ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ СОЛЬ-ДРУГ, СОЛЬ-ВРАГ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ СОЛЬ-ДРУГ, СОЛЬ-ВРАГ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ивашкова Д.Ю. 1, Герман Л.В. 1
1ГОУ СПО Киселёвский педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Полное название проекта

Электронный календарь природы.

Срок выполнения

Апрель, май.

Цель

Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи гуманного взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности.

Задачи

  1. Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.

  2. Расширить представления о добыче соли.

  3. Приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию. Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными способностями детей.

  4. Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.

  5. Способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях.

Участники

творческая группа детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи», воспитатель.

Презентация проекта

Создание паспорта «Полезное ископаемое – соль»; презентацию проекта «Соль – друг, соль – враг»; оформление буклета проект «Соль – друг, соль – враг».

Ожидаемые результаты

  • использования дошкольниками таких мыслительных процессов как анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и классификация, абстрагирование.

  • умение дошкольников, делать обобщение и выводы, находить связи между изучаемыми предметами и явлениями окружающей действительности

  • совершенствование у детей самоконтроля и самокоррекции, правильно ставить вопросы, формулировать ответы, осуществлять оценку правильности решения задания, сравнивать свое решение, свой выбранный способ действия с образцом, уметь высказывать свою точку зрения.

Составитель

Преподаватель-методист колледжа: Герман Л.В.,

студентка группы ДО-41: Ивашкова Д.

Оглавление

  1. Актуальность проекта

  2. Этапы проекта

  3. Ожидаемые результаты

  4. Приложение

Актуальность проекта

Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации учебно-познавательной деятельности – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых:

  • принять и освоить цель, актуальную для них;

  • выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;

  • решать творческие споры, достигать договоренности;

  • оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со сверстниками;

  • обсуждать результаты деятельности каждого члена творческой группы, не воспринимая чужие успехи как поражения.

Реализация проектов показывает, что дети старшего дошкольного возраста усваивают понятия, представления далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение заданий позволяет выявить практически безграничные учебно-познавательные возможности дошкольников.

Цель: Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи гуманного взаимодействия с природой в процессе учебно-познавательной деятельности.

Задачи:

  1. Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.

  2. Расширить представления о добыче соли.

  3. Приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию. Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными способностями детей.

ГИПОТЕЗА:

Содействие воспитанию личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознано–правильным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).

  • Принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: наблюдений и экскурсий, в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).

  • Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.

  • Рациональное сочетание разных видов детской деятельности.

  • Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.

Этапы реализации проекта

 

Стратегия реализации проекта

Цель

продукт

ответственные

вводный этап

1.

2.

Диагностика, уровня экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста: Беседа «Что мы знаем о соли»

Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?»

Выявление знаний у детей о полезных и вредных свойствах соли

Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.

Определение проблемы

Преподаватель, воспитатель

студенты-практиканты, дети.

3.

Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта.

Создание условий для реализации проекта.

Проект

воспитатель

студенты-практиканты,

4.

Формирование творческой проектной группы детей и родителей «Юные исследователи».

Творческая проектная группа

воспитатель

студенты-практиканты,

5

Подбор познавательной, научной и методической литературы.

Анализ литературы для организации осуществления исследования

Мини-библиотека

воспитатель

студенты-практиканты, дети.

основной этап

1.

Изучение с детьми познавательной и научной литературы.

Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата.

Выставка книг, статей о природном ископаемом

воспитатель

студенты-практиканты, дети.

2.

Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли»

Пробудить у детей интерес к естественно-научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств.

Картотека опытов и экспериментов «Полезное ископаемое – соль»

воспитатель

студенты-практиканты, дети, родители.

3.

Экскурсия в детскую библиотеку №10.

Поощрять желание детей самостоятельно (с помощью взрослых) находить необходимую информацию, пользуясь библиотекой и Интернетом

Создание картотеки детской познавательной литературы

воспитатель

студенты-практиканты, дети.

4.

Опытно-экспериментальная деятельность «Как соль влияет на рост растений»

Подвести детей к пониманию неблаготворного влияния соли на рост растений в природе.

Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полез-ное ископаемое – соль»

воспитатель

студенты-практиканты, дети.

5.

Творческая мастерская. Лепка из соленого теста «Подсвечник»

Содействовать развитию творческих способностей детей при изготовлении поделок из соленого теста.

Детские поделки

воспитатель

студенты-практиканты, дети.

6.

Игра-путешествие «Есть ли соль в Алтайском крае»

Побуждать детей интересоваться местами добычи соли в Алтайском крае.

Дидактическая игра «Путешествие по Алтайскому краю»

воспитатель

студенты-практиканты, дети.

7.

Встреча с родителем творческой группы «Удивительные истории о соли». Выставка фотографий «Тайнам нет конца»

Расширять кругозор детей, выводя его за пределы непосредственного практическогоопыта.

Альбом «Тайнам нет конца» Гнедых Н.А.,

воспитатель

студенты-практиканты, дети.

8.

Опытно-экспериментальная деятельность «Как из соленой воды добыть питьевую воду?»

Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли.

Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое – соль»

воспитатель

студенты-практиканты, дети.

9.

Творческая мастерская «Цветы из соли», «Декорирование цветной солью»

Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли как материала.

Детские творческие работы

воспитатель

студенты-практиканты, дети.

10.

Опытно-экспериментальная деятельность «Кристаллизация соли»

Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширить представления о свойстве соли – кристаллизация.

Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое – соль»

Семья Минина Тимура

11.

Презентация сказки Яны Баклыковой «Сказ о соли»

Помочь ребенку раскрыть творческие способности, умение представлять сказки.

Книга «Сказ о соли»

Семья Яны Баклыковой, студенты-практиканты,

12.

Творческая игра «Добыча соли»

Поддержать желания детей придумывать и разворачивать сюжет игры на основе накопленных знаний о добыче соли.

Макет «Добыча соли», игровые атрибуты

Воспитатель, дети, семья Тимура Минаева

итоговый этап

1.

Создание паспорта «Полезное ископаемое – соль»

Обобщить знания и элементарные представления о полезном ископаемом.

Паспорт «Полезное ископаемое – соль»

воспитатель

студенты-практиканты

2.

Презентация проекта «Соль – друг, соль – враг»

Прививать детям стрем-ление делиться собственным опытом исследовательской деятельности со сверстниками.

Фотоальбом «Фотосессия реализации проекта»

воспитатель

студенты-практиканты, дети.

3.

Оформление буклета «Проект «Соль – друг, соль – враг»

Обобщить результаты реализации проектной деятельности для дальнейшей трансляции опыта

Буклет «Проект «Соль – друг, соль – враг»

воспитатель

студенты-практиканты.

Основные принципы реализации проекта:

  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).

  • Принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: наблюдений и экскурсий, в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).

  • Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.

  • Рациональное сочетание разных видов детской деятельности.

Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.

Методы и приемы реализации проекта:

  • анализ познавательной литературы,

  • опытно-экспериментальная деятельность,

  • исследовательская деятельность,

  • экскурсии,

  • наблюдения,

  • творческая деятельность,

  • игровая деятельность.

Ожидаемые результаты

1. использования дошкольниками таких мыслительных процессов как анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и классификация, абстрагирование.

2. умение дошкольников, делать обобщение и выводы, находить связи между изучаемыми предметами и явлениями окружающей действительности

3. совершенствование у детей самоконтроля и самокоррекции, правильно ставить вопросы, формулировать ответы, осуществлять оценку правильности решения задания, сравнивать свое решение, свой выбранный способ действия с образцом, уметь высказывать свою точку зрения.

Приложение А

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста

«Что мы знаем о соли?»

Цель: Выявление знаний у детей о полезных и вредных свойствах соли.

  •  
    1. Что такое соль?

    2. Что вы знаете о соли?

    3. Где человек может использовать соль?

    4. Влияет ли соль на здоровье человека?

    5. Можем ли мы прожить без соли?

Приложение Б

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА «Соль - друг, соль - враг»

Задачи: способствовать развитию познавательного интереса к полезному ископаемому – соли; формировать знания детей о свойствах соли, вредных и полезных ее качествах; поддерживать у детей желание давать развернутое объяснение; делать самостоятельные выводы на основе наблюдений и обобщения.

Ход презентации.

Ведущая. Добрый вечер, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня на нашем расширенном заседании творческой группы присутствует много гостей. Давайте поприветствуем их.

Вы все знаете, что наши ребята исследовали объект, а какой угадайте:

Без нее, ребята, повар просто как без рук,

И становится вся пища не съедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались сразу. Это…(соль)

Ведущая. Правильно, это соль. Для того чтобы нашим исследователям работать было интереснее, они объединились в творческую группу, которая называется «Юный исследователь». А чтобы работа спорилась, была слаженной, дружной, наша творческая группа следовала девизу.

Юный исследователь 1

Край родной – наш общий дом,

Чистоту храните в нем.

Мир природы, мир прекрасный,

Не губи его напрасно.

Ведущая. В процессе исследования и экспериментов мы следовали заповедям.

Дети:

  • исследователь любит родной край, бережет его активно участвует во всех экологических мероприятиях;

  • исследователь – друг живой и не живой природы;

  • настоящий исследователь постоянно наблюдает за природой, проводит опыты и эксперименты;

  • исследователь – настоящий коллекционер познавательной литературы;

  • исследователь ведет большую разъяснительную работу по пропоганде экологических знаний;

  • исследователь – активный участник походов в лес.

Ведущая. А что вы знаете о соли? Соль приносит пользу или вред? (Выслушивает предположение детей.)

Сегодня наши юные исследователи поделятся с вами своими знаниями. Вы увидите, что ребята знают и чему они научились.

Юный исследователь 1. Мы знаем, что соль бывает разная: мелкая и крупная. Соль белого цвета. Имеет соленый вкус. Не имеет запаха.

Юный исследователь 2. Из опытов мы узнали, что соль имеет свойство растворятся. Сейчас я покажу вам опыт: наливаем в бокал воду и добавляем туда соль, с начало мелкую, а потом крупную. Какая соль растворяется быстрее? Почему? А теперь попробуем соль растворится сначала молоке, а потом в лимонаде. Какой вывод можно сделать? (соль растворима)

Ведущая. Чтобы больше узнать о соли, мы посещали библиотеку. Там познакомились с научной литературой. Рассмотрели много энциклопедий, кое-что прочитали. Самым интересным для нас оказался поиск информации в Интернете.

Юный исследователь3. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Юные исследователи называют пословицы:

  • Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

  • Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.

  • Без соли, без хлеба худо беседа.

  • Пуд соли вместе съесть.

  • Недосол на столе, пересол на спине.

  • Щепотка соли делает сахар слаще.

