ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА РОССИИ В НЕМЕЦКИХ СМИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА РОССИИ В НЕМЕЦКИХ СМИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ

Ареева М.В. 1
1Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Начало XXI столетия внесло заметные коррективы в дипломатию и международные отношения. Во многом это обусловлено развитием информационных технологий, формирующих совершенно новую систему международных связей, создающих глобальную инфраструктуру и проникающих во все сферы межгосударственной жизни. Все большее влияние приобретают средства массовой информации, которые исследователи называют «четвертой властью». Они способны влиять на общественное мнение, трансформировать его, а также формировать образ, своеобразный «портрет» того или иного государства. Мировое общественное мнение стало важным фактором во внешней политике, и роль медиаресурсов стремительно выросла.

Государства, чья политическая, экономическая, культурная сферы наиболее богаты событиями, всегда представляют особый интерес для журналистики, как отечественных СМИ, так и зарубежных. При этом образ государства претерпевает изменения в зависимости от политической ситуации в мире. Зачастую это происходит под непосредственным влиянием телевидения, печати, радио, Интернета и т.д.

Стоит отметить, что 2012/2013 г. был объявлен Годом Германии в России, вследствие чего стремление к изучению российско-немецких отношений существенно возросло. «Взаимное отображение и восприятие в германских или российских СМИ играет центральную роль в формировании в общественном мнении образа страны-партнера» [1]. В контексте последних событий, происходящих на международной арене, Россия стала одной из самых обсуждаемых стран в немецкоязычной медиасреде, а информационные материалы приобрели негативную окраску.

Безусловно, разные слои немецкого общества оценивают РФ по-разному. Для представителей немецкого бизнеса наша страна, прежде всего, надежный поставщик энергоресурсов и один из крупнейших импортеров немецких товаров. Но большинство граждан ФРГ вынуждены принимать информацию о России из отечественных СМИ, посредством которых формируется образ государства в целом, чаще всего достаточно субъективный.

Известный предприниматель, один из наиболее ярких представителей рекламного бизнеса Дэвид Олигви в своем труде «Тайны рекламного двора» следующим образом отозвался о важности той составляющей, на которую читатель обращает внимание в первую очередь: «Большинство людей, как известно, читают только заголовки». В этой связи примечательно, что президент России В.В. Путин семь раз появлялся на обложках весьма авторитетного немецкого журнала Der Spiegel с довольно «кричащими» заголовками. Можно перечислить некоторые из них: «Кто такой Путин? Новый российский союз из КГБ и капитала» (2000 г.), «Энергия России. Возвращение к статусу мировой державы» (2006 г.), «Государство Газпром. Энергетическая империя Путина» (2007 г.), «Опасный сосед. Владимир Путин и обморок Запада» (2008 г.), «Поджигатель. Кто остановит Путина?» (2014 г.). По ним четко прослеживается эволюция отношения к личности президента (да и к России в целом) на протяжении всех его президентских сроков [2].

Der Spiegel публикует, пожалуй, самые негативные, критические и ироничные статьи, которые относятся к России. А если учесть, что данное издание – одно из самых влиятельных и распространенных в Германии, то можно сделать вывод о том, что читательская аудитория (около 6 млн человек) доверяет ему, а значит, журнал формирует общественное сознание. «Человеку, открывающему в Германии газету, все время приходится видеть, что новости из России тенденциально носят отрицательную окраску. В СМИ преобладают стереотипы и образ России, который не очень изменился после окончания Холодной войны» [3].

