МОЛОДЕЖЬ И ПРОБЛЕМЫ АДДИКЦИИ В 21 ВЕКЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МОЛОДЕЖЬ И ПРОБЛЕМЫ АДДИКЦИИ В 21 ВЕКЕ

Кадырова А.М. 1, Нуриева Р.Г. 1, Лихолет А.Н. 1
1ГАОУ СПО "Чистопольский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Подростковый возраст - это период развития детей, отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройки организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый человек. Это развитие завершается превращением подростка в юношу или девушку. Важно отметить, что к этим годам подросток становится зрелым в половом отношении, но его физическое и духовное развитие еще далеко не завершено, физическая и духовная зрелость наступает примерно на 3-4 года позже.

Педагоги и психологи Фельдштейн Д.И., Батанжиева Т.Н. отмечают, что исследуемый возраст, отдельные его стадии относятся к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость, причем противоречивый характер проявляется не только в физическом развитии, но и в развитии интеллекта, а так же протестующий способ поведения сочетается с возрастающей самостоятельностью. Стремление найти свое место в обществе, становится преобладающим, порождает у подростка стремление понять самого себя.

Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, а также приводить к страху плохой оценки их со стороны окружающих. Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно, вплоть до полного непринятия себя, устойчивого чувства неполноценности.

Многие исследователи рассматривают подростковый возраст как фактор риска для развития девиантного поведения. Причина такого подхода лежит в психологических особенностях данного возраста. К психологическим особенностям относят перепады настроения, категоричность высказываний и суждений, желание быть признанным и оцененным другими, сочетающееся с показной независимостью. Подростковый возраст и юношество – самый уязвимый период для возникновения разнообразных нарушений и в то же время самый благоприятный для овладения нормами дружбы. Подростки с зависимым поведением отдают предпочтение надежной зависимости вместо надёжной неопределенности.

К зависимому поведению относят: зависимость от психоактивных веществ, от приема пищи, сексуальные девиации, патологическую склонность к азартным играм, воровству, поджогам, бродяжничеству и т.д.

К характеристикам зависимой личности можно отнести такие индивидуально – психологические параметры, как внушаемость и подражательность, наивность, простодушие, любопытство, яркость воображения, склонность к риску и «вкус опасности».

Исследовав особенности подросткового возраста и юношества, причины возникновения аддиктивного поведения нам стал интересен уровень зависимого поведения в нашем образовательном учреждении.

Исследование было проведено в ГАОУ СПО «Чистопольский педагогический колледж». В исследовании добровольно приняли участие 50 студентов в возрасте 16-17 лет.

Для исследования была выбрана методика «Диагностика склонности к различным зависимостям» автор Лозовая Г.В.

На основе анализа нашего исследования можно сформулировать ряд основополагающих выводов:

  1. Выявлен высокий показатель любовной зависимости - 64%. При отношениях непропорционально много времени и внимания уделяется любимому человеку. Мысли об этом человеке доминируют в сознании, становясь сверхценной идеей. Человек забывает о себе, перестает заботиться о себе и думать о своих потребностях вне зависимых отношений. Это распространяется и на отношения к родным и близким.

  2. Пищевая зависимость 40,8% – это нарушение пищевого поведения человека, которое возникает тогда, когда еда используется как средство ухода от субъективной реальности. Во время стресса возникает стремление «заесть» неприятность. Человек начинает, есть слишком много и слишком часто.

  3. 24,4 % респондентов показали зависимость от здорового образа жизни, что говорит о чрезмерном увлечении своим здоровьем. Сверхценный характер этого увлечения может принимать самые различные формы: посещение тренажёрных залов, спортзалов, специфические диеты, журналы и газеты, смотрит телепередачи о здоровье и т. д. В результате подобной гонки за здоровым образом жизни нарушаются отношения с окружающими, семьей, возникают проблемы в профессиональной деятельности.

  4. Остальные виды зависимости проявились на очень низком уровне, например:

- Алкогольная зависимость (6,1%)

- Телевизионная зависимость (12.2%)

- Религиозная зависимость (12.2 %)

- Трудовая зависимость (6,1%)

- Лекарственная зависимость (8,1%)

- Зависимость от компьютера (8,1%)

5. Так же 0% имеют следующие зависимости: игровая, наркотическая и зависимость от курения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что такие зависимости как игровая, наркотическая и зависимость от курения уходит на второй план. Предположительно могли сыграть свою роль многочисленные разговоры, фильмы, интерактивные занятия в образовательном учреждении и СМИ. Новые обороты приобретают такие зависимости как любовная, пищевая и зависимость от здорового образа жизни. Что совсем не удивительно, так как из обычного приема пищи, по многим телевизионным каналам, еда превращена в красивую и красочную картинку. Здоровый образ жизни, который культивируется так активно в последнее десятилетие (в том числе с проведением Универсиады в г. Казань, Олимпиады и Паралимпиады в г. Сочи) в нашей стране начинают приносить реальные плоды в молодежной среде. В настоящее время любовная, пищевая и зависимость от здорового образа жизни являются социально приемлемыми, так как не наносят большой вред будущему поколению.

На наш взгляд зависимое поведение имеет свою притягательность тогда, когда человек осознает, какие эмоции он получает. Но если человек попадает в сети зависимости только ради определенных эмоций, то можно заменить вид деятельности, приносящий подобные эмоции. Например, своеобразные эмоции от компьютерных игр можно заменить катанием на горных лыжах и получить более яркие впечатления.

Перспективу наших исследований видим в сравнительном анализе с другими учебными заведениями города. Это позволит создать общую картину аддиктивного поведения среди молодежи в Чистопольском муниципальном районе и позволит педагогам и психологам вести работу по данному направлению в нужном русле.

Просмотров работы: 1131