РОССИЙСКИЙ И КИТАЙСКИЙ ПОДХОДЫ К СОТРУДНИЧЕСТВУ В РАМКАХ БРИКС - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОССИЙСКИЙ И КИТАЙСКИЙ ПОДХОДЫ К СОТРУДНИЧЕСТВУ В РАМКАХ БРИКС

Лисицкая М.В. 1
1Саратовский Государственный Университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье рассматриваются подходы России и Китая к деятельности группы БРИКС. Анализируются общие черты и различия в подходах. Характеризуются цели участия стран в группе, выявляются точки соприкосновения и перспективы сотрудничества.

Ключевые слова: Россия, Китай, БРИКС, реформирование глобальных институтов, экономическое развитие, многополярный мир.

Глобальные изменения системы международных отношений повышают интерес к новым форматам межгосударственного взаимодействия и международных институтов. В их числе находится и БРИКС – группа из пяти быстроразвивающихся государств (Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР), объединенных задачами реформирования институтов глобального управления, эффективного экономического развития и построения многополярного мира. В то же время государства-участники имеют и индивидуальные черты в подходах к деятельности группы.

В этой связи особый интерес представляют такие члены клуба, как Китай и Россия. Имея длительную и довольно непростую историю межгосударственных отношений, сегодня страны заинтересованы в дальнейшем развитии практического взаимодействия в рамках БРИКС. Оба государства поддерживают дальнейшую трансформацию группы в платформу для совместного разрешения важнейших вопросов мировой экономики и политики [1].

Важно отметить, что именно Россия и Китай являются главными инициаторами создания и продвижения группы БРИКС. Именно в России проводилась первая встреча на министерском уровне, обозначившая появление БРИК на мировой арене, и первый саммит группы в июне 2009 г. [2]. Китай же стал в 2010 г. инициатором вхождения ЮАР. Именно в Китае в 2011 г. страны БРИКС подписали рамочное соглашение о финансовом сотрудничестве, что было важным шагом в продвижении экономического сотрудничества внутри группы.

Однако БРИКС не свойственно китайское, российское или российско-китайское доминирование. Важным принципом деятельности клуба является построение отношений на основе равноправного сотрудничества и выработки совместных позиций [3]. В случае возникновения противоречий или расхождений по тем или иным вопросам проводится сложная работа по поиску компромиссных решений. Отметим, что такой подход, с одной стороны, несколько усложняет процедуру принятия решений, с другой – способствует развитию равноправного диалога между членами группы.

На сегодняшний день и Россия, и Китай проявляют заинтересованность во взаимодействии в рамках БРИКС. Этот формат сотрудничества способствует сохранению и укреплению их международного статуса как в экономической, так и в политических сферах. Наличие общих внешнеполитических задач, стоящих перед каждой из стран, сказалось на наличии общих черт в подходах к участию в группе.

Так, с экономической точки зрения оба государства заинтересованы в реформировании мировых финансовых институтов. Во многом в силу исторических причин Россия и Китай фактически не принимали участия в формировании правил и принципов, на которые опирается сегодня мировая торговля. Таким образом, существующая диспропорция по отношению к представленности развитых и развивающихся стран в глобальном управлении создает препятствия для российской и китайской экономик.

Для России, чья экономика весьма тяжело пережила потрясения 1990-х гг., перестройка мировых экономических институтов на более справедливых началах могла бы стать значимым импульсом к развитию. В настоящий момент нашей стране недостает экономического влияния для пересмотра экономических соглашений, поэтому ей нужны партнеры по БРИКС, чтобы изменить правила игры или, как минимум, создать альтернативные институты, обходящие эти правила [4]. В свою очередь, Китай, экономику которого в последние десятилетия характеризует беспрецедентный подъем, находится в аналогичной ситуации, с той разницей, что ему не достает влияния политического. При этом в группе БРИКС оба государства видят перспективу решения этих задач.

