РОЛЬ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Титова А.А. 1, Басов К.А. 1
1Тамбовский Государственный Технический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время автомобильный транспорт играет огромную роль в экономике каждой страны. Без него обойтись практически невозможно. Использование водного и железнодорожного транспорта целесообразно для большого количества грузов. Автомобильный транспорт позволяет доставлять людей и грузы в любое место и в любых количествах (возможны штучные грузы, единичные заказы) – это и является его главным плюсом.

В таблицах 1 и 2 хорошо просматривается увеличение грузо- и пассажирооборота.

Таблица 1 – Основные социально-экономические показатели1) [2]

 

1990

2000

2005

2010

2011

2012

2013

Численность населения (на конец года), млн. человек

148,3

146,3

143,2

142,9

143,0

143,3

143,7

Естественный прирост, убыль (-) населения, тыс. человек

332,9

-958,5

-846,5

-239,6

-129,1

-4,2

24,0

Миграционный прирост, убыль (-) населения2), тыс. человек

275,0

362,6

282,1

271,5

320,1

295,0

295,8

Среднегодовая численность занятых в экономике3), тыс. человек

75325

64517

66792

67577

67727

67968

67901

Численность безработных 4), тыс. человек

 

7700

5242

5544

4922

4131

4137

Грузооборот транспорта, трлн. ткм

6,1

3,6

4,7

4,8

4,9

5,1

5,1

Пассажирооборот транспорта общего пользования5),млрд. пассажиро-километров

791,0

496,2

473,3

483,8

502,6

532,5

545,9

Внешнеторговый оборот6), млрд. долл. США

 

149,9

363,9

638,4

834,0

863,2

864,6

в том числе:

             

экспорт

 

105,0

240,0

392,7

515,4

527,4

523,3

импорт

 

44,9

123,8

245,7

318,6

335,8

341,3

1) Данные в стоимостном выражении приведены в фактически действовавших ценах; с 2000 г. – в масштабе цен, действующем с 1 января 1998 г.

2) Скорректирован на недоучет прибывших (для оценки численности населения).

3) За 2000, 2005 гг. данные сформированы без учета Чеченской Республики.

4) По материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости (по методологии МОТ); в среднем за год. 2010-2013 гг. - включая данные по Чеченской Республике.

5) С 2000 г. в общий объем пассажирооборота включены данные по автобусному транспорту юридических лиц (включая субъекты малого предпринимательства) и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров автобусами на коммерческой основе.

6) Данные Банка России рассчитаны по методологии платежного баланса Российской Федерации и включают: данные таможенной статистики ФТС России с учетом данных о взаимной торговле с Республикой Беларусь, с 1 июля 2010 г. с Республикой Казахстан, данные об объемах экспорта (импорта) товаров, не пересекающих таможенную границу Российской Федерации (рыбы и морепродуктов, выловленных (добытых) и проданных вне зоны действия таможенного контроля, топлива и товаров, приобретенных экипажами российских (иностранных) транспортных средств в иностранных (российских) портах); досчеты Банка России стоимости товаров, ввезенных (вывезенных) физическими лицами в пределах установленной беспошлинной квоты и в упрощенном (льготном) порядке, и другие элементы досчетов.

Таблица 2 – Среднегодовые темпы прироста (снижения) основных социально-экономических показателей1) (стоимостные показатели в сопоставимых ценах; в среднем за год; в процентах) [2]

 

1986-1990

1996-2000

2001-2005

2006-2010

2011-2013

Численность населения2)

0,7

-0,3

-0,4

-0,1

0,2

Среднегодовая численность занятых в экономике

0,1

-0,5

0,7

0,1

0,2

Численность безработных3)

 

1,2

-5,0

1,4

-8,3

Численность пенсионеров (на конец года; 2007, 2008 гг. и начиная с 2010 г. - на 1 января года, следующего за отчетным)

1,6

0,7

-0,1

0,7

1,1

Реальные денежные доходы населения

 

-2,1

11,6

7,2

4,24)

Грузооборот транспорта

0,2

-0,3

5,2

0,3

2,3

Пассажирооборот транспорта общего пользования5)

2,6

-2,1

-0,1

0,5

4,1

Внешнеторговый оборот6)

 

0,7

19,4

11,9

10,7

1) Знак (-) означает темп снижения социально-экономических показателей.

2) Темпы изменения в среднем за год.

