ТРЕУГОЛЬНИК РОССИЯ-ВЕНЕСУЭЛА-США: РЫНОК ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТРЕУГОЛЬНИК РОССИЯ-ВЕНЕСУЭЛА-США: РЫНОК ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Болдырев В.С. 1
1Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье рассматриваются взаимоотношения Российской Федерации и Боливарианской Республики Венесуэлы на современном этапе. Дается оценка их развитию и перспективам дальнейшего роста.

Ключевые слова: Россия, Венесуэла, Латинская Америка, Соединенные Штаты Америки, внешняя политика России, экономический кризис.

Под влиянием глобализационных процессов международная арена сегодня существенно изменилась. Появление новых акторов в мировой политике, развитие международных экономических и торговых отношений, формирование глобальной информационной сферы – все это существенно изменило внешнюю политику государств. Теперь им, для защиты собственных национальных интересов, необходимо координироваться не только в рамках глобальных организаций, но и на региональном и субрегиональном уровнях. Поскольку эти группировки начинают играть все большую и большую роль в мире, привлекая сторонние развитые государства как рынки сбыта товаров, то можно констатировать тот факт, что центр внимания мирового сообщества ныне направлен не на Европу или США, как это было ранее, а на эти самые регионы. Одним из наиболее перспективных в данном плане считается регион Латинской Америки, в котором все основные международные игроки стремятся упрочить свое влияние.

2014 г. войдет в историю как поворотный во внешней политике России. Эскалация конфликта в Украине, напряженность в отношениях со странами Европы и США,– все это поставило российскую дипломатию перед сложным выбором дальнейшего пути развития. Представляется очевидным, что в ближайшее время отношения с Западом не изменятся, что влечет за собой как серьезные экономические убытки, связанные с введением антироссийских санкций и ростом цен на нефть, так и вероятность оказаться на периферии международной арены [1].

Несомненно, это один из важнейших вызовов для современной России. Необходимо не просто не начать отступать в развитии, но и продолжать следовать амбициозным планам по становлению в качестве мировой державы. Потеря европейских партнеров должна привести к поиску новых, отношения с которыми выведут Россию на новый уровень.

И этот поиск уже начался, в том числе и в Латинской Америке. Сложно назвать отношения России с данным регионом однозначными. К примеру, профессор К.А. Хачатуров отмечал, что им присуща некоторая «аритмия»: периоды подъема сменяются спадом [2]. Так и в настоящее время на фоне некоторого снижения уровня отношений России (по сравнению с СССР) с государствами региона, пожалуй, лишь несколько государств демонстрируют большую активность. С ними сегодня и налаживается сотрудничество. Осенью был подписан ряд соглашений, направленных на активное сотрудничество в энергетической сфере, с Аргентиной и Бразилией. Продолжается развитие уже исторических отношений с Кубой. Однако главной целью России в регионе постепенно становится Венесуэла, с которой связана богатая история.

В течение XX в. отношения между странами были цикличны: потепления сменялись заметным похолоданием вплоть до полного разрыва отношений в 1952 г.; восстановлены они были только в 1970 г. на фоне улучшения советско-американских отношений. Связана такая неоднозначность с тем, что Венесуэла, являясь развивающейся страной, одной из стран Латинской Америки, которые в США называли «задним двором», вынуждена была на протяжении всего XX столетия лавировать между двумя гигантами мировой политики – США и СССР.

Сегодня Венесуэла играет значительную роль как на региональном уровне, так и на международной арене. Она обладает богатыми нефтяными залежами, развитой – по меркам Латинской Америки – экономической инфраструктурой, выгодным географическим и геополитическим положением – выходом в Атлантический океан, к странам Карибского бассейна и важным региональным центрам: Бразилии, Колумбии. При этом стоит отметить, что Каракас достаточно активно влияет на политику своих соседей – к примеру, в последние годы среди западных исследователей бытует мнение, что уменьшением объемов экспорта наркотрафика Колумбия и Соединенные Штаты не в последнюю очередь обязаны жесткой внутренней политике Уго Чавеса и нынешнего президента Николаса Мадуро [3].

Началом современного этапа международных отношений для Венесуэлы, несомненно, можно считать 1998 г. и приход к власти Уго Чавеса. Им был выбран новый вектор развития страны, получивший красноречивое название «социализм XXI века» [4]. Вследствие этого главным соперником, по мнению политической элиты Венесуэлы, являются Соединенные Штаты Америки и их ближайшие союзники. Страны полностью разорвали дипломатические отношения в 2008 г., когда из Каракаса был выдворен американский посол Патрик Дадли. С тех пор политического диалога между США и Венесуэлой нет, однако есть ряд предпосылок к его возобновлению.

Отношения Российской Федерации и Боливарианской Республики принципиально отличаются: Венесуэла стала первой латиноамериканской страной, признавшей Россию. За все время пребывания в президентском кресле Уго Чавес посетил Москву 9 раз, увеличивая с каждым приездом размах сотрудничества. Венесуэла признала независимость Абхазии и Южной Осетии.

В экономической сфере также идет активное сотрудничество: например, с 2005 по 2007 гг. товарооборот между Россией и Венесуэлой вырос в 7 раз и составил 517 млн долларов, а в 2011 г. – уже 2 млрд долларов. При этом доля российских товаров с высокой степенью обработки составила в 2007 г. 70 % экспорта в Венесуэлу. С 2001 г. действует Межправительственная Российско-Венесуэльская комиссия высокого уровня, одним из аспектов ее работы является направление инвестиций в малый и средний бизнес [5].

