ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Совершенствование деятельности и повышение эффективности деятельности государственных и муниципальных структур в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры государственных и муниципальных структур и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели. Успех государственных и муниципальных структур зависит не только от формы выбранной структуры, но и мероприятий, на основе которых проводятся постоянные корректировки механизмов управления. Необходимость совершенствования организационной структуры управления на современном этапе определяется необходимостью нормального и стабильного функционирования государственных и муниципальных структур.

Целью работы является развитие теоретических основ организационной структуры управления и разработка практических рекомендаций по ее совершенствованию на примере администрации района Талнах.

Задачами работы являются:

  • изучить понятие организационной структуры и особенности ее построения;

  • выполнить сравнительный анализ организационных структур управления;

  • рассмотреть принципы, подходы и практика построения организационных структур местных администраций;

  • выполнить анализ деятельности администрации района Талнах и особенностей организационной структуры;

  • разработать проект по совершенствованию организационной структуры администрации района Талнах.

Определено, что организационная структура управления – это упорядоченная совокупность её подразделений, которая позволяет управлять организацией, взаимоотношениями и подчиненностью подразделений1.

Можно отметить, что целью организационной структуры является обеспечение стоящих перед организацией задач.

Организационную структуру управления составляют2:

  •  
    • количество и виды участков управления на его каждом уровне;

    • взаимное размещение, связи и подчиненность этих участков;

    • задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность каждого участка в рамках выполнения общих и специальных функций управления;

    • численность и профессионально-квалификационный состав работников;

    • степень централизации и децентрализации функций управления.

Основная задача организационной структуры управления состоит прежде всего в установлении четко очерченных взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределении между ними прав и ответственности. Поэтому организационную структуру можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности.

Организационная структура организации должна выполнять такие функции, как:

  •  
    • охват минимального числа промежуточных звеньев;

    • обеспечение условий подготовки менеджеров на перспективу.

Организационные структуры управления определяются следующими основными объективными факторами:

  • размерами производственной деятельности организации (средняя, мелкая, крупная);

  • производственным профилем организации (специализация на выпуске одного вида продукции, услуг или широкой номенклатуры);

  • характером предоставляемых услуг;

  • сферой деятельности организации (на региональном, научном или внешнем рынке);

  • масштабами разграниченной деятельности и формами её осуществления;

  • характером монополистического объединения (концерн, финансовая группа).

В процессе современного развития общества усложняется характер и увеличиваются масштабы деятельности большинства организаций. В результате этого усиливаются тенденции к применению организациями сложных организационных структур управления, сочетающих в себе различные формы управления.

Однако организация как процесс представляет собой функцию, которая наиболее очевидно и непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, соответственно формальных взаимоотношений людей их выполняющих.

Схематическое изображение структуры управления, всех связей между службами (подразделениями) предприятия и её органами управления носят название органиграммы.

Каждая организация имеет свою организационную структуру управления по аналогии с анатомией и физиологией человека. Различают органиграммы: фактические (действительные); рациональные (после ликвидации ненужных связей); желаемые (к которым необходимо стремиться).

Органиграммы служат:

  • обеспечению порядка в организации;

  • усилению ответственности работников;

  • предотвращению конфликтов;

  • обоснованием замены руководителей подразделений;

  • рационализации структуры управления.

В органиграммах выделяют следующие связи: линейные (их обычно обозначают непрерывными линиями); функциональные (могут изображаться прерывными линиями); связи, обусловленные передачей специализированных полномочий (маркетинг, сбыт, реклама и т.д.).

Первой систематически разработанной моделью организационной структуры организации, являющейся зачастую основной и преобладающей, есть бюрократическая структура управления. Концепция бюрократии была сформулирована в начале XX века немецким социологом Максом Вебером.

Бюрократической организационной структуре присущи: высокая степень разделения труда, развитая иерархия управления, цепь команд, определённые правила и нормы поведения персонала (долгосрочные инструкции), подбор персонала по деловым и профессиональным качествам.

Основные недостатки бюрократической организационной структуры3:

  • преувеличение значимости правил, процедур и норм, что приводит к потере гибкости поведения организации (всегда можно сослаться на инструкцию), как во внешней среде, так и внутри организации;

  • отсутствие способности по-новому реагировать на быстрые изменения условий рынка и развитие НТП (неспособность, к нововведениям, отсутствие технологической подчиненности).

В теории управления выделяют обычно две основные структуры управления – линейную и функциональную, а все остальные представляют собой различные комбинации этих двух структур.

На практике происходит также смещение централизованной и децентрализованной форм управления, что явилось причиной появления следующих 7 типов структур менеджмента.

Линейная структура – включает в себя два организационных элемента. Один – занят производством, а другой – реализацией продукции. Эта структура характерна для небольших организаций с однородной и несложной технологией. Система проста и понятна (рис. 1).

Рис. 1. Фрагмент линейной структуры

Линейно-штабную структуру можно образовать путём создания различного рода служб при каждом линейном руководителе. Функциями этих служб является изучение различного рода проблем и оказания помощи в принятии решений руководителю4.

Недостаток – возрастает число связей, растут управленческие расходы, может снизиться оперативность управления.

Функциональная структура – это попытка приспособить традиционные структуры к условиям быстрого возрастания размеров и сложности производства.

Ответственность за процессы производства возлагается на функциональных менеджеров, которые подчиняются главной штаб-квартире организации. Структура эффективна для организаций, которые устойчиво предоставляют одни и те же услуги.

Использование такой структуры для массового и единичного производств невозможно ввиду её большого укрупнения и перегрузок проблемами краткосрочного характера (рис. 2).

Рис. 2. Фрагмент функциональной структуры

Линейно-функциональная структура основана на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций управления между ними, реализует принцип демократического централизма, при котором подготовка и обслуживание решения производится коллегиально, а принятие решения и ответственность – только первым руководителем единолично (рис. 3).