Другой стороной, объединяющей подходы России и Китая, является отношение к БРИКС как к международному клубу, способному транслировать их внешнеполитические взгляды: представления об основополагающей роли ООН, приверженность международному праву и принципам многополярности в международных отношениях. Позиции стран-участниц БРИКС сегодня таковы, что данная структура представляет собой новую модель международных отношений, альтернативную однополярному мировому устройству, ориентированному, прежде всего, на потребности США и других развитых стран. Реформирование мировых финансовых институтов, продвижение дипломатических и политических методов решения конфликтов, обеспечение международной безопасности, к которому стремится БРИКС, имеют целью участие развивающихся стран в мировых экономических и политических отношениях на справедливых основаниях, обеспечение защиты их интересов на мировой арене, взаимодействие с развитыми странами на равных.

Россия и Китай, являющиеся постоянными членами Совета безопасности ООН, согласились, что Индия, ЮАР и Бразилия являются наиболее подходящими кандидатами на вхождение в качестве постоянных членов в СБ ООН в рамках его готовящейся реструктуризации. Позиция Китая при этом претерпела существенные изменения, т.к. изначально он возражал против присоединения Индии к постоянным членам. В настоящее время КНР по этому вопросу придерживается конструктивной позиции, которая способствует укреплению стратегического партнерства между странами [5].

Тем не менее, КНР, не возражая против такого повышения международного статуса своих «коллег» по БРИКС, по-прежнему с осторожностью подходит к вопросам расширения состава постоянных членов Совета безопасности ООН, опасаясь создать прецедент для присоединения Японии. Это является предметом для дальнейшего обсуждения в рамках БРИКС и поиска необходимого компромисса [6].

Россия и Китай неизменно подчеркивают важность развития всестороннего практического взаимодействия в рамках БРИКС, включая поддержку работы Делового совета, создание Банка развития и пула валютных резервов, продолжают расширять практическое взаимодействие в научно-технической сфере, в сельском хозяйстве, здравоохранении и других областях [7].

Важным аспектом для обеих сторон является и двустороннее экономическое сотрудничество между участниками. Как показывает практика, экономические связи между членами группы с момента ее создания стали значительно более прочными. В данном случае БРИКС является как раз той площадкой, на которой участники, в том числе Россия и Китай, могли бы заключать выгодные соглашения, направленные на расширение сфер взаимодействия и дальнейшую интенсификацию экономического сотрудничества.

Как для российской, так и для китайской стороны немаловажным аспектом сотрудничества в БРИКС является укрепление культурных связей между государствами, взаимодействие в гуманитарной сфере, в сфере противодействия экологическим и социальным угрозам. Это не раз отмечалось лидерами обоих государств.

В целом, и Россия, и Китай рассматривают БРИКС как перспективную площадку для диалога, позволяющую эффективнее реализовывать свои интересы на международной арене.

Тем не менее, российскому и китайском подходам к группе БРИКС свойственен и ряд различий, касающихся в основном приоритетных сторон сотрудничества.

КНР преимущественно заинтересована в деятельности БРИКС в экономической сфере и не стремится на данном этапе переносить деятельность БРИКС в политическую плоскость. Китай склонен уделять больше внимания координации позиций стран-участниц по экономическим вопросам и расширению экономического сотрудничества между государствами-членами. Так, оценивая итоги саммита в г. Санья, помощник министра иностранных дел КНР У Хайлун отметил, в первую очередь, достижение консенсуса по развитию международной обстановки, выработку совместных целей по продвижению демократизации международных отношений, усилению управ­ления глобальной экономикой, повышению права голоса стран с нарождающимися рынками и развивающихся государств в международных делах [8].

В то же время КНР уделяет большое внимание проблемам преодоления последствий финансового кризиса и послекризисного восстановления экономик. Важным аспектом представляется совместное обеспечение безопасности в сферах про­довольствия, энергетических ресурсов и общественного здраво­охранения. По мнению китайских руководителей, совместная работа в данном направлении будет способствовать как мировому экономическому росту, так и реализации стоящих перед группой БРИКС реформаторских задач [9].

Будучи, без сомнения, наиболее самодостаточным членом клуба, Китай традиционно весьма осторожно относится к принятию новых обязательств. Группа БРИКС важна для него скорее как влиятельная группа коллективного лоббирования при решении «прикладных задач» [10], способ продвигать свои национальные интересы на мировой арене. По мнению некоторых исследователей, «формат “новых развивающихся стран и экономик” дает китайскому руководству новые рычаги для реа­лизации идей “мирного возвышения и подъема”», иными слова­ми ‒ для продвижения системных внешнеполитических целей КНР» [11].

