В каждой стране с учетом ее социально-экономических и национально-этнических особенностей разрабатывается и создается инфраструктура системы формирования здорового образа жизни, а также контроля за ее деятельностью. При этом в деятельности по формированию здорового образа жизни существуют явные и латентные процессы. Явными процессами в реализации государственных мер по охране и поддержанию здоровья молодежи являются оборудованные спортивные и тренажерные залы, столовые, комнаты психологической разгрузки, фитобары в учреждениях, где молодежь учится и работает. Латентные процессы отражают реальное положение дел в реализации этого направления и выражаются в формальном подходе к реализации технологий по сохранению здоровья. Современная система явных и латентных мероприятий общества в направлении формирования здорового образа жизни молодежи развивается и реализуется на трех уровнях:
– социальном: пропаганда здорового образа жизни средствами массовой информации, проведение образовательной и информационно-просветительской работы учреждениями здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения, подростково-молодежными клубами, общественными объединениями и т.д.;
– инфраструктурном: создание условий для ведения здорового образа жизни в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), развитие сети физкультурно-спортивных организаций и учреждений досуга, профилактических организаций (центров медицинской профилактики, восстановительной медицины и реабилитации), проведение экологического контроля; обеспечение образовательных, медицинских и других учреждений, организаций необходимым оборудованием и т.п.;
– личностном: формирование системы ценностных ориентаций молодого человека, стандартизация бытового уклада его жизни [1].
Здоровье для молодого человека является особенно важным, так как выступает качественной предпосылкой его будущей самореализации, способности к созданию семьи и рождению детей, к сложной учебной и профессиональной работе, общественно-политической и творческой активности. В современных условиях здоровье перестает быть только личным делом молодого человека, оно становится фактором выживания социума в целом, так как молодежь является основой социального развития и фактором политического баланса, воспроизводственным потенциалом нации [1]. Особый социальный статус, специфические условия учебной и трудовой деятельности, быта и образа жизни молодежи отличают их от всех категорий населения и делают эту группу чрезвычайно уязвимой в социальном плане, подверженной воздействию негативных факторов общественной жизни. Поэтому усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья молодежи, не дают длительного успеха и вызывают необходимость непрерывного поиска оптимальных путей управления здоровьем молодежи. В связи с этим актуализируется проблематика здорового образа жизни молодежи, связанная с социальными, техногенными, экологическими, психологическими, политическими, военными и возрастными аспектами. Отсюда становится очевидным, что проблема здоровья молодежи не может быть решена без объединения усилий и координации действий всех структур, в том числе и государственного управления, заинтересованных в здоровье подрастающего поколения.
Литература:
1. Борзова О.Г. Законодательные аспекты формирования здорового образа жизни: Рекомендации Комитета государственной думы по охране здоровья [Электронный ресурс] – URL: http://www.ohrana-zdorovja.ru/slushanie-2008-10-16r.html.