Данная структура вобрала в себя свойства линейной и функциональной структуры. Она появилась во времена феодальных государств и получила свое развитие в армии с появлением штабов и в промышленном производстве с возникновением понятия специалистов.

Дивизионная (дивизиональная) структура – строится не по функциональному признаку, а по группам обслуживаемых потребителей (по рынкам). Каждая такая группа имеет свои подразделения: производства, сбыта, планирования, НИОКР и они называются: «центр инвестиций», «центр прибыли», «центр реализации». В ведении администрации организации остаются отделы, занимающиеся обще фирменными вопросами. Такая структура используется на крупных организациях.

Р ДИРЕКТОР Заместитель директора по

персоналу

Заместитель директора по коммерции

Заместитель директора по экономике

Отдел кадров Коммерческий отдел Планово-экономический отдел

Начальник

подразделения 1

Начальник

подразделения 2

Начальник

подразделения 3

ис. 3. Фрагмент линейно-функциональной структуры

 

Матричная структура – используется организациями, у которых короткий «Жизненный цикл» продукции и который часто меняется. Это очень подвижная и гибкая структура (рис. 4).

При разработке новых проектов, освоении новой продукции организовываются группы, которые передаются менеджеру, управляющему этим процессом. Достигнув своей цели группа ликвидируется и сотрудники возвращаются в свои подразделения. То есть создаются временные неструктурные коллективы.

Матричные организации впервые сформировались в авиакосмической промышленности, где имеют место постоянные модификации продукции, а также при реализации проектов фирмами «Локхид», «IBM», «Макинтош», а также многими другими зарубежными компаниями.

Рис. 4. Фрагмент матричной структуры

Преимущества:

  •  

      Работа исполнителей во временных рабочих группах отличается элементами новизны, необходимостью обучения новыми навыками, что вместе с легкой стрессовой ситуацией в группе повышает творческую активность работников, импровизированный подход к организации труда;

      Важным для менеджера в момент работы такой группы является умение обеспечить поступление точной и своевременной информации и её эффективное использование, а также способность найти и защитить всех создателей нововведений в организации.

Поисковая (программно-целевая) структура – текущее производство и сбыт освоенных прибыльных продуктов объединяются в группу текущего производства, а разработка новых продуктов и технологий – в поисковую группу. Во второй группе создается опытное производство, затем новый продукт испытывается на рынке (небольшой партией) и после положительного эффекта передается в группу текущего производства.

Множественная структура – используется в крупных организациях, включающих в себя множество организаций, в которых одновременно функционируют различные структуры управления.

Организационные структуры холдингов. Понятно, что для холдингов применение организационных структур будет отличаться от аналогичного для обычных предприятий, в первую очередь в силу их большего размера и организационной сложности. Первое разделение типов организационных структур для холдингов можно провести по приоритетному принципу построения: вертикальному и горизонтальному.

В вертикально структурированных, технологически взаимосвязанных холдингах организационная структура управления будет строиться сначала по функциональному принципу, а затем уже по дивизиональному. В горизонтально структурированных холдингах и диверсифицированных холдингах управление происходит сначала по дивизиональному, а уже потом по функциональному принципу.

Функционально-дивизиональные организационные структуры характерны для объединений предприятий в рамках одной технологической цепочки. Речь идет о вертикальных технологических холдинговых организациях, какими наполнены наша нефтяная, химическая, металлургическая и т. д. промышленность.

Дивизионально-функциональные организационные структуры характерны для объединений предприятий, горизонтально распределенных внутри широкого товарного рынка или распределенных географически. Сюда, например, относятся предприятия и объединения, предоставляющие услуги связи, торговые объединения.

Ни одна из рассмотренных структур не является универсальной. Организация должна сама определить критерии использования управленческих структур. И если ни одна не подходит, то нужно получать путём их комбинирования, либо перераспределения функций и ответственности в выбранной за основу структуре.

Согласно третьей статье «Европейской Хартии местного самоуправления» представительские органы местного самоуправления, которые избираются путем свободного и прямого голосования, «могут иметь подотчетные им исполнительные органы».

Исполнительные органы местного самоуправления в РФ получили название – «администрация муниципального образования (местная администрация)».

Процесс создания структуры местной администрации представляет собой закрепление определенных функций муниципального управления за определенными подразделениями и муниципальными служащими. Разрешение данной трудной задачи осуществляется с использованием научных методов и особенностями деятельности специалистов. Поэтому при создании и разработке организационных структур управления необходимо соблюдать ряд важных постулатов, которые представлены на рис. 5.

Принципы построения

Направленность на достижение целей

 

Комплексность

Перспективность

 

Индивидуализация

Способность к развитию (адаптивность)

 

Экономичность

Рис. 5.Принципы построения организационных структур местных администраций5

Рассмотрим более детально эти принципы:

1. Направленность на достижение целей.

Каждая организационная структура администрации должна не противоречить и давать возможность достигать цели управления муниципальным образованием6.

2. Перспективность.

Все органы местного самоуправления должны, решая различного рода вопросы оперативного характера, в тоже время проводить работу по разработке стратегии социально-экономического развития города, поселка и т.д.. Для этого в организационной структуре необходимо предусмотреть отдел стратегического управления, при этом его необходимо обособить его от блока оперативного и текущего управления.

3. Способность к развитию (адаптивность).

Развитие оргструктуры является необходимым, это объясняется простоянным изменением внешних условий, которые появляются в диспропорции в системе муниципального управления. На основании этого организационная структура должна быть достаточно гибкой, способной адаптироваться к восприятию изменчивых действий.

4. Комплектность.