3) По материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости (по методологии МОТ).

4) Включая данные по Чеченской Республике.

5)В сопоставимых условиях.

6) По данным Банка России, в фактически действовавших ценах.

Ежегодно в мире выпускается около 55 млн. автомобилей, из них 45 млн. легковых, что обеспечивает прирост мирового парка автомобилей, на 15...18 млн. единиц в год. В Российской Федерации производится около 1 млн. автомобилей и импортируется около 500 тыс. автомобилей в год. В настоящее время мировой парк автомобилей составляет более 600 млн. единиц, из которых примерно 80% – легковые автомобили. [1]

Таблица 3 – Удельный вес отдельных видов транспорта в общем грузообороте(в процентах) [2]

Годы

Железнодорожный

Автомобильный

Трубопроводный1)

Морской

Внутренний водный

Воздушный

Россия

2013

43,2

4,9

49,4

0,8

1,6

0,1

Страны СНГ

из них:

Азербайджан

2013

8,8

15,5

70,1

5,1

-

0,5

Армения

2013

20,8

11,8

67,2

-

-

0,2

Беларусь

2013

33,5

19,6

46,8

-

0,1

0,02

Казахстан

2013

46,7

29,3

23,4

0,5

0,01

0,01

Киргизия

2013

42,8

50,3

6,7

-

0,1

0,1

Республика Молдова2)

2013

21,7

56,6

21,7

-

0,01

0,02

Таджикистан

2013

6,5

93,4

-

-

-

0,1

Украина

2013

58,8

10,6

29,3

0,8

0,4

0,1

Страны ЕС

из них:

Болгария3)

2011

8,3

44,9

...

43,2

3,6

0,0

Венгрия

2012

18,2

66,5

11,4

...

3,9

0,0

Германия4)

2012

22,4

62,4

3,3

...

11,9

...

Италия4)

2012

13,1

80,3

6,5

...

0,1

...

Польша

2012

15,0

71,6

6,9

6,2

0,3

0,0

Румыния4)

2012

23,9

52,6

1,4

...

22,1

...

Соединенное Королевство (Великобритания)4)

2012

11,3

83,4

5,2

...

0,1

...

Франция4)

2012

14,2

75,3

6,6

...

3,9

...

Другие страны

из них:

Китай

2012

16,8

34,3

1,8

30,7

16,3

0,1

США4)

2010

42,7

34,1

15,5

...

7,7

...

Япония

2011

4,7

54,1

41,0

-

0,25)

1) По всем странам, кроме стран СНГ и Китая, - без газопроводного транспорта.

2) Без данных по территории левобережья р. Днестр и г. Бендеры.

3) Без трубопроводного транспорта.

4) Без учета морского и воздушного транспорта.

5) Грузооборот на внутренних авиалиниях.

Из таблицы 4 видно, что автомобильный транспорт лидирует в перевозке грузов и пассажиров, что в разы увеличилась длина автомобильных дорог.

Таблица 4 – Основные показатели транспорта [2]

 

1928

1940

1950

1960

1990

2000

2005

2010

2011

2012

2013

Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования (на конец года), тыс. км:

                     

железнодорожные пути

51

59

67

72

87

86

85

86

86

86

86

в том числе электрифицированные

-

1,3

2,3

11

37

41

43

43

43

43

43

автомобильные дороги с твердым покрытием (включая дороги необщего пользования) 1)

20

68

83

161

657

752

724

786

841

1038

1094

трамвайные пути

0,7

1,3

1,4

2,0

3,0

3,0

2,8

2,6

2,5

2,5

2,5

троллейбусные линии

-

0,1

0,3

0,9

4,4

4,8

4,9

4,9

4,8

4,8

4,8

пути метрополитена

-

0,02

0,04

0,09

0,34

0,40

0,44

0,48

0,49

0,50

0,51

внутренние водные судоходные пути

61

92

110

118

103

85

102

101

101

101

102

магистральные трубопроводы (нефте- и нефтепродуктопроводы)2)

0,7

1,7

3,6

15

68

63

65

65

71

75

75

Перевезено грузов транспортом, млн.т:

                     

железнодорожным

89

334

498

1141

2140

1047

1273

1312

1382

1421

1381

автомобильным

12

533

1194

4974

15347

5878

6685

5236

5663

5842

5635

трубопроводным (нефть и нефтепродукты)

0,4

5

12

123

558

318

482

525

576

555

558

Грузооборот транспорта, млрд. т·км:

                     

железнодорожного

59

287

415

1047

2523

1373

1858

2011

2128

2222

2196

автомобильного

0,1

6

13

55

299

153

194

199

223

249

250

трубопроводного (нефть и нефтепродукты)

0,1

1,5

3,4

49

1240

745

1156

1123

1120

1188

1224

Перевезено пассажиров транспортом общего пользования, млн. человек:

                     

железнодорожным

...

