ТОЧКА БИФУРКАЦИИ РОССИЙСКО-БРАЗИЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СВЯЗИ С КОНФЛИКТОМ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЗАПАДОМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТОЧКА БИФУРКАЦИИ РОССИЙСКО-БРАЗИЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СВЯЗИ С КОНФЛИКТОМ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЗАПАДОМ

Иванова А.В. 1
1Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Федеративная Республика Бразилия в настоящее время позиционирует себя на международной арене как высокопотенциальную региональную державу. Такие амбиции и энергия проистекают из вполне закономерных и объективных факторов: «Бразилия уверенно входит в десятку стран с наибольшим экономическим потенциалом… Эта страна вступила в XXI век не только с огромным валовым внутренним продуктом, превышающим два триллиона долларов, она вошла с немалым собственным заделом на инновационном пути развития» [1]. Бразилия сотрудничает со многими странами мира, в том числе с Российской Федерацией, в экономической, политической и культурной сферах.

Цель моей работы – попытаться спрогнозировать дальнейшее развитие российско-бразильских отношений в условиях кризиса в Украине и связанного с этим усиливающегося конфликта между Россией и Западом в лице США и Западной Европы.

Несмотря на многочисленные различия, Россию и Бразилию многое объединяет. В первую очередь, это обширная ресурсная база обоих государств и взаимодополняемость их рынков. Так, например, Россия поставляет в Бразилию минеральные удобрения, энергетическое оборудование, хлорид калия, дизельное топливо. Бразилия же снабжает российский рынок продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем (сахар-сырец, мясо, кофе, табак).

Не менее важными являются геостратегические выгоды от сотрудничества двух стран, расположенных в разных полушариях Земли.

Общей чертой двух стран можно назвать и то, что обе они имеют схожий статус лидера в своих регионах. А также то, что Бразилия и Россия на протяжении нескольких десятилетий в своем историческом развитии имели близкие цели и задачи в сфере внешнеполитических интересов. Это, в первую очередь, стремление стать достойным конкурентом сегодняшним лидерам на международной арене, заявив о себе как сильном, стабильном государстве.

Следует упомянуть и об исторических предпосылках к сотрудничеству, имея в виду отсутствие столкновений и конфликтных ситуаций между Россией и Бразилией, чего мы не можем наблюдать, например, в российско-китайских отношениях. В начале XXI столетия Бразилия и Россия ступили на путь демократических преобразований. За время президентства Луиса Инасиу Лулы да Силва (2003-2011 гг.) Бразилия заметно повысила свой международный авторитет, став одним из членов клуба «Большой двадцатки». Во многом это стало возможным благодаря грамотной дипломатии.

Президент Бразилии, поддерживая дружественные связи со многими странами мира, в том числе умело находя компромиссы в отношениях с такими противоположными по своей внешнеполитической ориентации государствами, как Куба, Венесуэла, США, страны ЕС, добился того, чтобы «Южная Америка представляла собой один из полюсов многополярного мира» [2]. Такой же многополярный подход к построению мирового порядка, ориентированный на диалог между странами и негативное отношение к практике «гуманитарной интервенции» поддерживает и руководство Российской Федерации.

На сегодняшний день между Россией и Бразилией заключено более 50 соглашений, среди них [3]:

- Совместное заявление 1997 г. о создании Российско-бразильской комиссии высокого уровня по сотрудничеству, возглавляемой премьер-министром РФ и вице-президентом Бразилии и включающей в себя Межправительственную российско-бразильскую комиссию по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству и Политическую комиссию;

- двухсторонний «Российско-бразильский стратегический союз», заключенный Лулой да Силва и В.В. Путиным 18 октября 2005 г.;

- Соглашение о военно-техническом сотрудничестве, подписанное 26 ноября 2008 г.;

- План действий стратегического партнерства между Россией и Бразилией и Дальнейшие шаги по выполнению Плана. Документы подписаны в 2010 г. и 2012 г. соответственно.

В то же время многие эксперты, занимающиеся изучением отношений Бразилии и России, отмечают, что взаимодействие РФ с южноамериканским партнером не является главным направлением ее политики в этом регионе и мире в целом. По замечанию А.Е. Лихачева, председателя Российско-бразильской межправительственной комиссии с российской стороны, «наши торгово-экономические отношения можно охарактеризовать словом – “недостаточное”» [4]. Основные торговые партнеры Бразилии – США, ЕС, страны Латинской Америки, Китай.

