:
сектор высшего образования (подготовка высококвалифицированных кадров, исследования и разработки на базе вузов).
сектор исследований и разработок (научные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские и другие осуществляющие научные исследования и разработки организации);
предпринимательский сектор (предприятия и организации, применяющие инновации в своем производстве или тиражирующие инновационные товары и услуги);
сектор инновационной инфраструктуры (все организации и структуры, созданные для поддержки инновационных процессов в экономике инновационного типа).
Наличие секторов и уровень их развития определяют конкурентоспособность системы во внешней среде.
Закономерности, условия и факторы управления инновационными процессами в современных условиях отражаются через следующие принципы управления развитием инновационной среды в социально-экономических системах. Их можно свести к следующим главным:
- Принцип критических значений параметров (управление развитием инновационной среды социально-экономической системы должно быть направлено на изменение ключевых параметров инновационного развития);
- Принцип управления потенциалом (управление развитием инновационной среды социально-экономической системы должно быть направлено на накопление такого потенциала, который является ключевым для инновационного развития);
- Принцип согласованного развития подсистем (эффективное управление развитием инновационной среды подсистем социально-экономической системы приводит к развитию инновационной среды самой системы);
- Принцип предсказуемости (управление развитием инновационной среды, согласованное с циклической динамикой, усиливает управляющие воздействия);
- Принцип накопления интеллектуального капитала (центральным пунктом концепции эффективного управления инновационными процессами, а следовательно и развитием инновационной среды должно быть управление накоплением и использованием знаний);
- Принцип первоочередности изменения структуры (управление изменением структуры инновационной среды и инфраструктуры социально-экономической системы становятся первостепенными);
- Принципы поступательного движения (управление развитием инновационной среды основывается на создании системных условий для обеспечения переходов инновационных процессов с предыдущей на последующую стадию);
- Принцип ориентации на результат (управление развитием инновационной среды должно осуществляться в соответствии с будущим, желаемым состоянием социально-экономической системы);
- Принцип достоверности показателей (оценка результатов управления развитием инновационной среды социально-экономических систем должна быть достоверна).
Данные принципы демонстрируют научно-методологическую суть взаимосвязи научных и практических областей знания по управлению развитием инновационной среды, связывают между собой теоретические выводы и практический опыт управления инновационными процессами в реально существующих социально-экономических системах.
Концепция эффективного управления инновационными процессами в социально-экономических системах содержит следующие положения:
1) управление инновационными процессами в социально-экономических системах в современных условиях – это целевое воздействие на инновационную среду и сектора инновационной деятельности для следования к экономике инновационного типа;
2) секторы, помогающие реализации инновационных процессов, могут входить в систему или нет, также существует возможность получать необходимые ресурсы из других социально-экономических систем;
3) развитие секторов инновационной деятельности и состояние инновационной среды социально-экономической системы можно измерить, используя критерии оценки состояния инновационной среды;
4) развитие инновационной среды национальной социально-экономической системы зависит от развития инновационных сред, входящих в нее региональных социально-экономических систем.
Разработка концепции эффективного управления инновационными процессами в социально-экономических системах раскрывает возможности для выбора направлений и разработки механизмов повышения эффективности управления развитием инновационной среды и секторов инновационной деятельности.
Список литературы
Гуриева Л.К. Система стратегий в государственном регулировании инновационной деятельности // Инновации. 2006. № 3.
Кузык Б.Н. Инновационное развитие России: сценарный подход // Экономические стратегии. 2009. №1.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Председателя Правительства РФ 8 декабря 2011 г. N 2227-р.
Яковец Ю.В. Рента, антирента, квазирента в глобально-цивилизационном измерении. – М.: Академкнига, 2003.
Freeman C. The Economics of Hope Essays in Technical Change. Economic Growth and the Environment. – London; New York: Pinter, 1992.
Lundvall B.-A. National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. – London: Pinter Publishers, 1992.
1 . Кузык Б.Н. Инновационное развитие России: сценарный подход // Экономические стратегии. 2009. №1.
2 Яковец Ю.В. Рента, антирента, квазирента в глобально-цивилизационном измерении. – М.: Академкнига, 2003.
3 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Председателя Правительства РФ 8 декабря 2011 г. N 2227-р.
4 Lundvall B.-A. National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. – London: Pinter Publishers, 1992.
5 Lundvall B.-A. National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. – London: Pinter Publishers, 1992; Freeman C. The Economics of Hope Essays in Technical Change. Economic Growth and the Environment. – London; New York: Pinter, 1992; Гуриева Л.К. Система стратегий в государственном регулировании инновационной деятельности // Инновации. 2006. № 3.