Необходимо обратить внимание на социологические опросы 2009 г. и сравнить данные с настоящим временем. Очевидно, что несколько лет назад и Германия, и Россия стремились к более тесному сотрудничеству. Так, 51 % россиян желали видеть Германию в качестве основного экономического партнера. Затем следовали Белоруссия, Китай, Франция и Япония. Важно отметить, что более 60 % немцев выражали обеспокоенность возможностью переориентации российских торговых связей на Восток, а не на Европейский союз. Что касается энергетического вопроса, то среди респондентов было немало тревог. «Так, большинство опрошенных граждан Германии – 67 % обеспокоены позицией России, которая уже не раз прибегала к политическому давлению на стран-партнеров, используя поставки энергетических ресурсов. 59 % россиян считают, однако, позицию своей страны, при которой природные ресурсы используются для достижения политических целей, вполне правильной и оправданной» [4]. «”Немец в Кремле”, вернувший России уважение на международной арене, а самим россиянам – элементы национального самосознания, так освоился в последнее время, что благодаря ему Россия вновь внушает страх на Западе». В целом, перспективы российско-германских отношений виделись большинству россиян, равно как и большинству жителей Германии, оптимистичными.

Однако в связи с обострившейся обстановкой в Украине «портрет» России претерпел изменения. Как свидетельствуют данные социологического опроса Международного института изучения общественного мнения YouGov, после катастрофы пассажирского самолета «Малазийских авиалиний» на востоке Украины 53 % опрошенных высказались за введение санкций против России. 26 % посчитали санкционные меры лишними. «В то же время 62 % немцев заявили, что не хотят разрыва дипломатических отношений с Россией после катастрофы “Боинга” (22 % высказались за этот шаг)» [5].

Что касается признания Крыма российским, то мнения разделились поровну. Согласно данным социологического опроса, около 40 % немцев признали Крым частью России, сообщает Deutsche Welle. 48 % высказались против признания. Интервьюеры также интересовались отношением немцев к внешней политике России. Тут цифры схожие. 43 % жителей оценивают российскую внешнюю политику как абсолютно нормальную и Россию опасной не считают, в то время как 54 % уверены, что Россия – агрессор и ее действия несут угрозу остальным странам [5].

В контексте последних событий, в частности неустойчивого положения российской экономики, газета Die Welt отмечает: «Если Россия зашатается, Путин станет еще опаснее». По мнению Михаэля Штурмера, автора статьи, Западу необходимо проявить мудрость в отношениях с Россией. Возможный обвал российской экономики – следствие «нерадивой политики Кремля». Газета Süddeutsche Zeitung выпустила статью с заголовком «Желаемый обвал», в которой ее автор сообщает, что западные санкции действуют. Он отмечает, что РФ испытывает трудности вследствие изменения положения на энергетических рынках, что для нее намного опаснее, чем расширение НАТО на Восток.

Таким образом, можно проследить эволюцию общественной мысли Германии по отношению к Российской Федерации с начала XXI столетия по настоящее время, обращая внимание на СМИ. Медиасфера – особый инструмент в руках политиков, благодаря которому создается необходимый образ того или иного государства. Резко изменив мнение о России, немецким СМИ удалось убедить граждан ФРГ в нестабильности российской экономики и агрессивности по отношению к Украине. Изменится ли мнение о нашем государстве? На мой взгляд, только в том случае, если власть Германии трансформирует свою политику по отношению к России, а общество перестанет доверять сложившимся стереотипам.

Литература

  1. СМИ и общество // Германо-российские беседы в Баден-Бадене. – Режим доступа: http://www.germano-rossijskie-besedi.com/index.php?id=147

  2. Путин на обложках Spiegel // NGEIST. – 17.05.2014. – Режим доступа: http://n-geist.ru/germany-russia/putin-na-oblozhkah-spiegel-ot-novichka-do-shalopaya.html

  3. Германия – Россия: картина в СМИ // Германо-российские беседы в Баден-Бадене. – Режим доступа: http://www.germano-rossijskie-besedi.com/index.php?id=medien

  4. Коцюба О. Россия глазами немцев – Германия глазами русских // Партнер. – 2009. – № 10 (145). – Режим доступа: http://www.partner-inform.de/partner/detail/2009/10/170/3907

  5. Мищенко О. Опрос: немцы за торговые санкции в отношении России // DW. – 23.07.2014. – Режим доступа: http://dw.de/p/1Cgt5

Просмотров работы: 1930