Базисом китайского мировоззрения, согласно исследованиям В. Малявина, является не индивид, а «некая жизненная общность, которая имеет иерархическую природу» (1). Коллективное единство подчиняет себе и оправдывает существование индивидуальных «я». В этом смысле, степень согласия со своей общественной средой определяет меру гармонии личности.
Такая особенность китайского мировосприятия ярко проявляется в системе воспитания. Начальный этап формирования этого чувства соотнесенности с другими людьми носит соматический характер. Это подразумевает культивацию телесной близости с родителями, особенно матерью.
В процессе воспитания в детях поощряют, с одной стороны, лояльность и следование общему благу своего коллектива (родителей и семьи), а с другой – сдержанность и скромность. И сегодня, первой обязанностью человека, невыполнение которой может повлечь наказание, в соответствии с китайским законодательством, считается забота о родителях. Основной и нерушимый закон китайского социума, трактуемый как естественная склонность человека, предписывает ограничение индивидуальных желаний вплоть до полного «умаления себя». Это проявляется в требовании максимальной сдержанности движений, владения собой и сохранения внешнего хладнокровия.
В этом смысле одних из показательных факторов формирования китайского образа мышления явилась иероглифическая грамота. Развернутая система иероглифов предполагала жесткую практику обучения, в которых нивелирована творческая составляющая. Учить грамоте в Китае по сей день начинают с малых лет. Уже в детских садах требуется неукоснительного соблюдения дисциплины, а нарушители подвергаются строгим и довольно унизительным наказаниям. Как итоги такого воспитания многие западные психологи рассматривают жизненный конформизм и отсутствие спонтанности, состязательного начала и агрессии в китайской культуре.
Малявин В.В. Управляемый Китай: старый добрый менеджмент. М.: Европа. 2007. 247с.