Ведущая. Ребята творческой группы проводят свои исследования в лаборатории и называют себя «младшими научными сотрудниками», у них есть бейджики, где указаны их имена. Сейчас (называют ребенка по имени.) расскажет вам еще об одном удивительном открытии, которое дети сделали в процессе исследовательской деятельности.

Юный исследователь3. В лаборатории мы провели опыт. В один горшок посадили луковицу в землю, во второй горшок в землю добавили соль и так же посадили луковицу. Ухаживали за растениями одинаково. И вот что у нас получилось (показывает горшки с луком.)

Мы пришли к выводу: растение не растет на почве, содержащей соль.

Юный исследователь 1. Мы научились получать питьевую воду из соленой воды. Для этого наливаем в таз соленую воду. Ставим пластиковый стакан, на дно стакана кладем чистую гальку, чтобы стакан не всплывал. Сверху натягиваем пленку и завязываем ее вокруг таза. Продавим пленку над стаканчиком и положим в углубление еще один камешек. А теперь нужно поставить таз на солнце. Через несколько часов в стакане накопится не соленая, чистая вода. (Рассказ сопровождается сопровождение фотографий.)

Юный исследователь 2. Еще мы узнали, что из соли можно вырастить кристалл. В этом нам помогали родители. И вот что получилось. (Показывает кристалл) Мы его покрыли лаком, иначе бы он развалился.

Ведущая. Наши маленькие ученые создали в группе творческую мастерскую.

Юный исследователь3. Мы узнали, что соль может сделать работу яркой, интересной. К празднику, в подарок мамам мы нарисовали тюльпан и раскрашивали его цветной солью.

Юный исследователь 2. Цветную соль мы приготовили дома сами. Как это делать, я вам сейчас покажу. Насыпаем в баночку мелкую соль. Добавляем в соль гуашь. Все хорошо перемешиваем. Выкладываем на бумагу и оставляем высыхать. Теперь из этой соли можно сделать необычные поделки. (Рассказ сопровождается сопровождение фотографий.)

Юный исследователь 1.Мы сами приготовили соленое цветное тесто для лепки, только немного в этом нам помогла наша воспитатель.(Показывает фотографии.) Затем мы вылепили подсвечники в подарок нашим родителями. Получилось очень интересно и красиво.

Ведущая. Соль – это не только полезный продукт, но и может быть вредным.

Юный исследователь3. Если употреблять много соли, это может нанести вред здоровью человека.

Юный исследователь2. В соленой почве растения не растут.

Ведущая. Родители нашей творческой группы были рядом с исследователями и помогали им, проявляя свое творчество. Вот, к примеру, наш юный исследователь(называют ребенка по имени) и его мама собрали макет «Добыча соли». На макете вы видите соледобывающие предприятие, соледобывающие комбайны . Этот макет можно использовать во время творческой игры. (Демонстрация макета.)

Юный исследователь3. Мы с мамой нашли в Интернете словацкую сказку «Соль дороже золота» и оформили ее в виде красочной книги (Демонстрация книги)

Юный исследователь2. Мы с мамой нашли информацию о том, где добывают соль в Алтайском крае и каким способом.( Показывает фотографии.)

Ведущая. Юные исследователи, вам понравилась реализация вашего проекта? Чему вы научились?

Юный исследователь3. Мы научились экспериментировать.

Юный исследователь2.Узнали, что информацию можно найти не только в книгах и энциклопедиях, но и в Интернете.

Юный исследователь 1.Научились дружно работать, слушать друг друга, не перибивать и договариваться.

Ведущая. Мы приглашаем всех детей в нашу творческую группу «Юные исследователи.»

ПриложениеВ

ПАСПОРТ «ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ СОЛЬ»

Основные признаки

Соль

Разновидности

Каменная соль, поваренная соль

Твердость

Твердые кристаллы

Цвет

Белый. Розоватый. Светно-серый(оттенки разных цветов придают примеси)

Блеск

Имеет блеск

Месторасположение

  • Каменная соль

  • Поваренная соль

Залегает обычно большими слоями, образуя горную породу.

Соленые озера и моря.

Месторасположение в Алтайском крае

Озера в Кулундиских степях, озеро Бурсоль

Добыча:

  • Каменная соль

  • Поваренная соль

Прорывание глубоких шахт-копелей, соединение подземными коридорами.

Отсасывание машинами воды, выпаривание

Использование

Употребление в пищу. Получение соды, соляной кислоты, хлора

Приложение Г

Игра – путешествие «Есть ли соль в нашем крае?»

Задачи:

Расширять представление детей о понятие « малая родина», природных богатствах края; создавать условия для ознакомления с процессом солеобразования, ее добычей и значением для хозяйственной деятельности людей; способствовать формированию интереса к процессам, происходящим в окружающем мире, к взаимоотношениям людей и природы.

Ход игры

Воспитатель. Что мы называем родиной? (Место, где мы родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья.)

- Послушайте стихотворение:

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистой золотистой

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

Воспитатель показывает детям карту и предлагает назвать предмет.

- Что это такое? (Карта.)

- Рассмотрите внимательно карту. Как вы думаете, что это за карта? Это карта нашего края, как называется край, в котором мы с вами живем?

- На что похож наш край на карте?(На флаг.)

- Карта может рассказать многое, о нашем крае. Мы видим, что Алтайский край занимает большую площадь. Здесь много рек, лесов, полезных ископаемых.

- Сейчас давайте поговорим о богатствах, которые находятся глубоко поз землей. Как они называются?(Полезные ископаемые)

- Как их можно назвать по-другому?(Сокровище Земли, недра Земли, кладовая Земли, хранилище Земли.)

