ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ

Коряковский И.С., Малкин В.Р. 1
1Уральский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе развития спорта повышается значимость исследований направленных на изучение психолого-педагогических проблем управления в спорте. Это связано с тем, что современный спорт с полным основанием может рассматриваться как совместная коллективная деятельность, включающая в себя весь спектр социально-педагогических и социально-психологических проблем общения, взаимовлияний, лидерства, стилей и методов руководства коллективами.

Психолого-педагогическое обеспечение подготовки спортсменов выражается, прежде всего в слаженной организации совместной деятельности спортсменов в команде и их тренеров в учебно-тренировочном и соревновательном процессе.

Отношение внутри команды имеет большое значения для успешного выступления на соревнованиях. В тоже время эта проблема недостаточно разработана и многие проблемы в команде, как и нередко неудачное выступление возникают из-за сложных отношений между тренером и спортсменами.

Нами исследовалось взаимосвязь между взаимоотношениями в команде высшего мастерства и уровнем тревоги на протяжении игрового сезона первенства России.

В командных видах спортивной деятельности психологические закономерности общения, взаимоотношений и психологической атмосферы в командах, взаимопонимания между спортсменами, командой и тренером являются определяющим фактором сплоченности команд, фактором спортивного успеха (Р. Уэйнберг, Д. Гоулд, 2001).

Родионов А.В. указывает на то, что большое значение в формировании психологического климата команды имеет система межличностных отношений, которые складываются между спортсменами и тренерами в процессе их деятельности и общения.

Среди всех взаимоотношений, складывающихся в процессе спортивной деятельности, наибольшее влияние на её результаты и на прогресс спортсмена оказывают его отношения с тренером. Для исследования отношения в спортивной команде высшего мастерства использовалась анкета тренер-спортсмен (Ю. Ханин).

Первое анкетирование проводилось, когда командой руководил один тренер, второе исследование проводилось после его ухода из команды, т.е. когда в команду пришел новый тренер, третье исследование проводилось в конце сезона в соответствии с тем, как сложились отношения за год со вторым тренером (табл.1).

Таблица 1

Результаты первого исследования взаимоотношений «тренер-спортсмен» профессиональной спортивной команде

 

Показатели

   
 

гностический

эмоциональный

поведенческий

Итоговый

1

3

4

6

4

2

1

5

7

4

3

1

2

5

3

4

3

2

6

4

5

7

6

7

7

6

8

8

8

8

7

6

7

7

7

8

2

4

5

4

9

0

1

1

1

10

7

6

5

6

11

6

6

7

6

12

1

1

4

2

13

7

8

7

7

14

8

8

6

7

∑ - средн.зн.

4.3

4.8

5.7

5.0

Полученные свидетельствуют, что оценки тренера со стороны спортсменов несколько превышаю средний уровень. Наиболее высокий показатель по поведенческому компоненту.

Это возможно связано с тем, что данный тренер много лет до этого работал в этой команде и игроки привыкли к его манере поведения. Эти данные свидетельствует также, что команда достаточно положительно приняла тренера.

Второе анкетирование проведено с новым тренером, который возглавил команду, и перед которым была поставлена задача бороться за призовое место в первенстве России (табл.2).

Таблица 2.

Результаты второго исследованиявзаимоотношений «тренер-спортсмен» в профессиональной спортивной команде

 

Показатели

   
 

гностический

эмоциональный

поведенческий

Итоговый

1

7

5

5

6

2

6

5

6

6

3

4

4

7

5

4

6

6

5

6

5

5

5

4

5

6

4

5

5

5

7

8

6

5

6

8

5

7

7

6

9

6

5

6

6

10

3

4

5

4

11

5

4

5

5

12

6

5

8

6

13

7

5

6

6

14

4

4

4

4

15

5

6

5

5

16

6

7

6

6

17

6

5

5

5

∑ - средн.зн.

5.5

5.2

5.5

5.4

Анализ полученных данных показывает, что игроки достаточно позитивно восприняли нового тренера, они большинство из них высоко оценили нового тренера по всем показателям. Можно предположить, что это определенный аванс тренеру с надеждой, что поможет команде занять высокое место в турнирной таблице.

3 анкетирование было проведено в конце сезона, когда команда подвела итоги сезона (табл.3).

Таблица 3.

Результаты второго исследования взаимоотношений «тренер-спортсмен» в профессиональной спортивной команде

 

Показатели

   
 

гностический

эмоциональный

поведенческий

Итоговый

1

5

3

3

4

2

3

5

4

4

3

2

3

2

2

4

4

3

5

4

5

6

5

6

6

6

2

4

4

3

7

3

1

5

3

8

5

2

4

4

9

3

4

3

3

10

1

3

4

3

11

4

3

5

4

12

2

2

3

2

13

0

2

4

2

14

3

4

5

4

15

4

4

4

4

16

4

3

2

3

17

3

5

5

4

∑ - средн.зн.

3.3

3.3

4.0

3.5

Полученные данные свидетельствуют о невысоком уровне оценки, как профессиональных, эмоциональных и поведенческих характеристик тренера.

Это видимо, связано с не совсем удачным выступлением команды в конце чемпионата. Игроки видимо посчитали, что не совсем удачное выступление команды связано с недостаточным профессионализмом тренера, а это отразилось и на остальных показателях.

Это может создать определенные трудности, как в тренировочной, так и в соревновательной деятельности в будущем. Так недостаточно высокая оценка его профессиональных качеств может проявится в том, что игроки могут недостаточно активно выполняли его указания на тренировках.

