Поднимая вопрос нарушения правил безопасности болельщиками футбольных клубов, стоит упомянуть о самой политике футбольных клубов по отношению к болельщикам. В последние годы можно было наблюдать, что она придерживается достаточно либерального курса, за исключением запрета распития алкогольных напитков на территории футбольных стадионов. К либеральным мерам относится уменьшение количества полицейских на матчах российской Премьер-лиги, попытка эксперимента замены полицейских стюардами, продажа билетов болельщикам без документов, удостоверяющих личность многими клубами, несмотря на обязательный характер данной процедуры, закрепленной в Постановлении Правительства РФ от 16 декабря 2013 года № 1156 «Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований» [3]. Очевидно, что такую позицию клубы занимают с целью повышения наполняемости трибун, повышения привлекательности похода на футбольный матч в качестве выбора формы проведения досуга. Тем не менее, данная политика способствует скорее проникновению на стадионы асоциальных элементов, в том числе хулиганов, тем самым пропадает возможность позиционирования футбольного матча в качестве формы семейного досуга.
Анализируя сложившуюся ситуацию, необходимо обратить внимание на опыт европейских стран, в частности Великобритании, которая жестко взялась за борьбу с футбольным хулиганством в конце 80-х гг. прошлого века. Связано это с тем, что к концу 80-х гг. футбольное хулиганство в Великобритании достиг своего апогея, произошли события, унесшие жизни десятков людей: Эйзельская трагедия в 1985 году и трагедия на «Хиллсборо» в 1989 году [2]. Маргарет Тэтчер, которая в то время была премьер-министром Великобритании, приняла ряд жестких мер, которые мы рассмотрим в дальнейшем и постараемся спроецировать данные меры на российские реалии.
Одной из первых принятых мер было использование полицейских в штатском для внедрения в среду фанатов и предотвращения вспышек насилия во время матча. Этой мерой удалось снизить степень агрессии на футбольных матчах. Данный опыт не применялся в России, во всяком случае, отсутствуют известные прецеденты. Связано это как с отсутствием прямой директивы, так и инициативы самих полицейских. Таким образом, мы можем только предположить, что данная мера могла бы быть столь же эффективной, как и в Великобритании.
Следующая мера, которая была принята – оборудование стадионов системами видеонаблюдения. С помощью этих технических средств удается выявить личности болельщиков, совершающих противоправные действия. Оборудование камерами стадионов начало использоваться и в России, но на многих камерах нельзя распознать лицо человека. Так, например, личность человека, бросившего петарду во вратаря футбольного клуба «Динамо» Антона Шунина 17 ноября 2012 года, так и не была установлена. Решением данной проблемы может стать установка большего количества камер, либо покупка более качественной видеотехники.
Также одной из мер, использованных в Великобритании, стало ужесточение законодательства по отношению к болельщикам. Так болельщикам, совершившим правонарушение, могло быть вынесено наказание в виде пожизненного запрета посещения стадиона. Во время матча правонарушитель обязан был отмечаться в отделении полиции. Теперь обратимся к российскому законодательству. Согласно статье 3.14 главы 3 КОАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение подвергается административному аресту в виде запрета посещения спортивных мероприятий от 6 месяцев до 7 лет [1]. Можно сделать вывод, что данные меры в определенных случаях применяются, но опять же с вышеупомянутым выше неиспользованием именных камер и использованием видеооборудования плохого качества, личность правонарушителя не удается установить для применения данного наказания.
Также зачастую наказания не применяются. Так, болельщика ФК «Зенит», выбежавшего на поле и ударившего футболиста ФК «Динамо», должно было ждать уголовное наказание, но дело прекратили в связи с примирением сторон, в итоге болельщик избежал уголовной ответственности, что может нести за собой повторение прецедента.
Наконец, еще одной действенной мерой, использованной в Великобритании, стало улучшение инфраструктуры стадиона, повышения его привлекательности для посещения всей семьей: организация нормального питания и цивилизованных туалетов, грамотно устроенный маркетинг (лицензионные товары, аниматоры-талисманы клуба в костюмах животных, чирлидеры, клубные музеи). При взгляде на российские клубы, можно отметить, что работа в данном направлении ведется, но пока она далека от совершенства, прежде всего по причине устаревшей инфраструктуры стадионов. Открытие стадионов ведется, говорить о результатах пока преждевременно.
По результатам анализа литературных источников, можно сделать вывод, что на данный момент нравственная и культурная стороны готовности России к Чемпионату мира 2018 года далеки от совершенства. Ситуацию не позволяет улучшить как стадионная инфраструктура, так и благосклонное отношение администрации футбольного клуба к своим болельщикам. В данной ситуации задачей обслуживающего персонала – администратора, становится внедрение обязательности паспортной покупки билетов, привлечение органов полиции для работы с футбольными хулиганами, улучшение стадионной инфраструктуры.
Список использованных источников
Административный Кодекс Российской Федерации: [офиц. текст]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/koap/13_3.html#p536 (дата обращения: 12.10.2014).
Бримсон Дуги Фанаты: Триумфальное шествие футбольных хулиганов по Европе / Дуги Бримсон. – М.: Амфора, 2005. – 384 с.
Об утверждении «Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований»: Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2013г. №995-ПП // Российская газета. – 2013. – 19 декабря.