КОНЦЕПЦИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА EVA - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОНЦЕПЦИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА EVA

Измайлов Д.Г. 1, Сторожева Е.В. 1
1ФГБОУ ВПО "Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Носова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В деятельности специалистов многих зарубежных и российских организаций используется огромное количество новых разработок в области финансов. В таком количестве информации можно легко дезориентироваться, поэтому целесообразнеебудет проводить более глубокое осмысление самых важных показателей, применяемых для оценки и управления стоимостью компании в целом или отдельных его подразделений.

Одним из наиболее востребованных на данный момент показателей является показатель экономической добавленной стоимости. Данный метод все чаще применяется не только в экономической теории, но и на практике на многих предприятиях и организациях.

Для начала приведем небольшую историческую справку о возникновении данного метода.«Отцом» термина является П. Финеган. Первое появление термина «EVA» произошло в 1968-ом году, но, стоит отметить, что он смог привлечь к себе должное внимание лишь только после публикации Ш. Талли в журнале «Fortune». На популярность публикации повлияло еще и то, что вместе с теоретическим материалом были приведены примеры успешного использования данного метода в различных американских компаниях. Благодаря этому, на концепцию метода «EVA» обратили не просто отдельные люди и небольшие фирмы, но и такие гиганты, как: «The Coca-ColaCompany», «HermanMiller» и другие. Интерес к данному методу не угасает и сей день –регулярно появляются статьи и публикации. «EVA» является торговой маркой консалтинговой компании «Stern Stewart &Co».

Разберем определение и попробуем понять, что же отражает данный метод и для чего он используется. Метод экономической добавленной стоимости принято обозначать аббревиатурой «EVA». Данное сокращение происходит от англоязычного написания метода – «Economic ValueAdded».

Экономическая добавленная стоимость – это чистая прибыль от производственной деятельности, уменьшенная на затраты на капитал (как собственный, так и заемный). Можно сделать вывод, что целью данного метода является направление деятельности компании.

EVA можно назвать универсальным показателем, который возможно применить для финансового анализа, управления и оценки стоимости компании.

Рассмотрим достоинства и недостатки метода.

К достоинствам экономической добавленной стоимости можно отнести, во-первых, возможность использования в мотивациях. Например, в тех случаях, когда размер вознаграждения руководителя напрямую зависит от показателя экономической стоимости. Во-вторых, EVA учитывает стоимость инвестированного капитала компании, что немало важно. В-третьих, метод может быть использован для сравнения компаний, что является очень удобным, учитывая еще и четвертое достоинство — легкость для понимания. Кроме перечисленных выше «плюсов», также к достоинствам можно отнести и то, что EVA поддерживает концепцию свободных денежных потоков.

Недостатки метода. Система показателей состоит только лишь из финансовых показателей. Это в свою очередь может привести к недооценке таких факторов, например, как знания персонала, корпоративная культура и так далее. Так же, к минусам метода относится и то, что присутствует сильная связь между вознаграждением и значением EVA. Возможно, не стоило относить это следствие к минусам, но существует риск того, что будут приняты решения, чтобы привести к временной прибыли от снижения расходов. В-третьих, к недостаткам метода относится и то, что необходимо учитывать особенности компании и сферы ее деятельности.

Помимо перечисленных ранее минусов, стоит помнить, что экономическая добавленная стоимость не приемлема для организаций, которые ведут свою работу в сфере с повышенными рисками.

Нам удалось составить список положительных и отрицательных сторон EVA, но что мы получим в результате внедрения системы управления на основе данного метода? Обратимся к так называемым «4М» (название возникло из-за особенности слов, описывающих результаты внедрения EVA), выделенные авторы концепции Стюарт и Штерн:

  1. Measurement.

  2. Management system.

  3. Motivation.

  4. Mindset.

Рассмотрим каждый из пунктов более подробно.

Measurement – «измерение». Метод позволяет более точно выражать фактическую прибыль организации.

Managementsystem – «система управления». Данный показатель означает, что покрывается весь комплекс управленческих решений (стратегическое планирование, размещение капитала и так далее).

Motivation– «мотивация». EVA оказывает мотивационное воздействие на руководителей и менеджеров.

Mindset – «стиль мышления». Внедрение данного метода влечет за собой изменение корпоративной культуры.

Разобравшись с теоретической частью, рассмотрим способы расчета и интерпретации показателя EVA. Исходя из вышесказанного определения в начале статьи, мы можем вывести один из возможных вариантов формулы, которая имеет следующий вид:

EVA = NOPAT – K*CC

Разберем показатели формулы.

NOPAT – это прибыль от основной деятельности, после налогообложения, но до процентных выплат по заемным средствам.Под данным показателем в концепции EVA понимается результат операционной хозяйственной деятельности после вычета скорректированных налогов.

K –этокапитал, вложенный в активы, которые служат для обеспечения оперативной деятельности компании. Остановимся более подробно на данном показателе. Он показывает те активы, которые необходимы для осуществления основной деятельности. Кроме того, непосредственно в концепции EVA, это выражение обозначается специальным термином «чистые операционные активы» – NOA.

CC – это средневзвешенная стоимость капитала.

Стоит отметить, что в теории и практике расчета EVA можно встретить несколько способов расчета показателя.

В заключение хотелось бы сказать, что метод экономической добавленной стоимости является отличным наглядным индикатором качества управленческих решений: положительная величина указывает на увеличение стоимости организации, отрицательная – об уменьшении. Несмотря на некоторые ограничения, EVA позволяет определять стоимость компании и оценивать эффективность отдельных отделов организации. Также служит инструментом для определения нормы возврата на капитал. Несомненно, метод EVA – это то, что является полезным и необходимым в процессе оценке компании, его использование в финансовом менеджменте будет способствовать улучшению качества и точности оценки эффективности деятельности организаций.

Список используемой литературы

  1. Мартин Джон Д., Петти Вильям Дж. VBM — управление, основанное на стоимости. Корпоративный ответ революции акционеров. — Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2006. — 272 с.

  2. Д.Л. Волков. Теория ценностно-ориентированного менеджмента: финансовый и бухгалтерский аспекты. — Санкт-Петербург: Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2008. — 320 с.

  3. BSK и EVA — конкуренты или союзники: [Электронный ресурс] // Портал iTeam. Технологии корпоративного управления. URL: http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_27/article_1197 (Дата обращения: 17.01.2015)

  4. Методы оценки и управления стоимостью компании, основанные на концепции экономической добавленной стоимости: [Электронный ресурс] // Портал iTeam. Технологии корпоративного управления. URL: http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_20/article_1148 (Дата обращения: 17.01.2015)

  5. Гусев А. А. Концепция EVA и оценка эффективности деятельности компании: // ДИС: издательская группа «Дело и сервис». 2005. URL: http://dis.ru/library/551/25614/ (Дата обращения: 17.01.2015)

Просмотров работы: 1548