Важнейшей чертой современного этапа развития экономики является повышение роли инноваций как основы экономического роста государств, а также стремление развитых стран конкурировать за счет высоких технологий и нестандартных нематериальных активов. Широкое внедрение в хозяйственный оборот инновационных продуктов и технологий стало ключевым фактором экономического развития и улучшения качества жизни населения.
В российском законодательстве под инновацией понимается: ”конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности”.
В утвержденных президентом РФ Основах политики Российской Федерации и области развития науки и технологии на период до 2010 года и дальнейшую перспективу в качестве неотъемлемой части экономической политики государства определено формирование национальной инновационной системы (НИС): ”Национальная инновационная система должна обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций и научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны”.
Основные направления формирования национальной инновационной системы предусмотрены в основах политики Российской Федерации:
– создание благоприятной экономической и правовой среды (создание благоприятного инвестиционного климата);
– построение инновационной инфраструктуры;
– совершенствование организационно-экономических механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научно исследовательских и экспериментальных разработок.
В настоящее время, слабым звеном организационно - экономического механизма управления национальной экономикой, является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрение последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразных высококачественных и конкурентоспособных продуктах и услугах.
Особенно важную роль призваны сыграть инновации в сфере туризма. Мировая практика свидетельствует, что туристская индустрия по доходности и динамичности развития уступает лишь добыче переработке нефти и газа.
По данным Всемирной туристской организации туристский бизнес обеспечивает 10% оборота производственно-сервистного рынка, на его долю приходится 7% общего объема мировых инвестиций и 5% всех налоговых поступлений.
Анализ роли и места России в международной торговле услугами показал, что сфере услуг, в том числе и туристских, находится в стадии становления и ее роль в мировой экономике незначительна – около 1%.
Невысокий процент прибытий иностранных граждан объясняется влиянием многих сдерживающих факторов, к которым относятся: политическая и экономическая нестабильность, обострение криминогенной обстановки, террористические угрозы и наряду с этим – разрушенная и неразвитая база индустрии туризма, разрушение единого туристского пространства и т.д.
Для сравнения можно отметить, что доля Франции в мировом потоке прибытий составляет 10,7%, Испании - 7,2%, США - 6,4%, КНР – 5,5%. Туризм – одна из важнейших отраслей экономики любой развитой страны. Во многих государствах он входит в число основных источников дохода. Въездной туризм в России развит слабо, хотя он является неиссякаемым источником валютных поступлений в экономику страны.
Поэтому и в России необходимо больше внимания уделять индустрии туризма, содействовать совершенствованию инновационных процессов в сфере туризма, способствовать созданию новых продуктов и услуг, новых технологий управления в туристском бизнесе. Причем развитие инноваций необходимо проводить как на уровне государства, так и на уровне самих туристских организаций. Именно инновационный рост ведет к созданию и реализации конкурентоспособного продукта и услуги, оздоровлению экономического состояния не только предприятия, но и всего туристического направления.
Туристские организации в условиях рыночной экономики все более осознают необходимость разработки новых продуктов и услуг и связанную с этим экономическую выгоду. Благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также огромному интересу туристов из дальнего и ближнего зарубежья как к новому неохваченному направлению, Россия имеет все основания для инновационного развития туристской отрасли.
Рычагами влияния государства на инновационную деятельность туристских организаций являются: предоставление налоговых льгот инновационно активным организациям, осуществление специальных научно-технической, налоговой и кредитно-финансовой политик, создание благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в туристскую отрасль, совершенствование амортизационной политики, установление приоритетных направлений развития науки.
Инновации в индустрии туризма главным образом направлены на формирование нового туристского продукта, новых подходов в маркетинговой деятельности, а также на применении новых методов управления с использованием IT- технологий. Внедрение инноваций позволит повысить конкурентоспособность туристских предприятий. Создание новых и развитие перспективных видов туризма увеличивают рост потребительского спроса на рынке туристских услуг.
Следует выделить следующие факторы, определяющие степень инновационного развития туризма:
– рыночная конъюнктура рынка и конкуренция (как на внутреннем, так и на внешнем рынках);
– внешняя среда (уровень развитие науки и техники, совершенствование законодательной и юридической базы, политическая и экономическая стабильность);
– кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры, политические деятели, государственные служащие);
– ресурсы (природные, производственные, финансовые, научно-технические, технологические, инфраструктура) .
В туризме нововведения в технике, технологии, экономике, управлении и социальной сфере взаимосвязаны, и чтобы внедрить новшество, надо осуществить изменения и в других сферах. Например, чтобы отказаться от старой привычки бронирования тура по факсу и перейти на систему «on-line бронирования», позволяющего получать мгновенно подтверждение тура, компания должна обучить сотрудников, установить компьютеры с соответствующим программным обеспечением, внести изменения в условия договора между оператором и клиентом и т.д. При этом туроператор экономит время по обработке заявки, ускоряет процесс оформления тура, своей оперативностью привлекает новых клиентов.
Для формирования инновационной стратегии предприятий туриндустрии и дальнейшей реализации инновационных идей в сфере туризма (автоматизация, разработка программного обеспечения, разработка новых видов туризма и новых туристских маршрутов, новизны в услугах в сфере гостеприимства и т.д.) необходима система управления инновациями, отвечающая требованиям отрасли и рынка. Эффективность создания нового туристского продукта, темпы его развития определяются инновационной активностью в производстве нового продукта, который либо удовлетворяет совершенно новую потребность, либо позволяет расширить рынок потребителей. Инновационная активность проявляется через инновационный процесс и является необходимым условием экономического роста и повышения качества жизни.
Таким образом, инновационное развитие индустрии туризма – сложный процесс, в котором задействованы, как граждане потребители услуг, так и государственные органы управления, а также туристские фирмы и предприятия туристской индустрии, деятельность которых регламентируется нормативно-правовыми актами в области туристской и инновационной деятельности. Для построения эффективной методики инновационного развития туризма, необходимо: оценить весь спектр показателей, относящихся к сфере услуг, учитывая исторические и местные условия развития конкретного туристического направления, провести комплексный анализ состояния туристских ресурсов, дать классификацию инноваций в туризме.
Инновационное развитие индустрии туризма – это разработка и создание новых туристских маршрутов, продуктов, услуг и т.д. с применением достижений науки, техники, IT- технологий, а также передового опыта в области управления и маркетинга, внедрение которых позволит повысить занятость населения, обеспечить рост его доходов, повысить социально – экономическое развитие и туристскую привлекательность страны и регионов.
Требования динамики развития туристского рынка обуславливает необходимость постоянного совершенствования законодательных актов в области государственной поддержки туризма, а также межотраслевого законодательства, влияющего на состояние туристской индустрии. В целом, туризм имеет все необходимые условия для инновационного развития туристской отрасли.
Список используемой литературы
Новиков, В.С. Инновации в туризме. Учебное пособие//М, Издательский
цент Академия, 2007г., 208 с.
Гершман, М.А. Инновационный менеджмент. Учебное пособие //М, Маркет
ДС, 2008г., 200 с.
Национальные инновационные системы в России и ЕС// М: ЦИПРАН РАН
2006г., 170 с.
Осеевский, М.Э. Модернизация экономики Санкт-Петербурга инновационное развитие и структурные преобразования // Журнал Инновации №5 (139) 2010г., Специальный выпуск.
Материалы Всесоюзной научно-практической конференции “Актуальные
аспекты экономики, менеджмента и инноваций”// НГТУ им. Р.Е.Алексеева, Нижний Новгород, - 2010г., 124 с.