При создании или реорганизации организационной структуры местной администрации необходимо учитывать ряд факторов, а именно, что должны быть обеспечены все этапы реализации деятельности администрации7: аналитический этап; принятие различного рода решения; исполнение решения; оценка результатов данных решений.

5. Индивидуализация.

Формирование организационной структуры должно основываться на учете именно индивидуальных особенностей различного рода муниципальных образований.

6.Экономичность.

Принципы создания организационных структур могут уточняться, а их форма и методы реализации должны изменяться в связи с меняющимися условиями, целями, задачами. Организационная структура администрации должна строится на принципах единоначалия и иерархической подчиненности. Этот процесс можно разделить на несколько этапов (рис. 6).

Процесс формирования организационной структуры

Формирование общей структурной схемы

 

Определение основных параметров (характеристик) структуры

Определение направлений более углубленного проектирования

Разработка состава основных структурных подразделений и связей между ними

 

Выделение крупных линейно-функциональных и программно – целевых блоков

Выделение самостоятельных (базовых) структурных подразделений

Распределение конкретных задач между поздравлениями о построение внутриорганизационных связей между ними

Регламентация организационных структур

 

Определение состава внутренних элементов базовых структурных подразделений (бюро, групп, подотделов), их проектной численности

Распределение задач и работ между конкретными исполнителями и установление ответственности за их выполнение

Разработка процедур выполнения

Расчет затрат на содержание администрации

Рис. 6. Процесс формирования организационной структуры местной администрации

Системы муниципального управления различаются большим разнообразием организационных структур администраций. Но при этом существуют общие принципы построения организационных структур. Самый перспективный - системно-целевой принцип с ориентацией на конечные результаты деятельности данной системы.

При создании организационной структуры на основе «дерева целей» важно дать разноуровневую характеристику целей и задач, а именно качественную и количественную. Качественная характеристика является обоснованием для выделения функций управления, количественная является определением вида организационной единицы (отдел, управление, департамент и т.д.).

Для современной муниципальной практике типичными звеньями организационной структуры местной администрации являются: руководитель или глава администрации; заместители главы администрации; коллегиальные совещательные органы: коллегия администрации, экономический и другие советы; аппарат администрации.

С точки зрения сказанного выше распределения задач и целей деятельности структурные элементов администрации подразделяются на четыре группы (рис. 7).

К юрисдикции отраслевых структурныхподразделений относятся такие вопросы как управлением конкретными отраслями муниципальной деятельности. Данные подразделения выполняют функции заказчиков (работодателей) на выполнение различного рода работ и оказание муниципальных услуг. Их роль проявляется на этапе реализации цели и задач развития территории.

Предметы деятельности функциональных (штабных, общей компетенции) структурныхподразделений включают определенную функцию для всей структуры администрации, а также ее структурных подразделений. Основной их характеристикой является применение преимуществ, связанных со специализацией функций, и возможность администрации видеть в рамках своей данной функции территорию целиком.

По классификации целей и задач муниципальной деятельности функциональные подразделения можно отнести к обеспечивающим. Данные структуры наделяются правом согласования решений иных структурных подразделений, например по соблюдению законности или возможности финансирования.

Структурные подразделения местной администрации

функциональные

 

отраслевые

 

территориальные

 

вспомогательные

Службы; финансовая; экономическая; правовая; информационная; по управлению имуществом; контрольно-аналитическая и др.

 

Сферы деятельности; ЖКХ; транспорт; потребительский рынок; здравоохранение; соц. защита; культура и др.

 

Районные администрации в крупном городе

 

Аппарат администрации и его подразделения

Рис. 7. Виды структурных подразделений местной администрации8

Формирование территориальных структурных подразделений (районные в крупных городах и др.) связано с большой важностью приближения органов местного самоуправления к населению города и призвано сочетать централизацию основных функций на высшем уровне муниципального управления с повышением быстроты решении различного рода вопросов.

Вспомогательные подразделения не имеют собственной компетенцией по решению различного рода вопросов местного значения и выполняют функции обеспечения деятельности всей структуры администрации, а так же ее структурных подразделений.

Аппарат администрации играет важную роль в организации работы всей администрации. Как ее подсистема он выполняет такую же самую роль, что и муниципальная власть по отношению к другим структурам муниципального образования.

Отметим, что аппарат администрации обеспечивает9:

  • стратегическое планирование и координация работ всех структур администрации;

  • работа с документацией;

  • контролирование исполнения решений;

  • организация приема граждан, работа с жалобами и предложениями;

  • организация взаимодействия администрации с представительным органом.

Руководитель аппарата обычно по статусу приравнивается к заместителю главы администрации.

В составе администрации могут быть такие службы, как: общий отдел (работа с документацией), кадровая служба (иногда она подчиняется непосредственно главе администрации), приемная граждан, юридическая служба, информационная служба, хозяйственные службы, пресс-службы, собственная бухгалтерия, контрольный аппарат и т.п.

Руководитель администрации, а также его заместители могу иметь свой аппарат, в состав которого входят секретари, помощники, референты, советники.

Данные организационные структуры получили название линейно-функциональных, поскольку они основаны на определенной системе взаимодействия линейных (отраслевых) и функциональных структурных подразделений и принятие решений линейными подразделениями по согласованию с функциональными.

В зависимости от объема и распределения задач, а также функций в составе администрации создаются так называемые организационные единицы – управления, отделы, комитеты, департаменты и т.д. Для решения управленческих задач крупные организационные единицы делятся на более мелкие, образующие новые уровни. Для крупных городов, имеющих большой аппарат управления, целесообразно как можно детальнее разграничить функции управления, создавая специальные подразделения для их исполнения.

Для выполнения функций, делегированных органами государственного управления, иногда целесообразно использовать отдельные обособленные структурные подразделения. Это важно потому, что в части исполнения делегирования полномочий органы местного самоуправления финансируются и подконтрольны соответствующим органам государственной власти.

