Цель исследования – изучить изменения некоторых психических качеств и
прикладной физической подготовки пожарных в результате пятимесячного обучения.
Задачи:
Выявить изменения показателей личностной тревожности и склонности к риску в результате специальной подготовки к профессиональной деятельности.
Оценить прикладную физическую подготовку пожарных.
Определить влияние психических свойств на показатели некоторых нормативов пожарно-прикладного спорта.
Исследование проводилось на базе специальной пожарной части по городу Северодвинск в период 2013 - 2014 г. В нем принимали участие работники пожарной службы в количестве 20 человек.
Испытуемые были разделены на 2 группы по 10 человек. К первой группе относились испытуемые без первоначального обучения и опыта работы, а ко второй группе – эти же испытуемые, но после первоначального обучения/
Первоначальное обучение пожарных включало в себя изучение нескольких дисциплин, по ряду которых слушатели сдают зачеты, а по ряду - экзамены. [2,3].
Двум группам предлагалось пройти два психологических теста. Первый -методика оценки склонности к риску Г. Шуберта. Второй - оценка уровня личностной тревожности (Личностная шкала самооценки Спилбергера). После чего испытуемые выполняли сдачу нормативов приближенных к условиям на пожарах.
Оценка прикладной физической подготовки пожарных включала следующие контрольные испытания:[2,5]
Преодоление 100-метровой полосы с препятствиями. Испытуемый со стволом стоит перед линией старта (ствол находится в любом положении). Затем преодолев все препятствия, пересек линию финиша со стволом, примкнутым к проложенной рукавной линии, соединенной с рукавным разветвлением. Расстановка препятствий и условия их преодоления должны соответствовать правилам соревнований по пожарно-прикладному спорту.
Время выполнения:
Отлично - 25 сек. и меньше.
Хорошо- 26-28 сек.
Удовлетворительно - 29-31 сек.
Подъем по установленной выдвижной лестнице в 3-ий этаж учебной башни.
Выдвижная лестница установлена и закреплена за седьмую ступеньку. Первый номер стоит около лестницы, руками держится за тетивы, левой ногой стоит на первой ступеньке. Второй номер стоит между стеной и лестницей, прижимает ее к башне и удерживает лестницу за тетивы. Первый номер коснулся двумя ногами пола 3-го этажа учебной башни.
Время выполнения:
Отлично - 8 сек. и меньше.
Хорошо - 9-10 сек.
Удовлетворительно - 11-12 сек.
Подъем по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни. Лестница лежит седьмой ступенькой на линии старта (32 м 25 см от основания учебной башни). Испытуемый стоит на линии старта, не отрывая лестницы от земли. Лестница подвешена в окно четвертого этажа учебной башни. Испытуемый обеими ногами коснулся пола 4-го этажа учебной башни.
Время выполнения:
Отлично - 28 сек. и меньше.
Хорошо - 29- 32 сек.
Удовлетворительно - 33-36 сек.
Закрепление спасательной веревки за конструкцию здания (одним из четырех способов).
Испытуемый стоит в одном метре от места закрепления веревки (конструкции). Веревка в чехле, надетом на плечо. Конец веревки длиной 50 сантиметров находится в руке у него. Веревка закреплена за конструкцию, узел надежно завязан.
Время выполнения:
Отлично - 4 сек. и меньше.
Хорошо- 5 сек.
Удовлетворительно - 6 сек.
. Вязка двойной спасательной петли с надеванием ее на спасаемого.
Испытуемый стоит в одном метре от спасаемого, лежащего на спине, со спасательной веревкой в чехле, надетом на плечо. Конец веревки длиной 50 сантиметров находится в руке у него. Окончание: спасательная петля надета на спасаемого. Длинный конец веревки намотан на карабин.
Время выполнения:
Отлично - 21сек. и меньше.
Хорошо - 22-25 сек.
Удовлетворительно - 26-29 сек.
Математическая обработка данных исследования проводилась с помощью пакета прикладных компьютерных программ Microsoft Office Excel 2003, так как результаты подчиняются нормальному распределению, то достоверность различий определяется с помощью t- критерия Стьюдента расчетного и t- критерия Стьюдента табличного, различия считались достоверными при уровне значимости Р0,05). В группе до первоначального обучения у 4-х испытуемых наблюдалась небольшая склонность к риску, у 5-и – средняя склонность к риску и у одного высокая склонность к риску, а в группе после первоначального обучения у 7-и человек выявилась небольшая склонность к риску, у 2-х – средняя, и у одного высокая склонность к риску. Это говорит о том, что в первой группе высокая готовность к риску, сопровождающаяся низкой мотивацией к избеганию неудач. В свою очередь это ведет к увеличению ошибок во время стрессовых ситуаций.
По результатам методики оценки уровня личностной тревожности Спилбергера, мы получили следующие результаты. В группе до первоначального обучения среднее значение составило 44,6±3,94, а в группе после первоначального обучения среднее значение было 33,7±2,22, что на 24,44% ниже первой группы, при Р