990

950

1606

3143

1419

1339

947

993

1059

1080

автобусным3)

0,0

429

793

7445

28626

23001

16374

13434

13305

12766

11552

трамвайным

1406

4922

3525

5163

6000

7421

4123

2079

2004

1928

1629

троллейбусным

-

254

665

1874

6020

8759

4653

2206

2152

2051

1735

метрополитеном

-

377

629

1144

3695

4186

3574

3294

3351

3446

3491

воздушным

0,0

0,3

1,2

10

91

23

37

59

66

76

86

1) С 2010 г. – включая дороги местного значения; с 2012 г. – включая протяженность улиц.

2) С 2011 г. – включая протяженность магистральных нефтепродуктопроводов на территории иностранных государств.

3) С 2000 г. данные приведены по юридическим лицам (включая малые предприятия, кроме микропредприятий) и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров автобусами на коммерческой основе.

Возрастают масштабы производства, развиваются экономические и культурные связи внутри любой страны и между странами. Транспорт способствует решению возникающих в связи с этим проблем. А автомобильный транспорт по-сравнению с другими видами транспорта обладает такими преимуществами как: высокая доступность, высокая скорость доставки, высокая динамичность, маневренность, высокая производительность, возможность доставки «от двери к двери», возможность использовать различные схемы и маршруты доставки, возможность отправки грузов малыми партиями, широкие возможности выбора перевозчика.

Также автомобильный транспорт решает такие важные задачи, как ликвидацию экономического отставания удаленных районов, расширение связей между народами, обмен достижениями во всех отраслях народного хозяйства.

Транспорт объединяет все отрасли экономики, обеспечивает жизнедеятельность государства.

В перевозке грузов и пассажиров автомобильный транспорт играет огромную роль. В основном автомобильный транспорт используется для перевозки небольших грузов на короткие расстояния. Но данный вид транспорта обладает большой скоростью и мобильностью, возможностью оперативно реагировать на изменения пассажиропотоков, хотя и имеет высокую себестоимость.

Таблица 5 – Перевозки грузов по видам транспорта (миллионов тонн) [2]

 

1990

2000

2005

2010

2011

2012

2013

Транспорт - всего

19265

7907

9167

7750

8337

8519

8264

в том числе:

             

железнодорожный

2140

1047

1273

1312

1382

1421

1381

автомобильный

15347

5878

6685

5236

5663

5842

5635

трубопроводный

1101

829

1048

1061

1131

1096

1095

морской1)

112

35

26

37

34

18

17

внутренний водный2)

562

117

134

102

126

141

135

воздушный

2,5

0,8

0,8

1,1

1,2

1,2

1,2

1) С 2012 г. - исключая перевозки судами смешанного (река-море) плавания. В сопоставимых условиях перевозки грузов в 2012 г. составили 82,7% к уровню 2011 г.

2) С 2012 г. - включая перевозки судами смешанного (река-море) плавания. В сопоставимых условиях перевозки грузов в 2012 г. составили 101,8% к уровню 2011 г.

Таблица 6 – Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования1)миллионов человек) [2]

 

1990

2000

2005

2010

2011

2012

2013

Транспорт - всего

48238

44854

30128

22043

21891

21347

19590

в том числе:

             

железнодорожный

3143

1419

1339

947

993

1059

1080

автобусный (включая маршрутные такси)2)

28626

23001

16374

13434

13305

12766

11552

таксомоторный

557

16

6

8

5

6

4

трамвайный

6000

7421

4123

2079

2004

1928

1629

троллейбусный

6020

8759

4653

2206

2152

2051

1735

метрополитен

3695

4186

3574

3294

3351

3446

3491

морской

16

1,1

1,3

1,5

1,3

1,1

0,5

внутренний водный

90

28

21

16

14

14

13

воздушный

91

23

37

59

66

76

86

1) Здесь и в последующих таблицах раздела данные по трамвайному, троллейбусному транспорту и метрополитену за 1990 г. приведены без учета пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда.

