ОВЛАДЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ДЮСШ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАВЫКАМИ ПО ПЛАВАНИЮ С УЧЕТОМ УРОВНЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОВЛАДЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ДЮСШ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАВЫКАМИ ПО ПЛАВАНИЮ С УЧЕТОМ УРОВНЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ

Григорьева Е.Л. 1, Русаков О.С. 2
1кафедра спортивно-педагогических дисциплин ФГБОУ ВПО "НГПУ им. К. Минина"
2НГПУ им К. Мининина, факультетфизической культуры и спорта
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы исследования заключается в научном поиске функциональных показателей организма обучаемых, способствующих в наибольшей степени овладению плавательными навыками, освоению спортивной техники и на этой основе повышению эффективности процесса обучения.

Цель исследования. Изучить особенности физического развития, физических качеств, проявление специфических свойств тела в воде их влияние на способности осваивать навыки плавания детей на этапе начального обучения.

Задачи исследования.

1. Проанализировать научные и методические источники по вопросам ведущих факторов, обуславливающих успешность обучения плаванию, а также специфических особенностей формирования двигательных навыков в плавании.

2. Определить комплекс показателей, характеризующих предрасположенность детей младшего школьного возраста к овладению навыками плавания.

3. Выявить влияние предрасположенности детей к освоению навыка плавания на качество освоения техники спортивных способов плавания.

Исследование было проведено в течение 4 месяцев в группе учащимися ДЮСШ, численностью 29 человек. В течение эксперимента в группах начального обучения плаванию были определены характерные черты детей, предрасположенных к быстрому и качественному освоению навыков плавания и положительно влияющих на овладение техникой плавания спортивным способам «кроль на груди».

Для оценки физического развития детей применялось тестирование физического развития, уровня развития физических качеств и функционирования дыхательной системы. Для измерения подвижности голеностопного сустава использовался метод гониометрии. Подвижность плечевых суставов определялась расстоянием между хватом рук при выполнении выкрута назад прямыми руками. Для экспресс-оценки физического состояния был определен индекс Кетле.

Специальные физические качества определялись по тестам:

1.Дифференциация мышечных усилий на кистевом динамометре.

2.Определение специфических свойств тела в воде. В частности, степень овладения техникой спортивных способов «кроль на груди», выявлялась с помощью экспертной оценки.

По данным ряда авторов [1,2,3,4] показатели, характеризующие предрасположенность к освоению навыка плавания, могут благотворно повлиять на формирование техники спортивных способов плавания. На практическом этапе исследования решалась задача выявления и экспериментального обоснования влияния показателей, характеризующих предрасположенность ученика к освоению основного навыков плавания:

-умения держаться на поверхности воды,

-умения перемещаться по воде с помощью водно-опорных умений,

-освоения спортивных способов плавания.

Программа педагогического экспериментального обучения состояла из комплекса упражнений по освоению с водной средой и овладению техникой спортивных способов плавания «кроль на груди». По окончании эксперимента результаты тестовой программы сопоставлялись у детей, считавшихся и не считавшихся предрасположенными к освоению навыка плавания. У всех испытуемых оценивались элементы навыка и техники плавания. Кроме того, программа тестирования включала элементы формирования состояния готовности к обучению плаванию.

Таким образом, на основании полученных результатов определен комплекс показателей характеризующих предрасположенность детей 7-10 лет к овладению плавательным навыком. Доказано, что эффективность освоения техники плавания спортивными способами во многом обусловлена индивидуальной предрасположенностью детей к овладению навыками плавания и его составляющими.

Основная причина возникновения ошибок и недостатков в технике спортивных способов плавания, как показали результаты исследований, заключается в недостаточно высоком уровне функционирования дыхательной системы, развития выносливости и гибкости в голеностопных и плечевых суставах, что затрудняет качественное приобретение водно-опорных умений и освоение специфического акта дыхания в условиях водной среды.

  1. Физическое развитие детей, предрасположенных к обучению плаванию характеризуется относительно небольшим ростом тела в длину и весом, лучшими показателями жизненной емкости легких. Не выявлено различий в индексах телосложения у детей с разной степенью предрасположенности.

  2. Установлено преимущество детей, предрасположенных к образованию навыков плавания, в развитии физических качеств: гибкость в плечевых и голеностопных суставах и выносливость. Не было выявлено достоверных различий в развитии становой, кистевой силы и быстроты. Заметное преимущество «предрасположенных» выявлено в дифференциации мышечных усилий и воспроизведении пространственных параметров.

  3. Результаты оценки элементов навыка плавания свидетельствуют о превосходстве «предрасположенных» в баллах оценки плавучести, обтекаемости, в выполнении многократных актов вдох-выдох в воде, в упражнении «поплавок», и в погружениях в воду.

Литература

1. Кашкин А.А. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. М.: Советский спорт, 2006. 216 с.

2. Литвинов A.A., Ивченко Е.В., Федчин В.М. Азбука плавания: для детей и родителей, бабушек и дедушек. СПб.: Фолиант, 1995. 96 с.

3. Раевский Д.А. Методика обучения школьников плаванию с учетом генетической предрасположенности/Д.А. Раевский – Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009. № 6. С. 46-50.

4. Физиологические особенности организма детей младшего школьного возраста, занимающихся по программе ускоренного обучения плаванию/Е.Ю. Дьякова, А.Н. Захарова. - Вестник Томского государственного университета. 2013. № 367. С. 147-150.

Просмотров работы: 1039