Коллегиясовещательный орган при главе администрации играет особую роль в работе администрации. Она принимает решения по важнейшим вопросам управления муниципальным образованием, за исключением решений, находящихся в компетенции представительного органа.

В системе муниципального управления программно-целевые структуры реализуются в виде комиссий, штабов, рабочих групп и т.п. Перечень таких подразделений периодически меняется. Одни ликвидируются, другие появляются вновь, многие существуют годами.

Комиссии создаются на определенный срок для решения какой-либо обострившейся проблемы. Цель создания комиссий- найти выход из сложившейся управленческой ситуации. Комиссии в соей работе используют методы ситуационного анализа.

Создание рабочих групп внутри администрации связано с решением конкретных управленческих задач и носит временный характер. Как правило, рабочие группы выполняют проектировочные задачи. Например, при реорганизации органа власти эффективно создание особой группы для организационного проектирования структуры администрации, выработки новых технологий работы.

Постоянный мониторинг существующего состояния, сложившихся норм и отношений в различных областях местной жизни: анализ ситуации, фиксация рассогласований и конфликтов, организация исследований.

Разработка программ по предотвращению кризисных ситуаций, а также проектов по реорганизации и изменению ситуации в различных сферах жизни, обеспечивающих доведение ее основных параметров до уровня, соответствующего объективным представлениям о поселении. Эта работа включает разработку технических заданий на программы и проекты, их аналитическое и правовое обеспечение, экспертизу стратегических решений, представляемых на утверждение главы администрации, разработку планов-графиков выполнение подпрограмм и проектов, их бюджетирование, разработку бизнес-планов и т.п., а также внутренний управленческий аудит.

Основные недостатки линейно-функциональных структур муниципального управления связана не только с их организационным построением, но и с самой сложившейся идеологией муниципального управления. Эти недостатки сводятся к следующему10:

Ускорившийся подход муниципальному образованию и соответственно, к управлению им как производственной или социально-производственной системе.

Основной упор при этом делается на улучшение показателей работы самих структурных подразделений администрации (жилищно-коммунального, транспортного, здравоохранения и т.д.), а не на степень и качество удовлетворения потребностей населения в той или иной муниципальной услуге. Иными словами, критерием эффективности службы является ее собственные показатели, а не конечный результат деятельности.

Нацеленность на решение текущих задач, связанных с жизнеобеспечением муниципального образования, и отсутствие стратегического подхода к управлению.

Нечеткость системы функциональных связей между отдельными структурными подразделениями, дублирование функций, неравномерная загруженность работников, отсутствие четких организационных процедур, с помощью которых подразделения взаимодействуют между собой.

В результате основной объем работы ложится на плечи главы администрации, которому приходится решать множество координационных вопросом.

Смешение управленческих функций и непосредственной хозяйственной деятельности. Многие структурные подразделения администрации, являясь юридическими лицами, оказывают различные платные услуги и зарабатывают средства на свое существование, т.е. по сути, занимаются коммерческой деятельностью. Этот бизнес является безрисковым, поскольку ведется на базе муниципальной собственности, за эффективным использованием которой должного надзора нет. По этой причине некоторые администрации из органов муниципального управления стали превращаться по типу деятельности в финансово-промышленные группы.

Совершенствование организационных структур управления администрации может идти по следующим взаимодополняющим направлениям11: оптимизация количества уровней управления с учетом норм управляемости, возможное сокращение их числа; создание (ликвидация) подразделений; создание в структуре администрации программно-целевых (программно-функциональных) структурных подразделений, нацеленных на решение стратегических задач развития города и внедрение инноваций; сокращение числа непосредственно подчиненных у главы администрации, разгрузка его от «текучки»; более полное использование потенциала первого заместителя главы администрации; разработка или уточнение должностных инструкций и положений о структурных подразделениях системы управления; формирование в структуре администрации крупных профильных административно-управленческих блоков, руководители которых (заместители главы) несут ответственность за формирование и реализацию муниципальной политики в соответствующих сферах; сокращение количества отраслевых структурных подразделений администрации, имеющих статус юридического лица, преобразование таких подразделений в муниципальные учреждения или казенные предприятия на основе разделения властных и хозяйственных функций.

Район Талнах расположен в северо-восточной части муниципального образования город Норильск, на берегах рек Талнах и Хараелах. Селитебная зона с северо-запада, севера и востока находится в окружении производственных зон и зон инженерной инфраструктуры.

Соединён железной дорогой и автомобильным шоссе с городами Норильск, Талнах, Дудинка, с аэропортом Алыкель, дудинским портом на Енисее.

Основан на берегу реки Талнах в 1960 г. как посёлок в связи с началом добычи медно-никелевых руд для Норильского металлургического комбината. ПГТ с 1964 г. Город с 1982 г.

В 2010 году решением Норильского городского Совета депутатов, с целью объединения территориальных границ муниципального образования город Норильск, город Талнах переименован в район Талнах.

Талнах называют рудной столицей России. Здесь расположены самые глубокие в России рудники, разработки ведутся на глубине до 1500 м. Основные организации города – Обогатительная фабрика и крупнейшие в стране рудники «Октябрьский», «Таймырский», «Комсомольский» и «Маяк». В честь первых строителей Талнаха у въезда в город на пригорке установлен памятный знак – палатка из камня и бетона с надписью: «Талнах начинался здесь».

На территории Талнаха работают крупнейшие в России подземные рудники, которые осваивают месторождения «Октябрьское» и «Талнахское»:

  • "Маяк" (первый рудник Талнаха, открыт в 1965 году);

  • "Комсомольский" (работает с 1971 года);

  • "Октябрьский" (самый крупный рудник НПР, работает с 1974 года);

  • "Таймырский" (открыт в 1981 году);

  • Шахта "Скалистая" (считается самой молодой шахтой в Норильском промышленном районе. Ее строительство еще продолжается).

