ПРОБЛЕМЫ СПАСЕНИЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ СПАСЕНИЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время решение проблемы доступности зданий и сооружений создания безбарьерной среды инвалидов и других маломобильных групп населения являются актуальной задачей.

Реализация мероприятий по созданию безбарьерной среды предусматривается Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», другими нормативными правовыми актами, сводами правил в области, стандартами.

Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» содержит специальные требования к лифтам, обеспечивающим транспортировку инвалидов и других маломобильных групп населения, а лифтовая промышленность поставляет такие лифты в здания и сооружения.

Таким образом, все большее число лиц с физическими ограничениями получает возможность активно участвовать в социально-экономической жизни общества.

Менее изучены проблемы эвакуации маломобильных групп населения из зданий и сооружений при возникновении чрезвычайных обстоятельств (пожар, землетрясение, затопление и т. п.). Наш анализ чрезвычайных обстоятельств в зданиях и сооружениях показывает, что сокращение времени эвакуации людей, а иногда и спасения, целесообразно осуществлять с использованием лифтов.

В программах разработки международных стандартов ИСО, европейских стандартов предусмотрено создание нормативных документов в области чрезвычайных ситуаций. Настоящий стандарт устанавливает требования к лифтам, которые могут быть использованы для эвакуации маломобильных групп населения из зданий, а также формирует требования к условиям, при которых будет обеспечена безопасность эвакуации.

Принципиально важным при этом является наличие стратегии эвакуации людей из здания, системы сигнализации, информирующей об опасных факторах в здании, наличие в здании специально подготовленных людей – «помощников по эвакуации».

При выполнении этих условий эвакуация может быть начата до прибытия профессиональных спасателей, пожарных, что позволяет более успешно защитить здоровье и жизнь людей в чрезвычайных обстоятельствах.

В случае крупных пожаров обитатели верхних этажей становятся заложниками здания: огонь перекрывает пожарные лестницы – даже если опоры здания выдержат высокую температуру и не расплавятся, спасти людей с верхних этажей стандартными средствами (описанными выше) практически не представляется возможным.

Важно для каждого человека, оказавшегося в критической ситуации во время пожара на высотном этаже, иметь уверенность в обеспечении собственной безопасности. Решение указанной проблемы состоит в оснащении зданий повышенной этажности средствами экстренной самостоятельной эвакуации и спасения, которые, не изменяя внешнего облика зданий и не создавая препятствий для эвакуации людей из иных помещений, обеспечивали бы одному или нескольким и, в том числе, физически ослабленным лицам самостоятельно, в определённой мере, комфортно и безопасно покинуть помещение и опуститься до земли. Средства спасения с высоты это та «последняя соломинка» для людей, отчаявшихся получить помощь от пожарных и спасателей.

В связи с принятием нового Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в дополнение к существующим путям эвакуации нам кажется важным предложить оснащение помещений, выше пятого этажа, устройствами экстренной эвакуации и спасения, которые обеспечат возможность спасения людей (в том числе маломобильных групп населения) за время, в течение которого опасные факторы пожара еще не достигают критических значений в зоне нахождения людей.

Наличие в зданиях индивидуальных и коллективных средств спасения, в случае пожара или других стихийных бедствий, на наш взгляд, пока является единственным шансом для эвакуации и спасения маломобильных групп населения, ведь в случае пожара лифты автоматически спускаются вниз, а в незадымляемых лестничных проходах, в основном, пандусов нет, да и с помощью них, при панике, инвалиды вряд ли смогут спуститься.

Согласно Конвенции ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 года, инвалиды должны иметь равные возможности для реализации своих прав и свобод во всех сферах жизнедеятельности. «Планом действий Совета Европы по содействию правам и полному участию инвалидов в обществе» (на 2006-2015 годы) в порядке реализации положений этой Конвенции, среди 15 основных направлений деятельности особое внимание уделено необходимости реабилитации инвалидов, как приоритетной цели любого общества - для повышения уровня автономии (независимости) инвалидов как личности и обеспечение их экономической независимости и полной интеграции в общество. В этой связи улучшение качества жизни инвалидов в Европе: доступность, эффективность, новые подходы» (2006) еще раз напоминает нам о необходимости ответственности за действия всех ветвей власти, государственных учреждений в партнерстве с неправительственными, в том числе общественными организациями инвалидов, в формировании доступности социальной и производственной инфраструктуры, в предоставлении людям с ограниченными возможностями необходимых условий для равноправного участия в жизни общества - в целях повышения уровня и качества их жизни.