Поскольку межгосударственные отношения сегодня конфликтны и в определенной степени анархичны, дальнейшее развитие российско-венесуэльских отношений достаточно непредсказуемо. Можно выделить три основных сценария: благоприятный для РФ; неблагоприятный, связанный с доминацией США в стране; нейтральный.

Первый сценарий основывается на продолжении взаимодействия России и Венесуэлы. Во-первых, экономики государств основаны на экспорте энергоносителей. В связи с продолжающимся падением цены за баррель нефти, перед экономиками обеих стран появляется важнейшая задача поиска выхода из сложившейся ситуации, что может несколько объединить их. Прогнозы неутешительны: к примеру, в начале 2015 г. рейтинговое агентство Moody’s понизило кредитные рейтинги стран: с Baa2 до Baa3 (последняя ступень в линейке инвестиционных рейтингов) для России [6] и с Caa1 до Caa3 (высокий кредитный риск и существенная вероятность дефолта) для Венесуэлы [7]. Однако развитие совместных проектов, связанных, прежде всего, с торговой и энергетической сферами, может стать толчком к развитию экономик. Во-вторых, как упоминалось ранее, особенность внешнеполитического курса Венесуэлы заключается в открытой неприязни к американской внешней политике, стремлении противопоставить себя «капиталистическому миру».

Второй сценарий неблагоприятен для России и основывается на смене власти в Венесуэле. В настоящее время внутри страны наблюдается активный рост антиправительственных настроений. Например, в марте 2014 г. (символично, что события проходили одновременно с украинским кризисом) прошли массовые митинги в поддержку американской власти [8]. Эскалация конфликта продолжается, и новый этап противостояния может начаться из-за падения цен на нефть и роста инфляции, что вполне может привести к политическим изменениям в Боливарианской Республике. Новое направление во внешней политике Венесуэлы не сулит ничего хорошего для России – если произойдет «перезагрузка» отношений США, то российское влияние в регионе существенно ослабнет.

Третий сценарий нейтрален и заключается в продолжении существующих торгово-экономических и политических отношений между Россией и Венесуэлой, однако дальнейшего развития они не получат. Предпосылки к этому связаны с появлением новых игроков в Латиноамериканском регионе, прежде всего, КНР. В начале января 2015 г. между странами были достигнуты договоренности о реализации совместных проектов на общую сумму более 20 млрд долларов. Китай стремится в Латинскую Америку, и Венесуэла вполне может стать одним из его главных региональных партнеров [9]. Помимо КНР, идет сотрудничество с активно развивающими странами – Бразилией и Аргентиной, Индией, Ираном и Малайзией, ЮАР, Алжиром и Марокко. По мнению Каракаса, эта политика укрепления влияния «в третьем мире» может стать основой для диверсификации политических и дипломатических связей. В итоге российское направление внешней политики может перестать быть приоритетным для Венесуэлы.

Отношения Российской Федерации и Боливарианской Республики Венесуэлы действительно проверены временем и активно развиваются сегодня. Подписание новых контрактов и выполнение уже существующих в торговой и энергетической сферах может стать существенным фактором в преодолении экономического кризиса. Однако у России есть ряд серьезных конкурентов, способных помешать ей в регионе, поэтому российской дипломатии придется приложить все силы, чтобы не потерять свои позиции в Венесуэле.

Литература

  1. Романова К. России пророчат дефолт // Россия в глобальной политике. – 10.12.2014. – Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/ukraine_crysis/Rossii-prorochat-defolt-17171

  2. Хачатуров К.А. Латиноамериканские уроки для России. – М.: Международные отношения, 1999.

  3. Мартынов Б. «Реликтовые» и потенциальные конфликты в Латинской Америке // Международные процессы. – 2006. – Т. 4, № 2 (11). – Режим доступа: http://www.intertrends.ru/eleventh/004.htm

  4. Боливарианская Республика Венесуэла // Справка Министерства иностранных дел РФ. – 18.05.2012. – Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/ns-rlat.nsf/4cdf4375bb86bbd8c325710d0037452f/e1f871eb3e067338c3257199005084e8!OpenDocument

  5. Петрова Т.П. Российско-венесуэльские отношения в прошлом и настоящем // Латинская Америка. – 2005. – № 6. – С. 102-105.

  6. Moody’s Downgrades Russia’s Government Bond Rating to Baa3; on Review for Further Downgrade // Moody's Investors Service. – 16.01.2015. – URL: https://www.moodys.com/research/Moodys-downgrades-Russias-government-bond-rating-to-Baa3-on-review--PR_316487

  7. Moody's Upgrades Colombia's Rating to Baa2 from Baa3; Outlook Stable // Moody’s Investors Service. – 28.07.2014. – URL: https://www.moodys.com/research/Moodys-upgrades-Colombias-rating-to-Baa2-from-Baa3-outlook-stable--PR_304637

  8. Кризис в Венесуэле: внутренние протесты или иностранный заговор? // Иносми. – 15.03.2014. – Режим доступа: http://inosmi.ru/world/20140315/218574607.html

  9. Проблемы Венесуэлы решит Китай? // Deutsche Welle. – 08.01.2015. – Режим доступа: http://dw.de/p/1EGbe

Просмотров работы: 1553