- Давайте рассмотрим, какие полезные ископаемые есть в нашей коллекции.

Воспитатель предлагает рассмотреть образцы полезных ископаемых.

- Какие полезные ископаемые вы знаете?(Глина, каменный уголь, соль и д.р.)

- Это только часть полезных ископаемых, в природе их гораздо больше.

Демонстрирует уголь, глину, соль, известь, газ, минеральную воду, золото.

- Вот какой богатый наш край! Чтобы уметь пользоваться богатствами нашей земли, их изучают и исследуют.

- Я приглашаю вас в путешествие по родному краю. Цель нашего путешествия – узнать, есть ли соль в нашем крае, и отыскать места добычи соли. Двигаться мы будем по карте от станции к станции. На каждой станции вы будете выполнять задания и за правильный ответь получать фрагмент картинки. К концу всей игры вы соберете ее полностью и увидите, что у вас получилось. И так счастливого пути!

- Начинаем свое движение из города Барнаула и отправляемся по Змеиногорском тракту в город Славгород, путь наш лежит через Кулундинские степи. А вот и озеро Бурлинское, которое является крупнейшим место рождением поваренной соли. Добыча соли здесь производится уже более двухсот лет.

Внимание !

Вопрос: Зачем человеку нужна соль, где он ее использует?

- Дальне наш путь лежит к озеру Малиновое. Это бессточное, горько-соленое. Оно уникальное цветом воды, малинового оттенка. Соль из этого озеро нежно-малинового цвета. Именно Малиновое озеро было замечено императрицей Екатериной II, соль из Малинового озера поставлялась к царскому столу, императрица удивляла диковинной солью иностранных гостей. Сейчас соль из этого озера поступает на химкомбинат.

Вопрос: Откуда берется соль?

- Продолжаем путешествие и отправляемся на озеро Кутюк. В центральной части Кулунды находится Кучукское озеро, в восточной части в него впадает река Кучук. Вода в этом озере горько – соленое. Здесь обнаружены запасы в десятки муллионнов тон поваренной соли.

Вопрос: какую пользу проносит соль и какой от нее вред.

- Сегодня мы с вами совершили путешествие по родному краю. Убедились, насколько разнообразна и богата наша природа. Много еще неизведанного и тайного хранит наша земля. Может быть , вам предстоит разгадать это в будущем. На все вопросы вы ответили правильно. Попробуйте из фрагментов составить картинку. Что у вас получилось?

Завершая игру - путешествие, воспитатель предлагает детям отразить свои впечатления в рисунках.

Приложение Д

Пословицы, поговорки, афоризмы

  • Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

  • Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.

  • Без соли, без хлеба худо беседа.

  • Соли не жалей, тай и есть веселей.

  • Спасибо тому, кто поит и кормит, и в двое тому, кто хлеб-соль помнит.

  • Пуд соли вместе съесть.

  • Без хлеба не сытно, без соли не сладко.

  • Соли нету, так и слова нету.

  • Речь без пословицы, все равно, что еда без соли.

  • От хлеба-соли и царь не отказывается.

  • Недосол на столе, пересол на спине.

  • За хлебом-солью каждая шутка хороша.

  • Щепотка соли делает сахар слаще.

  • Без хлеба, без соли ни кто не обедает.

  • Без хлеба, без соли худая беседа.

  • Помяни соль, чтоб дали хлеба.

  • Хлеб-соль платежом красна.

  • Хлеб-соль – заемное дело.

  • Хлеб да соль и обед пошел.

  • Так, солона, что в пот бросает.

  • От хлеба-соли не отказываются.

  • После хлеба-соли 7 часов отдыхать.

  • От пресной еды и бары хворают.

Приложение Е

Загадки

Без нее, ребята, повар просто как без рук,

И становится вся пища не съедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались сразу. Это…(соль)

От воды родился,

А воды боится.(соль)

Меня одну не едят,

А без меня мало едят.(соль)

В земле родится,

На солнце вырастает,

В воде умирает.(соль)

В земле родился,

В огне крестился,

На воду пал –

Весь пропал.(соль)

Приложение Ж

Декорирование баночек цветной солью.

Для работы требуется мелкая соль «Экстра», разноцветная гуашь, баночки.

С начало насыпается небольшое количество соли в баночку.

Берется немного краски. Краска добавляется в соль и все содержимое хорошо перемешивается.

Получается однородная цветная масса. Цветная соль выкладывается из баночки на бумагу и лежит до полного ее высыхания. Так же выкрашивается соль другими цветами гуаши, соль после сушки засыпается в емкость(бутылку, баночку) слоями. За одним слоем – следующий слой. И так – до верха.

Для декора верхней части используется подарочная бумага, лента.

С верху на горлышко надевается подарочная бумага, которая обвязывается лентой баночка готова.

Очень увлекательная техника декорирования цветной солью! Получается прекрасный подарок!

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КИСЕЛЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ О СОЛИ

(приложение к курсовой работе)

Составитель:

Ивашкова Д.Ю.

группы: ДО-31

Киселевск

2014

Содержание

Введение………………………….………………………3

История в стихах…………………………………………4

Удивительные истории о соли:

Белое золото земли……………………………………….7

Где есть соль?.....................................................................11

Использование соли в лечебных целях………………...13

Сказка о соли……………………………………………..15

Введение

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества и развития учебно-познавательной деятельности детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями,

Обязательным моментом является присутствие реальной практической деятельности (а не просто ее моделирование) – практика в данном случае является системообразующим компонентом, непосредственно связанным с формированием мировоззрения детей.