Для Пекина БРИКС ‒ зримое воплощение концепций «не-американского» или «не-атлантического мира». Немаловажно, что такой формат позволяет осуществить постепенный переход к такому миру, что соответствует излюбленным методам китайской дипломатии [12].

При этом для Китая характерно подчеркивание роли БРИКС как инструмента защиты интересов стран развивающегося мира, среди которых КНР, без сомнения, является лидером по масштабам экономики [13]. В частности, проистекающие из этого разногласия в подходах воплотились в жизнь при обсуждении размеров уставного капитала банка БРИКС и принципов его управления. Китайская сторона долгое время настаивала на том, чтобы голоса распределялись пропорционально участию в формировании капитала банка (т.е., по сути, размерам экономик). Только после длительного обсуждения странам удалось согласовать позиции и принять решение о равном участии членов группы.

В целом же, как отметил в одном из интервью накануне VI саммита БРИКС в бразильском городе Форталеза заместитель министра иностранных дел КНР Ли Баодун, «Китай является твердым сторонником и активным участником взаимодействия в рамках БРИКС и рассматривает развитие сотрудничества с другими странами БРИКС в качестве одного из приоритетов своей внешней политики». Китайский политик заявил также, что его страна заинтересован в дальнейшем укреплении группы и превращении ее в полноправный координационный механизм, в особенности выделяя сотрудничество в торгово-экономической, инвестиционной, финансовой, валютной и гуманитарной сферах [14].

Россия же, хотя и придает большое значение экономической составляющей БРИКС, не отказывается от перспектив расширения повестки дня и включения в сферу деятельности группы новых международных вопросов. Не случайно, говоря о перспективах БРИКС в апреле 2011 г., С.В. Лавров акцентировал внимание на взаимодействии стран в международно-политической сфере, которому посвятил под­робный комментарий. Среди достижений сотрудничества в БРИКС министр отметил координацию политических позиций в ООН, усилия по укреплению всеобщей безопасности, формирование полицентричного мироустройства [15].

Новое измерение политика России в БРИКС получает в 2014 г. после общего ухудшения отношений со странами Запада и введения целым рядом государств антироссийских санкций. Данные меры придают новый импульс углублению сотрудничества со странами БРИКС и поиску новых возможностей для развития двусторонних и многосторонних отношений с членами группы. Важно отметить, что страны БРИКС неоднократно высказывались против введения санкций. При этом «поворот России на Восток» следует рассматривать не как попытку сформировать антизападный блок. Для нее участие в БРИКС имеет стратегическое значение в качестве средства получения политической поддержки «коллег» по группе, увеличения степени участия в мировой экономике и возможности расширить партнерство со странами БРИКС, исходя из объективных интересов [16].

В сфере экономических отношений БРИКС предоставляет России возможности для решения задач модернизации и повышения роста экономики. Так, например, в Концепции участия Российской Федерации в БРИКС, принятой в 2013 г., в качестве основных целей торгово-экономического сотрудничества выделяются: создание более благоприятных условий для развития взаимной торговли, в первую очередь для продвижения российского экспорта; развитие сотрудничества с государствами-участниками БРИКС в рамках международных организаций для совместного продвижения общих интересов в сфере международной торговли; развитие сотрудничества по вопросам конкурентной политики; содействие укреплению Биржевого альянса государств-участников БРИКС; укрепление и совершенствование механизма сотрудничества государств-участников БРИКС в данной области [17].

Концепция участия РФ в БРИКС определяет в качестве цели трансформацию БРИКС в «полноформатный механизм стратегического и текущего взаимодействия по ключевым вопросам мировой политики и экономики»[18]. Появление и развитие группы способствует укреплению международных позиций РФ, становится инструментом реализации концепции многополярного мира и многовекторности российской внешней политики.

Тем не менее, необходимо отметить, что сотрудничество в рамках БРИКС предполагает обновленную модель равноправных межгосударственных отношений Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Обе страны, учитывая опыт прежних советско-китайских и российско-китайских отношений, стремятся основывать дальнейшее взаимодействие на уважительном отношении к позиции другой страны, с осознанием того, что различия в подходах не являются причиной для конфронтации, и такой подход приносит свои плоды [19].