Рудники Талнаха являются основной сырьевой базой Заполярного филиала Горно-металлургической компании "Норильский никель", которые ведут добычу сульфидных медно-никелевых руд. Руды различной ценности содержат никель, медь, палладий, платину, кобальт, золото и другие редкие компоненты.

В Талнахе функционирует Талнахская обогатительная фабрика, которая перерабатывает богатые руды месторождений Талнахское и Октябрьское с получением никелевого, медного и пирротинового концентратов.

Все рудники Талнаха входят в состав Заполярного филиала ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский Никель».

В Талнахе, помимо рудников, осуществляют свою деятельность Трест «Норильскшахтсервис» и Трест «Норильскшахтстрой».

Трест «Норильскшахтсервис» создан в 1983 году. Основная деятельность треста заключается в производстве капитальных и текущих ремонтов основных фондов подразделений ЗФ ОАО "ГМК "Норильский никель" и группы организаций компании ОАО "ГМК "Норильский никель". Осуществляет все виды ремонтов горно-шахтного оборудования рудников, ремонт производственных зданий и сооружений горных подразделений, в том числе ремонт строительных конструкций копров.

Трест «Норильскшахтстрой» образован в 1972 г., в составе – одно строительно-монтажное и пять шахтостроительных управлений.

Трест «Норильскшахтстрой» входит в состав ООО «Заполярная строительная компания».

Администрация – исполнительно-распорядительный орган района Талнах муниципального образования город Норильск наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского поселения.

Полное наименование: Муниципальное учреждение «Районная администрация Талнаха муниципального образования город Норильск».

Почтовый адрес:663330, Красноярский край, г. Норильск, ул. Диксона, 10.

Руководитель: Лобановский Олег Владимирович - Заместитель Главы Администрации города Норильска по району Талнах-Глава администрации района Талнах

Основные виды деятельности, осуществляемые администрации города Норильска по району Талнах:

  • разрабатывает и выполняет планы и программы развития района Талнах муниципального образования город Норильск;

  • осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах района Талнах, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ;

  • выступает заказчиком работ по благоустройству и озеленению территории района Талнах, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры, муниципального жилья, производству товаров и оказанию услуг для населения;

  • сдает в аренду муниципальное имущество;

  • организует электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в районе Талнах;

  • организует охрану общественного порядка на территории района Талнах муниципальной милицией;

  • создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения;

  • организует мероприятия по охране окружающей среды;

  • обеспечивает условия для развития на территории района Талнах физической культуры и массового спорта;

  • организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов;

  • осуществляет организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения и др.

Организационная структура администрации района Талнах муниципального образования город Норильск представлена на рис. 8.

Рис. 8. Организационная структура администрации района Талнах муниципального образования город Норильск

Отметим, что организационная структура администрации является линейной, рассмотрим более детально функции и полномочия подразделений организационной структуры администрации района Талнах.

Главой администрации района Талнах муниципального образования город Норильск является лицо, назначаемое на должность Главы администрации района Талнах по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной муниципальной должности, сроком на пять лет.

Глава администрации района Талнах наделяется следующими полномочиями:

  • осуществляет общее руководство деятельностью администрации района Талнах, ее структурными подразделениями по решению всех вопросов местного значения, отнесенных к ведению администрации;

  • без доверенности представляет администрацию района Талнах в отношениях с органами государственной власти, государственными органами (в том числе с государственными органами надзора, контроля, федеральными государственными службами, агентствами и т.д.), организациями и гражданами;

  • распоряжается средствами и имуществом администрации в соответствии с законодательством, постановлениями и распоряжениями Главы администрации района Талнах;

  • заключает от имени администрации района Талнах договора и соглашения в пределах своей компетентности;

  • открывает в банковских учреждениях счета;

  • дает указания обязательные для всех работников администрации района Талнах;

  • утверждает штатное расписание администрации района Талнах;

  • осуществляет в установленном порядке прием на работу с заключением трудового договора на срок полномочий Главы администрации района Талнах, в установленном порядке заключает, изменяет и прекращает трудовые договора с работниками.

Отдел оперативного управления городским хозяйством:

  • выполнение организационных, управленческих, распорядительных и контрольных полномочия по обеспечению бесперебойной деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, реализации региональных программ по рациональному использованию энергоресурсов и экономии средств на обслуживание жилищного фонда, коммунальных сетей и сооружений, дорожно-мостового хозяйства, учету и распределению жилья;

  • осуществление документального оформления управленческих решений, действий, связей; организации документооборота; упорядочение и хранение исполнительной документации; контроль за своевременным исполнением приказов, поручений и распоряжений в сфере жилищно-коммунального хозяйства Главы администрации;

  • осуществление деятельности по учету и распределению жилья;

  • оказание содействия развитию конкуренции между предприятиями ЖКХ, созданию рынка услуг;

  • участие в разработке программ по повышению уровня жилищно-коммунального обслуживания населения, капитального ремонта объектов бюджетной сферы, строительства. Обеспечивает своевременного рассмотрения писем и обращений, организаций и граждан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и жилищным вопросам, вопросам нового строительства;

  • участие в работе по энергоресурсосбережению.

Отдел распоряжения земельными участками:

  • осуществление градостроительной деятельности на территории района Талнах, деятельность по развитию территорий городского поселения, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства;

  • обеспечение устойчивого развития территорий района Талнах на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах района Талнах.

Отдел опеки и попечительства над несовершеннолетними осуществляет работу в области опеки и попечительства над несовершеннолетними района Талнах.