Совместная работа детей и взрослых дает возможность проявлять себя в учебно-познавательной деятельности, как в составление сказок, стихов, сбор информации в Интернете.

История в стихах о том, как дети и взрослые были исследователями

Как-то в группе вечерком

Мы с ребятами тайком

От родителей своих

Приготовили для них…

Наш подарок не обычный,

Каждый постарался лично.

А подарок был из теста –

Не простого, а цветного.

Хоть красивое оно,

Соли в нем полным-полно.

Тут у нес вопрос возник:

Кто у соли поставщик?

Стали дети рассуждать,

Все о соли вспоминать.

Знаний было маловато,

И решили тут ребята

Проект разработать свой,

Мам и пап позвать с собой!

Долго книги мы искали,

Свои знанья расширяли.

В этом мамы помогли,

На работу налегли:

Разные статьи прочли,

Соли в группу принесли,

Сшили белые халаты,

И мы стали – лаборанты.

Игры больше не нужны,

Мы с ребятами должны

Разузнать о свойствах соли,

Ее важной в жизни роли.

Опыты мы проводили,

Соль везде мы разводили:

В лимонаде и в воде,

Умудрялись в молоке.

Мы умнели с каждым днем,

Трудности нам ни почем.

Все о соли мы узнали

И «крутыми» сразу стали.

Мы умеем рассказать,

Сделать вывод, доказать.

И, хотя еще мы дети,

На любой вопрос ответим,

Но лиха беда – начало!

Нам все казалось мало

Кто-то в группе вдруг сказал,

Нам вопрос такой задал:

«Что такое солончагк?»

Что бы не попасть в просак,

Мы, конечно, поспешили

И с ребятами решили:

Что в читальный зал пойдем,

Книг побольше там прочтем.

В Интернет даже, возможно,

Мы войдем, это не сложно.

Вот вошли мы в Интернет…

И чего там только нет!

И про соль, и про добычу,

Про соленые моря

Будем знать мы на «отлично»,

Не потратим время зря.

И про свойства прочитаем:

Почему тверда, бела.

И про то, где на Алтае

Соль слоями залегла.

Так идет за часом час,

День за днем мелькает.

И теперь о соли все

Каждый из нас знает.

Всех ребят мы соберем,

Им поведаем о том,

Для чего нам соль нужна,

Чем полезна, чем вредна.

И, такой проделав труд,

Дети к выводу придут:

«Соль» - это не просто звук,

Соль - нам враг и соль - нам друг.

С.В Ушакова

Удивительные истории о соли

Белое золото земли

Белое золото земли – поваренная соль – с незапамятных времен, является незаменимым спутником человека. Так как без соли жизнь невозможна. Этот ценный природный минерал, Обладание котором приносило богатство и власть, долгое время был предметом ссор, раздоров и государственных конфликтов и даже воин.

Соль жизненно необходима человеку, как и всем прочим живым существам. Она учувствует в поддержание и регулирование вводного баланса в организме. При хронической нехватки соли в организме возможен смертельный исход. С другой стороны смертельный исход неизбежен и при разовом переедании соль.

До появления консервов, пастеризации и холодильников соль давала возможность сохранить продукты. Поэтому она стала символом долговечности. Тысячелетие назад соль была на столько дорога, что из-за нее устраивали войны. В частности, в России в 18 веке произошел Соляной бунт, вызванный непомерно высокими ценами на соль. В отдельные исторические периоды соль ценилась на ровне с золотом. Не случайно соледобыча стала одним из самых первых промыслов в Древней Руси. Сейчас соль является дешевой из всех известный пищевых добавок, если не считать воду.

Крупнейшим в мире солончаком является солончак Уюни в Боливии. Здесь же, на солончаке Уюни, строят отели из соли.

В настоящее время в Украине в городе Соледар Донецкой области существует уникальная возможность посетить настоящую шахту. Эта украинская шахта не опасна для людей.

Главное ее отличие от большинства шахт Донбасса в том, что добывают тут… соль. Жителям Украины требовалась соль.

Ее получали многие века выпариванием из соленой воды. Но выпаривание соли – дорогостоящее дело, для этого требуется много деревьев. Долгое время ученые думали, как решить эту проблему, а 200 лет тому назад нашли месторождение соли на территории, где сейчас расположен город Соледар. Когда-то миллионы лет назад здесь находилось древнее море, которое по каким-то причинам исчезло, а запасы соли на глубине 300 метров под землей оставались. Для добычи соли здесь была вырыта шахта, которая действует и в настоящее время. Сейчас на месте выработанных рудников проводят экскурсии.

Экскурсия начинается с краткой беседы по технике безопасности. Маршрут состоит примерно из 700м, включая обратный путь к стволу шахты. Спуск осуществляется в клети(лифте) на глубину до 300м. Время экскурсии составляет примерно 1,5- 2 часа.

Стены, потолок, фигуры и деревья – здесь все из соли. Вся экскурсия проходит по дну древнего моря. Под землей держится постоянная температура воздуха +15С ; даже летом в шахте во время экскурсии не обойтись без теплой одежды. В октябре 2004 года там же, в шахте, состоялся концерт Донбасского симфонического оркестра «Соляная симфония» под руководством австрийского дирижера Курта Шмидта и при участии солистки Венской оперы Виктории Лукьянец. О звучание оркестра соляной шахте австрийский композитор и дирижер сказал: «Я был просто поражен! Ноты взлетали к потолку пещеры, а затем медленно – будто облака – спускались в низ. По мнению дирижера, в мире существует всего 2-3 театра, которые могут сравниться с акустикой соляных шахт.