Недостаточный эмоциональный контакт с тренером в команде может негативно отразится на выступлении команды в соревнованиях. В самые сложные моменты тренеру трудно будет эмоционально «зарядить команду».

Невысокая оценка поведенческого компонента также не будет способствовать созданию оптимальной психологической атмосферы в команде.

Не менее важную роль в успешном выступлении команды играет взаимоотношения в команде.

Исследования взаимоотношения проводилось с помощью анкеты атмосфера в группе (Ю.Ханин). Исследование проводилось в начале, середине и по окончанию соревновательного сезона.

Учитывались следующие показатели из 8 баллов:

  1. Дружелюбие – отсутствие дружелюбия.

  2. Согласие – отсутствие согласия

  3. Удовлетворенность – неудовлетворенность

  4. Увлеченность – отсутствие увлеченности

  5. Продуктивность – отсутствие продуктивности

  6. Теплота – холодность

  7. Сотрудничество – отсутствие сотрудничества

  8. Взаимоподержка – отсутствие взаимоподержки

  9. Занимательность – отсутствие занимательности

  10. Успешность – неуспешность

Результаты исследования атмосферы в группе представлены в табл.4

Таблица № 4.

Исследование атмосферы в профессиональной спортивной команде

№ в.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1 опрос

3.1

4.4

4.7

3.4

4.2

4.2

3

3.5

3.9

3.9

3.9

2 опрос

3.3

3.6

3.3

3.2

3.3

4.0

3.2

3.3

3.3

2.6

3.3

3 опрос

4.0

4.2

4.0

4.0

4.8

3.5

3.5

3.3

5

4.2

4.0

Как видно из табл.4, атмосфера в команде была наиболее благоприятная при втором тестировании. Это связано с тем, что в начале работы, новый тренер, скорее всего был готов к сотрудничеству и готов к тому, чтобы привести команду к новым достижениям. В конце сезона, когда команда не добилась тех результатов, на которые она рассчитывала, это отразилось и на взаимоотношениях с тренером, т.е. неуспех не мог не повлиять на атмосферу в команде.

Полученные данные также говорят о необходимости специальной работы по улучшению атмосферы в команде в следующем сезоне.

Еще один важный показатель, который влияет на благоприятные взаимоотношения в профессиональной команде и результаты в спорте, является уровень тревожности.

Соревновательная личностная тревожность (СЛТ) дает представление о возможном реагировании спортсмена на соревновательную ситуацию. Чем выше СЛТ, тем больше вероятность того, что у спортсмена в условиях соревнований будет наблюдаться повышенное состояние тревоги.

Улучшение спортивных показателей путем контроля и управления тревогой до и во время соревнований находится в центре внимания тренеров и спортсменов. Для исследования уровня тревоги использовалась анкета, разработанная Спильбергом и Ханиным Ю. Результаты исследования представлены в табл. 5.

Таблица 5

Исследование самооценки уровня соревновательной личностной тревожности у спортсменов

Уровень самооценки

СЛТ

1 опрос

(кол-во спортсменов)

2 опрос

(кол-во спортсменов)

3 опрос

(кол-во спортсменов)

низкий уровень

самооценки

2

3

3

средний уровень самооценки

10

11

13

высокий уровень

самооценки

2

3

1

Из проведенного исследования можно заключить, что в 1 обследовании в начале игрового сезона, что уровень СЛТ находился у большинства спортсменов в основном на среднем уровне. Это можно объяснить тем, что команда выступала стабильно, и находилась на достаточно высоком месте. Поэтому особых оснований для тревоги нет.

Повторные исследования, проведенные в середине и конце сезона показали, что уровень у большинства остался на прежнем, среднем уровне.

Можно сделать вывод, что спортсмены или были удовлетворены сложившейся ситуацией или потеряли мотивацию на достижение максимального результата.

В заключение можно считать, что учет выше приведенных показателей позволяет определять проблемы, которые возникают в команде на протяжении сезона и вносить необходимые коррективы в тренировочную и соревновательную деятельность.

Список литературы

  1. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. М.: 1986. –197 с.

  2. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде /Ю.А. Коломейцев. М.: ФиС, 2004. –245с.

  3. Кретти Б. Психология в современном спорте / Б. Кретти. М.– 1978. 224 с.

  4. Клещев Ю.Н. Управление тренировочным процессом в системе многолетней подготовки команд высших разрядов по волейболу / Ю.Н. Клещев. М.: 1983. 33 с.

  5. Малкин В.Р. Психология спорта: / В.Р.Малкин, Л.Н.Рогалева. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008. 262 с.

  6. Марищук В. Л. Психодиагностика в спорте / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л. К. Серова. М.: 2005. –349 с.

  7. Найдиффер Р. Психология соревнующегося спортсмена / Р. Найдиффер. М.: ФиС, 1979. –150 с.

  8. Сидоренков А.В. Групповая сплоченность и неформальные подгруппы // Психологический журнал. 2006. №1.

  9. Сысоев Ю.В. Стиль руководства тренера спортсменами и спортивным коллективом / Ю. В. Сысоев. М. : 1997. –150 с.

  10. Уэйнберг А.С., Д.Гоулд – Основы психологии спорта и физической культуры / А.С. Уэйнберг, Д. Гоулд. 2001.–334 с.

  11. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин. М.: 1980. –208 с.

Просмотров работы: 1228