Отдел по работе с населением осуществляет прием населения района Талнах по различным вопросам касательно районного управления.

Отдел потребительского рынка и услуг:

  • разработка цен (тарифов) на производимые товары, выполняемые работы и оказываемые услуги муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, созданными администрацией района Талнах;

  • организация и контроль за правильностью применяемых муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями цен (тарифов), наценок и скидок;

  • владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности района.

Организационно-правовой отдел:

  • правовое обеспечение деятельности администрации района Талнах, осуществление работы, связанной с улучшением качества проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования района Талнах

  • формирование и реализация политики в области местного самоуправления, организационное обеспечение эффективной работы органов местного самоуправления;

  • координация деятельности структурных подразделений администрации района Талнах с государственными учреждениями, организациями всех форм собственности, партиями, общественными организациями и населением района города;

  • организация личного приема граждан в администрации района Талнах. Осуществление контроля за своевременным рассмотрением заявлений, жалоб, писем от граждан города, предприятий, учреждений и вышестоящих организаций;

  • организация и правовое обеспечение деятельности административной комиссии, создаваемой на территории района Талнах для рассмотрения дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена законами.

Серьезным недостатком данной организационной структуры является отсутствие отдела кадров, который осуществлял бы адаптацию, обучение, переобучение и контроль деятельности персонала администрации.

Серьезным недостатком данной организационной структуры является отсутствие отдела кадров, который осуществлял бы адаптацию, обучение, переобучение и контроль деятельности администрации.

Произведем анализ системы управления персоналом в администрации района Талнах. В администрации района Талнах делает упор на два метода управления:

  • экономический;

  • социально-психологический.

Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы администрации района Талнах. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации администрации района Талнах.

В качестве примера проявления экономических методов управления персоналом в администрации района Талнах можно привести следующее:

  • субсидирование персонала.

  • частное страхование здоровья и др.

В качестве примера проявления социально-психологических методов управления персонала в администрации района Талнах можно привести следующее:

  • моральное стимулирование: грамоты, благодарственные письма, присвоение квалификации, звание лучшего продавца месяца и т.д.

  • Партнерское отношение руководителей администрации района Талнах к работникам и др.

В администрации района Талнах практически полностью отсутствует система подбора, отбора и адаптации персонала, в результате чего высокая текучесть кадров, большое количество жалоб со стороны населения на некачественные услуги и плохое отношение сотрудников администрации.

Рассмотрим более детально процесс адаптации в 2013 году. Процесс адаптации администрации района Талнах в 2013 году прошло 9 человек, рассмотрим структуру данного персонала.

Персонал:

  • 100% работников – женщины;

  • Возраст: от 22-27 лет;

  • Образование: 33% - незаконченное высшее образование; 67% - высшее.

Руководители среднего звена:

  • 80% работников – женщины, 20% - мужчины;

  • возраст: от 25-32 лет;

  • Образование: 100% - высшее.

Среди управляющего персонала процесс адаптации проходил мужчина с высшим образованием в возрасте 35 лет.

Данные об адаптации персонала представлены в табл. 1.

Таблица 1

Данные об адаптации персонала в администрации района Талнах в 2013 году

Показатели

Персонал

Руководители среднего звена

Управляющий персонал

Численность адаптируемого персонала

3

5

1

Процесс адаптации

Прошли первичную адаптацию

3

4

1

Прошли процесс обучения

2

3

1

Прошли процесс работы в период испытательного срока (1 месяц)

1

2

-

Итоговая численность персонала прошедшего процесс адаптации в администрации

1

2

-

Для выявления уровня удовлетворенности персонала условиями работы были опрошены сотрудники, проработавшие 1 месяц. Исследование проводилось в два этапа:

  •  
    • на первом этапе опрашивались работники после 10 дней работы;

    • второй этап проводился среди работников, проработавших в администрации один месяц.

При оценке факторов условий работы работники наиболее негативно оценили следующие факторы:

  •  
    • слабая система адаптации, возможность повышения квалификации и обучения – 63,0%;

    • низкий размер заработной платы – 14,8%;

    • плохое обеспечение должностными инструкциями – 10,7%;

    • постоянные конфликты на работе – 5,75%;

    • оснащение рабочего места – 5,75%.

Таким образом, мы видим большую текучесть персонала в процессе приема и отбора персонала администрации района Талнах из-за отсутствия надлежащей системы приема и адаптации персонала. Недостатком системы адаптации, является отсутствие системы обучения и переквалификации. В администрации района Талнах практических отсутствует система материальной мотивации для нового персонала.

Важной проблемной частью работы администрации района Талнах является наличие значительных конфликтных и стрессовых ситуаций в работе персонала, что в значительной степени сказывается на оказании услуг населению города. Следует отметить, что специальной системы управления конфликтными и стрессовыми ситуациями в администрации района Талнах - нет, как и нет отдела кадров в организационной структуре, который мог бы этим заниматься. Следствием этого является участившееся число жалоб.

В ходе анализа были установлены причины данных жалоб:

  • из-за отсутствия системы адаптации, новый персонал слабо осведомлен о своих обязанностях, происходит частое перекладывание должностных обязанностей персоналом друг на друга;

  • из-за отсутствия системы обучения и переобучения персонала администрации, многие работники не владеют нужной информацией, которая необходима для работы с населением района Талнах;

  • из-за отсутствия должностных лиц контролирующих процесс работы, обучения и переобучения персонала, возникают частые конфликты в нутрии самого коллектива администрации района Талнах, что значительно отражается на работе непосредственно с населением города.

Таким образом, с целью совершенствованию организационной структуры администрации района Талнахнеобходимо разработать проект внедрения отдела кадров в организационную структуру администрации, который позволит создать систему подбора, отбора, адаптации, обучения и переобучения персонала, что позволит увеличить удовлетворенность труда персонала администрации и снизить число жалоб, со стороны населения города.

