«Через красивое к человечному -
такова закономерность воспитания»
В. А. Сухомлинский.
Проблема использования мультимедийных ресурсов в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Белгородчины является новой и интересной в наши дни. В России, в том числе и на Белгородчине, по любому из направлений декоративно-прикладного искусства сформировались уникальные промыслы, знакомые не только внутреннему рынку сбыта, но и мировому. Декоративно-прикладное искусство Белгородчины глубоко традиционно. Мир нужных предметов одежды, утвари, орудий труда – итог становления традиционных ремесел и промыслов – формировался, как следует из природных условий: климата, рельефа, полезных ископаемых; отличительных черт населения с точки зрения его этнического, социального состава.
О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинский, Ю.В. Максимов, Н.П. Сакулина и др.). Ученые отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей [2].
В продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста находят отражение такие своеобразные особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не столько с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), да и с личностью в целом. Также в содержании детской работы (рисунке, лепке, аппликации) проявляются интересы ребенка, характер, половые различия.
Информационные технологии все чаще входят в нашу жизнь. Использование обучающих мультимедийных презентаций позволяет увеличить эффективность процесса обучения и развития ребенка, раскрывает новые возможности образования. Применение мультимедийных ресурсов воспитателями дошкольных образовательных организаций может способствовать повышению эффективности обучения и воспитания детей, в частности, в процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством Белгородчины. Однако педагогами дошкольных организаций недостаточно полно используются возможности мультимедийных ресурсов в художественно-эстетическом развитии дошкольников. Данное противоречие послужило основой для выбора темы нашего исследования «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Белгородчины с использованием мультимедийных ресурсов».
Целью нашего исследования является определение педагогических условий использования мультимедийных ресурсов в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Белгородчины.
Успешному использованию мультимедийных ресурсов в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Белгородчины будут способствовать следующие педагогические условия:
- отбор материалов о декоративно-прикладном искусстве Белгородчины для мультимедийных презентаций в соответствии с образовательной программой;
- подготовка презентаций;
- использование презентаций в образовательной деятельности с детьми.
Нами было изучено состояние вопроса по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством. Для этого мы использовали методы диагностического исследования, предложенные программой по эстетическому воспитанию дошкольников через декоративно-прикладное искусство «Художники - умельцы»: дидактическая игра «Назови правильно», дидактическая игра «Выставка», занятие на тему «В гостях у мастеров» [4]. В нашем исследовании участвовало 18 детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с выбранными методами диагностического исследования нами было выявлено, что у 64% исследуемых детей знания, умения и навыки по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством на стадии формирования, у 24% - не сформированы и лишь только у 12% сформированы. Исходя из этого можно сделать вывод, что мало ведется работы педагогами по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством.
Кибрик Е. писал о том, что педагог должен стимулировать проявление у детей интереса к народным промыслам, декоративно-прикладному искусству, изобразительному искусству разных видов, выразительным образам и изобразительным материалам, к необычным и красивым архитектурным сооружениям, к архитектуре малых форм (оградам, решеткам, фонарям, беседкам) с помощью мультимедийных ресурсов [5]. Исходя из этого следует, что как раз мультимедиа несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у детей систему мыслей-образов. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о ребенке. Именно ему, с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.
В примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство» указывается, что «воспитатель должен развивать у детей умение эмоционально откликаться на художественные образы графики, живописи, скульптуры и архитектуры, оценивать их, понимать выразительность художественного образа, формулировать собственное суждение, предпочтения» [1]. Но также ему нужно воспитывать в дошкольниках уважительное отношение к промыслам родного края, интерес к посещению музеев, галерей, обогащая опыт детей посредством организации детско-родительских проектов, образовательных прогулок. Для обогащения представлений детей о декоративно прикладном-искусстве педагог должен объяснять: назначение и особенности декоративно-прикладного искусства (яркость, нарядность, обобщенность, декоративность, которые проявляются как в цветном декоре, так и в конструкции самого предмета); единство эстетического (красота) и утилитарного (польза), связь декора с назначением предмета; традиционность образов, узоров, орнаментов и отражение в них природы. Используя мультимедийные ресурсы в ознакомлении с декоративно-прикладным искусством ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень.
Воспитатель должен знакомить детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством разных видов (игрушки, утварь, одежда, предметы быта) на примере различных промыслов (игрушки из глины, щепы, дерева, соломы, папье-маше, лоскута; предметы быта из бересты; кружево, вышивки разных областей Белгородчины; ткачество и ковроткачество; плетение, аппликация; изделия из теста; роспись и резьба по дереву; керамическая посуда Белгородчины). Объяснять своеобразие декоративно-прикладного искусства.
Поздняк Л. В своей работе указывает, что мультимедийные презентации - это одна из самых удобных и актуальных возможностей в проведении занятий с дошкольниками. Использование мультимедийных презентаций может обеспечить наглядность, которая необходима при ознакомлении с декоративно-прикладным искусством [3]. Следовательно, ее использование способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Используя мультимедийные презентации на занятиях по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством, можно «перенестись» в различные уголки Белгородской области, например, на керамическую фабрику в пос.Борисовка, швейную фабрику «Россиянка» и швейно-галантерейную фабрику «Наяда» в г.Белгороде, и т.д. А значит будет возможность проследить, как выглядят изделия, изготовленные на данном производстве, какие элементы узоров народного искусства используются. Ведь декоративно-прикладное искусство Белгородчины считается существенной составной часть художественной культуры края.
При создании мультимедийных презентаций для занятий, прежде всего, необходимо учитывать следующие условия:
Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и иллюстраций. Фон не должен «забивать» изображение.
Слайдов не должно быть много (не более 10 с начальным и заключительным). При продолжительности занятия 30 минут, презентации отводится не более 10 минут, то есть в среднем 1 минута на слайд.
Слайды должны сопровождаться комментариями воспитателя.
Презентация не должна становиться частью занятия, она лишь должна дополнять, иллюстрировать речь воспитателя.
Также возможно музыкальное сопровождение, но только к тем слайдам, где не предусмотрено речевого.
Применение мультимедиа позволит сделать ознакомление детей старшего дошкольного возраста с декоративно прикладным искусством Белгородчины привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Именно об это рассказывает Максютова Г. Ю. в своей работе, - «По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, мультимедиа обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес» [6].
Таким образом, использование мультимедийных ресурсов в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении, а именно в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством – это одна из самых новых и актуальных проблем в дошкольной педагогике. Наиболее эффективная форма организации работы с мультимедийными ресурсами в детском саду позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и гораздо увеличить эффективность психолого-педагогической деятельности.
Список литературы:
1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - М.: Карапуз, 2009. - 312с.
3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду// Дошкольное воспитание, 1991. - № 5.- с.95-95.
4. Ермолаева Н.В. Программа по декоративно-прикладному искусству «Художники-умельцы» (для детей старшего дошкольного возраста). – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 144с.
5. Кибрик Е. Искусство и дети//Юный художник, 1995. - №2.- С. 25-42.
6. Максютова Г. Ю. Информационные технологии в иноязычном образовании успешного дошкольника//Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 60-62.