На территории России для получения поваренной(пищевой) соли используются следующие способы добычи: шахтный способ; озерный способ; способ добычи из моря; способ выпаривания. Для этого разрабатывают рудники, шахты; строят солепредприятия с использованием техники – солекомбайнов.

Где есть соль?

В Кулунде, одном из крупнейших соленосных районов страны, имеется большое количество бессточных минирализованных озер (26), многие из которых содержит отложение солей.

В 1626г.(почти 400 лет тому назад) на озерах Кулундинских степей побывала первая соляная экспедиция во главе с Грозой Ивановым и Дмитрием Черкасовым. Было составлено географическое описание округи: «А около озера соляного и пресного пролегла степь, чистое место, земля песок, а трава на степи растет типец, не велика, вершок. А против соляного пристанище за рекою займище, а за займищем протока, а за протокою степь, чистое место, а земля песок, а трава тоже типец. А пашни пахать у соляного озера вверх по Иртышу отнюдь нельзя, и хлеб не родится, потому что земля песок и трава не растет».

Описание запоминающееся и верное.

Эксплуатация солей Кулунды началась с 1768г. В настоящее время разработаны месторождения озер Кучук, Кучерпак, Большое Яровое, Бурлинское и Петуховское. (Предлагает детям найти озера на карте Алтайского края.)

Интересным объектом является судовое озеро Петухово (С.Северка), расположенное в сосновом бору. Это большое озеро в период высыхание представляет собой огромную плоскую равнину, покрытую слоем белоснежной соли. В прошлые годы на этом озере велась добыча соли. Отработка этих солей начиналась лет 250 назад. Следы хозяйственной деятельности человека видны и по сей день. Крупнейшие место рождение поваренной соли в Кулундинской степи на озере Бурлиская – «Бурсоль». Здесь расположено и градообразующие предприятие – Бурлинский соляной промысел (добыча поваренной соли) добыча соли производится здесь уже более 200 лет с 1768 года.

Использование соли в лечебных целях

Самое известное соленое озеро Алтайского края – Большое Яровое. Люди со всей России приезжают сюда за здоровьем, которое помогает возвращать целебная вода озера, его уникальная лечебная грязь и воздух, пропитанный соляными испарениями. Озеро окружает плоская равнина, на которой практически нет деревьев. Богато озеро целебной рапой (водоросль) и иловой грязью. Соль используется для лечения людей с заболеваниями легких. Лечение солью называется спелеолечение. Есть специальные спелеосанатории, которые находятся в соляной шахте. В Алтайском крае созданы для лечения больных спелеокомнаты, в которых человек дышит специальным микроклиматом соли в течение 30 минут. После такого лечения практически все больные выздоравливают. Конечно, лечение проходит не за один сеанс, а в течение нескольких месяцев.

В лечебных целях используют соляные лампы, которые изготовлены из кристалла каменной соли, созданной природой на протяжении сотен миллионов лет.

Компьютеры, телевизоры, радиориборы, электрообогреватели, микроволновые печи и многое, что вас окружает и без чего вы на мыслите свою жизнь в 21 веке, да и вредная привычка курение – это те факторы, от которых страдает здоровье человека. Электрический свет нагревает соль, в результате чего соль излучает вещества, которые очищают воздух и нормализует микроклимат в помещениях. Соляная лампа благотворно влияет на здоровье, укрепляет иммунитет и повышает жизненный тонус.

Сказка о соли

Жил-был король и было у него три дочери.

Пуще глаза он их берег, а когда подошла старость, и волосы снежком припорошило, стал подумывать, которой же из трех быть после его смерти королевой? Все три пригожи, все отцовскому сердцу любезны. Наконец решил: пускай та из дочерей трон наследует, которая его больше всех любит. Позвал он дочерей и говорит:

– Стар я стал, дочери мои, не знаю, сколько суждено прожить.

Пора одну из вас на трон прочить. Но чтоб выбрать по справедливости, хочу знать, как вы меня любите. Отвечай, старшая дочь, как ты своего отца любишь?

– О, мой отец, люблю вас больше, чем золото, – целуя батюшкину руку, вскричала старшая дочь.

– Добро! А теперь говори ты, дочь моя средняя!

– О, дорогой отец! Люблю я вас как свой девичий венец! – кинулась отцу на шею средняя дочь.

– Добро! А ты, моя доченька младшая, ты-то как меня любишь?

– Я, батюшка, люблю вас, как соль любят! – отвечала Марушка, ласково глядя на отца.

– Ах ты, негодница, – накинулись на нее сестрицы, – сравнивать отца с солью!

– Да, я люблю его, как соль, – повторила Марушка и еще нежнее поглядела на отца.

Отец разгневался не на шутку. Как можно сравнивать родителя с какой-то ничтожной солью, которую каждый в щепоть берет и сыплет!

– Убирайся с глаз моих долой! Коль у тебя ко мне любви не более чем к соли! Когда наступят такие времена, что соль станет дороже золота, тогда и возвращайся, я сделаю тебя королевой! – крикнул король.

Марушка от горя словечка сказать не может. Но приказ отцовский для нее закон. Собрала свои немудреные пожитки и подалась, куда глаза глядят. Долго она шла, не разбирая пути-дороги, пока не добралась, наконец, до темного леса. Вдруг, откуда ни возьмись, появилась на лесной опушке старая женщина.