Итак, группа БРИКС представляет собой уникальную площадку для диалога Китая и России, предоставляя возможность обсуждения и поиска решений по целому ряду важных вопросов. Несмотря на существование разногласий, в ключевых вопросах страны исходят из одних и тех же принципов: идеи многополярности, справедливого устройства мировой экономической архитектуры, усиления безопасности посредством диалога. И в данном случае российско-китайское взаимодействие в рамках БРИКС обладает потенциалом решать стратегические задачи глобального масштаба.

Литература

  1. Интервью Чрезвычайного и Полномочного посла КНР в РФ г-на Ли Хуэя информационному агентству «ТПП-Информ» // Посольство КНР в РФ. – 16.08.2013. ­­– Режим доступа: http://ru.china-embassy.org/rus/sghd/t1067133.htm

  2. Приветствие участникам конференции МГИМО «Страны БРИКС как восходящие государства-гиганты» Чрезвычайного и полномочного Посла Китайской Народной Республики в России Ли Хуэя // Восходящие государства-гиганты БРИКС: роль в мировой политике, стратегии модернизации: сборник научных трудов / Отв. ред. Л.С. Окунева, А.А. Орлов. – М.: МГИМО-Университет, 2012. – С. 17-20 .

  3. Там же.

  4. Why Russia needs the BRICS // CNN World. – 03.09.2013. – URL: http://globalpublicsquare.blogs.cnn.com/2013/09/03/why-russia-needs-the-brics/

  5. Титаренко М.Л. БРИК: предпосылки взаимодействия, подходы и оценки сторон. // Россия в БРИКС. – Режим доступа: http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBforumBric/6D55AB0FA4BF25B6C3257859005A82B1

  6. БРИКС в новой весовой категории: интервью с директором Института Латинской Америки РАН В.М. Давыдовым // Прямые инвестиции. – 2013. – № 3. – С. 10-13.

  7. Интервью Чрезвычайного и Полномочного посла КНР в РФ г-на Ли Хуэя информационному агентству «ТПП-Информ» // Посольство КНР в РФ. – 16.08.2013. – Режим доступа: http://ru.china-embassy.org/rus/sghd/t1067133.htm

  8. Лукин А.В. Россия и Китай в РИК и БРИКС// Восходящие государства-гиганты БРИКС: роль в мировой политике, стратегии модернизации. – С. 275-279.

  9. Уянаев С.В. Сотрудничество в формате БРИКС в контексте основных тенденций современного мира // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – 2011. – Т.16, № 16. – С. 44-74.

  10. Давыдов В.М. Особенности сотрудничества в формате БРИК и роль России // Россия в БРИКС. – Режим доступа: http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBforumBric/CF0C12E70D1063B6C3257859005A829C

  11. Уянаев С.В. Сотрудничество в формате БРИКС в контексте основных тенденций современного мира // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – 2011. – Т.16, № 16. – С. 44-74.

  12. Толорая Г.Д. Россия и БРИКС: стратегия взаимодействия // Стратегия России. – 2011. – № 8. – Режим доступа: http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=1314789648&archive=1314876917&start_from=&ucat=14&.html

  13. Уянаев С.В. Сотрудничество в формате БРИКС в контексте основных тенденций современного мира // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – 2011. – Т.16, № 16. – С. 44-74.

  14. МИД КНР о предстоящем участии Си Цзиньпина в 6-м саммите БРИКС в Бразилии // Интернет-телевидение Китая (CNTV). – 08.07.2014. – Режим доступа: http://www.cntv.ru/2014/07/08/ARTI1404788022380304.shtml

  15. Лукин А.В. Россия и Китай в РИК и БРИКС// Восходящие государства-гиганты БРИКС: роль в мировой политике, стратегии модернизации. – С. 275-279.

  16. БРИКС в новой весовой категории: интервью с директором Института Латинской Америки РАН В.М. Давыдовым // Прямые инвестиции. – 2013. – № 3. – С. 10-13.

  17. Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС // Официальное Интернет-представительство Президента России. – Режим доступа: http://kremlin.ru/news/17715

  18. Там же.

  19. Титаренко М.Л. БРИК: предпосылки взаимодействия, подходы и оценки сторон. // Россия в БРИКС. – Режим доступа: http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBforumBric/6D55AB0FA4BF25B6C3257859005A82B1

Просмотров работы: 4024