По результатам анализа деятельности администрации района Талнах и особенностей организационной структуры были установлены следующие недостатки:

  • отсутствие отдела кадров в организационной системе администрации;

  • отсутствие системы адаптации. Новый персонал слабо осведомлен о своих обязанностях, из-за чего возникают частые жалобы со стороны населения, так же происходит частое перекладывание должностных обязанностей персоналом друг на друга;

  • отсутствие должностных лиц контролирующих процесс работы, обучения и переобучения персонала, что приводит к возникновению частых конфликтов в нутрии самого коллектива администрации района Талнах.

С целью ликвидации данных недостатков в работе администрации района Талнах предложим ряд мероприятий:

  •  
    1. Совершенствование организационной структуры администрации района Талнах по средствам внедрения отдела кадров.

    2. Разработка отделом кадров мероприятий по совершенствованию процесса подбора и адаптации персонала администрации района Талнах.

    3. Разработка отделом кадров мероприятий по ликвидации конфликтных ситуаций в администрации.

    4. Разработка отделом кадров мероприятий по совершенствованию процесса обучения и переобучения персонала администрации района Талнах.

С целью совершенствованию организационной структуры администрации района Талнахвнедрим отдел кадров в организационную структуру администрации, который позволит создать систему подбора, отбора, адаптации, обучения и переобучения персонала, что позволит увеличить удовлетворенность труда персонала администрации и снизить число жалоб со стороны населения города.

Новая организационная структура управления администрации района Талнах приведена на рис. 9.

В структуру отдела кадров администрации района Талнах войдет 3 человека: менеджер по подбору, отбору и адаптации персонала, менеджер по обучению и переобучению персонала, менеджер по контролю деятельности и учету труда персонала.

Рис. 9. Новая организационная структура управления администрации района Талнах

В обязанности отдела кадров войдет:

  • контроль работы персонала с населением города;

  • организация ознакомления с организацией: характеристика, условия найма, оплата труда;

  • представление работника руководителю, непосредственному начальнику, инструктору по обучению;

  • организация экскурсии по рабочим местам;

  • разъяснение условий работы, ознакомление с функциями (совместно с руководителем);

  • введение в коллектив, представление сотрудников;

  • организация обучения и переобучения персонала;

  • контроль за психологическим климатом в администрации и др.

Рассмотрим мероприятия по совершенствованию процесса подбора и адаптации персонала в администрации, проведение данных мероприятий будет возложено на менеджера по подбору, отбору и адаптации персонала

Система адаптации новых работников администрации района Талнахдолжна будет включать несколько элементов: процесс найма и отбора персонала с использованием профессиограмм и описаний работ, беседа с руководством и представителями отдела кадров в целях лучшей профориентации работника; введение в организацию; введение в должность; ознакомление с «Путеводителем для новичка» в администрации района Талнах; проведение производственной, экономической адаптации и др.

Основными задачами системы адаптации администрации района Талнах станут:

  •  
    • сокращение периода приспособления вновь принятых работников к требованиям и условиям труда в администрации района Талнах;

    • закрепление вновь принятых работников в администрации района Талнах, повышение их мотивации;

    • сокращение текучести персонала в администрации района Талнах;

    • экономия времени непосредственного руководителя и коллег;

    • снижение чувства дискомфорта, тревожности и неуверенности у новых сотрудников администрации района Талнах;

    • уменьшение издержек, связанных со временем достижения новыми сотрудниками администрации района Талнах необходимых показателей работы.

Предложим детально систему адаптации новых работников в администрации района Талнах.

Первым этапом является процесс найма и отбора персонала в администрации района Талнах. Считается, что если правильно проведен этап подбора сотрудника, он сам будет эффективно выполнять свои функции в соответствии с требованиями рабочего места и процесс адаптации будет минимален.

Решение при отборе обычно формируется на нескольких этапах, которые следует пройти претендентам. На каждом этапе отсеивается часть претендентов или же они отказываются от процедуры, принимая другие предложения.

Типичный процесс принятия решения по отбору персонала должен выглядит следующим образом: кандидаты на занятие должности; предварительная отборочная беседа; заполнение бланка заявления и анкеты претендента на должность; беседа по найму; проверка рекомендаций и послужного списка; медицинский осмотр; принятие предложения о приеме.

Есть два используемых источника найма: внутренний и внешний.

Мероприятия по приему на работу в администрации района Талнах должны включать следующие шаги:

  1.  
    • предварительная беседа с тем, кто поступает на работу в администрацию района Талнах;

    • изучение и проверка объективных данных того, кто устраивается на работу;

    • проверка документов того, кто поступает на работу;

    • собеседование в администрации района Талнах для тех, кто поступает на руководящие должности;

    • подготовка трудового контракта или заявления;

    • подготовка и оформление приказа о зачислении на работу в администрацию района Талнах;

    • подготовка ведомостей для личной карточки;

    • формирование личного дела того, кто поступает на работу в администрацию района Талнах;

    • особенный контроль за работником в период испытательного срока;

    • подготовка выводом руководителем администрации района Талнах по результатам работы в период испытательного срока, установление адаптировался ли человек к условиям труда.

При приеме на работу должна проводится беседа с поступающим, которому задаются заранее подготовленные вопросы.

Далее работники отдела кадров администрации района Талнах производят ознакомление новых работников с историей и организацией работы, что является частью системы адаптации, которая способствует усвоению принятых норм и правил и обеспечивает работников той информацией, которая им нужна и которую они стремятся иметь.

Возможный список тем для рассказа и обсуждения: подробная история и развитие администрации района Талнах; высшее и среднее звено управления; наиболее важные документы администрации района Талнах; описание деятельности администрации района Талнах; содержание работы, пределы полномочий, ответственность; список документов, с которыми новому работнику необходимо ознакомиться в первую очередь.