– Марушка! Куда путь держишь? Головку повесила, глядишь невесело? Зачем тебе про то знать, бабушка? Ведь помочь мне нельзя! – отвечает ей Марушка.

– Ты, девонька, говори, а я послушаю, может что и присоветую, иль ты того не знаешь, что седая голова на советы мудра!

Поведала Марушка старой женщине свое горе. «Ничего, – говорит, – мне теперь не надобно, лишь дожить до того дня, когда отец поймет, как сильно я его люблю».

По правде говоря, старая женщина и сама все про Марушку знала, ведь была она не простая старушка, а мудрая вещунья! Но ничего она девушке не сказала, а к себе на службу позвала. Марушка обрадовалась. Будет где голову преклонить. Будет кому свою печаль поведать. И пошла она вслед за бабушкой. Пришли они в избушку за лесистыми горами. Старая женщина покормила девушку, чем могла. И то! Марушку уже голод да жажда мучат.

– Теперь не ленись, принимайся за работу. Умеешь ли ты прясть да нитки сучить, да ткать? А овец пасти и доить?

– Нет, бабушка, ничему такому меня не учили, но коли вы покажете, я скоро выучусь, – отвечала Марушка.

– Покажу, покажу, доченька! Тебе мое ученье впрок пойдет, а придет время – и в жизни пригодится.

Марушка была девушка прилежная, как пчелка, и хотя раньше никакой работы не знала, скоро всему обучилась.

Закатает рукава, белый фартучек подвяжет, и кипит работа в ее руках – любо-дорого посмотреть.

А во дворце в это время старшие сестры живут не тужат.

К отцу ластятся, на шею кидаются, любовь свою выказывают. Отец им ни в чем не отказывает, во всем потакает. Старшая-то все в дорогие платья наряжается да золотом себя украшает, а средняя пиры-балы задает да женихов привораживает. Совсем избаловались, сами не знают, чего бы это еще у отца спросить.

Стал, наконец, старый король соображать, что старшей дочери золото милее, чем отец! А как средняя объявила, что замуж собирается, понял, что не нужен ей отец-старик.

Вспомнил он младшую дочь Марушку, да поздно, нет от Марушки ни слуху, ни духу.

– Бог с ней, – отгоняет невеселые думы старый король. – Ведь она меня не больше чем соль любит.

Однажды ждали дочери к себе опять гостей. Слух прошел, будто сваты к средней едут. Вдруг в королевские покои вбегает повар, весь дрожит, побелел, как полотно.

– Ох, король – батюшка! – вопит он. – Беда приключилась великая!

– Ты что умом тронулся? – удивляется король.

– Недолго и тронуться! Ведь у нас вся соль исчезла, то ли размокла, то ли сквозь землю ушла, только нету ни порошинки! Чем теперь солить будем?

– Вот дурень! Пошли кого-нибудь за другой!

– Некуда посылать, в каждом доме, во всей стране нету ни крошки соли!

– Тогда соли без соли, иль стряпай такое,

где соль не нужна! – отрезал разозлившись король.

А повару что? – «Будь что будет! Хозяин-барин,

коли так велит, пусть так и будет!»

И давай все кушанья варить без соли. Сначала стряпал, что в голову взбредет, потом на одни сладкие блюда перешел. Ну и стряпня это была, в рот не возьмешь! Стало все меньше гостей на королевские пиры съезжаться, а потом гости и вовсе позабыли в замок дорогу. Ведь теперь у короля не было даже того, что в самой бедной избушке найдется: «Хлеба с солью да с доброй волей». Король ходит, словно в воду опущенный, а дочери, как ошпаренные мечутся. Прошли золотые денечки!

Золота – пруд пруди, а соли во всем королевстве ни щепотки, хоть на край света иди! Исчезла, словно ее ине было!

Понемногу стала у людей охота к еде пропадать. Соли просят, хоть крошку, хоть маковую росинку на язык! Скот падает, коровы и овцы молока не дают, потому что исчезла соль. Начали люди хворать, с ног валятся.

Король и дочери словно тени бродят. Вот какая беда на королевство свалилась! За щепотку соли король сулит столько золота, сколько человек на себе унесет!

Понял король, что соль дороже золота, а тут еще совесть мучит, ведь выходит, что дочку Марушку обидел он понапрасну.

А нашей Марушке тем временем живется не худо. Нету такой работы, которой бы она не обучилась. А про отцовскую беду ей пока неизвестно. Мудрая-то старушка все, конечно, знает, но до времени помалкивает.

Зовет как-то она Марушку к себе и говорит:

– Я ведь тебе когда-то сказала, что подойдет твое время и пробьет твой час! Пора тебе, дочка, домой возвращаться!

– Ах, добрая бабушка, как же я домой вернусь, коли батюшка меня прогнал? – заплакала Марушка.

– Не плачь, дочушка, все образуется. В твоих краях соль теперь стала дороже золота. Значит, надо тебе к отцу идти!

Все ей вещунья рассказала, а потом добавила:

– Ты мне честно служила! Чем тебя за верную твою службу наградить?

– Ничего мне не надо! Это вам, бабушка, спасибо за добрые советы да за ласку. Вот только горсточку соли для моего бедного отца.

– Только и всего? Ведь я все могу, чего бы ты ни попросила, – улыбнулась добрая вещунья.

– Нет, бабушка, спасибо, только соли, – отвечает ей Марушка.