Однако вследствие политических и экономических событий, разворачивающихся вокруг украинского кризиса, в том числе введенных санкций против РФ и ответного эмбарго на импорт со стороны последней, Россия в настоящее время оказалась в ситуации конфронтации с Западом и одновременно начала ускоренный поиск новых стратегических союзников. Это поставило Бразилию в ситуацию пусть не жесткого, но все же выбора приоритетного направления внешней политики.

Перед Бразилией в данный момент открываются новые возможности и пути для дальнейшего развития, от выбора которых будет зависеть ее положение и статус в международных отношениях: отказаться от дальнейшего сближения с Россией, наблюдающегося на фоне активного экспортного замещения товаров, попавших под российское эмбарго, расширить торговлю и политические связи со странами ЕС или же развивать отношения с РФ как в двухстороннем формате, так и в формате БРИКС и приостановить действия по планам налаживания более тесного сотрудничества с Западной Европой.

Рассмотрим возможные варианты развития событий подробнее.

Немалые трудности в осуществлении крутого крена Бразилии в сторону БРИКС представляет реальная макроэкономическая ситуация. На долю США приходится около 60 млрд долларов бразильского товарооборота [5], а экспорт и импорт Бразилии со странами ЕС составляет 78 млрд долларов, тогда как уже многократно увеличенный в 2014 г. российско-бразильский товарооборот не превышает 5 мрлд долларов. Также Евросоюз для Бразилии является крупным инвестором: в 2012 г. прямые инвестиции в экономику Бразилии составили 16 млрд долларов, в сравнении с 1 млрд 200 тыс. долларов российских вложений [6].

Также у Бразилии имеется немало перспектив в укреплении связей с ЕС, подтвержденных юридическими документами. Так, с подписания в рамках Первого саммита Бразилия-ЕС в июле 2007 г. Договора о стратегическом партнерстве между двумя субъектами международных отношений разворачивается всеобъемлющее взаимодействие, что подтверждается в принятой Бразилией Стратегии развития на период 2007-2013 гг. В 2008 г. сотрудничество вышло на новый уровень: утвержден Совместный план действия на 2009-2011 гг., выявивший основные направления сотрудничества, а также созданы новые инструменты для двухстороннего взаимодействия (Комиссия высокого уровня Бразилия-ЕС, Смешанная комиссия Бразилия-ЕС). С этого момента формируется идея об углублении регионального сотрудничества, которое нашло бы выход в организации общего рынка между МЕРКОСУР, где лидером, безусловно, является Бразилия, и ЕС [7]. И в случае реализации этого плана два региона получили бы немалые выгоды от взаимной торговли.

Не лишним будет упомянуть и о том, что между Бразилией и Россией существуют различия во взглядах на некоторые положения международного права. Так, в высших правительственных кругах Бразилии не было однозначных высказываний в ответ на Крымский референдум 2014 г., а затем и переход Крымского полуострова под российскую юрисдикцию. Это объясняется тем, что Бразилия крайне «болезненно» относится к практике подобного вмешательства во внутреннюю жизнь государства и сама неоднократно сталкивалась с сепаратистскими тенденциями в своей стране.

Однако, несмотря на вышеперечисленное, Бразилия имеет ряд весомых причин для того, чтобы переориентироваться на БРИКС и долговременное сотрудничество с Российской Федерацией.

Главным аргументом в пользу данного решения служит стремление Бразилии не только к экономическому росту, но и к росту политического влияния в регионе и мире. Свободный рынок между МЕРКОСУР и ЕС будет создавать дополнительные рычаги для давления на политику Бразилии со стороны западных стран с целью достижения последними выгодных направлений внешнеполитической деятельности в Латинской Америке. Это противоречит желанию южноамериканского регионального лидера стать в скором будущем противовесом гегемонизму США, что уже проявляется в завуалированном политико-экономическом противостоянии Бразилии ее североамериканскому соседу. Так, в июле 2014 г. на саммите МЕРКОСУР Бразилия высказала идею о слиянии таких тесных интеграционных образований, как UNASUR (Союз южноамериканских наций) и CELAC (Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна). В свою очередь CELAC, включающий в себя 33 латиноамериканских и карибских государства, было создано в ответ на существование ОАГ (Организация американских государств) под эгидой США, членство Кубы в котором отвергли [8]. Очевидно, что Бразилия нацелена на превращение региона Центральной и Южной Америки в единое образование, что позволило бы ему стать весомой силой на мировой арене.

