- систематизация знаний по теме "Обыкновенные дроби";
- развитие познавательного интереса, творчества учащихся;
- воспитание математической культуры, культуры общения;
- формирование математической речи.
Задачи:
Познакомить учащихся с правилами игры.
Повторить изученный теоретический материал (структуру дроби, сложение и вычитание дробей).
Провести устную работу на переход от обычной речи к математическим символам (к математическому языку).
Провести устную работу на переход от математического языка к обычной речи.
Провести письменную работу по подбору математических терминов.
Закрепить пройденный материал путем решения задач.
Оборудование: житоны, презентация, интерактивная доска, музыкальный ролик для проведения физкультминутки (встроена в презентацию), смайлики «настроения».
План мероприятия:
Организационный момент – 1мин.
Сообщение темы, постановка целей урока – 2 мин.
Повторение правил и выполнение заданий – 35мин.
Подведение итогов урока – 5мин.
Ход мероприятия
Организационный момент
На протяжении нескольких уроков мы с вами говорили о необходимости появления обыкновенных дробей и умении работать с ними.
Сообщение темы и целей урока, знакомство с правилами игры
Сегодня на уроке мы ещё раз вспомним все правила действий с обыкновенными дробями, и каждый из вас проверит свои умения и навыки, приобретённые при изучении последних тем. Наш урок проведём в форме игры, которая называется «Ее высочество – дроби».
Условия игры: участвуют все учащиеся.
За правильный ответ учащийся получает красный жетон, за неполный ответ — желтый. В конце игры подсчитываются жетоны, от их количества и цвета зависит оценка учащегося.
Повторение правил и выполнение заданий
Данное внеклассное мероприятие я начала бы с великолепного высказывания русского писателя Л.Н. Толстого: "Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь". Наша игра называется "Её высочество — дробь" и рассчитана на весь урок.
Первый тур: учитель задает вопросы, учащиеся, используя таблицу, отвечают на вопросы.
На слайде таблица со следующими дробями:
Вопросы:
Какая из дробей выражает «четверть»?(4)
Назовите дробь равную .(6)
Найдите под каким номером стоит дробь равная 4?(7)
Какая дробь выражает половину? (5)
Назовите дробь больше 1 , но меньше 2. (3)
Какие из дробей неправильные? (3,6,7.)
Второй тур: исключи лишнюю дробь.
Задание: среди представленных дробей найди лишнюю дробь: какая из этих дробей неправильная ?
Ответ: .
Тур третий:
Расположи дроби в порядке убывания.
и выполни действия с дробями (примеры представлены на слайде).
Четвёртый тур:
Заполнить пропуски в предложениях.
По поднятой руке ученик выходит к интерактивной доске и заполняет пропуск и получает верное определение. В этом туре ученик может выходить к доске один раз и за правильный ответ ученик получает жетончик. Тем самым к доске будут вызваны 13 учеников.
Задание между IV - V туром: на слайде представлены фигуры: определить какая доля закрашена для каждой фигуры, т е перевод с математического языка на обычную речь.
Физкульт. минутка: Учитель читает строчку и выполняет физические упражнения под веселую музыку вместе с детьми:
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь – на место сели…
Пятый тур.
Исправь логическую ошибку.
На слайде представлены ученые. Ученики находят среди них ученого, который не является математиком.
Ответ: Крылов – баснописец.
Задание между V-VI туром: Отгадайка.
Математикам без шуток « …жить нельзя на свете, нет». Поэтому математики шутки ценят и любят, а так же они любят загадывать загадки.
На слайде представлен рифмованный стишок, учащимся нужно ответить на вопрос.
Чебурашке в день рожденья
Гена нес кило печенья.
И еще, отметить надо,
Полкило нес шоколада.
А теперь пора ответить,
Сколько это граммов, дети?
Ответ: 1500 грамм.
Шестой тур – знатоки математических терминов.
Задание: написать математические термины, начинающиеся на буквы, из которых состоит слово:
ЧИСЛИТЕЛЬ, (число, частное, икс, сложение, сумма, тождество).
ЗНАМЕНАТЕЛЬ (знаки, номер, арифметика, множитель, математика, единица, таблица, литр).
Ученикам дается время поразмышлять и записать подбор математических терминов в тетрадь, затем по поднятой руке каждый ученик может предложить свой вариант. На задание отводится 2 мин. за отведенное время ученики должны написать как можно больше терминов; количество терминов начинающихся на одну и ту же букву неограниченно.
Задание между VI-VII турами: Ученикам на слайде представлен вопрос: "Правильно ли изображена дробь на рисунке, если нет – исправь ошибку?"
С помощью данного задания, мы можем проверить, насколько хорошо ученики усвоили тему: "Обыкновенные дроби". Кроме того, мы увидим как учащиеся интерпретируют математическую речь в обычную и наоборот.
Тур седьмой: исторический
Данную задачу учащиеся решают в тетради. На выполнение задания отводится 3 мин. с учетом времени на проверку.
В ХIХ веке в России чеканились монеты – денежка и
полушка. В копейке содержалось 2 денежки, в денежке – 2 полушки.
А) Какую часть составляла денежка от копейки, полушка
от денежки, полушка от копейки? ()
Б) Сколько денежек содержалось в рубле? (200д.)
В)Какую часть рубля составляла денежка? (одну двухсотую)
На этом наша игра "Её высочество – дробь" подходит к концу. Сейчас каждый из вас сдаст свои жетоны в жюри, и вы узнаете свои оценки.
Если у вас более 6 красных жетонов, то оценка «5», если более 4 красных, то оценка "4". Кроме того, 2 желтых жетона можно заменить на 1 красный жетон.
Наша игра прошла замечательно. Мы повторили тему "Обыкновенные дроби" и действия над ними (сложение и вычитание). Спросить детей: Что понравилась при изучении этой темы? Что нового узнали? В конце урока проверим настроение учащихся с помощью смайликов. Дети выбирают смайлик соответствующий настроению. В дальнейшем мы с вами еще будем изучать данную тему, и решать примеры.
Список литературы:
1. Моркдович А. Г., Зубарева И. И., Математика. 5 класс [текст]/И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович.— 12-е изд., испр. и доп.—М.: Мнемозина, 2012. — 270с.