К сожалению, как показывает практика, основная часть граждан РФ не использует свои права ввиду стереотипного заблуждения, что к маломобильной группе населения относятся исключительно люди, получившие инвалидность. Данное заблуждение не только отягощает жизнь самих граждан, но и отрицательно сказывается на здоровье нации. Что выражается в том, что с самого момента появления на свет её новорождённые граждане ограничены в прогулках по свежему воздуху и при этом их, не окрепший организм периодически получает микро сотрясения - встряски при перемещении по ступенькам марша лестницы. Решение вопроса доступности имеет важное социальное значение, т. к. в каждом многоэтажном здании, в каждом подъезде того же жилого дома, имеются не только люди имеющие инвалидность и пожилые люди, но и граждане, имеющие детей. Согласно: СНиП 35–01–2001, СП 35-101-2001 и др. нормативным актам: "Маломобильные группы населения (МГН) - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п. «Данная категория граждан не относится к временной, а является постоянной, по причине постоянного демографического (и прочего) изменения (пополнения/обновления) населения, что говорит о необходимости повсеместного решения данной проблемы. Из чего следует, что к маломобильной группе населения можно отнести любое лицо, имеющее желание или потребность в перемещении по маршу лестницы инвалидной коляски. Особая статья в решении проблемы спасения маломобильных групп населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации – сфера жилищно-коммунальных хозяйств. Нами в результате мониторинга также было обнаружено, что среди граждан РФ распространяется ложное утверждение, которое препятствует полноценному развитию программы «Доступная среда». Данное утверждение заключается в том, что иные правления жилищно - коммунальных хозяйств (ЖКХ) убеждают граждан в том, что запрещается обеспечивать жилые дома устройствами доступности без письменного согласия на то всех жильцов многоквартирного дома. Данное утверждение ими подкрепляется ссылкой на ст. 36 «Жилищного кодекса РФ», согласно которой любое оборудование, находящееся в жилом доме относится к общему имуществу собственников многоквартирного дома.

Из чего правление ЖКХ излагает его гражданам в качестве легитимного факта, якобы указанного в Жилищном кодексе РФ, о том, что увеличение имущества собственников жилья в многоквартирном доме допускается ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с письменного согласия всех собственников жилья многоквартирного дома. Беспрекословность выдвинутых государством требований по обеспечению доступной, безбарьерной среды для маломобильной группы населения подтверждается введением административных санкций на лиц, допустивших данное нарушение. Об этом указано в ст. 16 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181 – ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой "Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур … несут административную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Согласно части 5 СП 59.13330.2012 Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 «В зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации».

В пункте 4.3 СП 35-102-2001 «Для массового жилищного строительства, а также для условий реконструкции, как минимум, достаточно обеспечить доступность движения (в том числе и с сопровождающим) инвалида на кресле-коляске от входа в здание до этажа проживания (квартиры, жилой ячейки), причем рекомендуется применять, помимо пандусов, также их заменители (например, колейные аппарели), в том числе и с увеличенными уклонами, по которым передвижение будет осуществляться с посторонней помощью».

Однако требования правительства РФ о доступной среде не ограничивается установкой исключительно ПАНДУСОВ, а распространяется на оснащение жилых домов и помещений любыми устройствами доступности и спасения людей на случай чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, нами было обнаружено, что некоторые должностные лица, а также руководители и различные специалисты, уклоняясь от исполнения требования правительства по созданию доступной среды для маломобильной группы населения, в своих отказах по установке устройств доступности в жилых домах (введенных в эксплуатацию до 2001 г.), не правомерно ссылаются на СНиП 35–01–2001, как не позволяющий им оборудовать подъезд дома устройством доступности.

Данный отказ не правомерный и, следовательно, не законен. Вывод основан на том, что СНиП 35–01–2001 «…предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений…». Следовательно, применение данного нормативного акта к жилым домам, введённым в эксплуатацию до 2001 г. распространяется только на здания подлежащие РЕКОНСТРУКЦИИ.

Тем, кто это утверждает, стоит помнить, что данный нормативный акт принят и введён в действие с 1 сентября 2001 г. постановлением Госстроя России (от 16 июля 2001 г. № 73), вследствие чего распространяется на ПРОЕКТИРОВАНИЕ и СТРОИТЕЛЬСТВО жилых зданий и промышленных помещений, подлежащих вводу в эксплуатацию с 16 июля 2001г. Соответственно, действие СНиП 35–01–2001 на жилые дома, введённые в эксплуатацию до 2001 г. не распространяется.

Кроме того, согласно письму Госстроя России (ФАУ «ФЦС» от 19.06.2013 г. № 428/ф) своды правил (СП) носят не обязательный, а рекомендательный характер. Это также относится и к сводам правил пожарной безопасности. Следовательно, МЧС России не вправе привлекать к административной ответственности за несоблюдение СП, а также демонтировать устройства доступности, если они фактически удовлетворяют требования безопасности.

Как видно из сказанного, проблемы маломобильных групп населения (применительно к практике пожаротушения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) были и остаются чрезвычайно острыми. И их оптимальное и оперативное решение – насущная задача специалистов ведомств и формирований, причастных к обеспечению безопасности жизнедеятельности всех слоев населения России,.

Просмотров работы: 3747