Альтернативой свободному рынку между МЕРКОСУР и ЕС является идея объединения торговых площадок МЕРКОСУР и Таможенного союза, предложенная в 2014 г. российским руководством [9]. Это предложение было поддержано Бразилией, однако еще не получило дальнейшего развития. Во многом это сближение на уровне интеграционных объединений обусловлено многократным наращиванием экспорта бразильских продовольственных товаров, в особенности мяса, в РФ в связи с российским эмбарго на импорт из некоторых стран, что, несомненно, несет очевидные выгоды для Бразилии и российско-бразильских торговых сношений.

Отдельно стоит выделить итоги VI саммита БРИКС, состоявшегося в городах Форталеза и Бразилиа. Многим казавшееся уже бесперспективным объединение БРИКС, напротив, окрепло и нашло новые возможности для всестороннего стратегического взаимодействия благодаря подписанию Соглашения о создании Банка развития БРИКС и Резервного фонда БРИКС, которые, как отмечается, в будущем могут стать заменой Всемирного банка и МВФ.

Сейчас Бразилия использует противоречия двух противоборствующих блоков, получая преимущества от каждой стороны. Однако в таком положении она не сможет и не захочет находиться долго. Между Западной Европой и Россией разворачивается соперничество за привлечение такого ценного союзника, как Бразилия. Об этом свидетельствуют возобновление переговоров по созданию блока МЕРКОСУР-ЕС в июле 2014 г. во время визита в Бразилию председателя Еврокомиссии Ж.М. Баррозу и официальная поездка В.В. Путина в страны Латинской Америки летом того же года, основным пунктом маршрута которой стала Бразилия.

Если рассуждать о наиболее возможном варианте развития событий, то Бразилия с достаточно большой степенью вероятности может выбрать сближение с Россией и БРИКС. Эта латиноамериканская страна находится в достаточно сильной позиции, чтобы начать увереннее реализовывать цель своего превращения в оплот альтернативы доминированию США на американских континентах и перехода на этап формирования «мировой державы». При этом события в Украине спровоцировали появление на траектории развития Бразилии точки бифуркации – выбора определяющего направления внешней политики. Во многом повлиять на решение бразильского руководства может Россия, не упустив шанса сблизиться с потенциальным союзником.

Таким образом, налаживание тесного взаимодействия РФ и Бразилии возможно и даже необходимо, в особенной степени российской стороне. Данный сложный период в мировой истории – как нельзя лучший момент для укрепления отношений двух стран и для нового, мощного посыла их развитию.

Литература

  1. Бразилия – страна будущего в настоящем // Российский совет по международным делам. – 14.01.2013. – Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1480#top

  2. Трухачев В. Авторитетный президент – бразильский Лула // Правда.Ру. – 21.02.2010. – Режим доступа: http://www.pravda.ru/world/restofworld/southamerica/21-02-2010/1018048-lula-0/

  3. Российско-бразильские отношения // Официальный сайт МИД Российской Федерации. – 07.08.2013. – Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/ns-rlat.nsf/4cdf4375bb86bbd8c325710d0037452f/0cd1d3e4b40e575ec3256e8b00416474!OpenDocument

  4. Карташов И. Россия нарастит сотрудничество с Бразилией // Российская газета. – 15.04.2014. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/04/15/brasil-site.html

  5. Внешнеэкономические связи в 2012 г. // ИнтерЭксперт. – 17.05.2013. – Режим доступа: http://www.inter-expert.ru/braziliya---svejiy-vzglyad_20130330180439.html

  6. Борзова А.Ю. Развитие стратегического партнерства между Бразилией и Европейским Союзом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. – 2013. – № 4. – С. 53-54.

  7. Там же.

  8. Яковлева Н. Латиноамериканская интеграция в зеркале МЕРКОСУР // Российский совет по международным делам. – 28.08.2014. – Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4259#top

  9. Карташов И. Россия нарастит сотрудничество с Бразилией // Российская газета. – 15.04.2014. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/04/15/brasil-site.html

Просмотров работы: 2002