2) С 2000 г. данные приведены по юридическим лицам (включая малые предприятия) и индивидуальным предпригнимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на коммерческой основе.

В задачи транспорта входит обеспечение базовых условий жизни и деятельности всего общества. Транспорт является важнейшей отраслью, перемещающей людей и всевозможные грузы. В настоящее время технический уровень транспортной системы страны развит не достаточно.

Таблица 7 – Наличие транспортных средств(на конец года; тысяч штук) [2]

 

1990

2000

2005

2010

2011

2012

2013

Грузовые транспортные средства:

             

рабочий парк груженых железнодорожных вагонов (в среднем в сутки)

...

240

270

328

393

393

386

грузовые автомобили (включая пикапы и легковые фургоны)– всего

2744

4401

4848

5414

5545

5751

6050

в том числе:

             

в организациях всех видов экономической деятельности1)

331

1387

944

683

660

664

665

в собственности граждан

4

1568

2300

2950

3097

3273

3547

морские грузовые транспортные и нетранспортные суда (без грузопассажирских)2), шт.

3830

3514

2723

2692

2704

2701

речные грузовые транспортные и нетранспортные суда (без грузопассажирских)3)

31,8

31,4

29,0

28,5

20,0

17,2

Пассажирские транспортные средства:

             

автобусы общего пользования4)

153

109

79

63

72

74

70

легковые автомобили – всего

8964

20353

25570

34354

36415

38792

41428

в том числе в собственности граждан

8677

19097

24125

32629

34624

36917

39243

трамвайные вагоны

14,8

12,1

10,3

8,8

8,6

8,4

8,3

троллейбусы

13,8

12,2

11,4

11,1

11,0

11,0

10,7

вагоны метрополитена

5,2

5,8

6,1

6,3

6,5

6,7

7,0

морские пассажирские и грузопассажирские транспортные суда2), шт.

78

60

56

58

56

56

речные пассажирские и грузопассажирские транспортные суда3)

...

1,9

2,0

2,1

2,1

1,4

1,3

Гражданские воздушные суда

...

6,5

5,5

6,0

6,2

6,2

6,6

1) За 1990 г. по организациям автомобильного транспорта. С 2000 г. – по организациям всех видов экономической деятельности.

2) По данным Российского морского регистра судоходства.

3) До 2012 г. - по данным Центрального управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, с 2012 г. – по данным Российского Речного Регистра.

4) По организациям автомобильного транспорта. С 2000 г. – без субъектов малого предпринимательства. С 2011 г. – эксплуатационные автобусы (собственные, арендованные, приобретенные по договору лизинга и т.п.).

Из таблицы 7 видно, что происходит увеличение наземного транспорта, особенно легкового, увеличение автомобильных дорог (таблица 8).

Таблица 8 – Протяженность путей сообщения(на конец года; тысяч километров) [2]

 

1990

2000

2005

2010

2011

2012

2013

Жeлезнодорожные пути1) – всего

160

139

124

122

121

120

в том числе:

             

общего пользования

87

86

85

86

86

86

86

необщего пользования

73

53

38

36

35

34

Автомобильные дороги – всего

884

898

858

1004

1094

1439

1557

в том числе:

             

общего пользования2)

455

584

581

825

927

1278

1396

необщего пользования

429

314

277

179

167

161

162

Из общей протяженности автомобильных дорог – дороги с твердым покрытием – всего

657

752

724

786

841

1038

1094

в том числе:

             

общего пользования2)

400

532

531

665

728

925

985

из них:

             

федерального значения

-

46

47

50

51

51

51

регионального или межмуниципального значения3);4)

-

486

484

450

452

461

461

местного значения4)

...

...

...

164

225

413

473

необщего пользования

256

220

194

121

113

113

110

Трамвайные пути1)

3,0

3,0

2,8

2,6

2,5

2,5

2,5

Троллейбусные линии1)

4,4

4,8

4,9

4,9

4,8

4,8

4,8

Пути метрополитена1), км

342

405

436

475

485

497

512

Магистральные трубопроводы – всего

212

215

225

233

242

249

250

в том числе:

             

газопроводы

144

152

160

168

171

175

175

нефтепроводы

52

48

50

49

51

55

55

нефтепродуктопроводы5)

15

15

16

16

20

20

20

Внутренние водные судоходные пути – всего

103

85

102

101

101

101

102

в том числе с гарантированными габаритами пути

67

42

33

48

48

48

49

На долю грунтовых автодорог федерального, регионального или межмуниципального значения приходится 7,6%, почти треть дорог имеют гравийное, щебеночное и мостовое покрытие.