– Ну, что ж! Коли так ты соль почитаешь, пусть тебе соли на всю жизнь хватит! Вот тебе, милая, волшебная палочка. Как подует полуденный ветер, ступай за ней следом. Через три долины, через три горы пройдешь - остановись и стукни палочкой об земь! На том месте земля отворится – ты внутрь войди!

Что там найдешь – все твое. Это тебе от меня приданое на свадьбу!

Поблагодарила Марушка добрую вещунью, взяла золотую палочку и узелок с солью и печально побрела прочь. Жаль было Марушке с мудрой женщиной расставаться, да надеялась еще вернуться за ней и в королевский замок пригласить. А старушка на прощанье ей говорит:

– Обо мне не печалься, будь к людям добра, тогда и они тебе добром ответят!

Вот и лесная опушка. Хочет Марушка еще раз старушку поблагодарить - глядит, а ее нету, словно и не было никогда. Осталась Марушка средь чистого поля одна, как перст. Оглянулась, вздохнула, всё вспомнила и поспешила к родному дому.

Приходит в замок, и – то ли ее давно не видали, то ли на ней платок повязан был – не узнаёт никто королевскую дочку! Не хотят к королю пускать.

– Пропустите меня, – просит Марушка, – я королю подарок несу дороже золота. Он его сразу исцелит! Доложили королю, тот приказывает гостью впустить. Вошла Марушка, попросила хлеба. Король велит хлеб нести, а сам тяжко вздыхает:

– Хлеб-то у нас есть, да вот соли нету!

– Коли нету, так будет! – отвечает Марушка, отрезает ломоть хлеба, развязывает свой узелок, посыпает хлеб солью и королю протягивает.

– Соль! – обрадовался король, – ох, милая, и драгоценный же это подарок!

Что хочешь проси, что пожелаешь – все получишь!

– Ничего мне не надобно, батюшка, только любите меня, как соль любите! – отвечает Марушка – и скидывает с головы платок.

Король так и обомлел от радости, когда узнал свою дорогую Марушку! Просит, умоляет, чтоб обиду позабыла. А Марушка к отцу ласкается, обнимает, глаз с него не сводит. – Все ведь хорошо, что хорошо кончается, батюшка! – говорит.

Разнеслась добрая весь по всему замку, по всему королевству, что младшая дочь пришла и соли принесла. Все радуются и сестры тоже. Да не столько Марушке, сколько соли. Марушка зла не держит, угощает сестер хлебом с солью. И каждого, кто придет, наделяет из своего волшебного узелка. Стал король беспокоиться, как бы им самим без соли не остаться.

– Не спеши добро раздавать, – говорит, а она отца успокаивает:

– Всем хватит, батюшка!

И верно, сколько соли раздаст, столько и прибудет! Все вокруг повеселели. У короля недуги прошли, будто рукой сняло. На радостях созвал он старейшин и прямо под чистым небом объявил Марушку королевой. Стоит Марушка радуется, вдруг теплый ветер ей в лицо дунул. Поведала она отцу все, что ей мудрая старушка наказывала, и пошла вслед за ветром.

Миновала три долины и три вершины, хлестнула о земь палочкой – земля разверзлась, и Марушка вошла внутрь.

Вдруг откуда ни возьмись – перед ней огромные палаты. Стены, потолок и пол блестят, да искрятся, словно ледяные. По бокам – штольни, а там по стенкам гномы карабкаются, в руках горящие светильники держат и Марушку такими словами встречают:

– Добро пожаловать, королева, мы ждем тебя! Наша госпожа велела тебе королевство показать. Это се твое!

Стали они вокруг Марушки бегать, светильниками махать, и по стенам вверх-вниз карабкаться. Стены засверкали, будто драгоценными камнями покрылись. Марушка ходит, этой красой любуется. Человечки дальше бегут, ведут ее по длинным коридорам, где с потолков блестящие ледяные сосульки свешиваются. Показывают сад с прекрасными алыми ледяными розами и дивными цветами. Срывают самую красивую розу и подают своей королеве. Марушка подносит розу к лицу, но, увы, роза совсем не пахнет!

– Что это такое? – спрашивает у гномов королева. – Я такой красоты никогда еще не видала!

– Все это соль! – отвечают подданные.

– Неужели? Разве соль растет? – изумляется королева. – Что же мне делать? Как я посмею брать отсюда соль?

– Бери, Марушка! Бери, сколько захочешь. Соль никогда не иссякнет, и никогда больше твой народ не останется без соли! – отвечали ей гномы.

Марушка горячо поблагодарила их и поднялась наверх. Но земля за ней не сомкнулась.

Вернулась Марушка домой, показала отцу розу и все ему рассказала. Король понял, какое богатство получила его дочь от доброй волшебницы. А Марушка все не может забыть бабушку. Велит закладывать карету и вместе с отцом едет в лес, хочет звать старушку в свой замок.

Думала Марушка, что дорогу знает, что каждую лесную тропинку помнит, но сколько ни ходила, сколько ни искала, все стежки-дорожки казались ей одинаковыми, будто маковые зернышки. Исчезла избушка, да и старую женщину найти не удалось. Только сейчас догадалась Марушка, что это была добрая волшебница. Пришлось ей домой возвращаться. В дареном узелке соль давно уже кончилась, но теперь Марушка знала, где соль растет: стали люди ее оттуда брать. И сейчас берут, а соль все не убывает! И у всех ее вдосталь.

Приложение З

Просмотров работы: 5653