Травмой (греч. trauma — повреждение, ранение) называют нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием.[2]
Различают 4 группы детского травматизма:
Бытовой;
Уличный;
Спортивный;
Школьный.
Актуальность. Заставить ребенка не бегать, не прыгать, не играть невозможно. А вот организовать эту потребность в движении, создать условия для безопасного выплеска энергии – задача решаемая.
Школьный травматизм:
Травмы на уроках:
- технологии
- физкультуры
Травмы на переменах
Другие травмы.
Абсолютное большинство травм полученых в возрастном аспекте от 6 до 14 лет связаны с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю. Наибольшее количество травм падает на критические возрастные периоды (7, 11–12 лет), когда дети становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими, у них возникает отрицательное отношение к ранее выполняемым требованиям, доходящее до упрямства и негативизма.
Причинами травм могут являться нарушения правил и инструкций по безопасности, нежелание выполнять требования безопасности, неспособность их выполнить. В основе этих причин травматизма лежат психологические причины.
Психологические причины возникновения опасных ситуаций можно подразделить на несколько типов, среди них можно выделить следующие причины осознанного нарушения правил безопасности:
Экономия сил — свойственное человеку желание достигать цели с наименьшей затратой сил, энергии.
Экономия времени — стремление быстрее выполнить порученную работу, а сэкономленное время использовать в личных целях.
Безнаказанность нарушений требований и правил безопасности.
Самоутверждение в глазах окружающих, желание нравиться им заставляют человека пренебрегать опасностью и даже бравировать этим.
Такие фразы, как «риск — благородное дело», «кто не рискует, тот не живет», «кто не рискует, тот не пьет шампанского», способствуют пренебрежительному отношению к опасностям.
Стремление следовать групповым интересам и нормам. Это происходит, если в классном коллективе нарушение правил безопасности такими детьми поощряется.
Ориентация на «идеалы». Причем идеалами могут быть нарушители требований безопасности.
Рекомендуемые мероприятия:
Беседы медицинского работника школы с учащимися.
Оформление в классах уголков по профилактике детского травматизма.
Создание общешкольного тематического стенда.
Проведение цикла бесед, показ иллюстративного материала «Поведение в школе ».
Приобретение видеофильмов по теме травматизма.
Регулярное проведение бесед, инструктажей учащихся с использованием таких наглядных пособий как телевизионные передачи.
Беседы с родителями на родительских собраниях и с учащимися на классных часах о необходимости соблюдения правил поведения в школе.
Классные часы с учащимися по темам: «Спорт-это жизнь», «Культура поведения в школе», «Устав школы - основной закон для школьника», «Дружба в нашей жизни», «Учимся прощать» и др.;
Восстановление школьного радиоузла.
Организация динамической музыкальной паузы на школьных переменах .
Поставить в вестибюле школы теннисные столы.
Купить спортивные тренажёры.
С целью профилактики детского травматизма на переменах с учащимися школы первой ступени необходимо организовывать подвижные игры, которые позволят учащимся подвигаться и отдохнуть в приемлемой и безопасной форме. Привлекать к организации данных мероприятий старшеклассников.[3]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гейц И.В. Охрана труда: учебно-практическое пособие. М.: Издательство «Дело и сервис», 2004.
Охрана труда в образовательном учреждении: Методические рекомендации/Сост. Н.В.Полозова. - Мурманск: НИЦ «Пазори», 2003.
Цыганков С.Н. Охрана труда в школе. – М.: Учитель, 2007.