В настоящее время 29,6% сельских населенных пунктов Российской Федерации не имеют дорог с твердым покрытием для связи с сетью путей сообщения общего пользования.



1) Эксплуатационная длина. По общему пользованию, включая протяженность участков железных дорог, находящихся за пределами Российской Федерации.

2) С 2010 г. – включая дороги местного значения; с 2012 г. – включая протяженность улиц.

3) За 1990, 2000, 2005 гг. – дороги субъектов Российской Федерации.

4) С 2012 г. – включая протяженность улиц.

5) С 2011 г. – включая протяженность магистральных нефтепродуктопроводов на территории иностранных государств.

Как уже говорилось, автомобильный транспорт имеет много преимуществ. Но существуют также и негативные факторы: градостроительные проблемы (нехватка площадок для стоянок транспортных средств, заторы на дорогах), загрязнение окружающей среды. Но самое отрицательное явление – дорожно-транспортные происшествия (гибель людей, ранения, инвалидность, временная нетрудоспособность, материальный ущерб).

В связи с увеличением автомобильного транспорта нормальным явлением будет и увеличение дорожно-транспортных происшествий.

Хотелось бы отметить, что, несмотря на осуществляемые мероприятия по предотвращению вероятности дорожно-транспортных происшествий, ежегодно в мире на дорогах погибает более 500 тыс. и получают ранения около 10 млн. человек. В Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествиях ежедневно погибает около 90 человек. Автомобильный транспорт является наиболее опасным из всех видов транспорта. Материальный ущерб от дорожно-транспортных происшествий в экономически развитых странах достигает 10% годового национального дохода.

Таблица 9 – Аварийность на транспорте численность пострадавших в происшествиях с транспортными средствами1)(человек) [2]

 

Погибло

Ранено

1990

2000

2005

2010

2012

2013

1990

2000

2005

2010

2012

2013

Пострадало в происшествиях с подвижным составом:

                       

на железнодорожном транспорте общего пользования2)

8

3

1

-

-

2

19

5

1

-

-

4

на автомобильных дорогах и улицах3), тыс.

35,4

29,6

34,0

26,6

28,0

27,0

214,8

179,4

274,9

250,6

258,6

258,4

в том числе по вине водителей транспортных средств в состоянии алкогольного опьянения

8,1

4,1

3,2

2,0

2,1

2,3

43,8

28,3

28,3

17,3

18,7

19,4

на морском транспорте

...

1

-

10

10

1

...

2

-

-

-

-

на внутреннем водном транспорте

1

7

16

3

1

11

1

-

-

-

49

на воздушном транспорте

107

20

56

34

90

102

-

-

-

112

52

26

1)По данным ОАО “РЖД”, Ространснадзора, Росавиации, МВД России.

2) Транспортные происшествия и иные, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, события, имевшие место на железнодорожных путях общего пользования; до 2013 г. учитывались происшествия только по вине ОАО "РЖД".

3) С 2010 г. - погибшие на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершие от его последствий в течение 30 последующих суток, до 2010 г. – в течение 7 суток.

Рисунок 1 – Анализ ДТП за 2002 – 2012 гг.

Таким образом, автомобильный транспорт имеет как положительные качества, так и отрицательные. Следует учитывать и устранять их. Следует помнить, что автотранспортные средства являются объектом повышенной опасности. Но не стоит забывать, что без транспорта нам не обойтись. Поэтому необходимо совершенствовать автомобильный транспорт, пути сообщения, улично-дорожную сеть, повышать безопасность дорожного движения (пассивную и активную) и т. д. Решение проблемы повышения безопасности дорожного движения имеет большую экономическую и социальную значимость.

Список литературы:

  1. Ломакин В. В., Покровский Ю. Ю., Степанов И. С., Гоманчук О. Г.

Безопасность автотранспортных средств: Учебник для вузов. / Под общ. ред. В.В. Ломакина. – М: МГТУ «МАМИ», 2011. – 299 с.

2. Российский статистический ежегодник. 2014: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2014. – 693 с.

Просмотров работы: 1596