Введение в должность в администрации района Талнах должно предусматривать ознакомление принятого работника с основными задачами рабочего процесса и технологическими процедурами подразделения. На данном этапе должны затрагиваться следующие темы:

  •  
    • цели и функции рабочего процесса на рабочем месте сотрудника;

    • процедуры взаимодействия с населением района Талнах;

    • процедуры и технологические инструкции рабочего места;

    • порядок взаимопомощи и сотрудничества в администрации района Талнах в случае отсутствия сотрудника;

    • пределы компетенции и инициативы сотрудника;

    • правила поведения в нештатной ситуации и др.

Накануне официального выхода принятого сотрудника на рабочее место непосредственный руководитель подразделения администрации района Талнах» должен выполняет следующие процедуры:

  •  
    • подготавливает все информационные материалы, которые будут выданы работнику в первый день работы;

    • информирует заранее будущих коллег о приходе нового работник;

    • назначает наставника или просит, кого-нибудь из будущих коллег оказывать неформальную помощь;

    • проверяет готовность рабочего места;

    • связывается с работником, для того чтобы убедиться, что все в порядке.

Эти процедуры непосредственного руководителя подразделения администрации района Талнах должны быть направлены на снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником в первые дни работы.

Следующим мероприятием является разработка отделом кадров мероприятий по ликвидации конфликтных ситуаций в администрации.

Задача отдела кадров – определить причины, функции, динамику конфликта, а затем разработать меры по его разрешению.

На основе эмпирических данных в соответствии с ситуацией, с помощью наблюдения, опросов и анализа результатов деятельности администрации на период конфликта менеджеры отдела кадров подбирают классификацию конфликта и составляет приблизительный прогноз.

С точки зрения социальной эффективности, предложенные мероприятия позволяют: улучшить качества обслуживания населения района Талнах; уменьшить число жалоб на работников администрации; увеличить число обслуживаемых жителей города; создать условия для развития персонала в рамках администрации района Талнах; исключить конфликтные ситуации; мотивировать персонал в области результатов его работы; снизить напряженности у работника при входе в новую должность; достигнуть реализации в ожиданиях и удовлетворенность работой и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской федерации: принята общероссийским референдумом от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - № 237. от 25 декабря. С. 3-6.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 13 мая 2010 г) // Российская газета. 1994.8 декабря; Российская газета. 2010.16 мая.

  3. Федеральный Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03 № 131-ФЗ.

  4. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 2009. – 352 с.

  5. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. — Ростов н/Д:МарТ, 2010. – 325 с.

  6. Бутурлин М.А. Актуальные направления развития организационных структур управления / М.А. Бутурлин // Деньги и кредит. - 2010. - №7 - С.152-160.

  7. Воронин А. Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. — М.: Финансы и статистика, 2012. – 367 с.

  8. Генника М. Основы организационных структур управления / М. Генник. – М.: Высшая школа, 2011. – 396 с.

  9. Горный М.Б. Местное самоуправление: проблемы и перспективы. СПб, 2012 – 289 с.

  10. Емельянова Н.З. Основы построения организационных структур управления: учебное пособие / Н.З. Емельянова, Т.Л. Партыка, И.И. Попов – М.: Форум: Инфра-М, 2010. – 412 с.

  11. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент, справочное пособие. - М.: ИНФРА-М., 2011. – 338 с.

  12. Ильин д. Ю.О статусе главы местной власти / / Вестник уставного суда Санкт-Петербурга, 2010. - № 2. – С. 27.

  13. Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. Учебник для вузов. - М.:ЮНИТИ - ДАНА, 2012. – 356 с.

  14. Калиниченко Л.А. Муниципальное управление: организационные основы. — М.: Логос, 2011. – 278 с.

  15. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ: Учебник. М.: Юрист, 2010. – 258 с.

  16. Лужков Ю.М. Путь к эффективному государству: План преобразования системы государственной власти управления в Российской Федерации. -2-е изд.; доп. - М.: Изд-во МГУ, 2011. – 314 с.

  17. Мусинова Н.Н., Семкина О.С. Организация и кадровое обеспечение муниципального управления. — М.: ГУУ, 2011. – 398 с.

1 Генника М. Основы организационных структур управления / М. Генник. – М.: Высшая школа, 2011. – С. 23.

2 Бутурлин М.А. Актуальные направления развития организационных структур управления / М.А. Бутурлин // Деньги и кредит. - 2010. - №7 - С.152.

3 Бутурлин М.А. Актуальные направления развития организационных структур управления / М.А. Бутурлин // Деньги и кредит. - 2010. - №7 - с.155.

4 Генника М. Основы организационных структур управления / М. Генник. – М.: Высшая школа, 2011. – С. 54.

5 Горный М.Б. Местное самоуправление: проблемы и перспективы. СПб, 2012 – С. 10

6 Емельянова Н.З. Основы построения организационных структур управления: учебное пособие / Н.З. Емельянова, Т.Л. Партыка, И.И. Попов – М.: Форум: Инфра-М, 2010. – С. 103.

7 Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент, справочное пособие. - М.: ИНФРА-М., 2011. – С. 69.

8 Горный М.Б. Местное самоуправление: проблемы и перспективы. СПб, 2012 – С. 79.

9 Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. Учебник для вузов. - М.:ЮНИТИ - ДАНА, 2012. – С. 68.

10 Емельянова Н.З. Основы построения организационных структур управления: учебное пособие / Н.З. Емельянова, Т.Л. Партыка, И.И. Попов – М.: Форум: Инфра-М, 2010. – С. 125.

11 Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент, справочное пособие. - М.: ИНФРА-М., 2011. – С. 68.

Просмотров работы: 5197